Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предконцертный период
В каждой из стадий работы над произведением после- довательно разрешались различные задачи. И вот оно внут- ренне освоено, оно в памяти и в «пальцах». Работа над эле- ментами и кусками все больше сменяется выразительным исполнением. Это говорит о том, что мы вступили в предкон- цертный период. Его характерная черта — это игра не для себя, а для слушателя. И этот, пока еще воображаемый, слуша- тель должен быть взыскательным. «Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер»,— учил Шуман.1 Таким мастером и стро- гим судьей может быть учитель, а лучше всего сам композитор. Как вдохновит исполнителя его присутствие! Оно не вызо- вет испуга, как это могло бы быть при живом человеке, оно мо- билизует творческие силы, делает исполнение особо требователь- ным, сосредоточенным и трепетным. Ведь это уже как бы ответ исполнителя на «письмо», полученное им от композитора в его нотной записи. В беседе-исповеди с композитором (а по существу в диа- логе с самим собой) следует обсудить исполнение, дать себе от- чет в своих удачах и неудачах, «посоветоваться» о возможных изменениях. Так, отчуждая исполнение, мы вносим ясность и в намерения и в их воплощение. Второй характерный признак, отличающий исполнение от ра- бочего проигрывания,— это как бы присвоение авторства произ- ведения. «... Когда я в концерте хорошо играю, мне кажется, что все это я сам сочинил»,— говорит Нейгауз.— «Мне начинает казаться, что я сам написал это произведение»,— вторит Гинз- бург.2 Это говорит о том, что произведение действительно 1 Р. Шуман. Избр. статьи о музыке, стр. 360. 2 А Вицинский. Психологический анализ процесса работы пиани- ста-исполнителя над музыкальным произведением, стр. 200.
освоено. Для исполнителя «освоено» равнозначно «присвоено». Еще раз вспоминаю пушкинскую Лауру: «Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце»... На этой стадии овладения пьесой особое значение приобре- тает и значительное место должна занять работа без инстру- мента — по нотам и без них — только в представлении. Способностью слуховых представлений одарены в разной степени все люди и тем более — музыканты. Но лишь немногие используют этот дар, дающий возможность услышать то, что можно охватить лишь освободившись от технических забот — от рукоделания музыки на инструменте. Может быть, излишне говорить, что произведение, как пра- вило, запечатлевается памятью уже во второй стадии. Большей частью запоминание не требует особой заботы. Ведь вниматель- ное и многократное повторение отдельных кусков и элементов во время работы осуществляется в значительной степени по па- мяти. Специального доучивания наизусть требуют лишь немно- гие куски пьесы (обычно это сложные модуляции, переходы от одной темы к другой). И все же, для уверенности и беспе- ребойности необходимо специально тренироваться в исполнении пьесы наизусть, подряд — целиком. Мало того, Гофман правильно подметил, что, безупречно исполняя пьесу в привычной обстановке, можно растеряться в непривычных условиях — в ином помещении, на другом рояле, в присутствии слушателей. И «чтобы быть абсолютно уверен- ным в своей памяти, мы должны пробовать исполнять пьесу во множестве различных мест»...1 (Физиолог сказал бы — ге- нерализовать навык исполнения.)
***
В процессе работы над пьесой (за исключением 1-й ста- дии) нельзя проходить мимо неудачи, какой бы случайной она ни казалась. В каждой из них следует заподозрить закономер- ность. «Случайность» может корениться в том, что эпизод или, хотя бы, неудавшийся момент из него, еще недоучен, то есть не найдены положения и движения рук, обеспечивающие удачу, или они еще не вошли в плоть и кровь настолько, чтобы ника- кие отвлекающие факторы не нарушали хода исполнения. Если неудача относится к нюансировке, то значит, исполнитель еще не вошел в тон пьесы настолько, чтобы нюанс стал органичным для него. Итак, при работе не давать спуску, не прощать ни одной шероховатости! Зато при исполнении, наоборот — санкцио- нировать любую неожиданность, уметь на ходу выйти из поло- 1 И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы, стр. 20.
жения, будто случившееся было так задумано. И чтобы не только слушатель, не знающий пьесы, но и знающий ее, не обратил внимания на «происшествие». Разумеется, каждый, сам играв- ший исполняемое произведение, заметит любую случайность. Но она должна быть так «обыграна», чтобы не нарушила на- строения исполнителя и не сорвала цельность восприятия слушателя. Сафонов учил, что исполнитель должен быть готов отреаги- ровать на любую неожиданность на эстраде и быстро находить средства парализовать неудачу. Для этого,— по словам Игум- нова,— надо «чтобы голова очень хорошо работала».1 Так же наставлял меня Л. Николаев, с ссылкой, как и Игумнов, на Сафонова. Ни один исполнитель не гарантирован от тех или других случайностей на эстраде. Реагируют на это различно: одни пы- таются так «зазубрить» пьесу, чтобы «руки сами играли», то есть довести заучивание до предельного автоматизма, другие считают, что «целесообразно оставить интерпретацию в состоя- нии «полуфабриката», завершительная «подгонка» которого осу- ществлялась бы на каждом концерте заново в соответствии с обстоятельствами момента».2 Я же думаю иначе. Чем прочнее заучено какое-либо дей- ствие, тем легче оно поддается варьированию, тем свободнее им распоряжается человек. Так оно происходит с любым с детства заученным навыком, так бывает и с музыкальным исполнением. Следовательно, речь должна идти не о том, чтобы позволить себе выносить на эстраду «полуфабрикаты» — недоноски, а о том, чтобы метод повседневной работы был таким, при кото- ром вырабатывались бы не косные навыки-рефлексы, а гиб- кое человеческое умение. Изготовление «полуфабриката» для опытного артиста не так уж трудно. Его нередко получают при первом же прочтении пьесы. Основной труд бывает посвящен именно доведению по- луфабриката до уровня произведения искусства, до полного со- зревания концепции исполнения, до последнего чекана частно- стей и до бескомпромиссного владения техникой воплощения. Всему должна быть найдена мера. Мера же может быть различ- ной не только для каждого исполнителя, но в значительной сте- пени и для каждого исполнения тем же исполнителем того же произведения. Не зазубривать нюансы исполнения, следовательно, и необ- ходимые для них пианистические движения, а испытывать 1 А. Вицинский. Психологический анализ процесса работы пиани- ста-исполнителя над музыкальным произведением, стр. 210. 2 Г. Коган. Работа пианиста, стр. 173.
их на практике, все время несколько видоизменяя условия при- менения. Видоизменяться могут не только пианистические дей- ствия, но и движения, которыми они осуществляются, то есть одно и то же действие может осуществляться работой разных мышечных групп. Для этого все должно быть выучено не более или менее хорошо, не на 4+ и даже не на 5, а на 5+! Этого требуют подлинные «сюрпризы» публичного исполнения: кап- ризы памяти и, реже, технические срывы. Того же требует пол- ная самоотдача творчеству. Закономерность, о которой сказано, действительна не только для двигательных навыков. Она сохраняет силу и для умствен- ных и для эмоциональных процессов. О каких же еще «сюрпризах» можно говорить? Обычно имеются в виду неожиданности, рождаемые акусти- ческими свойствами зала, механическими и акустическими — инструмента, поведением публики, собственным самочувствием. Сказываются они на темпе, ритме, динамике и других художе- ственно-технических качествах исполнения. Но разве этого пу- гается исполнитель? Разве они влекут за собой срывы испол- нения? Конечно, не они. Разумеется, тому, «кто всегда готов к подобным изменениям, у кого хорошо развиты быстрота реакции, находчивость, фан- тазия — тому не страшны никакие случайности, они могут даже сослужить ему хорошую службу...» 1 Уже за две недели до выступления концертная программа должна быть готова, то есть должна идти без сучка, без задо- ринки Такой срок называют Флиер и Гинзбург. И здесь на- чинается выгрывание в нее уже с прицелом на предстоящее эстрадное исполнение. «Тут увлекаешься музыкой, отдельными кусками вещи, эмо- циями,— говорит Флиер.— Я всегда помню, что для кого-то буду играть...» «Я играю не для себя, а для слушателей»,— поясняет Гинзбург. После этого следует важное добавление: «И я могу почувствовать, например, что фраза вышла плоская, что она не дойдет до слушателя. Начинаешь искать — почему 1 Г. Коган. Работа пианиста, стр. 172. Вспоминаю эпизод, имевший место на одном из моих студенческих вы- ступлений в консерватории. Играл я Концерт ре минор Рубинштейна. В конце импозантного вступления, при переносе левой руки во втором из широко арпеджированных аккордов на доминанте, я вместо ля попал на си. Чтоб оправдать случившееся, решил продолжать мелодический ход верхнего голоса, и в третьем аккорде сыграл до-диез — вводный тон в следующее по музыке — ре. Получилось, конечно, хуже, чем было задумано Рубинштей- ном, но лучше, чем если бы я «сознался» в неудаче. После экзамена и Л. Николаев и А. Глазунов хвалили меня за находчивость. «Так должен поступать музыкант!» — сказал наш маститый директор.
так получилось... Начинаешь вдумываться, всматриваться в то, что написано у автора, стараешься почувствовать это...»1 Существенное значение придает он репетициям, которые должны протекать в обстановке, приближающейся к концерт- ной, вплоть до света на эстраде. «Я приезжаю на репетицию с неразыгранными руками... Я хочу выходить из положения при любом состоянии рук. Я делаю антракты там, где они должны быть, и отдыхаю положенное время. Всю программу от начала до конца я играю, ничего не пропуская, независимо от того, что есть вещи, которые волнуют больше или меньше, потому что каждое новое произведение создает определенное со- стояние рук и мысли... Это как бы генеральная репетиция... И на второй репетиции я так же буду играть...» При этом Гинзбург стремится беречь силы, не позволяет себе увлечься, не доводит исполнение до «предельных граней». Интересно, что это делается бессознательно и даже вопреки намерениям. «По возможности я буду играть в полную силу, буду пытаться «изображать концерт» (разрядка моя.— С), но это мне никогда не удается. Я не могу заставить себя играть так, как я буду играть для публики».2 Следовательно, репетируются не пьесы, а концертное выступление со всеми привходящими об- стоятельствами. Об этом говорят многие пианисты. Зак после того, как вы- учит пьесу, старается возможно больше «играть». «Тут есть нацеливание на эстраду и не только исполнительское, но и чисто физическое...» Он тренируется в темпе, играет с та- ким же запалом, как на концерте, «чтобы эстрадное волнение и напор не были неожиданными. Я представляю себе звучание для Большого зала консерватории, и так и играю»,— говорит он. Причем такое исполнение чередуется с работой в медленном темпе. О том же говорит Л. Оборин: «Теперь... мне уже хочется сыграть так, как я бы сыграл на эстраде... и начинаешь приме- нять в исполнении масштабы эстрадных требований... При этом обнаруживаются различные недостатки, которые тут же начи- наешь „чистить"». Но наступает момент, когда исполнитель должен сказать себе: «Довольно! Пора вынести произведение на эстраду. Мне удалось воплотить самое важное». Рембрандт считал, что кар- тина только тогда закончена, когда художник осуществил свои намерения. Говорят — «лучшее — враг хорошего». Этот мудрый афо- ризм надо понимать двояко: он призывает к бесконечному 1 А. Вицинский. Психологический анализ процесса работы пиани- ста-исполнителя над музыкальным произведением, стр. 200. 2 Там же, стр. 271.
совершенству — к «лучшему» и тут же предостерегает от опас- ности, добиваясь лучшего, погубить достигнутое хорошее. Крам- ской поучал архитектора И. Ропетто: «...не думайте, что Вы можете легко улучшить и, перекомпоновывая, получить еще бо- лее интересное. Уверяю Вас,— заблуждение. Почему заблужде- ние, когда Вы чувствуете себя в силах сделать еще более кра- сиво? Я знаю из наблюдений многих годов над композито- рами (!), живописцами и архитекторами,—общее заблуждение: что когда достигнут смысл, выражение, то обыкновенно думают, что можно еще улучшить. Вот эта-то мысль и есть за- блуждение. Психологический закон тот, что если данная форма раз выражает задачу, всякая другая будет хуже».1 Видимо, это интуитивно понимал Чайковский, когда писал Балакиреву по поводу сочиняемой увертюры «Ромео и Джульетта»: «...хочу показать ее вам уже совершенно готовою. Ругайте ее тогда, как хотите; я все приму к сведению и в следующем сочине- нии постараюсь сделать лучше!»2 (разрядка моя.— С). Подчеркнутые мною слова говорят о том, что Чайковский отказывается от переделок, опасаясь, что «только хуже сде- лает». Так он пишет по поводу симфонии «Манфред» (там же, см. стр. 91). Если речь идет не о существенных, коренных поправках исполнения, а лишь о деталях, то и здесь следует опасаться, что даже действительное улучшение их может породить несоот- ветствие с уже законченным целым. Ведь в художественном произведении все взаимосвязано. И в заключение еще одно соображение: работа окончена, когда стерты все следы затраченных усилий и с лица стерты следы рабочего «пота». Сомнительна похвала исполнителю, когда говорят: «видно, он хорошо поработал над пьесой (или «хорошо проработал пьесу»)». Это значит, что он еще не дорабо- тал ее! Ни в стихах Пушкина, ни в картинах великих мастеров не виден тот труд, который обеспечивает непосредственность выражения и его непринужденность. Трудности преодолены. Они стали легкостями или, во вся- ком случае, воспринимаются как легкости. В старом анекдоте один простак на вопрос — умеет ли он играть на рояле? отве- тил: «Не знаю. Не пробовал». Должно быть он посещал кон- церты отличных пианистов. Их игра казалась ему такой простой и легкой, что ему думалось: «Не так уж оно трудно. Пожалуй, и я так могу!» Недаром об искусстве пианистов говорят не как о работе, а как об игре, то есть как о действиях, которые сами 1 П. Крамской. Письма, т. II, М., Изогиз, 1937, стр. 434. 2 «Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским», Спб.— М., Ю. Циммерман, стр. 41.
по себе доставляют удовольствие и пианисту и его слушателям. Таким должно быть художественное исполнение. В работе сменяются поиски, зубрежка, достижения, сомне- ния, разочарования и снова поиски, пока не приходит хоть и ожиданный, но всегда вдруг наступающий день, когда ви- дишь афишу, извещающую о предстоящем концерте. Сразу же резко меняется самочувствие и в работе наступает перелом. Поиски, пересмотры сменяются приспособлением уже достигну- того к публичному отчету. В зависимости от склада натуры и воспитания, одни пу- гаются, никнут — у них все перестает выходить—хоть отклады- вай концерт! Другие возбуждаются — без конца проигрывают концертный репертуар на полном накале, в темпах, которые им трудно сдержать. Но проходят дни, и те и другие успокаи- ваются. Они начинают разумно подготавливать себя к выступ- лению технически и психически. И вот наступают последние предконцертные дни. Жизнь и опыт вырабатывают у артиста более или менее здо- ровые реакции на переживания в этот период. Речь идет как о бытовом поведении, так и о пианистической работе. Первое решается проще. Вряд ли могут быть не только раз- ногласия, но хотя бы сомнения в том, что в последние дни и тем более в день концерта решительно противопоказано не только физическое утомление в каком бы то ни было виде, то есть утомление от ходьбы, от любого физического труда и, тем бо- лее, от занятий за роялем, но и утомление внимания и эмоцио- нальной сферы сильными переживаниями, хотя бы интерес- ными, приятными или радостными. В предконцертные дни, особенно в последний, надо охра- нять себя от затраты нервной энергии, но не создавать атмо- сферу оранжереи. (Подробно об этом я писал в книге «Гигиена и режим работы пианиста».) Неутомительные прогулки, при- ятно, но не сильно возбуждающие впечатления, в спокойной обстановке протекающие репетиции. В крайних случаях, когда нервы чрезмерно возбуждены, допустимо прибегнуть к лекар- ственному воздействию. В день концерта не следует обременять себя пищей. Она не должна быть тяжелой, острой. (Последний прием должен быть за 4—5 часов до концерта!) Но голодать в этот день не- разумно. Ибо чувство голода, хоть и в меньшей мере, но тоже плохой попутчик на эстраду. Алкоголь перед выступлением так же противопоказан артисту, как запрещен водителю ав- томобиля. Режим питания — серьезный фактор успешности выступления. Недаром ему уделяют внимание все артисты (Говорят об этом А. Корто, М. Андерсон, Ш. Мюнш и др.).
Теперь о рабочем режиме в эти дни, вплоть до по- следнего, и даже до выхода на эстраду. Напрашивается аналогия между состоянием и поведением концертирующего артиста и участвующего в соревновании спортсмена. И у первого и у второго можно различать три пе- риода, каждый со свойственными ему особенностями психиче- ского состояния и требуемого поведения. Спортсмены говорят о раннем предстартовом состоянии, на- ступающем когда спортсмен узнает о дне соревнования, отличая от него предстартовое на стадионе до выступления. О самом состязании говорится, как о стартовом состоянии. У нас этому соответствуют периоды, когда появляется афи- ша, извещающая о предстоящем концерте, весь день концерта вплоть до облачения в концертный костюм и пребывания в ар- тистической концертного зала и, наконец, собственно концерти- рования. Спортивная методика рекомендует в день состязаний не только общую разминку, но и разминку, имитирующую пред- стоящее действие. Этим настраиваются нервные координацион- ные механизмы. У музыканта-исполнителя такая настройка дол- жна положительно сказаться на эмоциональной, слуховой сфере и, в частности, на памяти. Возникают два основных вопроса: заниматься ли в эти дни столько же, сколько в обычные, а также чем и как заниматься? И на тот и на другой вопрос практика виртуозов дает раз- ные ответы. Сколько нужно заниматься?—на это арифметиче- ски не ответишь. Норма зависит от того, к чему приучил себя пианист. Для одного это — четыре или даже два часа, для дру- гого — восемь. Важно не только число часов, проведенных за инструмен- том, но и то, чему посвящена работа и к а к она протекает. Первый вопрос слился со вторым. Ведь различны по утомительности игра в быстром, медлен- ном и среднем темпе, наизусть и по нотам, разучивание нового и повторение старого, удающегося и неудающегося, с эмоцио- нальным переживанием исполняемого или «абстрактно» и т. д. Все это, разумеется, должно быть учтено. Учтены должны быть также и способные нервировать факторы. Прав Коган, пре- достерегая против того, чтобы напоследок пытаться еще и еще прочнее зазубрить пьесу и, того хуже, исправить обнару- женную недоделку или переделать что-то в исполнении. «То, что доделывается наспех, в последний момент, либо вообще не поспевает к сроку, либо — в лучшем случае — скрепляется на «живую нитку», не «вросшую» еще в автоматизированную ткань целого; естественно, что оно почти никогда не получается на
эстраде, а лишь портит, разлаживает исполнение всего куска» (а то и всей пьесы). Приходится отложить доделку на потом. Готов согласиться с Коганом, что на худой конец «лучше уж, чтоб исполнитель был «в форме», а пьеса — не совсем, нежели наоборот».1 Но не все пианисты способны в одинаковой мере отвлечься от работы над программой концерта и, как Коган, в последние дни работать за роялем уже над следующей программой, не притрагиваясь к тому, что предстоит играть в ближайший вечер.2 Посмотрим, как в предконцертный период готовятся к вы- ступлению пианисты. Начну с Метнера и Рахманинова. Метнер дает себе ряд наставлений. «Перед исполнением, то есть накануне концерта оставить грубую гимнастику и т р е - нировку!! Не доводить руку и слух до утомления! Упраж- нять только удобство, легкость и гибкость рук и главное — красоту звука! Чтобы не утомляться, играть больше (перед концертом) в среднем темпе, средним звуком с минимумом пе- дали. Таким образом проигрывать все пьесы целиком! Перед концертом не утомлять себя ни излишней быстротой, ни излиш- ней медленностью, ни силой... Никакого насилия!!»3 В разных местах «дневника» варьированно повторяются те же положения: «Уступать утомлению. Помимо детальной зуб- режки все время проигрывать с начала до конца все пьесы программы... в среднем темпе со всеми оттен- ками. Спокойное проигрывание всей программы. Тренировка трудных мест. Перед концертом играть все спокойно и ровно, но дать свободу мысли и воображению!.. Все без педали и в среднем темпе. Закрывать глаза и помнить, что все дело в непротивлении волнам художественных образов, чувств. Только эти волны могут смыть все волнение». (Курсив мой.— С.) 4 В приведенных записях смущает требование «тренировки трудных мест» и «детальной зубрежки». Значит ли это, что тех- ническую работу над пьесами Метнер не прекращал до послед- него дня перед выступлением? К сожалению, в интересных записях-дневнике Метнера не говорится о том, как он занимался в день самого концерта. Вряд ли этот день существенно отличался от предыдущего. Но не буду гадать, а приведу режим концертного дня Рахмани- нова. 1 Г. Коган. Работа пианиста, стр. 174—175. 2 Там же, стр. 176. 3 Н. Метнер. Повседневная работа пианиста и композитора, стр. 33—34. 4 Там же.
«Вставал как всегда не поздно, часов в восемь... После ут- реннего завтрака... играл часа два, потом отдыхал, потом опять играл и опять отдыхал... В четыре часа чай, затем обед, после которого Сергей Васильевич еще раз разминает руки...» Дальше в цитируемых воспоминаниях идет фраза: «В это пред- концертное время он почти всегда играл упражнения Ганона во всех тональностях и в разных ритмических рисунках; потом сыграет два-три этюда Черни ор. 740 — и все».1 Неясно, отно- сятся ли слова «в это предконцертное время» к послеобеден- ным занятиям или ко всему, что он играл при троекратных при- сестах на протяжении всего дня? Последнему поверю с трудом. Ведь Рахманинов играл не меньше четырех часов. И все этюды и упражнения? Вряд ли. Занимаясь, Рахманинов, по рассказу М. Шагинян, любил работать над кусочками из пьес, повторяя много раз и, как совсем непонятно пишет она, «переводя их в арпеджии и прого- няя по всей клавиатуре».2 Так ли занимался он в предконцерт- ные дни и в день концерта — неизвестно. Приезжающие в Ленинград на концерты Рихтер, Юдина, Гилельс и другие московские пианисты в день концерта с утра направляются в филармонию и на эстраде, а также и в арти- стической комнате занимаются по многу часов (особенно Юдина и Рихтер). На каком материале они занимаются, я не знаю. Но вот, в 1928 году мне случайно довелось по какому-то делу зайти в филармонию днем, и я был привлечен звуками рояля, доносив- шимися из Малого зала.3 Заинтересовавшись, я увидел за ин- струментом Карло Цекки, тогда еще молодого. Он с большой настойчивостью и величайшей тщательностью повторял на раз- ные лады пассажи из IV баллады Шопена, которую вечером должен был играть в концерте. Андерсон рассказывает о себе: «В дни концертов я люблю репетировать в том же зале, где состоится мое выступление, причем в дневные часы. Перед самым концертом... я пою не- сколько гамм, а если предстоит начать программу с пьесы, пред- ставляющей какую-либо трудность, люблю «размяться» как следует, исполнив эту самую пьесу...» 4 Сопоставление разных видов подготовки непосредственно к концерту приводит к выводу, что и здесь, как во многих дру- гих случаях, нельзя установить общеобязательные законы. Раз- ный тип организации нервной системы (нервно-психической и 1 «Воспоминания о Рахманинове», т. 2, М, Музгиз, 1957, стр 94—98. 2 Там же, стр. 202. 3 Одно время фойе Большого зала филармонии было превращено в Ма- лый концертный зал. 4 Сб. «Исполнительское искусство зарубежных стран». М, Музгиз, 1962, стр. 130.
вегетативной) допускает и даже требует разных условий под- готовки. И то, в чем не нуждается пианист типа Когана, нужно, и во всяком случае желательно, для пианиста иного типа. Конечно, Коган прав, утверждая, что «техника, если она есть... за один день не пропадает...» Не нуждается в ежеднев- ных повторениях и память, как таковая. Но ведь руки не начи- наются и не кончаются работающими у пианиста пальцами, ки- стью, предплечьем и плечом. Они «коренятся» в центральной нервной системе — в мозгу. Там же «обитают» память и эмо- ции, необходимые для полной сосредоточенности на исполняе- мом и исполнении, для полной самоотдачи. Разыгрывание у лю- дей с разного типа нервной системой протекает по-разному. Рихтер, как и большинство артистов, не согласен с тем, что пианист должен быть окончательно готовым к концерту за пять дней и всегда занимается в день концерта часов по шесть. Проигрывает Рихтер отдельные места, куски и, главным обра- зом, «по-настоящему». «Только не нужно играть целиком всю вещь, чтобы не испортить ее,— предостерегает он.— Играю я всегда что-нибудь из того, что буду играть на концерте. Дру- гого никогда не играю».1 Режима, близкого к рекомендуемому Коганом, придержи- вался Г. Нейгауз. «Я замечал за собою, что когда я много занимаюсь перед концертом, то я иногда играю хуже. А когда я занимаюсь меньше, я играю лучше. Если перед концертом учишь вещи, это мешает. Надо учить раньше, а перед концертом быть готовым «вообще». В самый день концерта я должен лишь немного потрениро- ваться, а потом отдохнуть, погулять, заняться какими-нибудь другими делами, может быть, совершенно не имеющими отно- шения к музыке, и тогда отправляться на концерт. В день концерта я поиграю часа полтора-два. Иногда мед- ленно просматриваю программу концерта, проверяю, проигры- ваю совершенно бездушно... Очень часто я не трогаю перед концертом тех вещей, которые я буду играть, а повторяю дру- гие вещи».2 Одни исполнители нуждаются в валерианке, другие — в до- пинге; одним нужна предконцертная тишина и сосредоточен- ность, другим — возбуждение; одни могут отвлекаться от пред- стоящего выступления, другие должны им заблаговременно исполниться. Если Лист, по крайней мере в молодости, не нуж- дался в особых приготовлениях к концерту, то знаменитый тра- гик Томазо Сальвини в день спектакля волновался с утра. 1 А.Вицинский, Психологический анализ процесса работы пиани- ста-исполнителя над музыкальным произведением, стр. 208. 2 Там же, стр. 207.
В театр он приезжал за три часа до спектакля. Там он постепенно преображался в Отелло: гримировался, наряжался в костюм персонажа. От времени до времени он выходил из уборной на сцену, пробовал голос, делал несколько жестов... Так он посте- пенно «влезал в кожу и тело Отелло».1 Любопытно вел себя перед выступлением Н. Фигнер: он, бывало, выходил на улицу и затевал скандал с прохожими. Ка- залось бы, его несуразное поведение следует истолковать стрем- лением к разрядке нервного напряжения, а не желанием воз- будить себя, как думает Коган, приводящий этот факт. Но от известного певца С. Левика, автора интереснейших мемуаров «Записки оперного певца», я услышал подтверждение соображениям Когана. Левику было предложено спеть Троекурова (в опере На- правника «Дубровский»). Эту роль он не любил и пытался от- казаться от выступления: «мол, нет настроения!». В ответ Фиг- нер предложил: «Вот идет наш театральный парикмахер. Толк- ните его, нагрубите, обидьте, словом, поскандальте с ним. Потом извинитесь. Дадите ему трешку и он простит вас. А вы зато войдете в раж. И увидите — у вас появится настроение». Итак, каждый пианист должен поступать так, как это оп- равдано складом его натуры и опытом. Лишь одно остается общим условием — не утомляться ни физически, ни психически. Артист должен быть бодрым, полным энергии, уверенности в себе и жаждать встречи с эстрадой и слушателем. 1 См. К. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. Л.— М., «Ис- кусство», 1931, стр. 276.
|