Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физиология и философия запахаМного тайн еще хранит пространство для человека. Много тайн заключает в себе то, что люди называют материей. Все чудеса в ней, ибо вне ее нет ничего, доступного духу, но она есть во всем: и в том, что наверху; и в том, что внизу; и в мыслях и в чувствах она: материя мыслей, материя чувства, материя высших эмоций и материя низших страстей. От материи никуда не уйти. Потому Мы - материалисты, в самом широком и неограниченном понимании этого слова. Не ограничивайте ничем материю и ее проявления. Все, что видит сознание, и все, что доступно постижению, - материально. То, что нематериально, не существует ни для человеческого сознания, ни в пространстве; ни в сознании человека, ни вне его. Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только категория этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной. Но отлична она не по существу, а по форме. Дух можно противопоставить материи, но лишь так, как противопоставляются Северный и Южный полюса Земли, или магнита, или полюса электричества. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды - не более 7-ми дней, а без воздуха - считанные минуты. Абсолютно любой воздух насыщен различными запахами. «Ароматы - драгоценности этого воздуха, который дает нам жизнь, - украшают его не без причины. Не было бы удивительно, если бы эта непонятная роскошь отвечала чему-нибудь глубокому и существенному, чему-то, как нам уже сказали, скорее еще не наступившему, нежели уже минувшему», - писал М. Метерлинк. Процесс обоняния условно можно разделить на два уровня: физиологический и тонкоматериальный. Несмотря на то что физиология процесса обоняния известна далеко не полностью, тем не менее многие интересные особенности этой сенсорной системы современной наукой изучены. Сам процесс охарактеризован следующим образом: «Обоняние - это восприятие организмом определенных свойств (запахов) различных веществ». В данном определении слова «запах» и «свойство» использованы как синонимы, то есть запах является проявлением свойств того или иного объекта, явления. В данном случае свойство может быть охарактеризовано как качество, суть, сущность, основа, характеристика. Для того чтобы запах стал ощутимым, ему нужно пройти сложный путь. Слизистая оболочка носа покрыта обонятельными, опорными и базальными клетками; там где они отсутствуют, имеются свободные окончания волокон тройничного нерва. Назальные клетки - нейтральные по своей природе сенсорные клетки, а это значит, что они могут превратиться в обонятельные, но только при определенном условии: в них должна быть необходимость. Таким образом, человек у которого плохо развито обоняние, имеет возможность развивать его. Чем больше базальных клеток будет преобразовано в обонятельные, тем острее обоняние. Согласно исследованиям В. М. Бехтерева, неодинаковое развитие органов восприятия делит людей на типы с более развитым слухом, зрением, осязанием и мышечным ощущением, обонянием, вкусом. Каждый тип в свою очередь имеет большую градацию восприятия. Парфюмеры способны различать от 700 до 10 000 различных запахов и их оттенков разного уровня насыщенности, в то время как обычный человек узнает только несколько десятков наиболее часто сопровождающих его жизнь запахов. Несмотря на то что путь прохождения сигнала о том или ином запахе к ипсилатеральному полушарию большого мозга подробно изучен, до недавнего времени было неясно, как именно человек различает запахи. Оказывается, что каждый рецептор обонятельной системы узнает только один элемент многокомпонентного запаха и посылает соответствующий сигнал в мозг. Мозг соединяет многочисленные сигналы в единое целое. Так, в распознавании одного запаха иногда участвуют до 1000 нейронов. За это важное открытие американские ученые.Линда Бак и Ричард Аксел в 2004 году были удостоены Нобелевской премии. Известно также, что при вдыхании ароматов «между обонятельным волоском погруженным в слизь и основанием аксона сенсорной клетки... возникает разность потенциалов и электрический ток определенного направления, называемый генераторным». Электричество в органическом теле не что иное, как проявление стихии огня космического пространства, или пространственный огонь. «Каждая клеточка тела - электрическая батарейка... Человек есть огонь, управляемый в действии постоянном». Таким образом, происходит постоянное взаимодействие огня внутреннего и пространственного. Если с данной позиции рассматривать процесс обоняния, то ароматы позволяют усиливать это взаимодействие и накапливать пространственный огонь (электричество), столь необходимый для жизнедеятельности организма. Сенсорные системы, бесспорно, очень важны, ведь именно благодаря им наша жизнь приобретает полноцветное звучание. Иногда, в результате трагических обстоятельств, человек может утратить возможность видеть или слышать. Слепота и глухота, к сожалению, еще часто поражают организм человека, и слова эти хорошо известны. Но мало кто вспомнит, как одним словом назвать утрату возможности чувствовать запахи, и не потому что такого слова нет, а потому что аносмия - потеря или снижение способности воспринимать запахи - явление чрезвычайно редкое по следующим причинам. Во-первых, в обонятельном эпителии есть «дублеры» (обонятельные клетки, первичные сенсорные клетки и окончания сенсорных волокон тройничного нерва); во-вторых, даже при утрате 90% обонятельных рецепторов функция обонятельной системы не нарушается, так как включается компенсаторный механизм; в-третьих, автоматически запускается процесс регенерации. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что Природа позаботилась и создала множество механизмов для защиты обонятельной системы. Для чего это было нужно? Ведь ничего случайного, а тем более лишнего, в нашем организме нет. Широко известно, что 90% информации человек получает через глаза, 8% - через уши, 2% - через нос, но мало кто знает, что 90% информации, влияющей на чувства, человек получает посредством обоняния. Обонятельный нерв, в отличие от других анализаторов, не имеет «посредников» и напрямую связан с головным мозгом и окружающей средой. Академик И. П. Павлов писал о том, что обонятельный анализатор относится к самым древним частям высшего отдела центральной нервной системы и многие его функции, как и у животных врожденны, безусловны и постоянны. Передний мозг возник как развитый участок обонятельной системы. Область мозга, регистрирующая запахи, связана с эндокринной, нервной, лимбической системами и гипоталамусом, который называют «местом встречи» тела и разума. Это значит, что запахи влияют на выработку гормонов, функционирование внутренних органов, эмоциональное состояние. Обонятельная система связана с участками головного мозга, отвечающими за память. Запахи практически мгновенно пробуждают в нас те или иные воспоминания. Они способны гармонизировать взаимодействие левого и правого полушария, помогая установить их равновесие, задают подобно камертону особый ритм работы мозгу. Так, аромат розы способствует глубокому размышлению, а запах лимона позволяет настроиться на активную работу. Многочисленные эксперименты доказывают, что определенные нарушения нервной системы вызывают частичную, как при некоторых формах шизофрении, потерю восприятия запахов или их искажение (дизосмию), как при депрессивном состоянии. Из-за насморка нарушается деятельность вкусового анализатора и пища кажется безвкусной или слишком пресной. По данным доктора биологических наук Н. Боковой, удаление обонятельной луковицы ведет к развитию болезни Альцгеймера. Неприятные запахи ухудшают зрение и слух, работу желудочно-кишечного тракта, повышают артериальное давление. Согласно исследованиям профессора С. В. Кравкова, запах бергамота, герани и розмарина усиливает чувствительность зрения к зеленому цвету в дневное время в 1,5-2 раза, а к красному, наоборот, понижает. В ночное время указанные запахи ухудшают зрение. Так называемые тригеминальные запахи, предупреждающие об опасности (например, нашатырь), активизируют защитные функции организма, работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, но преимущественно в состоянии бодрствования. Во время сна обоняние может практически полностью отключиться, что нередко приводит человека к гибели в случае отравления угарным газом, другими ядовитыми веществами. В отличие от других анализаторов при длительном раздражении обонятельных рецепторов одним и тем же запахом их чувствительность сначала снижается до 40%, а затем при определенных условиях не падает до нуля, а, напротив, увеличивается и утончается. Это лишь небольшой перечень особенностей обоняния. Представление о Мире на протяжении эволюции человечества постоянно меняется. Улыбаясь старому утверждению, что Земля плоская и покоится на трех китах, задумываемся ли мы над тем, как будут относиться потомки к нашим научным воззрениям через несколько столетий? Будем надеяться, что грядущие поколения снисходительно простят нам упрощенное представление о жизни человека, Земли, Вселенной, ограниченное познанием грубой материи. Научное восприятие Мира за последние 300 лет претерпело множество изменений. Согласно ньютоно-картезианской картине Мира, созданной в XVIII веке, эволюционное пространство трехмерно и не зависит от времени, причинно-следственные связи линейны, а материя рождается из пустоты. Вселенную представляли как гигантский механизм, действующий в соответствии с известными ученым мужам законами материи. В XIX веке этот взгляд на Мир изменился. Его величество случай занял в науке свое место. Случайностью стали называть то, чему не могли найти объяснение. Открытия Дарвина, Максвелла, Больцмана, Фарадея и Гельмгольца позволили объединить абсолютную точность с вероятностью. Научные открытия начала XX века позволили утверждать, что пустоты, как таковой, вообще не существует; материя вышла за рамки грубых (зримых) форм, появились теория относительности, понятие «пространство - время», принцип дополнительности, наконец, знаменитая формула Е=тс2, которая подтвердила реальность явлений материализации и дематериализации. Казалось, уже ничто не может измениться, но бурное развитие интеллекта привело к тому, что картина Мира, созданная в начале XX века, начала сдавать свои позиции, уступая место новой научной парадигме. Один из основателей синергетики, Л. Пригожин, писал: «...картина Мира классической науки - лапласовский детерминизм - выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию». Разделение науки на точную и гуманитарную выявило свою несостоятельность. Начался процесс слияния, как казалось некогда, очень далеких друг от друга областей науки - физики и психологии, информатики и биологии, истории и астрономии, астрологии и медицины. Появилось новое научное направление - биоэнергоинформатика. Идеи К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, А. Л. Козырева, постепенно нашли не только понимание в кругу ученых, но и фактическое подтверждение. В марте 1996 года в Москве, в Государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, прошла научная конференция «Наука на пороге XXI века - новые парадигмы». В отчете о работе конференции было отмечено: «Переход общенаучной парадигмы от ее чисто материалистического «звучания», в котором достижения науки и техники положительны и «беспредельны», к взвешенному нравственно-экологическому звучанию связан с признанием приоритета духовных ценностей над материальными. Соответственно, принимается неразрывное единство вещественного и духовного миров. Универсума вместо постулата о первичности материи и вторичности сознания. Новая общенаучная парадигма должна подкрепляться конкретными теоретическими моделями современной физики. Это требует признания реальности информационно-энергетического пространства Вселенной, в том числе возможности безэнергетичной и безэнтропийной передачи информации. Фундаментальное изменение естественнонаучных взглядов на пути развития человечества будет способствовать его выживанию как в материальной, так и в духовной сфере». Спор о существовании четвертого измерения в научных кругах шел давно и был завершен только к началу XX столетия в пользу тех, кто утверждал многомерность пространства. Еще больше расширяют горизонт нашего восприятия жизни открытия в области физики. Г. И. Шипов в книге «Теория физического вакуума» называет семь уровней реальности: · Абсолютное «ничто». · Первичное торсионное поле (поле сознания). · Вакуум. · Плазма (элементарные частицы). · Газ. · Жидкость. · Твердое тело. Следовательно, человек тоже имеет семеричное строение, ибо микрокосм подобен макрокосму. В трудах ученых, священных писаниях, философских трактатах гармоничное сочетание семи тел представлено следующим образом: · Атма. · Буддхи. · Манас. · Кама. · Ирана. · Линга-Шарира. · Физическое тело. Иначе говоря - сочетание духа, души, одухотворенного разума, интеллекта, астрального, эфирного и физического тела. Известный советский хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий в книге «О духе, душе и теле» писал: «Чем полнее мозг человека будет смоделирован счетной машиной, тем яснее видно, что высшие чувства не являются его функцией. Это область духа, которая только связана с мозгом, но не непосредственно. Центральным органом, через который осуществляется связь тела с духом, является сердце». Тонкоматерильные структуры (ауру) человека уже неоднократно запечатлевали на фото и видеопленку (эффект Кирлиана). В настоящее время существование ауры - факт достоверный и научно подтвержденный. Кандидат физико-математических наук, профессор университета Коломбо К. Г. Короткое много лет занимается изучением этого вопроса. В своих статьях ученый неоднократно писал о многоуровневом строении человека и космоса: «...можно говорить об иерархии уровней жизнедеятельности биологического организма. Физическое тело - физическая аура (суперпозиция физических полей) - информационная аура (совокупность информационных полей) - коллективная аура (совокупная аура группы людей) - Аура Человечества. Последняя оказывается неотъемлемой, частью более глобального поля, сформированного в космических масштабах. После смерти физического тела информационная аура человека продолжает независимое существование... информационная аура связана со структурами более высоких уровней и меняется в соответствии с поведением этих структур». Подобное утверждение наводит на мысль о том, что посмертное существование человека и наша связь с явлениями вселенского масштаба в ближайшем будущем будут рассматриваться как неопровержимый научный факт. Несмотря на то что наука интенсивно развивается, перед ней стоит еще очень много нерешенных вопросов, и ароматы не составляют исключение. Например, неизвестно каким образом углеводороды появляются в растениях и что служит пусковым механизмом для образования из них при участии кислорода эфирных масел (терпеновых соединений, окисленных углеводородов). Советские ученые В. И. Нилов, В. В. Вильяме и Л. А. Михельсон в совместной работе «О превращении эфирных масел в растениях» писали: «Как образуются углеводороды - терпены, пока сказать невозможно, и мы считаем лишним приводить теоретические рассуждения на этот счет, так как пока нет ни одного, более или менее твердо установленного, наводящего факта». Известно, что терпено- вые соединения склонны к активной изомеризации и образуют широкий спектр устойчивых форм, чаще всего это шестигранные ячейки. Присоединяя к углеводородным соединениям кислород, растение продуцирует спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, сложные эфиры, цинеол, входящие в состав эфирного масла, но «исходящие материалы» и механизмы «превращения» эфирных масел неизвестны. Единственное, что не вызывало сомнений, - факт органического происхождения сложных ароматических соединений. На наш взгляд, именно это утверждение явилось неверной точкой отсчета. Нижеприведенная информация выдвигается в качестве гипотезы. Попытаемся иначе поставить этот вопрос и перейти от простого к сложному. Согласно восточной философии, Космос имеет семеричную структуру. Кроме видимого мира существует еще шесть состояний материи иного качества. Миры, сферы или планы бытия существуют в тесном взаимодействии и взаимопроникновении. Мир мыслей и мир чувств пронизывают мир физический. Материя физического мира самая плотная, а затем следует многоуровневая градация в сторону утончения. Причем более тонкая материя может проявляться в более плотной, но не наоборот. Если принять за основу факт существования ароматического аспекта Вселенной, то неизменно напрашивается вывод о том, что он пронизывает все виды материи во всех формах ее существования. С позиции грубого материализма реально только то, что можно увидеть, потрогать, зафиксировать, но даже самый рьяный материалист не станет отрицать существование мысли, проскопии, телепатии, а также существование жизни в неизвестных науке формах. Поэтому примем еще одно положение: космическое пространство представляет единый живой организм, который живет и развивается согласно определенным законам. Ученый и священнослужитель В. Ф. Войно-Ясенецкий писал на эту тему: «Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы весь мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что все небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых и разумных существ, высших форм интеллектуальности? Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физических условиях, какие существуют на звездах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплотные духи нуждаются в определенных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут существовать формы телесности, совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отличающимся от земных? И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами. Если так ясен закон развития и существования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты; что дух, впервые явленный в человеке, но проявляющийся и в простейших существах, и в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во всей вселенной». Любая форма жизни облекается в материю. Одна из них - аромат. Его основой являются углероды и водороды. Они, подобно нулю и единице в вычислительной технике, создают бесчисленное множество комбинаций. По мере присоединения иных химических элементов, то есть постепенного уплотнения, эта тонкая материя обретает новые, более разнообразные формы. В 2005 году индийские астрономы, изучая состав кометного вещества, обнаружили, что в него входят сложные углеводороды, а в начале 2008 года научный мир облетела весть об огромных скоплениях простых углеводородов (метан, этан) на Титане, одном из спутников Сатурна. Углеводородные соединения содержатся и в газопылевых облаках, окружающих молодые звезды. Причем именно те модификации, которые являются предшественниками ДНК и белков (ацетилен, цианид). Американские астробиологи обнаружили полициклические ароматические углеводороды в космическом пространстве. Их количество оказалось столь велико, что можно говорить о благоухающем «первичными» ароматами Космосе. На снимках галактик, удаленных от Земли на десятки миллионов световых лет, в инфракрасном излучении азот-арома- тические углеводороды занимают одну треть пространства, причем азот в них содержится в незначительном количестве, доминирующее положение занимает углерод. «Спектральный анализ по цвету позволяет определить присутствие того или иного вещества. Анализ ароматический дает такие же результаты, ибо в огненном теле можно вести исследования Дальних Миров». Следует отметить, что ароматические соединения имеют очень красивую форму. Молекулы углерода, водорода и азота образуют шестигранные объемные ячейки и, подобно снежинкам, поражают своим многообразием и утонченностью форм. В. Ф. Войно-Ясенецкий утверждал, что «...не без творческого воздействия духа создаются формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты формы, созидаемой духом». И. Кеплер в свое время сделал вывод о существовании формообразующей силы в любом веществе, некоего всеобщего закона. Согласно синергетике, изучающей сложные системы, таковым является закон самоорганизации. Процесс самоорганизации идет от простого к сложному, подобно тому как в химической реакции по правилу Гей У1юсака и Оствальда сначала возникают наименее, а затем наиболее устойчивые формы. В формировании планет углеводородные соединения играют важнейшую роль. Впоследствии, насыщая плотную материю небесного тела, они участвуют в сложных химических преобразованиях. Согласно теории российского ученого А. Склярова, в результате пиролиза (разложения при высоких температурах) метана в земной коре образуются жидкие и газообразные сложные углеводороды (графит, медь, уголь и т. д.). Значит, в растения углеводородные соединения проникают из земли и далее с участием кислорода преобразуются в эфирные масла. Еще Платон писал о том, что благовония «питает земля», а запах «пребывает в неком незавершенном, переходном состоянии». Вероятно, «переходное состояние» запаха и есть простые углеводородные соединения, которые в Древней Греции, по словам Аристотеля, не имели названия, но именно под их воздействием воздух «тотчас же становится ощущаемым». Остается только восхищаться познаниями древних философов и их умению в простой, доступной для современников форме излагать сложные темы. Профессор Йегер (XIX в.) утверждал, что «основой жизненного принципа является не протоплазма, а одоратная (ароматическая) материя, содержащаяся внутри нее... Если уничтожить протоплазму посредством ее сожжения, воздействием на нее серной кислотой или любым разрушающим веществом, то пахучие субстанции абсолютно не уничтожаются, а, наоборот, становятся более явными». Махатма К. X., разъясняя статью вышеупомянутого ученого, писал: «Одориген доктора Йегера - это не Джива, но это одно из связующих звеньев, которое соединяет ее с физическим телом». Джива в переводе с санскрита - Жизнь как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи, то есть дух и душа. Значит, аромат - одна из тончайших нитей ткани души, вплетающаяся на определенном этапе и при определенных условиях в плотную материю Бытия. И наличие запаха свидетельствует о присутствии и выявлении души. Поэтому можно предположить, что космические азот-ароматические углеводороды не что иное, как мириады монадических структур; следовательно, Космос наполнен жизнью, но в иных, приемлемых для души состояниях, формах. Монада, она же высшая триада буддистов (атма, буддхи, манас), Св. Троица гностиков, бессмертна и, согласно доктрине перевоплощения, проходит путь от низших, элементарных царств природы к высшим. Принцип троичности четко прослеживается и в запахах. Любой запах имеет активные летучие соединения, которые воспринимаются на начальном этапе; срединные, дающие характерный тон, и базисные, составляющие остаточный запах. Иначе говоря - дух, душа и тело запаха. Поскольку любой запах имеет в своей структуре плотную материю, чаще всего в жидком состоянии, то очевидно, что он оказывает троякое действие на физическое тело человека. Сначала происходит всасывание эфирного масла через кожу или слизистые оболочки (желудка, дыхательных путей и т. д.), затем его воздействию подвергаются ткани внутренних органов (через лимфу и кровь) и, наконец, через системы выделения (дыхательную, мочеполовую, желудочно-кишеч- ный тракт, кожу) оно удаляется из организма. Параллельно происходит взаимодействие характерного тона запаха с нервной системой, энергетическими центрами, каналами и полевыми структурами, что выражается в изменении эмоционального фона, интенсивности процесса мышления, памяти. Самая тонкая составляющая запаха оказывает кратковременное, но глубокое влияние на сферу высших чувств и мыслей (предчувствие, интуиция, творческое озарение), если она развита. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим некоторые особенности обоняния. Известно, что во время сна в состоянии покоя находится только физическое тело, душа пребывает в ином измерении; следовательно, происходит сильное ослабление обоняния либо его полная утрата. Обостряется оно в переходном состоянии от бодрствования ко сну и наоборот. Очень важно в этот период находиться в атмосфере приятных, успокаивающих ароматов, которые сообщают тонкому телу дополнительную энергию и способствуют гармоничному, активному и полноценному отдыху, позволяя восстановить утраченные силы. Во время сна, кроме обонятельной, не активны и многие другие системы организма. Например, в связи с тем что одоратная материя составляет основу серотонинной системы, частота проявления последней в состоянии сна равна 0 Гц/с, а в период творческой активности достигает 7 Гц/с. На Востоке убеждены в том, что душа, перед тем как обрести земное тело, пребывает в Тонком Мире, где главным источником питания служат ароматы. Этим объясняют наличие обостренного обоняния у новорожденных. Возможно, по этой причине их появление на свет сопровождали определенными действиями. В Древней Индии существовал сложный обряд, он сохранился в несколько измененном виде по сей день: с особой тщательностью подобранные благовония, в строгой последовательности воскуривали, а тело роженицы умащивали благовонными составами. Вероятно, ароматы облегчают процесс перехода души в новое состояние (подобно переходу от сна к бодрствованию). Необходимы они и для роженицы. Казалось бы, как могут повлиять ароматические вещества на родовую деятельность? Ведь сегодня для стимулирования и обезболивания этого сложного процесса применяют достаточно сильные химические препараты. Оказывается, ароматы очень гармонично и без негативных последствий для роженицы и ребенка стимулируют гладкую мускулатуру матки настолько, что делают роды безболезненными, позволяют быстро восстановиться женщине в послеродовой период, благотворно влияют на состояние психики, позволяя избежать кратковременных нарушений психических процессов, связанных с тем, что не все способны без негативных последствий пережить момент активного взаимодействия двух миров (зримого и невидимого] во время родовой деятельности. Замечено, что в период тяжелой болезни, когда основную часть времени человек находится в бессознательном состоянии или спит, он источает присущий ему запах. Кроме того, в момент смерти и через 40 дней после нее близкие люди нередко чувствуют характерный запах умершего. Это запах сущности, тонкой, нетленной структуры человека, его души. Переход в мир иной издревле сопровождали приятными ароматами. Роза, эвкалипт и ладан особенно полезны. Фраза «на ладан дышит» родилась не случайно, так как ладан часто использовали в последние часы жизни человека, чтобы усилить жизнеспособность, наполнить силой, так необходимой для дальнейших преобразований, все энергетические центры (особенно в области сердца и гипоталамуса), помочь сохранить ясное сознание в момент перехода. На физическом уровне запахи воспринимает обонятельная система, душа их воспринимает посредством сердца, как ни парадоксально это звучит. Сердце человека - не только орган, перекачивающий кровь, это единственный орган, который способен реагировать на явления физического и незримого миров. Именно поэтому, сердце способно чувствовать на расстоянии, остро реагировать на зло, может радоваться, предвосхищать события... Сердце - мудрец, пророк, вестник Высших миров, к которому мы прислушиваемся или игнорируем. В Живой Этике указано: «Среди чувств обоняние есть одно из определений всего приближающегося. Многие не поймут, что сердце будет двигателем утончения обоняния. У сердца пламенного приближение каждой сущности вызывает своеобразное употребление чувства обоняния внутреннего. Удушья сердечные происходят часто от таких приближений». Одно из ярких проявлений Тонкого Мира в нашей жизни - неожиданное появление какого-либо запаха без видимых причин. Условно все запахи можно разделить на две большие группы: жизнедательные и запахи разложения. Это два противоположных полюса, как Свет и тьма, иногда грань между ними очень тонкая, едва уловимая. Приятный запах характеризует светлое явление, присутствие благих энергий; неприятный - предупреждает о негативном воздействии. Запахи при утонченном обонянии заблаговременно сообщают нам о событиях и появлении тех или иных людей. Распознавание сущности человека, предметов посредством вдыхания запаха было широко распространено в давние времена. Многие древние народы при встрече касались друг друга носами. Иногда эту роль доверяли братьям нашим меньшим и гостей подводили к лошадям или собакам, которые демонстрировали свое отношение к ним. В Китае, Тибете даже вывели породы особо чувствительных собак. Так, в Лхасе, месте паломничества буддистов, почти в каждом дворе держали небольшого тибетского терьера. По сей день это самая распространенная порода на указанной территории. Несведущему человеку может показаться странным, что в таких суровых условиях заботливо опекают маленьких декоративных собачек. Животные хорошо чуют хозяина или недруга на достаточно большом расстоянии. Можно наблюдать, как пес начинает радоваться, суетиться за 20-30 мин до прихода в дом его хозяина. У собаки активно действуют более 200 млн обонятельных клеток, в то время как у человека - только около 10 млн. В «Мире Огненном» можно прочитать следующие строки: «Чуткая собака устремляется издалека по следам хозяина. Так же и в человеке существует эта чуткость огненная, но он пытается заглушить ее рассудком. Между тем немало людей могут сознаться, что они иногда слышат необъяснимые запахи. Может быть, то Тонкий Мир шлет ароматы, но редко они слышны. Люди скорее согласятся о животном чутье, нежели об ароматах надземных». Восприятие запаха, вкуса и цвета с течением эволюции менялось. Сегодня, когда большинство людей прекрасно различают семь цветов радуги, трудно представить, что когда-то при недостаточном развитии у большинства зрительного анализатора синий, а тем более фиолетовый цвет, воспринимался как черный. Древние греки назвали море, омывающее крымские берега, черным, потому что, как это ни парадоксально, видели его именно таким. Вергилий писал о фиалке как черном цветке, равно как и о гиацинте. В ряде греческих текстов Радугу называют красной, так как именно с этого цвета развивалось цветовосприятие. Позже появилось описание уже трех цветов радуги, в которой доминировал красный, переходящий в желто-зеленый и малиновый. Е. П. Блаватская в третьем томе «Тайной Доктрины» уделяет особое внимание эволюции глаза, восприятию ультрафиолетовой области спектра. В трудах П. Флоренского есть интересные параллели в описании духовных качеств и их цветовых характеристик. Обоняние, так же как и зрение, развивалось и продолжает развиваться постепенно, поскольку процесс эволюции органов чувств зависит от степени развития сознания. М. А. Волошин, рассуждая на эту тему, в дневнике 1907-1909 годов указал следующую последовательность развития пяти чувств: слух, осязание, зрение, вкус, запах... Морис Метерлинк, анализируя в книге «Разум цветов» ранние письменные источники, пришел к выводу: сначала люди различали очень сильные и стойкие ароматы; обоняние, как сенсорная система, интенсивно развивается с недавних пор. Ароматы он называет душой цветов, а обоняние - «наименее объяснимым из наших чувств». В Живой Этике пишется о нашем времени как периоде постепенного сближения миров физического и тонкого. Для восприятия последнего необходимо в том числе развитое обоняние. Мысли М. Метерлинка перекликаются с утверждением о сближении миров: «Весьма возможно, что это чувство, единственное, которое обращено к будущему, уже воспринимает яркие проявления счастливых и желанных форм и состояний материи, которые готовят немало сюрпризов. А покуда оно принадлежит к ощущениям наиболее резким, наименее тонким. Оно еле-еле догадывается, и то при помощи воображения, о тех глубоких и гармоничных испарениях, которые, очевидно, окружают великие явления атмосферы и света. Если мы уже находимся на пути к тому, чтобы постигнуть ароматы дождя или сумерек, почему бы нам не дойти до различения и определения запаха снега, льда, утренней росы, первых лучей зари, мерцания звезд? Все в пространстве должно обладать своим ароматом, даже луч луны, шепот воды, плывущее облако, улыбка небесной лазури». В Живой Этике определена следующая последовательность овладения пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Указана перспектива развития: от обычного обоняния к абсолютному, а затем до яснообоняния.
Психология запаха Абсолютное обоняние могло бы установить шкалу качеств духа и даже эмоций по запахам. Однажды спросили йога, как он психологирует пространство. Он ответил: «Эманация психической энергии подобна благоуханию цветов». Зачем напрягать то, что возносится к высшему Ауму? Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его - так происходит воздействие. Психология, как известно, наука о душе. К сожалению, современная психология либо отрицает само ее существование, либо относится к этому понятию с известной долей иронии. Поэтому не удивительно, что в поле зрения психологов отсутствует такое явление, как психическая энергия, и уж совсем не ставятся вопросы, как ею управлять, как улучшать ее качество, как она воздействует на организм человека, животного, растения, минералы и каким образом она расточается, накапливается и восстанавливается. Психическая энергия имеет много синонимов, которые раскрывают ее суть: всеначальная, жизнедательная, всепроникающая, божественная, всенаполняющая, собирательная, начальная, глас души, Премудрость Божия, Матерь величественная, Дух Святой, носительница Света... В религиозных и философских учениях всех времен и народов дается около 200 самых разных наименований этой всепроникающей энергии. Поскольку подробное изложение столь интересной области человеческих познаний не является нашей целью, остановимся на кратком описании психической энергии, ее роли в процессе обоняния и взаимодействии с растениями. Согласно Учению Живой Этики, психическая энергия, как все начальная, включает в себя все энергии, которые излучает человек. Качество ее зависит от многих факторов, в том числе и от уровня развития сознания человека. Психическая энергия может быть позитивной и негативной. Злобные, унылые, недоброжелательные, раздражительные люди излучают психическую энергию низкого качества, разрушительно влияющую прежде всего на них самих. Добросердечный, сострадательный, мужественный человек наполняет свой внутренний мир и окружающее пространство психической энергией высокого порядка. Своеобразен и неповторим запах каждого человека. Ежесекундно мы продуцируем различные мысли, эмоции, чувства, желания, в течение дня употребляем всевозможные напитки, овощи, фрукты, общаемся в определенной среде, имеем особый род занятий. Все вышеперечисленное - слагаемые индивидуального запаха человека. Помещение, в котором шла дружеская беседа или произошла размолвка, комната в притоне или келья отшельника, тело пьяницы или утонченного ценителя искусства будут отличаться не только внешне, но и по запаху. Один и тот же человек в добром здравии или болезни, печали или радости, раздражении или вдохновении будет излучать различного качества энергии и присущий им запах. В книге «Сердце» читаем: «Претворение энергии в аромат есть очень определенный факт... эту химическую реакцию можно уловить и так еще ближе подойти к трансцендентальному физиологическому нахождению». В современной криминалистике существует специальное направление - ольфактроника, которое посвящено инструментальному изучению запаха. С помощью газовых анализаторов не только «собирают», но и распознают индивидуальный запах. В ряде стран собраны колоссальные коллекции запахов, например, некогда в ГДР, в специальном хранилище, находились «отпечатки» запахов практически всех достигших совершеннолетия граждан. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «По мере совершенствования человека утончается и становится благоуханным излучаемый им аромат. Очищение мыслей и чувств и очищение питания отражаются и на характере излучаемых человеком запахов. Мясоеды зловонны». Характерный запах человека представляет равнодействующую его достоинств и недостатков. Ароматический след наших настроений остается надолго, часто повторяемые запахи кристаллизуются и постепенно накапливаются. Исследование человеческого организма с использованием метода газоразрядной визуализации (кирлианографии) показало, что руки человека интенсивно излучают свет, энергию. Аромат - тоже энергия. В давние времена врачи, ставя диагноз, обязательно нюхали середину ладони обеих рук, чтобы по запаху определить состояние организма. Известно, что тепло и ограничение Пространства усиливают восприятие аромата. Если плотно сомкнуть ладони и потереть одна о другую в течение 5-10 секунд, затем разомкнуть, то можно почувствовать свой запах. О качестве судите сами. Обратите внимание, как меняется запах человека, когда он лжет, ленится, осуждает, злословит, переживает вспышки алчности, раздражения или когда радуется, говорит о прекрасном, слушает хорошую музыку, читает стихи, выражает искреннюю благодарность... Постоянное внимание к этим изменениям позволит утончить обоняние. Подобно тому как музыкант, обладая абсолютным слухом, слышит любую фальшь, легко отличает консонанс от диссонанса, так и развитое тонкое обоняние позволяет безошибочно понимать сущность людей и предметов. Мы достаточно легко определяем по запаху пригодность продуктов питания, любим аромат свежих цветов и знаем, насколько они неприятно пахнут, простояв в вазе достаточно долгое время, так и эмоциональное состояние человека, его сущность постепенно станут узнаваемы по запаху. Например, эгоизм имеет резкий, неприятный, едкий запах; лень пахнет ядовито-приторно, чуть сладковато; осуждение смердит и очень сходно по запаху с разлагающимся мясом; разговоры о тех или иных болезнях сопровождаются характерными для них запахами, которые могут усугублять течение заболевания и даже стимулировать его развитие у здорового человека. Утонченные, возвышенные чувства дают отчетливый аромат розы, фиалки, лилии; состоянию озарения (в научной работе) предшествуют ароматы сосны, сандала, кедра, ладана... Характерный запах имеет не только человек, но и животные, растения, минералы, металлы, причем одни из них полезны, другие ядовиты. Так, запах хлорида натрия (каменной соли) благотворно влияет при заболеваниях дыхательных путей, нормализует уровень гистамина в крови, белковый и водный обмены, а пары ртути вызывают тяжелейшие отравления, поражая нервную систему (ослабление умственных способностей, памяти и т. д.), органы дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. В процессе жизни человек не только питает физическое тело для поддержания его существования. Непрерывно происходит насыщение тонкоматериальных оболочек энергиями, наполняющими пространство. Соприкасаясь с ними, человек трансформирует их, насыщая своими эманациями. Так протекает психожизнь. Не случайно места, где жили святые, называли благими. Психическая энергия высокодуховных людей, наполняя пространство, облагораживает его. Даже физическая материя настолько сильно насыщается благими силами, имеющими материальные образования в виде мельчайших кристаллов на стенках нервных каналов, что после наступления смерти не поддается тлению. Благоухание мощей святых - не что иное, как излучение психической энергии, сконцентрированной в одоратной материи. Именно она дарит исцеление как душевное, так и физическое. Отец Павел Флоренский писал: «Грязные мысли способны изменить физическое и психическое состояние организма, внести в него разложение. Отсюда понятно одно из основных положений аскетики, что, чем глубже укоренялась страсть, тем труднее ее удалить, так как она связалась со всем организмом. Физиология святых - особенная и проявляется в характерных свойствах - благоухании, исходящем от них и их мощей. Я сам это испытал. Когда вскрыли мощи Преподобного Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой. Была уже ночь. Вдруг мое внимание привлек свежий, свежий воздух и особенно приятный запах, отдаленное подобие той свежести воздуха, когда пахнет весной. А была зима. Ни о какой весне и даже оттепели и помину не было. Поэтому стал я определять, что же это за запах и откуда он. Пахнет весной: по ассоциации сопоставил' запах тополей после грозы; но тополей вблизи не было, да и опять же зима. И вот наконец я доискался: это пахли мои губы, которыми я только что прикасался к мощам. В житиях святых о благоухании, исходящем от святых, упоминается очень часто. Наоборот, средневековые экзорцисты - заклинатели демонов говорят, что демоны и бесноватые вонючи. Французское выражение j'ai des nausees = с души воротит». Современные американские психологи обнаружили, что в состоянии экстатического подъема люди распространяют из всех пор кожи запах вроде фиалки, а одержимые имеют особенный запах, выходящий из всех пор их кожи». Накапливать психическую энергию и улучшать ее качество позволяют такие состояния, как духовная радость, восторг, вдохновение, тонкие переживания, связанные с восприятием и созданием прекрасного, например предметов искусства, а также проявление всех лучших качеств души, самые светлые мысли и эмоции. Расточение психической энергии и снижение ее качества происходит при диаметрально противоположных условиях. У каждого из нас есть достоинства и недостатки. Проявляя их в течение дня, календарного года, всей жизни, мы либо поднимаемся по ступеням духовного восхождения (в христианстве это лестница Иакова), либо спускаемся, иногда падаем на самое дно, а потому легенда о падшем ангеле глубоко символична. Врач, исцеляя больного, помимо лекарств воздействует своей психической энергией; учитель кроме знаний дарит частицы всеначальной энергии; священник, проповедуя, излучает мощную сердечную энергию. Интересно проследить состояние человека во время молитвы - искренней, осознанной и глубокой, а не механического повторения того или иного текста. Молитва - внутреннее состояние высокого общения, предстояния. Для его достижения только на первых ступенях необходимы слова, которые со временем заменят мысли, затем высшие чувства, соответственно, и продолжительность во времени может варьироваться от мгновений до образа жизни (непрестанная молитва). Высшее состояние сознания, в том числе молитвенное, вызывает спазматический вздох, очень глубокое дыхание: «Вздох считался ответом Богу. Средоточие огненной энергии производит эту спазму. Замечайте, что убийца и каждый темный злоумышленник не вздыхают. Эта напряженность имеет место при высших эманациях. Можно написать книгу о вздохе, и она будет очень близка молитве». Спазматический вздох - внешнее проявление нервного сокращения, сопровождающего усиленную выдачу психической энергии вовне. Чаще всего усиление деятельности нервной системы в таких состояниях концентрируется в определенных центрах, органах. Они в свою очередь вырабатывают особые химические вещества, которые посредством дыхания (через вздох) наполняют окружающее пространство. Активизация тех или иных энергетических центров и их материальных носителей зависит от мотивации, состояния сознания и здоровья, внешних условий. К внешним факторам относят также запахи. Например, у женщины, рассказывающей о любимом ребенке, происходит активизация Кундалини, солнечного сплетения и шишковидной железы. Эти же энергетические центры усиливают свою деятельность под воздействием аромата полыни. Таким образом, аромат превращается в энергию, а энергия, окрашенная индивидуальными особенностями человека, снова наполняет пространство. Следовательно, происходит непрерывный энергообмен, даже если человек изолирован от окружающего мира и людей. В Гранях Агни Йоги есть такие строки: «Очень важно, что именно выносит человек в пространство из своего микрокосма. Маякам спасения уподобляются одни, и установкам, извергающим ядовитые газы, - другие. Такова фабрика человеческого микрокосма. Велика ответственность человека за то, чем насыщает он окружающую его сферу. Один из сокровища сердца своего излучает лишь злобу и тьму, другой - Свет и сияние. За психическими продуктами производства, сходящими с конвейера его сознания, человек должен зорко следить и контролировать выпуск своей психической продукции. Одни и те же вибрации или явления могут входить через уши, глаза и все внешние чувства человека, но реакция на них, зависящая уже от человека, может быть совершенно различной. Архат и обыватель, воспринимая одно и то же, ответно насытят пространство совершенно различно. Процесс этот следует представить себе возможно нагляднее, чтобы безошибочно знать, какой след оставляет после себя в пространстве чистое и нечистое мышление. Запах, излучаемый каждым человеком, служит весьма точным показателем его психического и физического состояния. Все газы имеют свой запах. Коричневый газ, являющийся бедствием планеты, есть результат продукции психофизической активности множества людей, работающих не на стороне Света. Светлые сознания - это как бы озонаторы пространства, очищающие его своими излучениями и потоками астрально-ментальной материи, проходящей через их соответствующие оболочки. Лаборатория человеческая очень сильна, ибо человек наделен мощными энергиями». Поскольку психическая энергия выявляет степень жизнеспособности и качество энергообмена всего сущего, можно утверждать, что минералы и растения тоже обладают этой энергией. Жизнедательная сила, или психическая энергия, минералов позволила использовать их в качестве лекарственных средств на протяжении многих тысячелетий, равно как и растения. Эфироносные растения являются аккумуляторами и мощными продуцентами психической энергии, сконцентрированной в одоратном веществе. Таким образом, эфирное масло - концентрат психической энергии растения, а значит, сильное лекарственное средство. Главная сфера влияния эфирных масел - нервная система человека. Согласно эзотерической доктрине, нервная система человека - это самое грубое проявление астрального тела, тела чувств, эмоций и желаний. Подобно тому как костная ткань является основой физического тела, так нервная ткань служит скелетом астрального тела. Расхожая фраза «все болезни от нервов» достаточно точно указывает истинную причину возникновения различных недугов. Прежде чем болезнь заявит о себе в виде физических страданий, она поражает тонкую природу человека. Если же человека лечить, уделяя внимание только физическому телу, то о полном исцелении говорить невозможно, болезнь при благоприятных для нее условиях будет проявляться вновь и вновь. Отмежевываясь от этих знаний, официальная медицина не способна, например, объяснить причину возникновения сильных болевых ощущений в ампутированной конечности (так называемые «фантомные боли»). Разве может болеть то, чего нет? В давние времена считали, что болевые ощущения вызывает поврежденное тонкое тело, несмотря на то что физическая материя утрачена. По этой же причине периодически болят места старых переломов, вывихов, растяжений, ран. Дабы не подвергать пациента подобным страданиям, врачи ранее лечили не только зримую, но и невидимую природу человека, смазывая поврежденное место мазями, в состав которых входили эфирные масла, оказывающие лечебно-коррекционное воздействие на тонкую природу человека. В случае простудных и инфекционных заболеваний благовонными составами умащивали все тело, принимали ароматические ванны. Именно полевая, тонкая энергетическая структура эфирных масел активно воздействует на мысли, эмоции, чувства, что позволяет применять их при лечении психических заболеваний, как и гомеопатические препараты. Более 200 лет назад С. X. Ганеман, основоположник гомеопатии, успешно лечил душевнобольных людей, используя высокие разведения минеральных и растительных компонентов. В гомеопатических препаратах вещество как таковое отсутствует, но сохраняется его полевая структура, психическая энергия. Чем выше разведение гомеопатического препарата (т. е. меньше плотной материи), тем активнее и длительнее его воздействие. Так, препарат в 6-м разведении действует на протяжении 3-6 ч, а в 10 000-м - до 3-х лет. Богатый врачебный опыт восстановления функций нервной системы С. X. Ганеман изложил в книге «Лечение психических заболеваний», которая до сих пор по достоинству не оценена. Главный принцип гомеопатии гласит: «Подобное лечится подобным». Значит, тонкая материя может подвергаться только тонкому воздействию. К таким «тонким» лекарствам относятся эфирные масла. Доктор медицинских наук Л. Зальцер писал: «Так как формирование и сохранение организма в целом и каждого органа в отдельности обязаны определенным (специфическим) запахам, мы смело можем посмотреть на болезнь организма как на нарушение определенного запаха в организме, а на заболевание какого-либо органа в частности - как на нарушение специфического запаха, принадлежащего этому органу... Эпидемические болезни, в частности инфекционные, берут, таким образом, свое начало в каких-то локальных запахах, которые задерживают действия наших определенных органических запахов». В труде А. Е. Акимова и В. М. Бинги читаем: «Если для взаимодействия простых объектов, например электрических зарядов, достаточно общности их природы, то для эффективного взаимодействия сложных объектов, какими являются системы многих спинов (к ним относятся тонкоматериальные структуры человеческого организма. - Я. К.) необходима общность и более высокого порядка - некоторая идентичность пространственной структуры систем, аналогично характеру порождаемых ими торсионных полей». Парацельс говорил, что невидимую природу имеет не только человек, но и минералы, растения. Дисгармонию эфирной природы человека, по его мнению, можно устранить посредством контакта с другими телами, энергия которых передает организму силы для борьбы с болезнью. Растения выполняют именно эту функцию, пробуждая внутреннюю силу или психическую энергию человека. Давайте вспомним, что к четырем уровням реальности (твердое тело, жидкость, газ и плазма) добавляются еще три (физический вакуум, первичное торсионное поле, абсолютное «ничто»). Первичное торсионное поле (поле кручения или поле сознания) соответствует в строении человека буддхическому телу. Если, согласно утверждению древних, причины болезней кроются в нашем сознании, то зачаток болезни может рассматриваться как нарушение структуры торсионного поля человека. Чтобы эфирные масла могли оказывать не него лечебнокоррекционное воздействие, растения должны иметь в своем составе структуры, которые реагировали бы на воздействие торсионных полей, то есть наличие собственных торсионных полей. Л. Зальцер в статье «Одориген и Джива» писал: «...эти ароматические вещества ни в коем случае не являются инертными телами (неактивными), но, наоборот, можно заключить из их летучести, ибо, как известно из физики, летучесть является результатом атомической активности». высокой биологической активности эфирных масел говорит наличие в их составе энзимов. «Растение в лице своего энзиматического аппарата имеет достаточно возможностей, чтобы превращать самые трудно растворимые соединения в очень хорошо растворимые диффундирующие, чтобы переправлять их туда, где есть в них потребность». Возможно, такую активность они проявляют и при взаимодействии с организмом человека. В середине 80-х годов в России проводились исследования реакции растений на воздействие торсионных излучений (В. А. Соколова). В ходе эксперимента использовали метод относительной дисперсии проводимости (ОДП). Измерялась контрольная ОДП и ОДП после воздействия торсионным полем правой поляризации (как в непосредственной близости к растению, так и на расстоянии 20 км), изучалась реакция растений на воздействие информационным торсионным сигналом. Во всех случаях был установлен факт воздействия торсионного сигнала на растение, причем сила воздействия на разные части растения (корень, стебель, листья) оказалась неодинаковой. Возможно, эти показатели зависят от степени концентрации терпеновых соединений в различных частях растения. Известно, что спин как источник торсионного поля может иметь левостороннее и правостороннее вращение. Установлено также, что для большинства людей торсионное поле правостороннего кручения оказывает благотворное воздействие на организм, в то время как торсионное поле левостороннего кручения снижает показатели здоровья систем и органов. Эфирные масла тоже имеют момент вращения. Это свойство во многом зависит от того, когда и в какое время были собраны эфиромасличные растения для дальнейшей переработки. Изучая превращения эфирных масел в растениях, ученые В. И. Нилов, В. В. Вильяме и Л. А. Михельсон в 1929 году установили, что «вращение масла, обычно правое, с момента развития листовых почек постепенно падает и на стадии отцветания и созревания семян переходит в левое. Как только семена сформировались, что можно характеризовать приблизительно стадией молочной зрелости, вращение снова из левого переходит постепенно в правое». Скорее всего, по этой причине травники так серьезно относятся к срокам сбора растений. Однако нельзя утверждать, что эфирные масла левого вращения всегда вредны для организма, а правого - полезны. В 1935 году Данболт и Буркхардт обнаружили, что левовращающийся пинен (один из компонентов терпеновых соединений эвкалиптового, розмаринового, кориандрового и других эфирных масел) проявляет большую экзематозную активность, чем правовращающийся. В книге «Озарение» читаем: «Все силы растительного царства должны быть направлены к одному, для чего они существуют, - к усилению жизнеспособности. Лечить все недуги можно противопоставлением жизнеспособности». Спиновая структура торсионного поля обладает памятью и при этом может служить приемником и передатчиком торсионных полей. При взаимодействии двух спиновых систем изменение происходит в обеих одновременно. Об этом двояком действии писал Парацельс. Он утверждал, что при лечении человека с помощью растений последние, получив информацию о нарушении гармонии в организме, отдают свою энергию на восстановление его целостности, одновременно вбирая отрицательную энергию. В результате этого взаимодействия происходит исцеление физического тела. По этому же принципу происходит очищение воздуха представителями растительного царства. Подобно тому как растения впитывают окись углерода, они перенимают болезни представителей высших царств природы: животного и человеческого. На языке современной физики этот постулат звучал бы так: «Корреляция состояний спиновых степеней свободы атомов и молекул биологических клеток приводит к корреляции биологического функционирования клеток». Растения, по мнению Парацельса, это каналы между человеком и определенными манифестациями универсальной жизненной силы. Так с точки зрения средневековой медицины и теории физического вакуума выглядит процесс лечебно-коррекционного воздействия эфирных масел на организм человека. Таким образом, целительное влияние растения на организм происходит только при полном совпадении характеристик (сигнатур) растения и заболевания. Е. И. Рерих писала: «...каждое ароматическое вещество имеет свое собственное специфическое воздействие. Но оно ускользает еще от анализа». Для биологических систем приоритет отдается не количеству, а качеству полученной информации, чем и отличаются обычные медицинские препараты от гомеопатических и ароматических. Б. Я. Гурвиц писал: «Всю сложность биологических процессов можно постичь, рассматривая их фрактальные характеристики. Одним из основных принципов, заложенных в структурно-функциональной организации живой природы, является принцип нелинейности. Фрактальная геометрия, подчиняющаяся этому принципу, все чаще используется для описания организации биологических структур и регуляции их функции. Примерами фрактальных структур являются разветвления кровеносных и лимфатических сосудов, бронхов, нервной системы, морфология цитоплазматических и ядерных мембран, а на молекулярном уровне - белки и их надмолекулярные структуры. В применении к функциональной активности примерами фрактальности являются сердечная деятельность, гормональные циклы, подвижность клеток в культуре и многие другие процессы. На ранних стадиях проявления болезни на уровне физического тела происходит нарушение фрактального порядка. Принцип самоподобия позволяет предположить, что фрактальные характеристики какой-либо отдельно взятой элементарной структуры отражает таковые целостной системы. Элементарные структуры выстраиваются в иерархическом порядке и интегрируются, создавая континиум в пределах целого организма. Биологические жидкости нашего организма (кровь, лимфа, слюна) являются носителями информации о состоянии здоровья. С помощью изучения газоразрадных характеристик высокопотенциированной плазмы крови можно на ранних стадиях определить развитие заболевания». Этот метод можно использовать для сопоставления газоразрядных свечений (ауры) лекарств растительного происхождения (эфирные масла) и плазмы крови больного человека, то есть выявления соответствия препарата и болезни. Согласно исследованиям Д. Атаева, эфирные масла являются источником высокочастотных сверхслабых электромагнитных излучений и оказывают селективное воздействие на энергетические центры человека, восстанавливая потенциал наиболее ослабленных. Оказывая действие на тонкоматериальные структуры человеческого организма они, как тонкий инструмент, легко устраняют «неисправность» в физическом теле. Российские ученые А. И. Ануфриева и В. П. Ануфриев, исследуя влияние на энергетику человека эфирных масел с использованием метода газоразрядной визуализации, сделали следующие выводы: · эфирные масла влияют на изменение характера излучений, внешний вид ауры и энергетические центры человека; · сила воздействия эфирных масел находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей человека; · эфирные масла активизируют и регулируют деятельность органов и систем человеческого организма; · спектр действия различных эфирных масел на человека может быть широким и узконаправленным. Аромапсихология - одна из древнейших, переживающая свое второе рождение, наука. Она изучает воздействие разных запахов на душевное состояние человека. Анакреонт (570-478 до н. э.) рекомендовал смазывать голову душистыми маслами, чтобы иметь ясный ум и быть более решительным. Авиценна утверждал, что аромат розового масла повышает возможности разума (мозга) и увеличивает скорость мышления. Современные исследования подтверждают, что многие эфирные масла (ветиверия, жасмин, роза, шалфей, кедр и др.), воздействуя на гипофиз, способствуют образованию эн- дорфинов, гормонов радости, которые положительно действуют на организм в целом. С помощью эфирного масла лаванды можно увеличить работоспособность на 20%, жасмина - 34%, мяты и герани - 55%, лимона - до 60%. Следует отметить, что лимон тонизирует нервную систему сильнее, чем чай и кофе, но не вызывает негативных последствий. Эксперименты, проведенные японскими учеными, показали, что ароматы мяты, корицы, ванили помогают употреблять на 23% калорий меньше. К этому перечню можно добавить грейпфрут, полынь и укроп. Методика применения эфирных масел для профилактики и устранения негативных психических состояний, которой в настоящее время пользуются ароматерапевты и аромапсихологи, еще недостаточно совершенна. Тщательное изучение действия запахов на энергетические центры человека позволит ее улучшить. Важно также учитывать уже накопленный веками опыт и наблюдения. Одним из лучших успокоительных средств с древности считали розовое масло, побуждающим к активности - розмарин, укрепляющим нервы - кедр... Ароматы в сочетании с простыми дыхательными упражнениями позволяют легко корректировать нежелательные состояния психики. В книге «Иерархия» читаем: «Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо Ирана благодетельна для огней и погашает раздражение». Обратите внимание на ваше состояние при созерцании красивых цветов в саду. Появляется ощущение легкости, окрыленности, дыхание становится более глубоким, состояние уравновешенным, спокойным. При сильном волнении некоторые интуитивно начинают глубоко и медленно дышать, приводя себя в состояние покоя. «Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему». Постепенно нужно научиться мысленно представлять тот или иной приятный аромат и таким образом гармонизировать свое состояние, а можно использовать эфирные масла. Одним из самых совершенных ароматов признан аромат розы. Спектр и глубина его воздействия заслуживают особого внимания при диагностике психических нарушений. Когда-то душевнобольным делали так называемую «розовую пробу». На запястье или середину ладони наносили каплю розового масла. Через полчаса врач внимательно изучал особенности взаимодействия аромата розы и индивидуального запаха человека. При органических поражениях мозга отчетливо проявлялись кислые ноты, при неустойчивости и быстрой смене процессов торможения и возбуждения - неприятно сладкие ноты, при умении корректировать эмоции волевым усилием - терпкие ноты, при нарушении мозгового кровообращения - дымные ноты и т. д. Ключевым моментом в лечении заболеваний является понимание причины их возникновения. Обычно мы ищем причину во внешнем мире, в то время как ее нужно искать в себе. в конце XIX столетия Е. П. Блаватская предупреждала: «В будущем, по мере расцвета нашей цивилизации, возникнут новые болезни и появятся неведомые дотоле расстройства, причины которых лежат глубоко в умах людей и могут быть искоренены, лишь когда жизнь будет строиться на духовных началах». Парацельс, обладавший глубокими познаниями в области медицины, так сформулировал семь причин болезней: · действие дьявольских духов; · расстройства согласования духовной и материальной природы человека; · нездоровье и ненормальность умственного настроения; · действие закона Кармы, или Справедливости; · движение и аспекты небесных тел, которые не вызывают болезнь, но при определенных условиях могут ее провоцировать; · неверное использование органов тела; · присутствие в системе посторонних субстанций, нечистот или препятствий (воздух, солнце, продукты питания, посторонние тела). Им соответствуют семь методов лечения: · изгнание злых духов; · вибрационное (музыка, пение, цветотерапия); · использование терафимов (заряженные предметы, литотерапия); · фитотерапия (настои, экстракты, эфирные масла); · молитва (при искренней глубокой вере); · диета и правильный образ жизни; · умеренное применение «практической медицины». Современная клиническая диагностика редко выходит за пределы физиологического подхода, дабы выявить болезнь на ранних стадиях ее развития, когда биохимический и биофизический статус организма еще не претерпевает значительных изменений. Изучая возможность ранней диагностики рака, ученые пришли к следующему выводу: «Рак - это не обычная болезнь, это биологическое явление, т. е. процесс, инициированный на информационном уровне, отражающий нарушение управляемости части в едином целом». На психологическом уровне это нарушение может быть спровоцировано чувством саможаления, закоренелой обиды, безысходности, непонимания собственной вины, неумением прощать. Страх, отсутствие чувства собственного достоинства и умения контролировать свои эмоции, чувство неполноценности и самоедство отрицательно влияют на желудочно-кишечный тракт (тошнота, рвота, гастриты, язвы и т. д.). Камни в желчном пузыре образуются чаще всего при избытке чувства собственного превосходства, непомерной гордыне, крушении честолюбивых планов, излишней концентрации на горестных мыслях и т. д. Таким образом, психологическое состояние человека, его мировоззрение и мироощущение - отправная точка развития недуга и избавления от него. Эфирные масла, которые используют для лечения физиологических нарушений, оказывают воздействие прежде всего на чувства, эмоции, ментальны
|