Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА





На этапе ранней взрослости личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией.

Самооценка личности зависит от того, кем ей хотелось бы стать, какое место занять в этом мире, какими методами реализовать свои устремления,— это является критерием в самооценке собственных успехов или неудач. На самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается, если притязания личности реализуются, и понижается, если цели не удается достигнуть.

В случаях неудачи личность имеет несколько возможностей поддержания константности Я-концепции:

1) каким-то образом объяснить свой неуспех, используя рационализацию;

2) отрицать неуспех;

3) снизить уровень своих притязаний;

4) заняться другой деятельностью, в которой возможна большая успешность.

Я-концепция индивидуализирует самооценку. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.

С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций.


446 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Дифференциация Я-концепции — в структуре личности взрослого можно выделить несколько независимых Я-концепций.

Реальное Я — представление о себе в настоящий момент.

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Дифференциация Я-концепции человека выражается также в существовании реального Я и идеального Я. Взрослый человек имеет более или менее адекватное представление о себе, что является его реальным Я-образом. Кроме того, каждый взрослый человек имеет представление о том, каким он мог бы быть или каким ему хотелось быть; таким образом, его Я-концеп-ция содержит идеальный Я-образ.

Иногда идеальный образ реалистичен, иногда фантастичен. Реальный и идеальный Я-образы могут совпадать, но чаще они все же различаются. Расхождение между реальным и идеальным Я может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям.

Большое расхождение между идеальным и реальным Я человека, по мнению клинических психологов, является тревожным симптомом, поскольку указывает на неадекватность самооценки и отношения к себе, что часто приводит к эмоциональным и поведенческим неадекватностям. Такая личность не способна преодолеть «расстояние» между своим актуальным состоянием и тем, к которому стремится. В поиске выхода из этой затруднительной ситуации личность использует порой и патологические защиты. Примером таких защит является невроз или психосоматизация.

Невроз — функциональное нервно-психическое расстройство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах.

Психосоматизация — развитие функциональных и органических расстройств, заболеваний, как специфических «патологических личностных защит».

Мнение ученых

По мнению некоторых ученых, разрыв между идеальным и реальным Я может рассматриваться как признак взрослости (Кац, Зиглер, Зелк, 1975). С их точки зрения, выработка высокого стандарта идеального Я связана с развитием у личности контроля над своими эмоциональными импульсами.

Date: 2015-09-24; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию