Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Елена Рерих Элле Рудзите





май, 1940

Дорогая Элла Рейнгольдовна!

Спешу ответить на Ваше письмо, но не знаю, когда и как дойдёт мой ответ до Вас. Очень горюю о всех недоразумениях, возникших за последнее время среди некоторых сотрудников. Конечно, если бы основы Живой Этики жили бы в сердце, то при спокойном размышлении и дружественном обсуждении все недоумения тотчас же рассеялись бы. Каждому вступавшему в Общество предлагалось читать и изучать книги Учения по мере их выхода из печати. Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть, прежде всего, Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принеся труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни как таковое охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.

Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всём бытии. Каждая задача и план строится целесообразностью и утверждается великим законом и планом эволюции.

Если мы возьмём Евангелие, то увидим, что сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в её самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишённые этих качеств, осуждены на рушение.

Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «цель оправдывает средства». Такие сознания ещё не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является общее благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.

Как пример целесообразного действия приведу место из Евангелия от Марка, гл. 12, ст. 14–17. «Они же пришедши говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли давать подать кесарю, или нет? давать ли нам, или не давать? Но Он, зная лицемерие их, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему». Также и из Евангелия от Матвея, гл. 17, ст. 24–27. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины и подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя».

Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям и сколько целесообразности в самом поступке и словах – «чтобы нам не соблазнить их»! Но, может быть, кто-то усмотрит в этих словах Христа иезуитский ответ? Всё Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения.

Не Христос ли заповедал: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идёт, извиваясь, обходя все неровности пути, но голова её устремлена в одном направлении.

Также и в Учении сказано: «Если волна несёт ценный предмет, то не безразлично ли построение волны, важно, чтобы она донесла ценный предмет». Отравленное и затемнённое сомнением сознание и здесь учует всё ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно – кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем?

Так же точно и другое изречение – «джинны строят храмы» – будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим и поймём, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают всё худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение?

Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции – значит очутиться под пятою Гиганта?

Вы пишете – «на первом плане у нас Общество и жизнь по принципам Учения». Но так ли это? Ведь если бы Учение было усвоено и в сердце жило доверие к Учителю, то никаких тягостных недоумений, никаких душевных драм и не могло бы появиться. Правильно усвоенное Учение и любовь к Учителю приносят глубокую радость осмысленному жизненному пути и духовный восторг перед открывающимися беспредельными возможностями. Эта внутренняя тихая радость и есть наше единое неотъемлемое сокровище. Но почему так мало обладающих им? Ибо сознание и сердце, обольщённые и отягощённые земными миражами и преходящими ценностями, не могут воспринять вечных истин.

Без доверия невозможно никакое достижение, тем более духовное недоступно. Само бытие в основе своей имеет доверие, и ничто <нрзб.> не может создаться и развиваться без этого связующего элемента. Доверие есть синоним любви, и всё в мире держится лишь любовью.

Далее Вы возражаете: «Учение должно же освободить и радовать человека, но почему я измучилась этою жизнью?» На это отвечу – ибо в сердце Вашем угнездилось сомнение и Вы утеряли доверие. Во втором томе Листов Сада Марии, стр. 9, 10, сказано: «Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери и по ступеням в оковах не подняться... Понимающий дисциплину духа поймёт направление огня и дойдёт до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещён тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжёт радугу ауры. Дисциплина духа есть крылья».

Всем тяготящимся дисциплиною духа я советовала бы не насиловать себя и временно отложить книги Учения и вести ту жизнь, которая кажется легче и привлекательнее. Насилием ничего не достигается.

Ещё Вы говорите: «Я люблю ещё конкретную жизнь, хочу читать лучшие книги всех народов, следить за искусством всех стран, хочу встречаться с людьми, которые мне дают импульсы для более активной духовной жизни...» В этих вполне естественных и законных желаниях я не могу усмотреть никакого противоположения принципам Учения Жизни. Никакое осведомление или просвещение не только никогда не возбранялось Учением Жизни, но, наоборот, даже поощрялось, ибо культивированный ум, конечно, скорее оценит значение и красоту предлагаемого ему знания в книгах Учения. Потому не вижу, почему, живя по принципам Учения, кто-то должен отказаться от приобретения широкого осведомления? Учение прежде всего настаивает на расширении сознания и на приобретении точных знаний, само являясь неисчерпаемым кладезем истинного познавания. Сталкиваясь с разными сознаниями, зрелый дух утвердится в правильной оценке Учения, малоопытный же если соблазнится лёгким достижением и миражем, то пусть не страшится этого, ибо не имеет ли он перед собою беспредельность? Ошибки, отступления и страдания, порождаемые ими, часто являются лучшими учителями. Учение предлагает путь кратчайший, но если кто-то предпочтёт путь долгий, то кто может запретить ему испытать его? Кто может осудить его за это? Лишь сам он себе – судья. Но, следуя своим путём, пусть предоставит близким полную свободу выбора, пусть прекратит всякие настояния, упрёки и насилия. Каждый свободен и не может быть односторонней свободы. И в семье этот принцип должен быть соблюдён.

Так, Вы пишете: «Я думаю, что неправильно причинять человеку боль ради отвлечённой идеи, человек может развиваться постепенно». Под отвлечённой идеей, вероятно, предполагается «отвлечённость» Учения. На это должна ответить, что реальность учения может проявиться, лишь когда люди применят его в жизни. Именно беда в том, что во все времена большинство, не имея желания и силы духа приложить Учение в жизни, принимали его как нечто отвлечённое и не доступное для жизни каждого дня. Но все Учения без исключения являлись и являются самыми конкретными наставлениями для такого же конкретного приложения, и лишь духовная незрелость заставляет людей видеть в них какую-то отвлечённость. Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится, неужели же основы жизни могут трактоваться как нечто отвлечённое и нежизненное? Не прожить долго в доме, построенном на зыбучих песках. В итоге в Учении неоднократно подчёркивается, что нет никаких отвлечённостей, но лишь самые реальные, самые конкретные и неотложные указания для применения в жизни, чтобы тем скорее оздоровить тяжкую атмосферу, окружающую нашу планету и не пропускающую целительных лучей, идущих от Высших Миров. Что может быть конкретнее такого совета? «Учение, которое ведёт к истокам действительности, люди обычно называют мечтаниями» (Мир Огненный, ч.1, §132).

С Высшего Плана Бытия так называемая реальная, конкретная земная жизнь является миражем или ограниченной очевидностью, но не действительностью. И, конечно, честно мыслящий человек понимает, что всё то, что сознание и ум наш не могут охватить или постичь, остаётся для нас в области отвлечённости. Потому можно сказать, что уровень сознания должен измеряться по степени и качеству понятий, признаваемых им как отвлечённости.

Также правильно, что человек может развивать своё сознание лишь постепенно и никакое насилие в этом процессе недопустимо. Дары нового сознания приходят, когда дух готов к принятию их.

Не могу представить себе, чтобы Рихард Яковлевич был против высказанных Вами желаний. Всё лишь в Вас самих. Найдите возможность к осуществлению их. Никогда никто из нас не будет настаивать на Вашем посещении Общества или же на чтении книг Учения. Я даже советовала бы Вам реже видеться с членами Общества. Вам необходимо некоторое обновление и лучшее решение – это временно выйти из обычного окружения.

Конечно, самое огорчительное из всего, что Вы пишете, – это то, что временами вы чувствуете ненависть к Р.Я. и к Обществу. С этим нужно бороться, ибо чувство ненависти особенно сильно растёт и нет чувства страшнее по своему разрушительному действию на здоровье и на всё окружающее. Ненависть ослепляет, и человек, обуянный ею, совершает безумия.

Вы утверждаете, что «пока Р.Я. председатель, он не может писать. Да к тому же он, отошедший от жизни и литературы, потерял и стиль и путь к народу. Он обошёл все издательства, все журналы, но нигде его не печатают, то как рериховца, то как сектанта. Неужели он свой талант и творчество должен жертвовать Обществу?» На последний Ваш вопрос отвечу: конечно нет, ибо никакой талант не может быть заглушён приближением к светлой деятельности, связанной с Учением Жизни. Думается мне, что Ваша оценка положения грешит несправедливостью и, несомненно, сознание Р.Я. оплодотворилось многими идеями со времени его приближения к Истокам Вдохновения. Его последний труд о Граале полон большого значения. Труд этот увековечит его имя, хотя, может быть, придётся обождать некоторые сроки. Что же касается того, что какие-то издательства не печатают сейчас его труды, то и этому не приходится удивляться. Не находимся ли мы в самом разгаре Армагеддона, когда всё наиболее прекрасное, наиболее необходимое попирается царящей пошлостью и извращённым мышлением? Ведь и в прочих областях искусства наблюдается то же явление, когда искажённые формы и всякие «измы» диктуют моду. Наиболее честные среди таких творцов открыто называют свои творения искусством патологическим, но зато отвечающим запросам болеющих дегенерацией, давно затемнённых людей. Но также высказываемые Вами причины отказа издательств печатать труды Р.Я. [лишь][212] свидетельствуют о заболевании шовинизмом. Эта психическая эпидемия охватила сейчас многие страны, и с нею здоровые элементы должны бороться, ибо она приводит к опасным последствиям во всех смыслах.

Я горжусь, что принадлежу к стране, вмещающей бесконечное разнообразие народностей, свободно принимавшей и впитывавшей все особенности этих народностей и добровольно учившейся от своих соседей, широко и гостеприимно открывая перед ними все возможности. На все народности, населявшие нашу страну, я смотрела как на членов единой семьи, и в позднейшие годы, когда судьба провела меня вокруг света и заставила жить в разных странах, я всюду чувствовала себя не чужой и от всего сердца полюбила страну, нас приютившую. Каждый должен любить свою родину, но любовь эта должна быть мудрой. Безрассудная любовь к родине так же опасна, как и безрассудная пристрастная любовь родителей к своим детям. Нужно стремиться настолько расширить свой умственный горизонт, чтобы понять, где и в чём лежит благосостояние страны и куда устремлена мировая эволюция, чтобы попасть в её непреложный ритм. Только тогда можем мы назваться истинными патриотами. В истории немало примеров гибели стран от шовинистически настроенных представителей её. Шовинизм близок к ненависти, но ненависть ослепляет, потому шовинизм самый плохой советчик.

В Вашей стране учреждено Общество Сближения. Каждое сближение должно поощряться. Мир разрушается от человеконенавистничества, корень которого опять-таки в шовинизме. Пора бы, где возможно, вносить ноту доброжелательства и сближения.

Вы сами хотите знакомиться с искусством всех стран и обмениваться различными мнениями, потому и придерживайтесь этого доброго намерения всюду и во всём и предоставьте каждому иметь свои воззрения и мнения. Разность в мировоззрении не есть преступление, тем более что все мировоззрения изменяются по мере роста нашего сознания, и вчерашний отрицатель завтра может стать ярым апологетом и обратно.

Всё это лишь волны одного Океана Жизни. Лишь лицемерие, нечестность, жестокость, самость, корыстолюбие, похоть и грубость должны быть порицаемы. И сейчас, может быть, особенно нужно посоветовать людям не искать сучка в глазу брата, пока не вытащат бревна из своего. Страшное лицемерие вползает во всю жизнь и разлагает мышление.

Вы пишете, что в Обществе вводится какая-то партийность. Не есть ли эта партийность просто следствие большой разности в сознании? Скажем, если в какой-то группе людей имеются заражённые шовинизмом, то, конечно, всякое более широкое строительство будет встречать противодействие и терпеть ущерб. Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то ещё труднее в малые ножны вложить большой меч.

Также Вы пишете – «в своих письмах Вы говорили только о культуре и этике». Конечно, и сейчас буду говорить только о культуре и этике, ибо купол Культуры покрывает собою всё строительство жизни. Без культуры наша цивилизация являет собою зрелище дикарей, достаточно цивилизованных, чтобы уничтожать друг друга всеми новейшими техническими приспособлениями.

Благословение и помощь Учителей будут всегда с теми, кто, в широком сознании и в любви к своей родине, будет строить мосты её будущего роста и расцвета. В самых первых книгах Учения Вы имеете Указания о направлении и задачах эволюции, и потому нельзя сказать, чтобы нечто было сокрыто. Советуйте всем выйти скорее из своего скворечника. Океан Жизни испытать предлагается всем.

Также и о происходящем Армагеддоне имеются обильные предупреждения, потому все должны были бы быть на дозоре. Вместившие Учение поймут и смысл происходящего. Нужно явить некоторое терпение, и сами обстоятельства заставят многих взять обратно их суровые осуждения. надземная оценка глубоко разнится от земной. Перечтите историю народов, и Вы убедитесь, как обманчивы были суждения современников, слагавшиеся лишь на очевидностях и на местных условиях. Местные условия при мировых переустройствах имеют мало значения. Эволюция протекает потоком, захороненным глубоко под поверхностным течением. Если было бы иначе, то никакая эволюция не была бы возможна. Эволюцию строит не уходящее поколение, но нарождающееся. Потому мудр тот правитель, который предвидит, куда устремлены взоры и силы молодой силы.

Итак, любите Вашу страну всеми силами души, но любите её мудро, не отсекайте её возможностей, но радуйтесь расширению их. Грядущий Век есть Век Сотрудничества. Неужели начнёте его с разъединения? Думающие о всяких разграничениях и разъединениях закладывают причины для новых войн.

В заключение хочу сказать: не тревожьтесь, имейте терпение ещё некоторое время, всё сложится прекрасно, если изгоним раздражение, нетерпимость и злобу. Сознание многих просветится. Каждый принёсший камень на постройку Общего Блага благословен будет. Армагеддон силён, и неудивительно, если нервы людей содрогаются. Но всё же нужно хранить спокойствие, чтобы не утерять нить ведущую.

Вы заканчиваете Ваше письмо фразой: «Может быть, я нечто видела в преувеличенном виде, как это вообще в моём характере...» Это Ваше честное признание мне очень по душе. Именно, когда мы чего-то опасаемся, оно начинает принимать самые фантастические размеры и может совершенно лишить нас возможности <нрзб.> и спокойного рассуждения. Хаос мышления может породить и хаос последствий. Потому, зная за собою это свойство, мужественно боритесь с ним.

Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. Пусть временно завистники и малые сознания не могут оценить его, но он и его труды будут жить в будущем. Потому не печалуйтесь, но бодро несите ношу дней сих. Армагеддон не вечен.

Е.Р.

_______

 

 

Рихард Рудзитис Елене Рерих[213]

Дорогая, родная Елена Ивановна!

С глубочайшим переживанием всё время думаем о Вас. Я уже давно собирался писать Вам, только сомневался, живёте ли Вы в прежних местах. Да, за эти, уже ушедшие, лихие годы немецкой оккупации мы многое что пережили.

Но теперь уже всё идёт к лучшему... Наша Рига от военных действий пострадала сравнительно мало. Главное, лучшее в культуре спаслось. Из картин, к сожалению, несколько было увезено немцами.

Всё время мы радовались славным победам Великой Родины. Живу на старом месте; также и Рихард, и Гаральд, и Иван здоровы и работают на прежних поприщах.

__________

 

Указатель имён и названий

The Animal Style Among the Nomad Tribes of Northern Tibet (Звериный стиль у кочевников Северного Тибета), статья Ю.Н.Рериха. – I: 378

Bouddha et les 16 Arhats (Будда и его 16 Архатов), статья Ю. Н. Рериха. – I: 378

Brockhaus (Брокгауз), энциклопедия. – I: 324

Briva Zeme (Свободная земля), латышская газета. – I: 386, 522

The Civil & Military Gazette, индийская газета. – I: 126

Combating Ignorance (Борьба с невежеством), статья Н.К. Рериха. – I: 241

Corason (Сердце), статья Н.К.Рериха. – I: 211

Dickens Charles. – I: 516

Die sieben Prinzipien (Семь принципов), книга А. Безант. – I: 90

Episodes from an Unwritten History (Эпизоды из незаписанной истории), книга К. Брэгдона. – II: 103

Essorof Orientalisme (Расцвет ориенталистики), статья Ю.Н.Рериха. – I: 378

L'Evolution de la mort dans le regne animal (Эволюция смерти в животном мире), книга С. И. Метальникова. – I: 341

Fiat Rex (Да будет благословен Владыка!), картина Н.К. Рериха. – I: 331

Five Years of Theosophy (Пять лет теософии), сборник статей. – II: 169

Foreign Prejudice, статья Дикмана. – I: 255

From the Mountain Тор (С Горной Вершины), книга Учения Храма. – I: 45

Guru R. Р.-1:516

HaslettA.W.-II:280

Heart (Сердце), книга Учения Живой Этики. – I: 53

In Search of the Mahatmas of Tibet (В поисках Махатм Тибета), книга E.G.Schary. – II: 129

Inner Life (Внутренняя жизнь), книга Ч.Ледбитера. – I: 44

Jauna Laikmeta sievietes uidevumi (Задачи женщины Новой Эпохи), брошюра Ф.Лукина. – I: 26

Jaunakas Zinas (Новейшие известия), латышская газета. – I: 241, 386, 433, 512, 534; II: 114, 303

Jogenol, издатель индийского журнала Yoga. – I: 255

Keuchel, член парапсихологического общества. – I: 240 Klimas Petras. – I: 552

Kreuzzug gegen der Oral (Крестовый поход против Грааля), книга О. Rahn. – II: 129

Ladje. – II: 170

Latviju Kultura (Культура Латвии), типография. – I: 276

Legenden in Tibet (Легенды Тибета), книга Гильтона. – II: 169

Liber amicorum (Благородному другу), книга. – I: 273

The Lost Horizon (Потерянный горизонт), книга Гильтона. – II: 169, 362

Meyer (Мейер), энциклопедический словарь. – I: 324

Mira, индийский журнал. – I: 565; II: 229

N.K.Roerich: His Life and Creation during the past forty years, 1889–1929. (Н.К.Рерих: сорок лет жизни и творчества, 1889–1929), монография Ерёменко А. В. – I: 567; II: 174, 184, 240, 350, 406, 419

Nicholas Roerich. A Master of the Mountains (Николай Рерих. Мастер гор), монография Б. Конлана. – I: 565; II: 8, 143

Nicholas Roerich. – Trivandrum: The Travancore Humanitarian Cooperative Society, 1935. – Монография К.П.Тампи. – I: 675

Occult World (Оккульт Уорлд, Оккультный мир), книга А.П.Синнетга. – I: 314

OppertG.-II:89

Ossendowski und die Wahrheit (Оссендовский и истина), книга С. Гедина. – II: 426

Paewaleht, эстонский журнал. – I: 535; II: 120

Le Pakte Roerich (Пакт Рериха), брошюра. – I: 540

Par Reriha Muzejs (О Музее Рериха), статья Р. Рудзитиса. – I: 470

Pax Baltica. – II: 52

Peace, индийский журнал. – I: 565

The Poet's Religion (Религия поэта), статья Р.Тагора. – II: 131, 161

Rahn Otto. – II: 129

Resonans als Weltgesetz (Резонанс как всемирный закон), книга Буттерзака. – II: 292

Rigaesche Rundschau (Рижское обозрение), газета. – I: 526

Rita Daile (Красота утра), издательство Р. Рудзитиса. – I: 93

RTts (Утро), латышская газета. – I: 386

Roerich. Himalaya (Рерих. Гималаи), монография, изданная Брентано. – I: 525, 561, 565; II: 95, 540

Le role du systeme nerveux et des reflexes conditionnels dans I'immunite et I'anaphylaxie (Роль нервной системы и условных рефлексов в иммунитете и анафилаксии), книга С. И. Метальникова. – I: 341

Sejejs (Сеятель), латышский журнал. – I: 223, 245

Sadhana (Творчество жизни (Садхана)), произведение Р.Тагора. – II: 130

Sadhu Ikyananda, индийский философ, писатель. – I: 516

Schary E.G. – II: 129

Serencipity, статья Н.К. Рериха. – I: 241

Tejasingh, профессор. – I: 516

Thakur Singh, доктор. – I: 516

Tibetan Paintings (Тибетская живопись), книга Ю. Н. Рериха. – I: 378

Twentieth Century (Двадцатый век), индийский журнал. – I: 517

Ungeloste Problems der Wissenschaft (Нерешённые проблемы науки), книга A. W. Haslett. – II: 280

Upadesa Saram, книга Шри Рамани Махарши. – II: 243

Zarncke F. – II: 89

Ziemelstars (Северное сияние), издательство К. Стуре. – I: 93

 

А. И., см. Клизовский А. И.

A.M., см. Асеев А. М.

Абрамов Борис Николаевич (1897–1972), руководитель Харбинской группы Живой Этики в 30-х гг. – II: 276

Абрамов, член группы П.Ф. Беликова. – I: 406, 437, 462; II: 152

Абрамович Янис (1902–ок.1970), член Латвийского общества Рериха в 1933–39, в 1937 помощник казначея. Ведал почтовыми посылками, занимался распространением книг. Привёл в порядок библиотеку Общества. Был исключён за неуплату членских взносов. Возможно, поэтому избежал ареста во время репрессий членов Общества в 1945–48. После войны работал истопником, затем мастером ремесленного училища. Последние годы прожил в небольшом зелёном городке Икщиле, где сам построил дом. – I: 192, 278, 312, 323, 373, 394, 402, 424, 426, 451,459, 547, 561; II: 6, 87, 387, 399

Абхедананда, ученик Рамакришны. – II: 26–7

Агапов. – I: 474

Агни-Йога (Agni-Joga), издательство Латвийского общества Рериха. – I: 93, 95, 154, 183, 185, 203, 248, 300, 550; II: 262, 287, 323-4

Агни-Йога, книга Учения Живой Этики. – I: 17, 46, 49, 54, 56, 61, 70, 120, 136, 152, 170, 230, 250, 255, 265, 267, 271, 276, 279-80, 285-7, 289-91, 300, 302-3, 308, 317, 328, 335, 345-7, 350, 354, 365, 368, 385, 394, 400, 410, 414, 425, 429, 432, 434, 438, 447, 461, 468, 475, 562; II: 141, 184, 202, 217, 221, 262-4, 321, 377, 496

Аграфа, книга М.А.Таубе. – II: 254, 348

Адамович Фридрих Фрицис (1863–1933), теолог, педагог, поэт, преподаватель, с 1920 доцент теологического факультета Латвийского университета, президент Латвийского отдела Комитета интеллектуального сотрудничества при Лиге Наций. – I: 357, 367

Д'Адемар, графиня, фрейлина Марии-Антуанетты, оставившая в своих мемуарах воспоминания о графе Сен-Жермене. – II: 433, 445–6

Академия художеств, статья Н.К.Рериха. – II: 226

Акбар Великий (1542–1605), правитель Могольской империи в Индии с 1556. – I: 304

Акель, министр иностранных дел Эстонии. – I: 364, 526, 540, 565

Акментынь, генеральный секретарь Латвийского Красного Креста. – I: 363

Алатас (Alatas), издательство Г.Д.Гребенщикова. – I: 261; II: 435, 455-6

Александр I (1777–1825), российский император. – II: 271

Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. – I: 142

Александр Иванович, см. Клизовский А.И.

Александр Михайлович, см. Асеев А.М.

Александр Яковлев, статья Н.К.Рериха. – II: 118

Алексеевы Татьяна и Сергей, члены Латвийского общества Рериха. Увлекались астральными видениями. У их дочери (р. ок. 1920) тоже были астральные видения. В 1934 были исключены из Общества «за увлечение медиумизмом». – I: 170, 182, 399

Алкс Дзинтарс (1901–82), врач-хирург, гинеколог. Работал в департаменте здоровья Латвии, затем стал директором этого департамента. В 1941 был репрессирован. – II: 41, 43

Алтаир, издательство Р. Рудзитиса. – I: 19, 67

Алтай–Гималаи, книга Н.К. Рериха. – I: 11; II: 51, 62, 256, 276

Альпы, картина Н.К. Рериха. – II: 435

Аменхотеп IV (Эхнатон) (ок. 1418–1400 до н.э.), древнеегипетский фараон. – I: 109

Аморк (Amork), неорозенкрейцерский орден, основанный Луисом Спенсером. – I: 227,

Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), великий древнегреческий философ. – II: 90, 100-1

Ананда, любимый ученик Будды. – I: 239

Андар М., участник рериховского движения в США. – I: 314

Андреев Леонид Николаевич (1871–1919), русский писатель. – I: 411-2, 415-6, 456, 481, 488, 525-6, 536, 538, 546; II: 183, 206

Антоний Великий (ок. 250–356), основатель христианского монашества. – I: 266; II: 251

Антоний, митрополит Киевский. – I: 269

Аншевиц Эмилия, дочь Клементия Вайчулёниса. Член Латвийского общества Рериха. Некоторое время была директором книжного магазина при Обществе, ведала библиотекой. Работала в кассе Оперного театра, затем библиотекарем в консерватории. – II: 44–5, 230, 235, 384-5, 398, 405, 420, 471, 473, 486

Апокалипсис в оккультном освещении, книга. – I: 265

Аполлоний Тианский (I в.), великий древнегреческий философ. – I: 39, 108, 558; II: 89-91, 100, 102, 283, 302, 444

Апсит Герман (Apsitis Hermanis) (1893–1942), общественно-политический деятель, министр юстиции Латвии (1938). В 1940 репрессирован. – II: 44

Апситис (Apsitis) Александр, латышский художник. – II: 441–2, 462

Ари, журнал. – II: 333

Аринь Отилия (Anna Otflija) (1885–1945), латышская актриса. Работала в Московском латышском театре, в Новом рижском театре (1908–15), затем в Дайлес-театре. Член Латвийского общества Рериха. Старалась не только изучать, но и применять Учение Живой Этики. Р.Рудзитис называл её «преданным, реальным, помогающим человеком». «Её любили, уважали, ей можно было доверять», – вспоминала Э.Рудзите. Сердечная, душевная женщина. Она часто выступала на музыкальных вечерах Общества с чтением стихов и работ Н.К. Рериха, а также с докладами, в частности читала доклад Р. Рудзитиса о Братстве Грааля. Помогала в работе книжного магазина, продавала книги. Погибла, как и многие члены Общества, в трудные послевоенные годы от истощения организма и отсутствия лекарств. (Одним из первых приказов после установления советской власти в Латвии был: ликвидировать все немецкие лекарства в аптеках и больницах. Врачи были беспомощны при лечении больных.) – II: 184, 211, 241, 303, 466, 486

Аркадий, основатель секты Беловодская Иерархия. – II: 90

Армагеддон, картина Н.К.Рериха. – I: 315, 326, 332; II: 158, 543

Арнольдов. – I: 546

Аров, председатель Берлинского отдела общества Божественная Жизнь, сотрудник А. М.Асеева. – II: 389–90

Арсуна, художественная галерея. – I: 455, 494, 518; II: 117

Арундель (Arundale) Джордж, президент Теософского общества в Адьяре с 1933. – I: 271, 310, 483, 491, 499-500, 524; II: 18, 319, 392

Архангел Михаил. – I: 29, 115, 129, 269

Арчер (Archer), журнал. – I: 339

Асеев Александр Михайлович (1902/3 – ок. 1993), врач, издатель журнала Оккультизм и Йога. – I: 13, 25, 36, 38, 49, 109, 134, 159, 178, 180, 182, 212, 220, 230, 272, 284, 287, 290, 299, 413, 416, 429, 432, 438, 440, 446-7, 451, 454, 459, 465, 470-1, 474, 505, 517, 522, 532, 547, 550, 553, 555, 559, 563; II: 3, 11, 13-6, 24, 27, 29, 69, 78, 80-1, 83, 97, 113, 116, 135, 138, 189, 202, 204, 207, 257, 389

Аспазия (ок. 470 до н.э. –?), жена Перикла. – II: 102

Атлантида, картина Н.К.Рериха. – I: 479

Amnyma (Atputa, Отдых), латышский журнал. – I: 76, 241, 451, 470, 481

Аум, книга Учения Живой Этики. – I: 136, 138, 152, 175, 177, 182, 208, 218, 221, 228-9, 230, 232, 237, 244, 248, 250, 252-4, 258, 264, 270, 275-8, 283, 289, 293, 297, 303, 306, 310, 323, 326, 328, 332, 334, 352, 363, 372, 385, 465, 468, 562, 568; II: 14, 97, 240

Аушкап Юлий (Auskaps Julijs), латышский химик, ректор Латвийского университета в 1933–37, министр образования Латвии в 1938–40. – I: 357

Ашрам, картина Н.К. Рериха. – II: 126, 274

Б., д-р. – I: 363; II: 40

Бабенчиков Михаил Васильевич (1890–1957), искусствовед, художественный критик. Был дружен с Н.К.Рерихом с 1914, переписывался с ним вплоть до 1947. – I: 339, 354, 411, 456, 506, 551; II: 157, 174, 225

Баженов. – I: 227, 230; II: 430

Байрон Джордж (1788–1824), английский поэт. – I: 77

Балакшин П. П., сотрудник журнала Земля Колумба. – I: 219, 554

Баллод (Балодис) Францис (Balodis Francis) (1882–1947), археолог, доктор философии и истории. – I: 312, 332, 339, 351, 358, 367, 371, 412, 510, 513, 519, 547

Балод, космософ. – I: 213, 216, 222

Балтрушайтис Юргис (1873–1944), русский и литовский поэт. – I: 388, 513, 524; II: 254, 385

Бангерскис Рудольф (Bangerskis Rudolfs), генерал. – I: 360, 544

Банкей Бехари, издатель журнала Храм Мистицизма в Аллахабаде, Индия. – I: 497, 517

Барун Фёдор и Евгений, братья, члены Латвийского общества Рериха (Даугавпилсское отделение). – II: 197–8, 305–6, 362

Батурин К. В. – I: 302, 318, 413, 432, 438, 440, 446, 451, 454, 460–1, 470, 473, 476, 512, 533, 555; II: 3, 13, 69, 78, 83, 113, 116, 135, 276, 338, 347, 354, 366, 408, 409

Бебрис, полковник. – I: 510

Безант (Besant) Анни (1847–1933), президент Теософского общества в Адьяре с 1907 по 1933. – I: 90, 147, 310, 449, 468, 476; II: 168

Бейли Алиса(1880–1949), основательница общества Arcane School. – I: 342

Беликов Павел Фёдорович (1911–82), писатель, поэт, исследователь творчества Н.К.Рериха, переписывался с Н.К., Ю.Н. и С.Н.Рерихами; жил в Таллине. Работал в магазине Международная книга, где продавались советские книги, выполнял заказы Ю.Н. и Н.К.Рерихов. П.Ф.Беликов создал в Таллине свою группу изучающих Живую Этику и труды Рериха, которая стала основой Эстонского общества Рериха. Первую работу философского характера о Н.К.Рерихе Беликов написал ещё перед войной. В 60-х гг. жил в деревенском местечке Козе-Ууэмыйза, куда переехал из-за болезни (туберкулёз лёгких). После встреч с Ю.Н. и С.Н.Рерихами приступил к работе над биографией Н.К.Рериха для серии «ЖЗЛ», широко используя письма С.Н.Рериха и В.А.Шибаева. П.Ф.Беликов принимал участие в научных конференциях, посвящённых Рериху, в Москве, Ленинграде, Новосибирске, печатался в прессе. Готовил третью большую работу о семье Рерих, которая осталась незаконченной. Жена, Галина Васильевна, входила в эстонскую группу, руководимую мужем. – I: 532, 540,549, 554, 566; II: 7, 13, 19, 31, 60, 75, 82-3, 106, 108, 126, 133-4, 137, 140, 151, 153, 156-7, 176, 186, 236, 249, 256, 259, 271, 274, 296, 311, 315, 317, 320, 322, 336, 343-4, 348, 353, 355, 364, 377, 384-5, 404, 406-7

Белуха, картина Н.К. Рериха. – I: 526; II: 158

Вельский А. П., переводчик Калевалы на русский язык. – I: 401

Бёме Якоб (1575–1624), великий немецкий философ. – I: 116

Бенеш Эдуард (1884–1948), президент Чехословакии (1935–38, 1946– 48). –II:171

Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), русский художник. С 1926 жил во Франции. – I: 313, 318, 332, 339; II: 125, 296, 312, 348, 350, 353, 364,369, 376, 378, 381-2, 386, 393, 396, 405, 408, 417, 423

Бенуа, статья Н.К. Рериха. – II: 352, 545

Бергис П., адвокат. – I: 397

Берзинь Артур (Berzins Arturs) (1882–1962), директор Латвийского телеграфного агентства, писатель. – I: 4, 360

Берзинып Альфред (Berzins Alfreds), министр общественных дел Латвии. – II: 226, 233

Беседы, книга. – II: 359

Беседы с Божественной Матерью, сборник стихов Я. Карклинь. – II: 303

Беспредельность, книга Учения Живой Этики в 2-х частях. – I: 25, 49, 54-5, 91, 111, 228, 236, 542; II: 6, 141, 283, 402

Бете (Bats). – I: 169

Бетховен Людвиг (1770–1827), великий немецкий композитор. – II: 483

Билибин Иван Яковлевич (1876–1942), русский график и театральный художник. – II: 156, 381

Биография Е.П.Б., книга. – I: 500

Бирбал, советник Акбара Великого. – I: 304,499

Блаватская Елена Петровна (1831–91), великий русский философ, основательница Теософского общества. – I: 4, 14, 37, 44, 55, 116, 118, 147, 198, 281, 310, 314, 468, 472, 476, 478, 501-2, 543, 557; II: 16-7, 168, 284, 358, 360, 444, 491

Блок и Врубель, статья Н.К.Рериха. – II: 249

Блюменталь Иван (Янис) Георгиевич (Blumentals Janis) (1905–73), член Латвийского общества Рериха с конца 30-х гг., в 1940 входил в правление. Вырос в Сибири. В 30-х гг. вернулся в Латвию, работал истопником, потом мастером обувного цеха фабрики Варонис, занимался продажей продукции за рубежом. С 1937 – член коммунистической партии. В 1940–41 стал директором фабрики, редактором газеты Русский голос. Был женат на учительнице русского языка Евгении Александровне (1901–96), дочери священника, также состоявшей в Обществе. Имел двух дочерей: Марину и Наталию (ныне Виноградова). Переписывался с Е И. и Н.К.Рерих. Чтобы достать визы для въезда семьи Рерих в СССР, по настоянию советского полпредства в Латвии издал сборники Мысль и Литературные записки. Репрессирован одним из последних в 1950, отбывал заключение в Мордовии. Реабилитирован в 1954. Тяжело пережил арест, больше с друзьями из Общества не встречался. – I: 13, 362, 374, 376, 378, 384,387, 390-1, 395, 406, 426, 481, 518, 540, 549, 554, 566, 570; II: 3, 7, 13, 19-20, 34, 71-3, 75, 83, 94, 125, 147, 151-2, 173, 181, 185-6, 192, 210, 216, 226, 231, 238, 248, 251, 253, 256, 259, 261, 277, 279, 295-6, 298, 314, 318, 320-2, 325, 330, 334, 337-8, 348, 355-6, 366, 376-8, 380, 383-5, 387, 390-3, 396, 399, 400-1, 404-5, 407, 409-10, 420, 428, 433, 437, 439-40,471, 502, 518

Блюменталь Марина (ум. 1995), дочь И.Г.Блюменталя. – II: 337, 420

Блюменталь Наталия, дочь И.Г.Блюменталя. – II: 317, 420

Бобынин В. В. – I: 302-3, 365, 369, 438, 440, 461, 473-4

Богданов-Вельский Николай Петрович (1868–1945), русский живописец. С 1921 жил в Латвии. – I: 317; II: 12, 250, 316, 321, 353

Богдановы Людмила Михайловна (1904–61) и Ираида Михайловна (р. 1914), сестры. Члены Центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха. Жили вместе с семьёй Рерих в Кулу, в 1957 переехали с Ю. Н. Рерихом в Москву. – I: 9, 28, 50

Богинский. – I: 440–1

Бодхичарьяватара, буддийский трактат. – I: 84

Божественная Жизнь (Дивайн Лайф, Divine Life), журнал.– II: 223, 230, 389-90, 409, 443

Божественная Жизнь, общество. – II: 230, 389

Боккаччо Джованни (1313–75), итальянский писатель. – II: 281

Бонча-Томашевский Андрей (псевдоним Эндрю Томас, Andrew Tomas), русский эмигрант, жил в Шанхае. Автор книги Шамбала – оазис света. В 1934–35 встречался с Н.К.Рерихом. – II: 14, 16, 24, 113–4, 116, 145-6, 200, 276, 318, 322, 347, 366

Борьба с невежеством, статья Н.К. Рериха. – I: 206, 213, 218, 241

Боссом Алфред, архитектор. – II: 61

Боттичелли Сандро (1444–1510), итальянский живописец. – I: 561

Боттомлей Гордон, английский поэт, почётный советник Музея Рериха в Нью-Йорке, член Британского общества Рериха. – I: 504

Боше (Bose) Джагадис (1858–1937), выдающийся индийский учёный, сотрудник института Урусвати. – I:488, 543, 551–2

Брамапутра, картина Н.К. Рериха. – I: 294, 300, 304, 342, 486

Брамапутра, открытка. – I: 330 Брандт. – II: 35

Братство, ч. I и ч. II (Надземное), книги Учения Живой Этики. – I: 237, 353, 388, 396-8, 404, 413, 448, 466-9, 475, 487, 514, 524, 541, 544, 562, 566, 571; II: 4, 14, 45, 76, 90, 97, 115, 124, 180, 202, 204, 291, 347

Брентано, издатель монографии о Н.К.Рерихе (Grant F.R. а.о. Roerich. Himalaya. – N.Y.: Brentano, 1926). – I: 525, 546, 547

Брентон (Brunton) Паул, оккультный писатель. Писал книги на английском и немецком языках: Таинственная Индия (о Рамани Махарши) и др. – II:510

Бринтон Кристиан (1870–1942), американский художественный критик, лектор; автор ряда статей о творчестве Н.К.Рериха и предисловия к каталогу его первой выставки в Нью-Йорке. Автор книги Духовный путь. – I: 411, 456, 519, 551; II: 51, 174, 286, 323

Бродский Исаак Израилевич (1883/4–1939), русский живописец и график. С 1934 директор Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. – II: 313

Бруно Джордано (1548–1600), великий итальянский философ. – I: 543

Брэгдон Клод (Bragdon Claude) (ум. 1945), американский художник и писатель, преподаватель Института объединённых искусств, написал предисловие к первому изданию книги Н.К. Рериха Алтай–Гималаи. – I: 516; II:51, 103, 105

Будда. – I: 29, 82, 84-5, 86-7, 108,116, 172, 239; II: 45, 202, 283

Будда Дающий, картина Н.К.Рериха. – II: 158

Буддист, цейлонский журнал. – I: 497

Буковский Алексей. – II: 93

Буковский Лев. – II: 93

Булгаков Валентин Фёдорович (1886–1966), русский литератор и мемуарист, секретарь Л.Н.Толстого. Основал Русский культурно-исторический музей в Праге, для которого Н.К.Рерих предоставил несколько своих картин, находящихся ныне в Третьяковской галерее в Москве. – I: 537, 552, 554; II: 7, 34-5, 69, 74, 81, 93, 97, 108, 125, 134, 143, 145, 182, 205, 215, 218-9, 226, 275, 287, 318, 321, 329, 338-9, 344, 348, 353, 355, 365, 386

Бумбер (Bumbiere) Елена Ивановна, член Латвийского общества Рериха с 1937, руководитель группы в г. Вентспилс. Переписывалась с Е.И Рерих и Р.Рудзитисом. К ней в группу приезжали читать лекции Б.Стипрайс и др. Муж – латышский политик Валдис Бумбиерис. Имела двоих детей: дочь (р. 1921) и сына (р. 1923). В 1944 вместе с семьёй уехала из Латвии. Проживала в Нью-Йорке. Издала книгу О карме и реинкарнации в 1956. Участвовала в издании альманаха А.М.Асеева Оккультизм и Йога, в котором было опубликовано её посвящение Е.И.Рерих. – I: 216, 273, 514; II: 193-4, 217-8, 321

Бурлюк Давид Давидович (Burliuk David) (1882–1967), русский поэт и художник, написал ряд статей и небольшую монографию о творчестве Н.К.Рериха: Рерих: черты его жизни и творчества (1918‑1930). С 1920 в эмиграции – I: 339, 354, 484, 488, 496, 499, 506, 516, 525, 536, 538

Бутенек Екатерина Михайловна (Buteniece Katrina), член Латвийского общества Рериха. Швея по профессии. Искренний, правдивый человек. Состояла в группе К. Вайчулёниса. – I: 428, 543–4, 552, 557

Буттерзак, немецкий ученый. – II: 292

Буден Фёдор Антонович (Bucens Teodors) (1869–1942), член Латвийского общества Рериха с 1931, в правлении с 1939. Был казначеем Общества, одно время ведал библиотекой. Переписывался с Е.И.Рерих. Издал на свои средства книгу Оригена О Началах на русском языке. Имел четверых детей. Паул – латвийский офицер, замучен в 1941, в тюрьме в Москве; остальные трое уехали за границу: Даумант – в Австралию; Мирдза, пианистка – в Новую Зеландию; судьба четвертой – Лидии – неизвестна. Арестован 17 декабря 1940. Расстрелян в тюрьме в Астрахани. – I: 8, 138, 142, 152, 154, 156, 161-4, 168, 171, 183, 188–93, 203, 207, 213, 221-2, 227-9, 249, 251, 254-5, 258, 262-4, 266, 274, 285-7, 297, 305, 336, 385, 392, 401, 413, 421, 423-4, 431, 503, 515, 539, 542-4, 558; II: 23, 28, 65, 85, 87, 97, 205, 226, 230, 233, 238, 248, 277, 279-80, 284, 298, 302, 310, 320, 397, 466, 482-3, 502, 518

Бушман Николай, инженер. – II: 48, 154, 229

Бхавнани (Бхавани). – II: 138

Бхагавад-Гита, священная книга индуизма. – I: 217

Бхагаван, картина Н.К. Рериха. – I: 454

Бхаратбарса, индийский журнал. – II: 17

«Был ли Линкольн руководим Великими Учителями?», статья. – II: 448

Быстрое-Запольский. – I: 409

Бытие, первая книга Библии. – I: 174

Бялковский, член Латвийского общества Рериха. Ведал библиотекой и распространением книг. – I: 424,428,451; II: 6, 87

В мире символов, брошюра Ю.Н.Лукина. – I: 268

В недрах Космоса, статья Н.П. Рудниковой. – I: 46

В поисках правды, книга Е.И.Зильберсдорфа. I: 8; II: 401

Вавилов Николай Иванович (1887–1943), выдающийся русский учёный. Был репрессирован. – I: 301,480, 519, 524, 538, 546, 551

Вагнер Рихард (1813–83), великий немецкий композитор. – I: 48

Вайткус Стасис (ум. 1989), художник, скульптор. Член Литовского общества Рериха (Каунас). Был репрессирован. – I: 241, 246, 452, 548, 549

Вайчулёнис Клементий Станиславович (Voiculenas Klements) (1881 – 1940), член Латвийского общества Рериха. По происхождению литовец, родился в Литве, область Паневежис. Меценат издательства. Имел небольшую обувную фирму, жертвовал значительные средства на издательство Общества. Был добрым, сердечным человеком. Похоронен на Лесном кладбище в Риге рядом с Ф.Лукиным. – I: 8,130,141, 163–4, 166, 192, 237, 326, 336, 421, 424, 539, 542-3, 550, 553, 556; II: 5, 23, 28, 32,44, 57, 128, 186-7, 202, 212, 227, 230, 238, 251, 259, 285, 289-90, 298, 309, 314, 317, 320, 332, 343, 346, 350, 357, 360, 385, 388, 393, 420, 436, 441, 453, 456, 462, 466, 469, 471, 473, 479

Валисинга Деваприя, секретарь общества Маха-Бодхи. – I: 491

Валковский Карл Оттонович (Valkovskis Karlis) (1891–1957), член Латвийского общества Рериха со дня его основания. Бухгалтер и секретарь правления Общества. Имел двоих детей: сына Роберта (р. 1932) и дочь Майю, которые эмигрировали в 1944. Был репрессирован в 1950–56, но остался верен своим убеждениям. – I: 57, 62, 70, 91, 110, 130, 132, 134, 139, 141-3, 145, 154-5, 158, 160-2, 164-5, 169-70, 175, 180-1, 184, 188-9, 191-3, 200, 202, 206, 213, 238, 264, 304-7, 314, 317, 330, 343-4, 350, 354-7, 362, 364, 366, 374, 376, 378, 383, 418, 420, 424, 431, 436, 503, 511, 513, 515, 530, 542-3, 566; II: 4, 6, 87-8, 134, 177, 208, 211, 213, 227, 241, 250, 252, 265, 273, 276-7, 285, 302, 306, 324, 360, 397, 417, 427, 435, 437, 465, 469, 481-2, 506, 515, 522

Вальтере и Раппа (Valters un Кара), самая крупная книгоиздательская и книготорговая фирма Латвии, основанная в 1912. – I: 306, 315, 412, 454

Вандалы, статья Н.К.Рериха. – II: 22, 75, 118

Варфоломеева М.Н., член Харбинской группы Живой Этики. – I: 220, 294

Васвани Т.Л., индийский писатель. – II: 229, 239

Вашингтон Джордж (1732–99), первый президент США (1789–97). – II: 452

Вашингтонская почта (Washington Post), газета. – II: 145

Ведринская Мария Андреевна (1882/3–1948), актриса Русского театра в Латвии. Член Латвийского общества Рериха с 1931. Основала драматическую студию в Обществе. Некоторое время (в 1937) жила в Югославии. В 1944 вместе с большинством латышской интеллигенции эмигрировала, сначала в Германию, затем в Австрию. Большим событием для неё в последние месяцы жизни было письмо, полученное от Е.И.Рерих. – I: 299, 344, 421, 428, 458-9; II: 214, 227, 241, 251, 278, 465, 477, 550

Ведущая, картина Н.К. Рериха. – I: 479

Вейдле. – II: 408

Великий Учитель Илларион. – I: 116; II: 292

Великий Учитель Кут Хуми. – I: 116, 349; II: 45, 59, 324

Великий Учитель Мориа (Великий Владыка, Владыка Шамбалы, Майтрейя). – I: 3, 12, 21, 27, 29, 33, 35-40, 44-8, 60, 62-5, 97-8, 102-6, 116, 118-21, 123, 128, 131, 138, 142, 145-6, 156-9, 162, 169, 175-6, 181, 194, 201-2, 204, 207-9, 224, 226, 237, 240, 252, 256-7, 298, 306, 310-1, 348, 353, 376, 396, 424, 427, 448, 468-9, 471-2, 527, 545, 554; II: 5, 10, 26-7, 45, 56, 58-60, 70, 90, 97-8, 100, 104, 129, 148, 175, 180, 204, 218, 229, 241, 265-6, 269, 271, 273, 288, 292, 303, 322, 324, 357-8, 369, 399, 425-7,432, 453, 461, 473, 477, 490-1, 493, 496-7, 501, 503, 506-7, 512, 522, 525

Великий Учитель Ракоци. – I: 116

Великий Учитель Ясон. – II: 445

Вестник, картина Н.К. Рериха. – I: 526

Вестник, теософский журнал, издаваемый А.А.Каменской в Женеве. – I: 45, 271, 293, 310, 313, 334, 532, 538; II: 365-6, 392, 443

Вестник Гауризанкара, журнал. – II: 366

Ветров Михаил, третий секретарь советского полпредства в Латвии в 1939-40. – II: 460

Виас (Виаса) Рай Бахадур Брадж Мохан, индийский учёный, президент Индийского исторического конгресса. – I: 502, 504; II: 52

Вивекананда (1863–1902), великий индийский философ. – I: 4, 6–7, 41

Виестур (Viesture) Эмилия (1891–1947), известная латышская актриса, играла в Дайлес-театре. Член Латвийского общества Рериха. Некоторое время заведовала драматической секцией в Обществе. – I: 92, 273, 428, 487

Виестур (Виестур-Принце) Аида (1911–95), биолог, окончила Латвийский университет. Член Латвийского общества Рериха с 1932. Вышла замуж за Яниса Принциса, но вскоре развелась и стала женой врача Бергманиса, который погиб в последний год войны. В 1944 вместе с родителями уехала в Германию, затем в США, где некоторое время, по совету Е.И. Рерих, жила у Кэтрин Кэмпбелл. Её сын Юргис стал психологом. Получила в 1952–53 три письма от Е.И.Рерих. – I: 155, 164, 167, 170,177,224-6,245, 264,427,459

Вилцинь А., пастор, издавал в Латвии теологические труды австрийского пастора и музыканта Якоба Лорбера. – I: 246

Виндзорский, герцог. – II: 137, 551

Виноградов Сергей Арсеньевич (1869–1938), русский живописец. – II: 12

Виолье А., ученик Школы Общества поощрения художеств. – II: 333

Вирк А., член Латвийского общества Рериха. – II: 277, 284

Витол Язеп (Vltols Jazeps) (1863–1948), известный латышский композитор, ректор Латвийской консерватории (Музыкальной академии). – I: 360

Витязь, журнал. – II: 337

Витязь, общество. – I: 408

Вифлеемская Звезда, журнал. – I: 522

Владимирцов Борис Яковлевич (1884–1931), русский востоковед. – II: 98, 104-5, 283

Внутренние приметы творчества Рериха, статья Ю.Балтрушайтиса. – I: 388

Во власти Кармы, книга К. Принца. – I: 186, 198, 201

Во Фалипо Мари де, председатель Французского общества Рериха и Европейского центра при Музее Рериха в Нью-Йорке. – II: 134

Воган Томас (XVIII в.), алхимик и философ. – II: 444

Возрождение, газета русской эмиграции, издававшаяся в Париже. – I: 108, 219

Возрождение Азии, журнал. – I: 148, 214

Волокут волоком, картина Н.К.Рериха. – I: 526; II: 22

Вольтер, русский писатель. – I: 354

Вопросы теософии, книга. – I: 314, 318

Воронецкий. – II: 157

Воспитание духа, книга Е.И.Зильберсдорфа. – I: 8, 142, 163; II: 195

Враги Вселенной, книга. – I: 302, 341, 432, 438, 440-1, 446, 451, 455, 474, 476; II: 4,69, 338, 347

Врата в Будущее, книга Н.К.Рериха. – I: 8, 159–60, 170–1, 177–9, 182, 184-5, 187, 203, 206, 209-12, 215, 218-21, 232, 240, 252, 259, 261, 263, 265, 291, 315; II: 14, 97, 140, 237, 445

Врачи, статья Н.К. Рериха. – II: 406

Вреде. – I:212, 261, 564

Вроблевский Константин Каэтонович (1868–ок.1939), русский художник-пейзажист. Учился вместе с Н.К.Рерихом в Академии художеств у А.И.Куинджи. После 1921 жил в Польше. – II: 21, 354

Вэтра Николай (1897–1955), доктор медицины. – II: 39–41

Г.Ф., см. Лукин Г.Ф.

Гагемейстер (Hagemeister) Екатерина Фёдоровна, член группы П.Ф.Беликова. – I: 483, 505, 555, 552

Галауне Паулюс (Galaune Paulius) (1890–1988), литовский художник, искусствовед, педагог, член Литовского общества Рериха, директор Ковенского музея. – I: 509

Галилео Галилей (1564–1642), великий итальянский астроном, физик и механик. – II: 229

Галлен-Каллела Аксели (1865–1931), финский живописец и график. – I: 408; II: 63

Гамалиил, раввин. – I: 348

Гаманн, адвокат. – I: 508

Ганголи, индийский культурный деятель. – I: 488

Ганди Мохандас Карамчанд (1869–1948), индийский общественный деятель. – II: 361

Гаральд Феликсович, см. Лукин Г.Ф.

Гарепляков. – II: 187

Гартман (Hartmann) Франц (1838–1912), врач, член Теософского общества. – I: 257, 264; II: 444

Гартнер (Gartner), участник рериховского движения в США, переводчик книг Учения Живой Этики. Муж Клайд Гартнер. – I: 278, 289, 316, 326, 328, 445, 518

Гартнер Клайд (Gartner Clyde), участница рериховского движения в США, одна из основателей художественной галереи Арсуна. – I: 518

Гедин Свен Андерс (1865–1952), известный шведский путешественник, исследователь Центральной Азии. – I: 522; II: 51,426

Гельмбольдт Цецилия (ум. 1937), член Российского теософского общества. – I: 271, 293, 296, 318, 334

Генисаретское озеро, картина Н.К. Рериха. – II: 158

Георгиев Борис (1888–1962), болгарский художник. Ученик Школы Общества поощрения художеств. В 1931–35 жил в Индии, посетил Кулу. – I: 13; II: 138, 326, 334, 369, 381, 392, 406, 418

Германова Мария Николаевна, русская актриса, член Французского общества Рериха. В 1931 отошла от Учения Живой Этики и пыталась оклеветать Е.И. и Н.К Рерих. – II: 17–8

Гермес Трисмегист. – I: 60

Гертруда Великая (XIII в.). – I: 174

Герц Генрих (1857–94), немецкий физик. – II: 293

Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832), великий немецкий поэт и учёный. – II: 235, 446

Гибель Атлантиды, картина Н.К. Рериха. – II: 237

Гильтон (Hilton). – II: 169, 362, 553

Гималаи, картина Н.К. Рериха. – I: 302, 313, 331, 347, 454; II: 121, 210, 318

Гималаи, монография. – II: 154

Гитлер Адольф (1889-1945). – I: 333, 440, 474; II: 166, 177

Глямжа Ионас (Glemzia Jonas) (1900–92), один из основателей Литовского общества Рериха. Работал в области книгоиздательства. Был репрессирован. – I: 374–5, 382–3

Говинда Анагарика (Эрнст Лотар Гоффман) (1898–1985), буддийский философ, писатель. – II: 17

Голенищев-Кутузов, см. Кутузов М.И.

Голлербах Эрик Фёдорович (1895–1942), русский искусствовед, художественный критик, литератор. – I: 496–7, 506, 525, 536, 538; II: 157, 191, 206, 314, 325, 327, 334, 367

Головин, статья Н.К.Рериха. – II: 356

Головин Александр Яковлевич (1863–1930), русский живописец. – II: 356

Голос Безмолвия, книга. – II: 337

Голос народа, газета. – I: 76

Голос Правды, издательство. – I: 302

Голос Риги, газета. – II: 75

Голоса Монголии, картина Н.К.Рериха. – II: 158

Гонг, журнал. – II: 391

Гонец, картина Н.К.Рериха. – I: 261, 526; II: 93

Гонец, книга Г.Д. Гребенщикова. – II: 93

Гончарова Наталия Сергеевна (1881–1962), русский живописец, график и театральный художник. С 1915 жила в Париже. – II: 381

Гопперс Карл (Goppers Karlis) (1876–1941), генерал. – I: 360

Горное озеро. Тибет, картина Н.К.Рериха. – I: 454; II: 121

Горный Сергей (Corny Sergey), писатель. – I: 51, 250, 303, 315, 331, 412, 454, 516, 554; II: 15

Город строят, картина Н.К.Рериха. – I: 526

Горький, статья Н.К.Рериха. – I: 221, 243

Горький Максим (1868-1936), русский писатель. – I: 218, 221, 240, 415

Государственные ведомости, газета. – II: 226

Готама, см. Будда.

Гофмейстер Владимир Генрихович (Hofmeisters Vladimirs), член Латвийского общества Рериха. Репатриировался в Германию в 1939, основал группу Живой Этики. При его участии книги Живой Этики и Письма Елены Рерих были переведены и изданы на немецком языке

Леопольдом Бранштедтером в Мюнхене. – II: 324–5.

Грааль. – I: 10-1, 78, 158, 170, 172; II: 89, 98, 129, 166, 168, 227, 260, 279, 283, 295, 300, 302, 310, 314, 321, 323, 325, 328, 332, 358, 423-5, 433, 443-4, 495, 508, 534

Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960), русский живописец и искусствовед. – II: 125, 180, 183, 379, 423

Град обречённый, картина Н.К.Рериха. – I: 132, 508

Грамматчиков Николай, участник Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха. – II: 29

Грант Франсис (ок. 1892–1993), вице-президент Музея Рериха в Нью-Йорке. – I: 104, 354, 371, 411, 415, 450, 456, 474, 479, 482-3, 485, 502, 528, 539, 568; II: 174, 189, 192, 209, 221, 225, 240, 275, 286, 296, 311, 315, 329, 366, 383, 423

Гребенщиков Георгий Дмитриевич (1882–1964), русский писатель, сотрудник Музея Рериха в Нью-Йорке. – I: 4, 391, 419, 483, 518, 531, 554; II: 75, 93, 107, 117, 169, 173, 180-1, 187, 189, 208, 229, 254, 261, 277, 314, 320, 435, 456

Грёза вечности, стихотворение Ю. Балтрушайтиса. – I: 513

Гри Анри (наст. имя и фамилия Гарри Гиршфельд), журналист. – I: 243, 255

Григорович Дмитрий Васильевич (1822–99), русский писатель. – I: 341

Григорьев Борис Дмитриевич (1886–1939), русский живописец. После революции эмигрировал. – II: 31, 332

Гриднёв. – I: 461

Гринберг, лютеранский архиепископ. – I: 359, 540, 567

Гринберг Иоганн (Greenberg Johannes) (1887–1951), эстонский художник, график, скульптор, преподаватель Эстонского государственного художественного института. Принимал участие в петербургских выставках Мира искусства. Был знаком с Н.К.Рерихом. С 1920 жил в Таллине. Был официальным представителем от Эстонии на конгрессе Прибалтийских обществ Рериха в Риге в октябре 1937. Член инициативного комитета Пакта Рериха в Эстонии. – I: 511; II: 87, 155

Гриневич (Grinevic), член Литовского общества Рериха. – I: 382

Гроссе. – I: 556; II: 276, 321

Грус, домашний врач семьи Рерих в Петербурге. – II: 54

Грюнведель Альберт (1856–1935), немецкий ученый-востоковед и путешественник. – I: 44

Гуга- Чохан, картина Н.К.Рериха. – II: 64, 126

Гудков Н.Д. (1884-?), издатель. – I: 408, 412, 438, 447, 563; II: 138, 405, 554, 555

Гузик Ян. – II: 125

Гущик В., эстонский писатель. – I:408, 549, 553; II: 7, 31, 106, 127, 384, 406

Гэсэр-хан. – I: 107

Давидж (Дэвидж), редактор журнала Теософского общества. – I: 524

Дале Паул (Dale Pauls) (1889–1968), профессор Латвийского университета. Читал лекции в Латвийском обществе Рериха. – I: 240; II: 227, 245

Данилевский. – I: 369; II: 116, 138, 145-6, 318

Данте Алигьери (1265–1321), великий итальянский поэт. – II: 85, 235

Данце Ирма (Dance Irma) (1908–88), преподавательница Латвийского университета. В 1944 эмигрировала в Австралию. Руководительница организации Даугавас ванадзес. – II: 281

Дас-Гупта Кедарнат, индийский философ и историк культуры, профессор Калькуттского университета. – II: 10

Даугавинь, член Латвийского общества Рериха. – II: 46

Дворец, статья. – II: 430

Двукраев Александр Арсеньевич, домашний врач семьи Рерих в Петербурге. – II: 54

Девадатта, двоюродный брат и ученик Будды, впоследствии предавший ero.-I: 118

Декада (Roerich Museum. A Decade of Activity), юбилейный сборник, посвященный 10-летию Музея Рериха в Нью-Йорке. – II: 92

Дела человеческие, картина Н.К.Рериха. – II: 14, 97

Дергачёв, член Даугавпилсского отделения Латвийского общества Рериха. – II: 308, 325, 348, 403

Держава Рериха, статья Л.Н.Андреева. – I: 415

Держава Света, книга Н.К.Рериха. – I: 265; II: 256

Держатели, статья Н.К.Рериха. – I: 171

Дефрис. – I: 566

Джагадисварананда, индийский философ. – I: 457

Джадж Уильям Куан (Judge W. Q.) (1851–96), один из основателей Теософского общества, генеральный секретарь Американской секции ТО с 1886. – II: 284

Джинараджадаса (1875–1953), вице-президент Теософского общества (Адьяр).-1:208, 271, 334

Дзенис Буркард (Dzenis Burkards) (1879–1966), латышский скульптор. – I: 360

Дидковский Н.Н. (1887-ОК.1941), издатель. – I: 412, 563; II: 96, 254, 256, 405, 556

Дикман (Dikman), председатель Латвийского отделения общества Божественная Жизнь. – I: 255, 263, 267, 271, 274, 564; II: 65, 230, 243, 389– 90, 409, 422, 443

Дионисий Ареопагит (I в.), первый афинский епископ. – II: 426

Для вас, журнал. – I: 72, 203, 331, 440, 480, 484; II: 143, 253, 427

Для всех, газета. – I: 330, 440, 480, 484; II: 244, 253, 295, 315, 339, 347, 427

Дмитрий Донской (1350–89), великий князь Московский. – I: 29

Добротолюбие, книга. – II: 251

Донов Пётр (1864–1944), болгарский философ. – I: 198, 433, 460

Достоевский Фёдор Михайлович (1821–81), великий русский писатель. – I: 536

Доуэр Уильям (ум. 1937), второй президент (Главный Хранитель) общества Храм Человечества (с 1922). – I: 45

Драудзинь Екатерина (Катрина) Яковлевна (Draudzina Katrina) (1882– 1969), одна из первых женщин-стоматологов со специальным образованием в Латвии. Член Латвийского общества Рериха, с 1938 – член правления. Руководила группой Женского единения при Обществе. Написала несколько работ на темы Живой Этики: община, о мыслях, о смерти и др. В течение всей жизни работала над индексом книг Живой Этики, переделывала его шесть раз. Хотя все материалы индекса были изъяты при аресте, впоследствии сумела восстановить их. Ю.Н.Рерих предложил назвать этот индекс «Словником Живой Этики». Единственный сын Е.Драудзинь пропал без вести во время Второй мировой войны. Репрессирована в 1949, реабилитирована в 1954 по ходатайству Р.Рудзитиса. – I: 130, 141, 164, 166-7, 264, 350, 373, 424, 430-1, 459, 542-3; II: 6, 28, 45, 57, 61, 72, 87, 89, 96-7, 147, 172, 178, 228, 241, 265, 280-1, 302, 321, 323, 368, 396, 397, 414-5, 436, 464, 467, 475-6, 487, 499, 509, 512, 515, 518, 524-5

Древний Новгород, картина Н.К Рериха. – I: 467

Древний Псков, картина Н.К.Рериха. – I: 467

Древняя жизнь, картина Н.К.Рериха. – I: 526

Дропси, профессор, член Французского общества Рериха. – I: 468

Друг человечества, статья Е. А. Москова. – II: 46

Друг человечества, статья Н.К. Рериха. – II: 331, 339, 347

Друзьям художникам, статья Н.К. Рериха. – II: 390, 409, 422, 428

Дузе Элеонора (1859–1924), итальянская актриса. – II: 145

Дукшта-Дукшинская Вера Александровна, участница рериховского движения в Югославии. – I: 185–6, 557

Духовный путь, книга К.Бринтона. – II: 36, 323

Духовный путь Толстого, книга В.Ф. Булгакова. – II: 36

Дуцман (Ducmanis) Карлис (1881 – 1943), сенатор, латышский публицист, общественный деятель. – I: 223, 245, 256, 348, 359, 436, 487, 513, 523, 534; II: 223, 275, 430

Дювернуа (Жан Дювернуа. Рерих: Фрагменты биографии. – Рига, 1932. – Книга Э.Лихтман, написанная под псевдонимом.) – I: 552; II: 11, 92, 180

Дягилев, статья Н.К.Рериха. – II: 249

Е.А., см. Зильберсдорф Е.А.

Е.Я., см. Драудзинь Е.Я.

Евгений Александрович, см. Зильберсдорф Е. А.

Евлогий, митрополит. – I: 266, 501

Екатерина Сиенская (1347–80). – I: 174

Екатерина Яковлевна, см. Драудзинь Е.Я.

Ерёменко А.В., автор монографии о Н.К.Рерихе (N.K.Roerich: His Life and Creation during the past forty years, 1889–1929. – N.Y.: Central Book Trading Co., 1931). – I: 567; II: 174, 240, 350, 406, 419

Св. Ефрем.– II: 91

Жаков Калистрат (1866–1926), учёный, философ, писатель из России. В 20-х гг. жил в Латвии, основал философское движение Лимитизм. В Риге вышло большинство его книг. – I: 543

Жанна д'Арк (ок. 1412–31), народная героиня Франции. – I: 174, 526; II: 102, 174, 451

Жанна д'Арк, триптих Н.К.Рериха. – II: 174, 374

Жар-Птица, журнал, издававшийся в 1921–26 в Берлине и Париже. В журнале активно сотрудничали К.Д.Бальмонт, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, М. В. Добужинский, Л. О. Пастернак, В. М.Ходасевич и др. – I: 415

Жар-Цвет, картина Н.К.Рериха. – II: 8, 20, 30

Же-де-Пом, парижский музей. – II: 253, 296

Желанный труд, статья Н.К.Рериха. – I: 221

Желиховская Вера Петровна, сестра Е.П.Блаватской. – I: 557

Жемчуг исканий, картина Н.К.Рериха. – I: 561; II: 8, 20, 30

Женщина, статья Н.К.Рериха. – I: 70

Жизнь, книга Н.К Рериха. – I: 111; II: 249, 276-7

Жизнь Аполлония Тианского, книга Флавия Филострата. – I: 541

Жизнь Братства, см. Братство.

Жил ли Иисус Христос на Земле, серия статей. – II: 26, 558

Житие и жизнь преподобного отца нашего Зосимы, како ходи в Рахмани, книга. – II: 90

Завидное положение искусства в Латвии, статья. – II: 235

Зайцев, владелец книжного магазина в Харбине. – I: 205, 213, 231, 251, 294

Залькалн Янис (Zalkalns Janis) (1892–1945), латышский литератор, переводчик. Работал делопроизводителем в министерстве. Член Латвийского общества Рериха, на

Date: 2015-09-24; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию