Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III тип





I тип

Уроки изучения художественных произведений

1. Уроки художественного восприятия (вводные уроки)

2. Уроки углубленной работы над текстом

3. Уроки, обобщающие изучение произведений

II тип

Уроки изучения теории и истории литературы

1. Уроки формирования теоретико-литературных понятий

2. Уроки усвоения научных, литературно-критических статей

3. Уроки по биографии писателя

4. Уроки по историко-литературному материалу

5. Уроки обобщения, повторения

III тип

Уроки развития речи

1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям, по произведениям литературы и искусства

2. Уроки обучения устным рассказам, ответам, докладам

3. Уроки обучения письменной речи (сочинение)

4. Уроки анализа сочинений

 

 

16Структура уроку зарубіжної літератури. Основні види роботи на уроках літератури.

Структура урока – это форма его построения и проведения

дидактическую модель урока:

I Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

II Формирование новых знаний и способов деятельности.

III Практическое использование знаний, умений и навыков.

Структура Ур зарубежной литературы определяется следующими положениями:спецификой предмета, содержанием учебного материала, характером дидактических, развивающих, воспитательных задач конкретного урока, типом и видом урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности класса, личными способностями и наклонностями учителя.

Структура традиционного или классического Ур основывается на трех основных моментах:

· опрос

· изучение нового материала

· закрепление полученных на уроке знаний.

Построить современный традиционный урок литературы – значит, определить содержание составляющих его компонентов, их последовательность, взаимосвязь

Структура урока: Организационной частью урока

Проверка домашнего задания. Третий этап урока называется Изучение или Объяснение нового материала. Четвертый этап урока – Подведение итогов урока или Закрепление материала. Цель этапа – обобщить работу класса на ур. Оценить Оценки, которые выставляются, должны быть обязательно прокомментированы учителем.

Пятый этап урока – Домашнее задание.

Основними формами роботи на уроці є індивідуальна, фронтально-колективна, групова.

Індивідуальна робота. Передбачає самостійне виконання учнем навчального завдання. самостійної роботи виконання домашнього завдання

Фронтально-колективна робота. Означає постановку перед класом проблемних питань або пізнавальних завдань, у вирішенні яких беруть участь усі учні: вони пропонують варіанти розв'язання, перевіряють, обґрунтовують, розвивають найбільш вдалі, відкидають неправильні.

Групова робота. Полягає у спільних зусиллях учнів щодо вирішення поставлених учителем завдань. Вони здійснюють планування, обговорення і вибір способів вирішення навчально-пізнавальних завдань, взаємоконтроль і взаємо оцінку

 

 

17Проблема нестандартних уроків. Вимоги до сучасного уроку зарубіжної літератури.

нестандартные (нетрадиционные) уроки: лекция-визуализация,лекция-комментарий,семинар-дискуссия,урок-поиск,игра,суд,размышление, инсценировка, конференция, «круглый стол», философский диалог, фил-кого, соц-ого исследования, психол-го литературоведческого, лингвистического исследования

Все эти уроки предполагают включение в их структуру ролевой игры, что зачастую превращает уроки в сплошные развлечения Довольно уместными они будут на заключительном этапе изучения лит. Темы

Требования к современному уроку зарубежной литературы:

· научность изложения материала (соответствие излагаемого материала современным достижениям истории и теории литературы);

· интеллектуальная загруженность урока (осмысление материала не опускается, не упрощается до уровня слабого и среднего ученика. Каждый урок должен поднимать учащихся на новую ступень развития, на новый уровень);

- сознательная дисциплина;

- готовность к уроку учителя и учащихся;

- четкое, рациональное распределение времени на уроке;

- оптимальный темп урока.

Логическая целостность: - четкое планирование урока;- отбор материала и логическое распределение его на уроке;- логические переходы от одной части урока к другой.

Психологическая целостность: - осознание учащимися цели каждого этапа ур;- активная мыслительная деятельность учащихся на ур;- работа на ур должна вызывать чувство удовлетворения; привлечение учащихся к оцениванию работы друг друга).

· Наличие ведущей мысли на уроке обеспечивает целеустремленность в прослушивании материала;

· Правильное и эффективное сочетание методов и приемов обучения;

· Соответствие путей анализа литературного произведения его жанровой специфике;

· Умелое сочетание деятельности учителя, класса и отдельного ученика. Распределение внимания учителя на всех учащихся и вовлечение их в работу на протяжении всего урока;

· Воспитательная направленность урока литературы.

Знания, полученные на уроке зарубежной литературы – это средство нравственно-эстетического воспитания.

 

 

23Планування роботи вчителя із зарубіжної літератури.

В лаборатории учителя-словесника можно выделить два вида планирования: перспективное и текущее. К перспективному планированию относятся календарные и тематические планы, к текущему – поурочные планы и конспекты уроков.

В действующих программах по зарубежной литературе для 5–11 классов указано одинаковое количество часов на год в каждом классе – 68 ч., что соответствует 2 ч в неделю, программой предусмотрено распределение общего количества часов на различные виды уроков: текстуального анализа, развития речи, выразительного чтения, дополнительного чтения, повторения и обобщения, тематического оценивания.

В перспективном планировании выделяем календарное (годовое) и тематическое планирование. Календарные планы являются обязательным документом учителя Составляются накануне учебного года. Их выполнение контролируется администрацией школы. Для составления календарных планов учителю необходимы программы по зар лит, учебники соответствующих классов, методические пособия, тексты худ пр-ний.. Разделы календарного плана: Номер по порядку. Тема урока. Программа каждого класса обозначает основные разделы, Эти разделы могут включать в себя ряд подтем. Количество часов. Дата проведения или календарные сроки.Теория литературы и новая лексика.( теор понятия,в каждом произвед ряд слов, которые требуют объяснения на уроке.) Межпредметные связи и наглядные пособия. (Из списка произведений музыки, живописи,, театра, кино учитель выбирает то, что необходимо при изучении определённой литературной темы.) Методические приёмы, Домашнее задание.

Тематический план нужен для правильного распределения внимания на изучение большой лит темы: уточнить границы темы, приготовить наглядный материал на все уроки, пересмотреть текст, уточнить главные вопросы произвед

При составлении календарного плана на год нужно учитывать длительность четвертей и семестров.

Первый семестр длится 16 учебных недель.

Второй семестр составляет 18 учебных недель.

Соответственно длительность учебных четвертей составляет:

I четв. – 9 учебных недель.

II четв. – 7 учебных недель.

III четв. – 10 учебных недель.

IV четв. – 8 учебных недель.

Итого в учебном году – 34 учебные недели.

Урок – звено в единой цепи уроков, составляющих литературную тему.

Поурочный план - наиболее конкретная и самая подробная форма плана. По степени полноты урочных планов можно три основные формы: план урока, конспект урока, план с элементами конспекта (план-конспект урока). Степень детализации поурочного плана определяется: особенностями лит материала, опытностью учителя,

Указание темы урока. ( Обычно указывается имя писателя, название произведения, его раздел.), Определение целей урока.( а) обучающий, б) развивающий и в) воспитательный характер) Оборудование урока. 5. Определение методов и приёмов работы учителя и учащихся. 6. Установление связей данного урока с предыдущими и последующими. Эта (частичного повторения материала предыдущего урока) 7. Приблизительная дозировка времени на каждый этап урока.

 

 

Види планування. Календарні плани, вимоги до їх складання.

В лаборатории учителя-словесника можно выделить два вида планирования: перспективное и текущее. К перспективному планированию относятся календарные и тематические планы, к текущему – поурочные планы и конспекты уроков.

В действующих программах по зарубежной литературе для 5–11 классов указано одинаковое количество часов на год в каждом классе – 68 ч., что соответствует 2 ч в неделю, программой предусмотрено распределение общего количества часов на различные виды уроков: текстуального анализа, развития речи, выразительного чтения, дополнительного чтения, повторения и обобщения, тематического оценивания.

В перспективном планировании выделяем календарное (годовое) и тематическое планирование. Календарные планы являются обязательным документом учителя Составляются накануне учебного года. Их выполнение контролируется администрацией школы. Для составления календарных планов учителю необходимы программы по зар лит, учебники соответствующих классов, методические пособия, тексты худ пр-ний.. Разделы календарного плана: Номер по порядку. Тема урока. Программа каждого класса обозначает основные разделы, Эти разделы могут включать в себя ряд подтем. Количество часов. Дата проведения или календарные сроки.Теория литературы и новая лексика.( теор понятия,в каждом произвед ряд слов, которые требуют объяснения на уроке.) Межпредметные связи и наглядные пособия. (Из списка произведений музыки, живописи,, театра, кино учитель выбирает то, что необходимо при изучении определённой литературной темы.) Методические приёмы, Домашнее задание. При составлении календарного плана на год нужно учитывать длительность четвертей и семестров.

Первый семестр длится 16 учебных недель.

Второй семестр составляет 18 учебных недель.

Соответственно длительность учебных четвертей составляет:

I четв. – 9 учебных недель.

II четв. – 7 учебных недель.

III четв. – 10 учебных недель.

IV четв. – 8 учебных недель.

Итого в учебном году – 34 учебные недели.

 

Поурочне планування. План, план-конспект уроку.

Поурочный план - наиболее конкретная и самая подробная форма плана. По степени полноты урочных планов можно три основные формы: план урока, конспект урока, план с элементами конспекта (план-конспект урока). Степень детализации поурочного плана определяется: особенностями лит материала, опытностью учителя,Структура поурочного плана: Указание темы урока. ( Обычно указывается имя писателя, название произведения, его раздел.), Определение целей урока.( а) обучающий, б) развивающий и в) воспитательный характер) Оборудование урока. 5. Определение методов и приёмов работы учителя и учащихся. 6. Установление связей данного урока с предыдущими и последующими. Эта (частичного повторения материала предыдущего урока) 7. Приблизительная дозировка времени на каждый этап урока.

Програми з зарубіжної літератури для середньої загальноосвітньої школи за редакцією Д.В. Затонського, їх особливості.

В 2001-2002 уч-м году вышли новые программы по зарубежной литературе под ред Д.В.Затонского, К.А.Шаховой, Е.В.Волощук. Составителями были учтены опыт, достижения и ошибки предыдущих программ и почти десятилетняя практика преподавания предмета.

Концепция программ опирается на принципы:

· антропологический (в центре внимания личность ученика, его творческое развитие, воображение);

· репрезентативный (демонстрация достижений зарубежной литературы осуществляется на лучших художественных образцах);

· взаимосвязь аксиологического, эстетического, культурологического подхода к изучению произведений в школе;

· сбалансированность между требованиями современного литературоведения и доступностью произведений для школьного восприятия.

Методологической основой курса новой программы стал репрезентативный принцип.

Особенности программ по зар. литературе 2001 года:

1)произведена количественная и качественная разгрузка программного материала.

2)разработана четкая система обзорных и монографических тем для 9-11 классов;

3)предложено несколько уровней усвоения текстов:

- в полном объеме

- в ключевых эпизодах

- изучение произведения в отрывках

- изучение произведения в обзорных темах;

4)в программные аннотации включены рубрики:

- теория литературы (очерчен минимум теоретико-лит-х понятий, необходимых ученикам для понимания, анализа и оценки художественного произведения)

- выразительное чтение (ориентирует учителя на обрабатывание основных элементов логики и техники чтения, способствует развитию внимательного вчитывания в текст и творческому отношению к прочитанному)

- заучивание наизусть (служит обогащению читательской эрудиции школьников)

- рекомендованная литература для дополнительного чтения (выступает звеном, которое соединяет изучение программных текстов и самостоятельное чтение учеников, также является резервом для возможной замены одного произведения другим)

- тематическое оценивание

5)на изучение литературного материала в каждом классе отводится 68 часов в год (2 урока в неделю), которые распределяются на:

- уроки текстуального изучения программных разделов и отдельных литературных тем

- уроки развития речи

- уроки выразительного чтения

- уроки дополнительного чтения

- уроки повторения и обобщения

- уроки тематического оценивания.

6) впервые к программам даны методические приложения, в которых названы наглядные пособия, произведения смежных видов искусства для использования при изучении практически каждой лит темы

 

Метод творчого читання, його прийоми (на конкретному прикладі).

Метод творческого чтения основан на специфике литературы как учебного предмета. изучение художественного произведения, теории и истории литературы, развитие речи.

Цель этого метода – активизация худ восприятия, формирование худ переживаний, усвоение худ особенностей произведения, другими словами, учить школьников слушать и слышать худ слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Под методом творческого чтения следует понимать деятельность учителя, управляющего чтением учащихся в целях получения ими информации из текста.

Приемы метода творч чт-я на примере изучения стиха Пушкина «Осень»:

1. Творческие задания по полученным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Обратите внимание на изменения в природе осенью. Опишите в микро-сочинении свои впечатления от наблюдений.

На уроке беседа с учениками и результаты их письменных работ будут служить мостиком к прослушиванию стиха поэта.

2. Словарная работа (объяснение непонятных слов и выражений).

В новом стихотворении нам встречается непонятные слова, выясним их значение:

· очи

· очарование

· сени

3. Выразительное чтение учителя.

4. Беседа, активизирующая непосредственные впечатления от только что прослушанного текста произведения:

· Какие картины представили вы себе, слушая стихотворение?

· Каким настроением проникнуто оно?

5. Комментированное чтение (учительские пояснения в процессе чтения, которые облегчают правильное эмоциональное восприятие).

Комментарий может быть:

· историко - культурным;

· бытовым;

· географическим;

· биографическим.

6.Обучение выразительному чтению.

7. Различные виды пересказов.

8. Устное словесное рисование.

Представьте, что вы нарисовали картину, изображающую природу осени под впечатлениями стихов А.С. Пушкина. Но мы ее увидеть не можем, поэтому вам нужно рассказать, что изображено на ваших полотнах, какими красками, тонами вы пользовались, чтобы передать свое понимание художественного произведения.

9. Прослушивание грамзаписи произведения.

виды деятельности учащихся при использовании учителем метода творческого чтения:

· чтение произведения дома и в классе;

· выразительное чтение;

· заучивание наизусть;

· прослушивание художественного чтения;

· составление плана;

· пересказы, устные и письменные отзывы о прочитанном;

· чтение по ролям;

· инсценирование;

· рассматривание иллюстраций и их оценка;

· сочинение по жизненным впечатлениям.

 

Евристичний та дослідницький методи, їх прийоми (на конкретному прикладі).

Эвристический метод (частично-поисковый) учит самостоятельному приобретению знаний под руководством учителя. Цель эвристического методаанализ произведения, входе которого:

· помочь учащимся обнаружить худ-ые, нравственные, фил-кие проблемы, поставленные писателем;

· найти пути их разрешения в тексте;

· понимать худпроизведение как единство компонентов;

· учить рассуждать, оформлять свои мысли в связной, доказательной речи.

Основные приемы эвристического метода:

1. Эвристическая беседа Она базируется на тщательно подготовленной учителем системе вопросов, творческих заданий, направленных на усвоение идейно – худ-ого содержания произведения. Через Эв беседу осуществляется анализ произведения. В процессе Эв беседы учитель подводит учащихся к самостоятельному раскрытию и пониманию темы и идеи произведения, его композиции, сюжета, системы образов. Эвристическая беседа строится по следующему плану.I. Предварительные, общие вопросы по тексту, направленные на выявление целостного восприятия. II. Вопросы, ориентирующие учащихся на пристальное внимание к художественному слову, к поэтическому образу. III. Более общие вопросы, позволяющие подвести учащихся к самостоятельному раскрытию идейно - худ содержания произведения.

2.Учебный диспут (дискуссия) Диспутом в методике принято называть устное обсуждение какого - либо вопроса по заранее продуманному плану.Основу диспута составляют различные точки зрения по тем или иным вопросам учебного материала с привлечением дополнительной литературы. В организации и проведении диспута выделяем три этапа: I. Подготовительный, за 10-12 дней до урока-диспута. Учащимся предлагаются вопросы к обсуждению, рекомендуется литература для подготовки. II. Урок-диспут. Учащимся напоминают правила и законы диспута. Учитель аргументирует выбор темы и предлагает ученикам приступить к обсуждению вопросов. III. Подведение итогов диспута. Учителем комментируются ответы и работа всех выступавших. Итогом диспута может стать письменное рассуждение по одному из вопросов прошедшего урока.

Виды деятельности учащихся при использовании эвристического метода: -анализ эпизода, нескольких эпизодов, всего произведения; -пересказ как прием анализа; -подбор цитат; анализ образа героя;сравнительная характеристика героев;выступление на диспуте;

исследовательский метод. При использовании этого метода ученики получают знания через решение системы познавательных, проблемных заданий. Цель исследовательского метода:

· готовитьучащихся к самостоятельному изучению литературных произведений;

· развивать навыки самостоятельного анализа;

· вырабатывать критерии оценки произведения;

· совершенствовать художественный вкус;

· раскрывать некоторые новые аспекты изучаемого произведения.

Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

При использовании эвристического метода учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учеников, учит собирать материал, систематизировать его, а исследовательский метод предполагает, что школьники уже овладели основными приемами работы, научились самостоятельно решать более сложные задачи, умеют применять имеющие знания к конкретному новому материалу, обоснованно и доказательно высказывают свои мысли и суждения.

Исследовательский метод применяется на уроках обычного типа, но особенно в системе семинарских занятий, литературных конференций.

Приемы исследовательского метода:

1. Проблемное обучение – создание на уроках литературыпроблемных ситуаций. В педагогической практике при изучении зарубежной литературы освоены различные способы создания проблемных ситуаций:

· сопоставление нескольких мнений о стиле, о героях, о произведении в целом;

· сравнение художественных произведений, близких по теме, жизненному материалу,отраженных в них, но различных не истолкованию, оценке сходных явлений жизни;

· сравнение литературных героев, в которых с разных позиций воспроизведен один и тот же социальный тип;

· сравнение двух редакций произведения;

2. Семинарские занятия – второй прием.Цель таких занятий – развитие навыков исследовательской работы с научной литературой. При этом ученики овладевают техническими навыками:

· составление плана доклада;

· составление тезисов доклада;

· конспектирование материала.

На первом этапе, четко продумав тему семинара, его основные проблемы, учитель предлагает учащимся выбрать интересующую их тему, по предложенной литературе готовить доклад.

Накануне урока назначаются оппоненты, каждые придумывают вопросы по разрабатываемой теме.

Второй этап – семинарское занятие. Учитель аргументирует выбор темы, показывает актуальность избранных проблем и предлагает прослушать доклады. После выступления каждого докладчика оппоненты задают свои вопросы, класс обсуждает проблему.

На третьем этапе учитель оценивает работу каждого ученика.

От учеников, естественно, не требуется научных открытий, хотя отдельные случаи в практике могут случаться.

Date: 2015-09-24; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию