Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные формы обучения





Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Генезис, основные направления и этапы развития экономической теории.

2. Экономическая теория, ее предмет и место в системе экономических наук.

3. Функции экономической теории.

4. Методология экономической теории.

Интерактивные формы обучения

Вид работы Название работы
1. Тренинг Промежуточное тестирование
2. Логические схемы 1. Генезис экономической науки 2. Лауреаты премии А.Нобеля
3. Эссе 1. Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то новое (Э. Бенедиктссон)
4. Тест Предмет и метод экономической теории
5. Реферат 1. Политическая экономия и экономикс: общее и особенное. 2. Место и роль экономической теории как науки в современном обществе.

Прочие формы обучения

1. Заполнение рабочей тетради

Тест

1. П. Самуэльсон определяет предмет экономической науки следующим образом:

а) экономика предполагает анализ богатства, а также является частью изучения человека;

б) экономическая наука изучает все, что связано с материальными и нематериальным богатством, которое может быть измерено в денежной форме;

в) это наука об использовании ограниченных производственных возможностей, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей;

г) это наука о взаимодействии производительных сил и производственных отношений;

д) экономическая теория является искусством.

2. Термин «политическая экономия»:

а) перестали использовать в XVII в.;

б) перестали использовать в XIX в.;

в) перестали использовать в XX в.;

г) используют до сих пор для обозначения науки о финансах;

д) используют в настоящее время в новом значении, отличном от традиционного.

3. Первой теоретической школой экономической мысли явился:

а) маржинализм;

б) марксизм;

в) меркантилизм;

г) монетаризм.

4. Кем впервые был введен термин «политическая экономия»

а) А. Тюрго;

б) К. Марксом;

в) Д. Кейнсом;

г) А. де Монкретьеном;

д) Аристотелем.

5. Главной отличительной чертой меркантилизма является:

а) развитие системы общественных институтов;

б) исследование сферы производства;

в) исследование сферы обращения;

г) товарный обмен;

д) учение о прибавочной стоимости.

6. Представителями классической школы принято считать:

а) Д. Рикардо; А. Смит;

б) Т. Мэн; А. де Монкретьен;

в) Ф. Кенэ; А. Тюрго;

г) М. Фридман.

7. Кто впервые выдвинул концепцию «чистого продукта»

а) классическая школа;

б) физиократы;

в) неоклассическая школа;

г) критическое течение политической экономики;

д) монетаристы.

8. Маржинализм положил начало:

а) трудовой теории стоимости;

б) применению математических методов в экономике;

в) применению юридических норм в экономике;

г) государственному регулированию производства и занятости.

9. Кто впервые обосновал взаимосвязь совокупного спроса, уровня занятости, предельной ставки процента, объема инвестирования:

а) А. Смит;

б) Дж. М. Кейнс;

в) Ф. Энгельс;

г) А. Маршалл;

д) Ф. Визер.

10. Среди основных функций экономической науки нет:

а) познавательной;

б) прагматической;

в) эстетической;

г) прогностической;

д) идеологической.

ТЕМА 2. Экономические системы:
структура, типы, модели

Цель изучения: раскрыть сущность экономической системы, определить ее основные элементы, выявить цели, охарактеризовать различные взгляды на тенденции развития экономических систем; выявить различия в экономической и юридической трактовке категории «собственность», определить типы и формы собственности, показать их взаимосвязь.

Экономическая система: понятие, сущность, структура. Социально-экономические системы, их характерные черты и особенности. Формационный и цивилизационный принципы периодизации социально-экономических систем. Смена цивилизаций в мире в процессе циклического развития человеческого общества. Этапы прогресса производства, экономики, общества и человека.

Прогресс экономики, общества и человека при воздействии механизма «невидимой руки» рынка А. Смита. «Созидательное развитие» Й. Шумпетера. Новый уровень потребностей людей как средство использования достижений НТР. Роль экономического уклада как части мировой цивилизации с ее экономическими законами и категориями.

Типология экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная экономика. Классификация на основе критериев сложности и изменчивости систем. Классификация экономических систем согласно представителям теории постиндустриального общества, их характерные черты и особенности.

Смешанная экономика и ее параметры. Модели смешанной экономики (американская, японская, шведская, германская, итальянская и др.). Модель новых индустриальных стран. Основные черты социально-ориентированной смешанной экономики.

Переходная экономика: основные черты, сущность, задачи, элементы. Переходная и смешанная экономика. Основные черты и противоречия прежней экономической системы. Сложности экономических условий при переходе к рынку в России.

Генезис научных представлений о собственности. Собственность как юридическая категория (право владения, пользования, распоряжения); как экономическая категория (присвоения (отчуждения), хозяйственного использования имущества, экономическая реализация собственности. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах. Пучок прав собственности (элементы по Оноре). Теорема Р. Коуза. Трансакционные издержки. Субъект и объект собственности.

Типы собственности: частная (трудовая и нетрудовая) и общая. Формы собственности: частная; государственная; муниципальная; совместная; интеллектуальная, коллективная (кооперативная), собственность общественных организаций.

Преобразование собственности. Перераспределение прав собственности и приватизация. Особенности приватизации: централизованный характер, ориентация на смешанный тип, высокие темпы процесса приватизации. Этапы и последствия российской приватизации.

Ключевые понятия: экономическая система, экономическое явление, экономический процесс, экономический механизм, экономическая деятельность, трансакционные издержки, собственность, присвоение, отчуждение, распоряжение, «пучок» прав собственности, разгосударствление, приватизация, «перечень Оноре».

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие, сущность и структура экономических систем.

2. Формационный и цивилизационный принципы периодизации социально-экономических систем.

3. Цели экономических систем.

4. Отличительные особенности моделей экономических систем.

5. Экономическое и юридическое содержание собственности. «Пучок прав собственности».

Интерактивные формы обучения

Вид работы Название работы
Тренинг Промежуточное тестирование
Экспресс-опрос Понятийно-категориальный аппарат
Логические схемы 1. Этапы прогресса производства, экономики, общества и человека. 2. Модели экономических систем. 3. Декомпозиция категории «собственность».
Эссе 1. Легко в России богатеть, а жить трудно 2. Собственность разъединяет людей. Богачи, середняки и бедняки – это реалии рыночной экономики. Вся проблема в том, сколько первых, вторых и третьих (А. Казаков, экономист)
Тестовое задание Экономические системы общества
Реферат 1. Американская экономическая система и ее функционирование. 2. Южно-Корейское чудо: причины, пути достижения. 3. Преимущества цивилизационного подхода к анализу экономических систем. 4. Модель экономического развития современной России 5. Взгляд представителей разных экономических школ на проблему собственности. 6. Роль и значение государственной собственности. 7. Частная собственность как социально – экономическая основа рыночных отношений. 8. Особенности приватизации в современной российской экономике. 9. Экономические и социальные результаты приватизации. 10. Интеллектуальная собственность: особенности, проблемы реализации.
Круглый стол Проблемы переходной экономики

Date: 2015-09-24; view: 565; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию