Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест №3





Способ решения: выбор правильного ответ.

 

1. Цена представляет собой:

А) денежное выражение стоимости товара, работы, услуги;

Б) качественное выражение стоимости товара, работы, услуги;

В) количество валюты, подлежащей уплате за товар;

Г) показатель спроса.

2. При формировании цены как экономической категории не учитываются следующие критерии:

А) уровень потребительского спроса на товар;

Б) уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов;

В) возраст предполагаемого потребителя;

Г) возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции.

3. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

А) оптовыми и розничными;

Б) рыночными и инвестиционными;

В) свободными и регулируемыми;

Г) внутригосударственными и мировыми.

4. Мировые цены на товары определяются:

А) группой государств, заключивших соответствующее соглашение;

Б) на основании данных международных биржевых котировок;

В) государством;

Г) сторонами международных договоров поставок.

5. Подсвободной ценой понимают цену:

А) складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее;

Б) складывающуюся без контроля государства и сторон договора;

В) складывающуюся с опосредованным участием государства;

Г) складывающуюся под контролем государства.

6. Способы государственного регулирования цен подразделяются на:

А) прямые и косвенные;

Б) основные и факультативные;

В) регулятивные и спекулятивные;

Г) узкие и широкие.

7. Согласно ФЗ «Об электроэнергетике» в систему тарифов не входят:

А) тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни;

Б) тарифы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;

В) тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые энергетическими организациями;

Г) тарифы на почтовые услуги.

8. К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования не относятся:

А) фиксированных цен;

Б) установление контрагентов;

В) установление предельных (максимальных и минимальных) цен;

Г) установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения.

9. К числу мерэкономического (косвенного) регулирования ценообразования не относятся:

А) предоставление бюджетных дотаций;

Б) льготное кредитование и налоговые льготы;

В) компенсации затрат производителям;

Г) издание нормативно-правовых актов в сфере регулирования тарифов.

10. Какой орган занимается установлением государственных тарифов на тепловую и электрическую энергию:

А) Комиссия по тарифам;

Б) Федеральная экономическая комиссия;

В) Министерство финансов РФ;

Г) Правительство РФ.

 

 

Модуль 4.Конкурентное право (антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности)

Теоретические занятия (лекции) - 4 часа.

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

1. Общие положения о конкуренции.

2. Понятие и виды монополистической деятельности.

3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

4. Правовое положение антимонопольного органа.

Основные тезисы лекции:

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.

Сущность монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической конкуренцией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

- доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Типы монополий:

1) Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства. Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности данных монополий: государственные монополии; естественные монополии; монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства; монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с российским законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях». К таким сферам деятельности, в частности, относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам,

- железнодорожные перевозки,

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов,

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи,

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике,

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства, могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательской деятельности и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательской деятельности, неразвитости рынка и т.д.

В данной ситуации субъект предпринимательской деятельности на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельства о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права).

Подмонополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующиевиды монополистической деятельностихозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести:

- к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок,

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах,

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков),

- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцам либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативным правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ уполномоченных федеральных органов исполнительно власти или судебными актами,

- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования),

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар,

- сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства,

- созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам,

- установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат российскому законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Признаками недобросовестной конкуренции являются:

1) активные действия, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена. Этим недобросовестная конкуренция отличается от монополистической деятельности;

2) недобросовестная конкуренция будет рассматриваться как правонарушение, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

1) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, т.е. российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, а также индивидуальные предприниматели;

2) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

3) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики возложены на Федеральную антимонопольную службу. Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/.

Функции и полномочия антимонопольного органа определе­ны в гл.6 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно ст. 22 названного Закона антимонопольный орган выполняет следующие основныефункции:

1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Date: 2015-09-24; view: 1054; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию