Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура «Введения» к научному исследованию





 

Введение к исследовательской работе должно содержать краткую характеристику темы, показать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. В ее содержание должны быть включены следующие элементы.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Размышления студента должны быть направлены на решение следующего вопроса: Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время? Любая тема ВКР является частью более общей проблемы, существующей в науке или обнаруженной в практике. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном участке. Исследователь должен понять, что его не устраивает в уже имеющихся знаниях по данной проблеме, где он ощущает пробелы или противоречия. В описании проблемы автор ссылается на работы известных в данной области исследователей, тем самым, демонстрируя глубину понимания проблемы и уровень ее изучения. При этом, необходимо отразить АКТУАЛЬНОСТЬ именно Вашей конкретной темы, не только общую актуальность направления. Проблемы, выбираемые для исследования должны быть актуальными. Актуальность научной проблемы означает необходимость ее решения в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям современности. Актуальность темы исследования раскрывается в трех направлениях:

· Социальном. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования.

· Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса.

· Практическом. Абзац о положении дел в практике выбранной проблемы.

В результате формулировка проблемы должна звучать как вопрос, представляющий существенный практический или теоретический интерес, требующий решения. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например, «какова взаимосвязь того-то и того-то», «при каких условиях формируется…?», ««при каких социально-педагогических условиях…»

Должна быть продемонстрирована связь объекта и предмета. Традиционно на описание проблемы отводится около одной страницы введения.

Далее контекст проблемы сужается до темы исследования и обозначается ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель должна быть короткой, лаконичной и понятной. Она может выражаться в форме глагола (изучить, исследовать, разработать, апробировать или в форме существительного (изучение, исследование, разработка, апробация и т. д.). Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. То есть, автор должен понимать чего он хочет достичь своим исследованием.

Далее цель конкретизируется в СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Чтобы осмыслить задачи, студенту необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулирую задачи, следует помнить, что решая их, фактически задается программа исследования: сначала описать, изучить, дать характеристику, раскрыть, специфику, затем сделать предположение, исследовать, сделать программу и т.д. Задача представляет собой, звено, шаг, этап достижения цели. Лестница правильно поставленных задач определяет последовательность действий для решения задач. Понятно, что можно выделить значительное количество задач при достижении любой цели. Однако, необходимо выделить основные задачи. Их рекомендуется выделить не более 3-4. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

Первая – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, уточнением общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования. Вторая – теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования. Третья − практически-преобразовательная − с проведением эмпирического исследования взаимосвязи между какими-то явлениями, факторами, свойствами, динамики изучаемых факторов. В случае использования в исследовании формирующего эксперимента, с использованием авторских программ коррекционных, консультативных или профилактических мероприятий, одна из задач должна быть посвящена разработке и внедрению данной программы.

Например, Проблема, объект, предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

1. Определить теоретические основы..

2. Дать сущностную характеристику…

3. Разработать программу коррекционно-развивающей работы…

4. Выявить влияние внедрения программы на…

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

 

Далее следует описание объекта и предмета исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике и психологии – это некий процесс, некое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Это могут быть свойства личности, какая-либо сфера личности, определенные особенности людей определенного возраста или пола и т.д. Но ОБЪЕКТОМ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЛЮДИ ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ, они являются конкретной базой. Понятие ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Предметом так же может являться фактор, влияющий на объект исследования. Именно так чаще всего определяется предмет в случае проведении исследований с использованием коррекционных программ.

ГИПОТЕЗА предположение об искомом результате. Она выдвигается на основе глубокого теоретического анализа и пилотажного исследования на небольшой выборке, подтверждающего выдвинутое предположение. Может формулироваться в двух формах:

В виде импликативного высказывания «Если…, то…» (принято в педагогике).

Предположение как констатация факта, который необходимо доказать «существует связь между…» (принято в психологии).

Объект, предмет, гипотеза, цель работы должны быть согласованы с названием работы.

Для выпускной квалификационной работы определяется ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ, которая представляет собой перечень тех теорий и концепций, положений которых автор придерживается в понимании объекта и предмета исследования. Особенностью психологии является то, что в ней существует неоднозначность в понимании основных понятий и терминов, а так же в природе психических явлений. Поэтому логика исследования может быть различной и определяется теми теоретическими взглядами на изучаемое явление, которых придерживается дипломник. Во введении нет необходимости в развернутом описании данных теорий, это описание будет изложено в отдельном параграфе. По одной – две теории, объясняющих и описывающих объект, предмет, а также теория объясняющая связь между ними. Если в работе предполагается коррекционно-развивающая работа, то необходимо указать и теорию, обосновывающую вашу концепцию коррекционного воздействия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ во введении излагаются кратко, без объяснения специфики и причин, повлекших выбор именно этих методов. Их необходимо просто перечислить, используя одну из распространенных классификаций методов (например, на основе классификации Б. Г. Ананьева). В скобках указываются конкретные методики.

Организационные методы (Сравнительный, Лонгитюдный, Комплексный)

Группа эмпирических методов (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы).

Методы обработки данных (количественные (статистические): анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный; и Качественные методы: н-р, Категоризация, психологическая казуистика

Интерпретационные методы (Н-р, Генетический метод интерпретирует в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.)

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: организация, предприятие, подразделение (школа, вуз, фирма и т.п.) в котором проводилось исследование. Здесь указывается общее описание выборки (сколько человек участвовало в исследовании и основную характеристику, указывающую на обоснованность выбора данного контингента в исследовании) Например, количество мальчиков и девочек в группе, или столько-то участвовало в тренинге, а столько то –не участвовало.

Кроме того, в выпускную квалификационную работу необходимо включить практическую значимость и научную новизну.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Выпускная квалификационная работа относится к научным работам и поэтому она должна содержать в себе элементы научной новизны. Здесь должно быть описано, какие новые факты получены в ходе исследования. Это может быть неординарный методический или теоретический подход к решению практической задачи. Это может распространение результатов известных в науке исследований на региональный уровень. Это может поверка данных, полученных кем-то 10−15 лет назад. Описание научной новизны требует от автора умения взглянуть на свою работу со стороны и оценить ее на более высоком уровне. Безусловно, при определении научной новизны необходима помощь научного руководителя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить имеющуюся ситуацию в лучшую сторону. Здесь может быть описано, кем и для каких целей могут быть использованы полученные данные. Могут быть изложены предложения о проведении профилактических и просветительских мероприятий. Если автором разработана психолого-педагогическая программа, доказавшая свою эффективность проведенным исследованием, то могут быть рекомендации о внедрении данной программы.

СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рекомендуемый объем введения 4-5 страниц.

Date: 2015-09-24; view: 3065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию