Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиология и философия запаха

Много тайн еще хранит пространство для человека. Много тайн заключает в себе то, что люди называют материей. Все чудеса в ней, ибо вне ее нет ничего, до­ступного духу, но она есть во всем: и в том, что наверху; и в том, что внизу; и в мыслях и в чувствах она: материя мыслей, материя чувства, материя высших эмоций и материя низших страстей. От материи никуда не уйти. Потому Мы - материалисты, в самом широком и неограниченном понимании этого слова. Не ограничивай­те ничем материю и ее проявления. Все, что видит сознание, и все, что доступно постижению, - материаль­но. То, что нематериально, не существует ни для человеческого сознания, ни в пространстве; ни в сознании человека, ни вне его. Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только катего­рия этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной. Но отлична она не по существу, а по форме. Дух можно противопоставить материи, но лишь так, как противопоставляются Северный и Южный по­люса Земли, или магнита, или полюса электричества.

Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды - не более 7-ми дней, а без воздуха - считанные мину­ты. Абсолютно любой воздух насыщен различными запаха­ми. «Ароматы - драгоценности этого воздуха, который дает нам жизнь, - украшают его не без причины. Не было бы уди­вительно, если бы эта непонятная роскошь отвечала чему-нибудь глубокому и существенному, чему-то, как нам уже сказали, скорее еще не наступившему, нежели уже минув­шему», - писал М. Метерлинк.

Процесс обоняния условно можно разделить на два уров­ня: физиологический и тонкоматериальный. Несмотря на то что физиология процесса обоняния известна далеко не пол­ностью, тем не менее многие интересные особенности этой сенсорной системы современной наукой изучены. Сам про­цесс охарактеризован следующим образом: «Обоняние - это восприятие организмом определенных свойств (запахов) раз­личных веществ». В данном определении слова «запах» и «свойство» использованы как синонимы, то есть за­пах является проявлением свойств того или иного объекта, явления. В данном случае свойство может быть охарактеризо­вано как качество, суть, сущность, основа, характеристика.

Для того чтобы запах стал ощутимым, ему нужно пройти сложный путь. Слизистая оболочка носа покрыта обонятель­ными, опорными и базальными клетками; там где они отсут­ствуют, имеются свободные окончания волокон тройничного нерва. Назальные клетки - нейтральные по своей природе сенсорные клетки, а это значит, что они могут превратиться в обонятельные, но только при определенном условии: в них должна быть необходимость. Таким образом, человек у кото­рого плохо развито обоняние, имеет возможность развивать его. Чем больше базальных клеток будет преобразовано в обо­нятельные, тем острее обоняние.

Согласно исследованиям В. М. Бехтерева, неодинаковое раз­витие органов восприятия делит людей на типы с более раз­витым слухом, зрением, осязанием и мышечным ощущением, обонянием, вкусом. Каждый тип в свою очередь имеет боль­шую градацию восприятия. Парфюмеры способны различать от 700 до 10 000 различных запахов и их оттенков разного уровня насыщенности, в то время как обычный человек узна­ет только несколько десятков наиболее часто сопровожда­ющих его жизнь запахов. Несмотря на то что путь прохожде­ния сигнала о том или ином запахе к ипсилатеральному по­лушарию большого мозга подробно изучен, до недавнего времени было неясно, как именно человек различает запахи. Оказывается, что каждый рецептор обонятельной системы узнает только один элемент многокомпонентного запаха и посылает соответствующий сигнал в мозг. Мозг соединяет многочисленные сигналы в единое целое. Так, в распознава­нии одного запаха иногда участвуют до 1000 нейронов. За это важное открытие американские ученые.Линда Бак и Ричард Аксел в 2004 году были удостоены Нобелевской премии. Извест­но также, что при вдыхании ароматов «между обонятельным волоском погруженным в слизь и основанием аксона сенсор­ной клетки... возникает разность потенциалов и электричес­кий ток определенного направления, называемый генераторным». Электричество в органическом теле не что иное, как проявление стихии огня космического пространства, или пространственный огонь. «Каждая клеточка тела - элек­трическая батарейка... Человек есть огонь, управляемый в дей­ствии постоянном». Таким образом, происходит по­стоянное взаимодействие огня внутреннего и пространствен­ного. Если с данной позиции рассматривать процесс обоняния, то ароматы позволяют усиливать это взаимодействие и на­капливать пространственный огонь (электричество), столь необходимый для жизнедеятельности организма.

Сенсорные системы, бесспорно, очень важны, ведь именно благодаря им наша жизнь приобретает полноцветное звучание. Иногда, в результате трагических обстоятельств, человек может утратить возможность видеть или слышать. Слепота и глухота, к сожалению, еще часто поражают организм человека, и слова эти хорошо известны. Но мало кто вспомнит, как одним словом назвать утрату возможности чувствовать запахи, и не потому что такого слова нет, а потому что аносмия - потеря или сни­жение способности воспринимать запахи - явление чрезвы­чайно редкое по следующим причинам. Во-первых, в обонятельном эпителии есть «дублеры» (обонятельные клет­ки, первичные сенсорные клетки и окончания сенсорных воло­кон тройничного нерва); во-вторых, даже при утрате 90% обо­нятельных рецепторов функция обонятельной системы не на­рушается, так как включается компенсаторный механизм; в-третьих, автоматически запускается процесс регенерации. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что При­рода позаботилась и создала множество механизмов для защи­ты обонятельной системы. Для чего это было нужно? Ведь ни­чего случайного, а тем более лишнего, в нашем организме нет.

Широко известно, что 90% информации человек получает через глаза, 8% - через уши, 2% - через нос, но мало кто знает, что 90% информации, влияющей на чувства, человек получает посредством обоняния. Обонятельный нерв, в отличие от дру­гих анализаторов, не имеет «посредников» и напрямую связан с головным мозгом и окружающей средой. Академик И. П. Пав­лов писал о том, что обонятельный анализатор относится к самым древним частям высшего отдела центральной нервной системы и многие его функции, как и у животных врожденны, безусловны и постоянны. Передний мозг возник как развитый участок обонятельной системы. Область мозга, регистриру­ющая запахи, связана с эндокринной, нервной, лимбической системами и гипоталамусом, который называют «местом встре­чи» тела и разума. Это значит, что запахи влияют на выработку гормонов, функционирование внутренних органов, эмоцио­нальное состояние. Обонятельная система связана с участка­ми головного мозга, отвечающими за память. Запахи практи­чески мгновенно пробуждают в нас те или иные воспомина­ния. Они способны гармонизировать взаимодействие левого и правого полушария, помогая установить их равновесие, за­дают подобно камертону особый ритм работы мозгу. Так, аро­мат розы способствует глубокому размышлению, а запах ли­мона позволяет настроиться на активную работу.

Многочисленные эксперименты доказывают, что опреде­ленные нарушения нервной системы вызывают частичную, как при некоторых формах шизофрении, потерю восприятия запахов или их искажение (дизосмию), как при депрессивном состоянии. Из-за насморка нарушается деятельность вкусово­го анализатора и пища кажется безвкусной или слишком прес­ной. По данным доктора биологических наук Н. Боковой, уда­ление обонятельной луковицы ведет к развитию болезни Альцгеймера. Неприятные запахи ухудшают зрение и слух, работу желудочно-кишечного тракта, повышают артериальное дав­ление. Согласно исследованиям профессора С. В. Кравкова, за­пах бергамота, герани и розмарина усиливает чувствитель­ность зрения к зеленому цвету в дневное время в 1,5-2 раза, а к красному, наоборот, понижает. В ночное время указанные запахи ухудшают зрение. Так называемые тригеминальные запахи, предупреждающие об опасности (например, наша­тырь), активизируют защитные функции организма, работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, но преимуществен­но в состоянии бодрствования. Во время сна обоняние может практически полностью отключиться, что нередко приводит человека к гибели в случае отравления угарным газом, други­ми ядовитыми веществами. В отличие от других анализато­ров при длительном раздражении обонятельных рецепторов одним и тем же запахом их чувствительность сначала снижа­ется до 40%, а затем при определенных условиях не падает до нуля, а, напротив, увеличивается и утончается. Это лишь не­большой перечень особенностей обоняния.

Представление о Мире на протяжении эволюции челове­чества постоянно меняется. Улыбаясь старому утверждению, что Земля плоская и покоится на трех китах, задумываемся ли мы над тем, как будут относиться потомки к нашим науч­ным воззрениям через несколько столетий? Будем надеяться, что грядущие поколения снисходительно простят нам упро­щенное представление о жизни человека, Земли, Вселенной, ограниченное познанием грубой материи.

Научное восприятие Мира за последние 300 лет претерпе­ло множество изменений. Согласно ньютоно-картезианской картине Мира, созданной в XVIII веке, эволюционное простран­ство трехмерно и не зависит от времени, причинно-следствен­ные связи линейны, а материя рождается из пустоты. Вселен­ную представляли как гигантский механизм, действующий в соответствии с известными ученым мужам законами материи.

В XIX веке этот взгляд на Мир изменился. Его величе­ство случай занял в науке свое место. Случайностью стали называть то, чему не могли найти объяснение. Открытия Дар­вина, Максвелла, Больцмана, Фарадея и Гельмгольца позво­лили объединить абсолютную точность с вероятностью.

Научные открытия начала XX века позволили утверждать, что пустоты, как таковой, вообще не существует; материя вышла за рамки грубых (зримых) форм, появились теория от­носительности, понятие «пространство - время», принцип дополнительности, наконец, знаменитая формула Е=тс2, ко­торая подтвердила реальность явлений материализации и де­материализации. Казалось, уже ничто не может измениться, но бурное развитие интеллекта привело к тому, что картина Мира, созданная в начале XX века, начала сдавать свои пози­ции, уступая место новой научной парадигме. Один из основа­телей синергетики, Л. Пригожин, писал: «...картина Мира клас­сической науки - лапласовский детерминизм - выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию». Разделение науки на точную и гуманитарную выявило свою несостоятельность. Начался процесс слияния, как казалось не­когда, очень далеких друг от друга областей науки - физики и психологии, информатики и биологии, истории и астро­номии, астрологии и медицины. Появилось новое научное направление - биоэнергоинформатика. Идеи К. Э. Циолков­ского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, А. Л. Козырева, по­степенно нашли не только понимание в кругу ученых, но и фак­тическое подтверждение. В марте 1996 года в Москве, в Госу­дарственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, прошла научная конференция «Наука на пороге XXI века - новые парадигмы». В отчете о работе конференции было от­мечено: «Переход общенаучной парадигмы от ее чисто мате­риалистического «звучания», в котором достижения науки и техники положительны и «беспредельны», к взвешенному нравственно-экологическому звучанию связан с признанием приоритета духовных ценностей над материальными. Соответ­ственно, принимается неразрывное единство вещественного и духовного миров. Универсума вместо постулата о первично­сти материи и вторичности сознания. Новая общенаучная пара­дигма должна подкрепляться конкретными теоретическими моделями современной физики. Это требует признания реаль­ности информационно-энергетического пространства Вселен­ной, в том числе возможности безэнергетичной и безэнтро­пийной передачи информации. Фундаментальное изменение естественнонаучных взглядов на пути развития человечества будет способствовать его выживанию как в материальной, так и в духовной сфере».

Спор о существовании четвертого измерения в научных кругах шел давно и был завершен только к началу XX столетия в пользу тех, кто утверждал многомерность пространства. Еще больше расширяют горизонт нашего восприятия жизни от­крытия в области физики. Г. И. Шипов в книге «Теория физи­ческого вакуума» называет семь уровней реальности:

· Абсолютное «ничто».

· Первичное торсионное поле (поле сознания).

· Вакуум.

· Плазма (элементарные частицы).

· Газ.

· Жидкость.

· Твердое тело.

Следовательно, человек тоже имеет семеричное строение, ибо микрокосм подобен макрокосму. В трудах ученых, священ­ных писаниях, философских трактатах гармоничное сочета­ние семи тел представлено следующим образом:

· Атма.

· Буддхи.

· Манас.

· Кама.

· Ирана.

· Линга-Шарира.

· Физическое тело.

Иначе говоря - сочетание духа, души, одухотворенного разума, интеллекта, астрального, эфирного и физического тела. Известный советский хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий в книге «О духе, душе и теле» писал: «Чем полнее мозг человека будет смоделирован счетной машиной, тем яснее видно, что выс­шие чувства не являются его функцией. Это область духа, которая только связана с мозгом, но не непосредственно. Центральным органом, через который осуществляется связь тела с духом, является сердце».

Тонкоматерильные структуры (ауру) человека уже неодно­кратно запечатлевали на фото и видеопленку (эффект Кирлиана). В настоящее время существование ауры - факт досто­верный и научно подтвержденный. Кандидат физико-математических наук, профессор университета Коломбо К. Г. Короткое много лет занимается изучением этого вопроса. В своих ста­тьях ученый неоднократно писал о многоуровневом строении человека и космоса: «...можно говорить об иерархии уров­ней жизнедеятельности биологического организма. Физи­ческое тело - физическая аура (суперпозиция физических полей) - информационная аура (совокупность информаци­онных полей) - коллективная аура (совокупная аура груп­пы людей) - Аура Человечества. Последняя оказывается неотъемлемой, частью более глобального поля, сформирован­ного в космических масштабах. После смерти физического те­ла информационная аура человека продолжает независимое существование... информационная аура связана со структу­рами более высоких уровней и меняется в соответствии с поведением этих структур». Подобное утверждение наводит на мысль о том, что посмертное существование че­ловека и наша связь с явлениями вселенского масштаба в бли­жайшем будущем будут рассматриваться как неопровержи­мый научный факт.

Несмотря на то что наука интенсивно развивается, перед ней стоит еще очень много нерешенных вопросов, и ароматы не составляют исключение. Например, неизвестно каким об­разом углеводороды появляются в растениях и что служит пусковым механизмом для образования из них при участии кислорода эфирных масел (терпеновых соединений, окислен­ных углеводородов). Советские ученые В. И. Нилов, В. В. Виль­яме и Л. А. Михельсон в совместной работе «О превращении эфирных масел в растениях» писали: «Как образуются углево­дороды - терпены, пока сказать невозможно, и мы считаем лишним приводить теоретические рассуждения на этот счет, так как пока нет ни одного, более или менее твердо установ­ленного, наводящего факта». Известно, что терпено- вые соединения склонны к активной изомеризации и образу­ют широкий спектр устойчивых форм, чаще всего это шести­гранные ячейки. Присоединяя к углеводородным соединениям кислород, растение продуцирует спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, сложные эфиры, цинеол, входящие в состав эфирного масла, но «исходящие материалы» и механизмы «превращения» эфирных масел неизвестны. Единственное, что не вызывало сомнений, - факт органического происхождения сложных ароматических соединений. На наш взгляд, именно это утвержде­ние явилось неверной точкой отсчета. Нижеприведенная ин­формация выдвигается в качестве гипотезы.

Попытаемся иначе поставить этот вопрос и перейти от про­стого к сложному. Согласно восточной философии, Космос име­ет семеричную структуру. Кроме видимого мира существует еще шесть состояний материи иного качества. Миры, сферы или планы бытия существуют в тесном взаимодействии и вза­имопроникновении. Мир мыслей и мир чувств пронизывают мир физический. Материя физического мира самая плотная, а затем следует многоуровневая градация в сторону утонче­ния. Причем более тонкая материя может проявляться в более плотной, но не наоборот. Если принять за основу факт суще­ствования ароматического аспекта Вселенной, то неизменно напрашивается вывод о том, что он пронизывает все виды материи во всех формах ее существования. С позиции грубо­го материализма реально только то, что можно увидеть, по­трогать, зафиксировать, но даже самый рьяный материалист не станет отрицать существование мысли, проскопии, телепа­тии, а также существование жизни в неизвестных науке фор­мах. Поэтому примем еще одно положение: космическое про­странство представляет единый живой организм, который живет и развивается согласно определенным законам.

Ученый и священнослужитель В. Ф. Войно-Ясенецкий пи­сал на эту тему: «Невозможно допустить, что все бесчислен­ные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы весь мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что все небесные тела служат местом оби­тания бесчисленных живых и разумных существ, высших форм интеллектуальности? Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физи­ческих условиях, какие существуют на звездах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплот­ные духи нуждаются в определенных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут существовать формы телесности, совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отли­чающимся от земных?

И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами.

Если так ясен закон развития и существования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он пре­рывается за пределами нашей планеты; что дух, впервые яв­ленный в человеке, но проявляющийся и в простейших суще­ствах, и в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во всей вселенной».

Любая форма жизни облекается в материю. Одна из них - аромат. Его основой являются углероды и водороды. Они, по­добно нулю и единице в вычислительной технике, создают бесчисленное множество комбинаций. По мере присоедине­ния иных химических элементов, то есть постепенного уплот­нения, эта тонкая материя обретает новые, более разнообраз­ные формы.

В 2005 году индийские астрономы, изучая состав кометного вещества, обнаружили, что в него входят сложные угле­водороды, а в начале 2008 года научный мир облетела весть об огромных скоплениях простых углеводородов (метан, этан) на Титане, одном из спутников Сатурна. Углеводородные со­единения содержатся и в газопылевых облаках, окружающих молодые звезды. Причем именно те модификации, которые являются предшественниками ДНК и белков (ацетилен, циа­нид). Американские астробиологи обнаружили полицикли­ческие ароматические углеводороды в космическом про­странстве. Их количество оказалось столь велико, что можно говорить о благоухающем «первичными» ароматами Космо­се. На снимках галактик, удаленных от Земли на десятки мил­лионов световых лет, в инфракрасном излучении азот-арома- тические углеводороды занимают одну треть пространства, причем азот в них содержится в незначительном количестве, доминирующее положение занимает углерод. «Спектральный анализ по цвету позволяет определить присутствие того или иного вещества. Анализ ароматический дает такие же результаты, ибо в огненном теле можно вести исследования Даль­них Миров».

Следует отметить, что ароматические соединения имеют очень красивую форму. Молекулы углерода, водорода и азота образуют шестигранные объемные ячейки и, подобно сне­жинкам, поражают своим многообразием и утонченностью форм. В. Ф. Войно-Ясенецкий утверждал, что «...не без твор­ческого воздействия духа создаются формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас ове­янные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты формы, созидаемой духом».

И. Кеплер в свое время сделал вывод о существовании формообразующей силы в любом веществе, некоего всеобще­го закона. Согласно синергетике, изучающей сложные системы, таковым является закон самоорганизации. Процесс самоорга­низации идет от простого к сложному, подобно тому как в хи­мической реакции по правилу Гей У1юсака и Оствальда сначала возникают наименее, а затем наиболее устойчивые формы.

В формировании планет углеводородные соединения игра­ют важнейшую роль. Впоследствии, насыщая плотную материю небесного тела, они участвуют в сложных химических преоб­разованиях. Согласно теории российского ученого А. Скляро­ва, в результате пиролиза (разложения при высоких темпера­турах) метана в земной коре образуются жидкие и газообраз­ные сложные углеводороды (графит, медь, уголь и т. д.). Значит, в растения углеводородные соединения проникают из земли и далее с участием кислорода преобразуются в эфирные масла. Еще Платон писал о том, что благовония «питает земля», а запах «пребывает в неком незавершенном, переходном состоянии». Вероятно, «переходное состояние» запаха и есть простые углеводородные соединения, которые в Древней Гре­ции, по словам Аристотеля, не имели названия, но именно под их воздействием воздух «тотчас же становится ощущаемым». Остается только восхищаться позна­ниями древних философов и их умению в простой, доступной для современников форме излагать сложные темы.

Профессор Йегер (XIX в.) утверждал, что «основой жиз­ненного принципа является не протоплазма, а одоратная (ароматическая) материя, содержащаяся внутри нее... Если уничтожить протоплазму посредством ее сожжения, воздей­ствием на нее серной кислотой или любым разрушающим ве­ществом, то пахучие субстанции абсолютно не уничтожают­ся, а, наоборот, становятся более явными». Махатма К. X., разъ­ясняя статью вышеупомянутого ученого, писал: «Одориген доктора Йегера - это не Джива, но это одно из связующих звеньев, которое соединяет ее с физическим телом». Джива в переводе с санскрита - Жизнь как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи, то есть дух и душа. Значит, аромат - одна из тончайших нитей ткани души, вплетающаяся на определен­ном этапе и при определенных условиях в плотную материю Бытия. И наличие запаха свидетельствует о присутствии и выявлении души. Поэтому можно предположить, что косми­ческие азот-ароматические углеводороды не что иное, как мириады монадических структур; следовательно, Космос на­полнен жизнью, но в иных, приемлемых для души состояни­ях, формах.

Монада, она же высшая триада буддистов (атма, буддхи, манас), Св. Троица гностиков, бессмертна и, согласно доктрине перевоплощения, проходит путь от низших, элементарных царств природы к высшим. Принцип троичности четко про­слеживается и в запахах. Любой запах имеет активные лету­чие соединения, которые воспринимаются на начальном эта­пе; срединные, дающие характерный тон, и базисные, составля­ющие остаточный запах. Иначе говоря - дух, душа и тело запаха. Поскольку любой запах имеет в своей структуре плот­ную материю, чаще всего в жидком состоянии, то очевидно, что он оказывает троякое действие на физическое тело чело­века. Сначала происходит всасывание эфирного масла через кожу или слизистые оболочки (желудка, дыхательных путей и т. д.), затем его воздействию подвергаются ткани внутрен­них органов (через лимфу и кровь) и, наконец, через системы выделения (дыхательную, мочеполовую, желудочно-кишеч- ный тракт, кожу) оно удаляется из организма. Параллельно про­исходит взаимодействие характерного тона запаха с нервной системой, энергетическими центрами, каналами и полевыми структурами, что выражается в изменении эмоционального фона, интенсивности процесса мышления, памяти. Самая тон­кая составляющая запаха оказывает кратковременное, но глу­бокое влияние на сферу высших чувств и мыслей (предчув­ствие, интуиция, творческое озарение), если она развита.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим некоторые осо­бенности обоняния. Известно, что во время сна в состоянии покоя находится только физическое тело, душа пребывает в ином измерении; следовательно, происходит сильное ослаб­ление обоняния либо его полная утрата. Обостряется оно в переходном состоянии от бодрствования ко сну и наоборот. Очень важно в этот период находиться в атмосфере прият­ных, успокаивающих ароматов, которые сообщают тонкому телу дополнительную энергию и способствуют гармонично­му, активному и полноценному отдыху, позволяя восстано­вить утраченные силы. Во время сна, кроме обонятельной, не активны и многие другие системы организма. Например, в связи с тем что одоратная материя составляет основу серотонинной системы, частота проявления последней в состо­янии сна равна 0 Гц/с, а в период творческой активности до­стигает 7 Гц/с.

На Востоке убеждены в том, что душа, перед тем как обре­сти земное тело, пребывает в Тонком Мире, где главным источ­ником питания служат ароматы. Этим объясняют наличие обо­стренного обоняния у новорожденных. Возможно, по этой при­чине их появление на свет сопровождали определенными действиями. В Древней Индии существовал сложный обряд, он сохранился в несколько измененном виде по сей день: с осо­бой тщательностью подобранные благовония, в строгой по­следовательности воскуривали, а тело роженицы умащивали благовонными составами. Вероятно, ароматы облегчают про­цесс перехода души в новое состояние (подобно переходу от сна к бодрствованию). Необходимы они и для роженицы. Каза­лось бы, как могут повлиять ароматические вещества на родо­вую деятельность? Ведь сегодня для стимулирования и обез­боливания этого сложного процесса применяют достаточно сильные химические препараты. Оказывается, ароматы очень гармонично и без негативных последствий для роженицы и ребенка стимулируют гладкую мускулатуру матки настолько, что делают роды безболезненными, позволяют быстро восста­новиться женщине в послеродовой период, благотворно влия­ют на состояние психики, позволяя избежать кратковремен­ных нарушений психических процессов, связанных с тем, что не все способны без негативных последствий пережить мо­мент активного взаимодействия двух миров (зримого и неви­димого] во время родовой деятельности.

Замечено, что в период тяжелой болезни, когда основную часть времени человек находится в бессознательном состоянии или спит, он источает присущий ему запах. Кроме того, в момент смерти и через 40 дней после нее близкие люди не­редко чувствуют характерный запах умершего. Это запах сущ­ности, тонкой, нетленной структуры человека, его души. Пе­реход в мир иной издревле сопровождали приятными арома­тами. Роза, эвкалипт и ладан особенно полезны. Фраза «на ладан дышит» родилась не случайно, так как ладан часто ис­пользовали в последние часы жизни человека, чтобы усилить жизнеспособность, наполнить силой, так необходимой для дальнейших преобразований, все энергетические центры (осо­бенно в области сердца и гипоталамуса), помочь сохранить ясное сознание в момент перехода.

На физическом уровне запахи воспринимает обонятель­ная система, душа их воспринимает посредством сердца, как ни парадоксально это звучит. Сердце человека - не только орган, перекачивающий кровь, это единственный орган, ко­торый способен реагировать на явления физического и не­зримого миров. Именно поэтому, сердце способно чувство­вать на расстоянии, остро реагировать на зло, может радо­ваться, предвосхищать события... Сердце - мудрец, пророк, вестник Высших миров, к которому мы прислушиваемся или игнорируем. В Живой Этике указано: «Среди чувств обоня­ние есть одно из определений всего приближающегося. Мно­гие не поймут, что сердце будет двигателем утончения обо­няния. У сердца пламенного приближение каждой сущно­сти вызывает своеобразное употребление чувства обоняния внутреннего. Удушья сердечные происходят часто от таких приближений».

Одно из ярких проявлений Тонкого Мира в нашей жизни - неожиданное появление какого-либо запаха без видимых причин. Условно все запахи можно разделить на две боль­шие группы: жизнедательные и запахи разложения. Это два противоположных полюса, как Свет и тьма, иногда грань между ними очень тонкая, едва уловимая. Приятный запах характеризует светлое явление, присутствие благих энер­гий; неприятный - предупреждает о негативном воздей­ствии. Запахи при утонченном обонянии заблаговременно сообщают нам о событиях и появлении тех или иных людей.

Распознавание сущности человека, предметов посредством вдыхания запаха было широко распространено в давние вре­мена. Многие древние народы при встрече касались друг дру­га носами. Иногда эту роль доверяли братьям на­шим меньшим и гостей подводили к лошадям или собакам, которые демонстрировали свое отношение к ним. В Китае, Тибете даже вывели породы особо чувствительных собак. Так, в Лхасе, месте паломничества буддистов, почти в каждом дво­ре держали небольшого тибетского терьера. По сей день это самая распространенная порода на указанной территории. Не­сведущему человеку может показаться странным, что в та­ких суровых условиях заботливо опекают маленьких декора­тивных собачек.

Животные хорошо чуют хозяина или недруга на достаточ­но большом расстоянии. Можно наблюдать, как пес начинает радоваться, суетиться за 20-30 мин до прихода в дом его хо­зяина. У собаки активно действуют более 200 млн обонятель­ных клеток, в то время как у человека - только около 10 млн. В «Мире Огненном» можно прочитать следующие строки: «Чуткая собака устремляется издалека по следам хозяина. Так же и в человеке существует эта чуткость огненная, но он пы­тается заглушить ее рассудком. Между тем немало людей мо­гут сознаться, что они иногда слышат необъяснимые запахи. Может быть, то Тонкий Мир шлет ароматы, но редко они слыш­ны. Люди скорее согласятся о животном чутье, нежели об аро­матах надземных».

Восприятие запаха, вкуса и цвета с течением эволюции менялось. Сегодня, когда большинство людей прекрасно раз­личают семь цветов радуги, трудно представить, что когда-то при недостаточном развитии у большинства зрительного ана­лизатора синий, а тем более фиолетовый цвет, воспринимал­ся как черный. Древние греки назвали море, омывающее крым­ские берега, черным, потому что, как это ни парадоксально, видели его именно таким. Вергилий писал о фиалке как чер­ном цветке, равно как и о гиацинте. В ряде греческих текстов Радугу называют красной, так как именно с этого цвета раз­вивалось цветовосприятие. Позже появилось описание уже трех цветов радуги, в которой доминировал красный, пере­ходящий в желто-зеленый и малиновый. Е. П. Блаватская в тре­тьем томе «Тайной Доктрины» уделяет особое внимание эво­люции глаза, восприятию ультрафиолетовой области спектра. В трудах П. Флоренского есть интересные параллели в описа­нии духовных качеств и их цветовых характеристик. Обоня­ние, так же как и зрение, развивалось и продолжает разви­ваться постепенно, поскольку процесс эволюции органов чувств зависит от степени развития сознания.

М. А. Волошин, рассуждая на эту тему, в дневнике 1907-1909 годов указал следующую последовательность развития пяти чувств: слух, осязание, зрение, вкус, запах... Морис Метерлинк, анализируя в книге «Разум цветов» ранние письменные источники, пришел к выводу: сначала люди раз­личали очень сильные и стойкие ароматы; обоняние, как сен­сорная система, интенсивно развивается с недавних пор. Аро­маты он называет душой цветов, а обоняние - «наименее объяснимым из наших чувств». В Живой Этике пи­шется о нашем времени как периоде постепенного сближения миров физического и тонкого. Для восприятия последнего необходимо в том числе развитое обоняние. Мысли М. Метерлинка перекликаются с утверждением о сближении миров: «Весьма возможно, что это чувство, единственное, которое об­ращено к будущему, уже воспринимает яркие проявления счаст­ливых и желанных форм и состояний материи, которые готовят немало сюрпризов. А покуда оно принадлежит к ощущениям наи­более резким, наименее тонким. Оно еле-еле догадывается, и то при помощи воображения, о тех глубоких и гармоничных ис­парениях, которые, очевидно, окружают великие явления ат­мосферы и света. Если мы уже находимся на пути к тому, что­бы постигнуть ароматы дождя или сумерек, почему бы нам не дойти до различения и определения запаха снега, льда, утрен­ней росы, первых лучей зари, мерцания звезд? Все в простран­стве должно обладать своим ароматом, даже луч луны, шепот воды, плывущее облако, улыбка небесной лазури».

В Живой Этике определена следующая последовательность овладения пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Указана перспектива развития: от обычного обоняния к абсолютному, а затем до яснообоняния.

 

 

Психология запаха

Абсолютное обоняние могло бы установить шкалу качеств духа и да­же эмоций по запахам. Однажды спросили йога, как он психологирует пространство. Он отве­тил: «Эманация психической энергии подобна благоуханию цветов». Зачем напрягать то, что возно­сится к высшему Ауму? Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его - так происходит воздействие.

Психология, как известно, наука о душе. К сожалению, со­временная психология либо отрицает само ее существование, либо относится к этому понятию с известной долей иронии. Поэтому не удивительно, что в поле зрения психологов от­сутствует такое явление, как психическая энергия, и уж со­всем не ставятся вопросы, как ею управлять, как улучшать ее качество, как она воздействует на организм человека, живот­ного, растения, минералы и каким образом она расточается, накапливается и восстанавливается.

Психическая энергия имеет много синонимов, которые раскрывают ее суть: всеначальная, жизнедательная, всепро­никающая, божественная, всенаполняющая, собирательная, начальная, глас души, Премудрость Божия, Матерь величе­ственная, Дух Святой, носительница Света... В религиозных и философских учениях всех времен и народов дается около 200 самых разных наименований этой всепроникающей энергии. Поскольку подробное изложение столь интересной об­ласти человеческих познаний не является нашей целью, остановимся на кратком описании психической энергии, ее ро­ли в процессе обоняния и взаимодействии с растениями.

Согласно Учению Живой Этики, психическая энергия, как все начальная, включает в себя все энергии, которые излучает человек. Качество ее зависит от многих факторов, в том чис­ле и от уровня развития сознания человека. Психическая энер­гия может быть позитивной и негативной. Злобные, унылые, недоброжелательные, раздражительные люди излучают пси­хическую энергию низкого качества, разрушительно влия­ющую прежде всего на них самих. Добросердечный, состра­дательный, мужественный человек наполняет свой внутрен­ний мир и окружающее пространство психической энергией высокого порядка.

Своеобразен и неповторим запах каждого человека. Еже­секундно мы продуцируем различные мысли, эмоции, чувства, желания, в течение дня употребляем всевозможные напитки, овощи, фрукты, общаемся в определенной среде, имеем осо­бый род занятий. Все вышеперечисленное - слагаемые инди­видуального запаха человека. Помещение, в котором шла дру­жеская беседа или произошла размолвка, комната в притоне или келья отшельника, тело пьяницы или утонченного цените­ля искусства будут отличаться не только внешне, но и по за­паху. Один и тот же человек в добром здравии или болезни, печали или радости, раздражении или вдохновении будет из­лучать различного качества энергии и присущий им запах. В книге «Сердце» читаем: «Претворение энергии в аромат есть очень определенный факт... эту химическую реакцию можно уловить и так еще ближе подойти к трансцендентальному фи­зиологическому нахождению». В современной кри­миналистике существует специальное направление - ольфактроника, которое посвящено инструментальному изучению за­паха. С помощью газовых анализаторов не только «собирают», но и распознают индивидуальный запах. В ряде стран собраны колоссальные коллекции запахов, например, некогда в ГДР, в специальном хранилище, находились «отпечатки» запахов практически всех достигших совершеннолетия граждан.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «По мере совершенствова­ния человека утончается и становится благоуханным излу­чаемый им аромат. Очищение мыслей и чувств и очищение питания отражаются и на характере излучаемых человеком запахов. Мясоеды зловонны». Характерный запах человека представляет равнодействующую его достоинств и недостатков. Ароматический след наших настроений оста­ется надолго, часто повторяемые запахи кристаллизуются и постепенно накапливаются.

Исследование человеческого организма с использовани­ем метода газоразрядной визуализации (кирлианографии) показало, что руки человека интенсивно излучают свет, энер­гию. Аромат - тоже энергия. В давние времена врачи, ставя диагноз, обязательно нюхали середину ладони обеих рук, что­бы по запаху определить состояние организма. Известно, что тепло и ограничение Пространства усиливают восприятие аро­мата. Если плотно сомкнуть ладони и потереть одна о другую в течение 5-10 секунд, затем разомкнуть, то можно почув­ствовать свой запах. О качестве судите сами.

Обратите внимание, как меняется запах человека, когда он лжет, ленится, осуждает, злословит, переживает вспышки ал­чности, раздражения или когда радуется, говорит о прекрас­ном, слушает хорошую музыку, читает стихи, выражает искрен­нюю благодарность... Постоянное внимание к этим изменени­ям позволит утончить обоняние. Подобно тому как музыкант, обладая абсолютным слухом, слышит любую фальшь, легко отличает консонанс от диссонанса, так и развитое тонкое обо­няние позволяет безошибочно понимать сущность людей и предметов. Мы достаточно легко определяем по запаху при­годность продуктов питания, любим аромат свежих цветов и знаем, насколько они неприятно пахнут, простояв в вазе до­статочно долгое время, так и эмоциональное состояние чело­века, его сущность постепенно станут узнаваемы по запаху. Например, эгоизм имеет резкий, неприятный, ед­кий запах; лень пахнет ядовито-приторно, чуть сладковато; осуждение смердит и очень сходно по запаху с разлагающимся мясом; разговоры о тех или иных болезнях сопровождаются характерными для них запахами, которые могут усугублять те­чение заболевания и даже стимулировать его развитие у здо­рового человека. Утонченные, возвышенные чувства дают от­четливый аромат розы, фиалки, лилии; состоянию озарения (в научной работе) предшествуют ароматы сосны, сандала, кедра, ладана... Характерный запах имеет не только человек, но и животные, растения, минералы, металлы, причем одни из них полезны, другие ядовиты. Так, запах хлорида натрия (камен­ной соли) благотворно влияет при заболеваниях дыхательных путей, нормализует уровень гистамина в крови, белковый и водный обмены, а пары ртути вызывают тяжелейшие отрав­ления, поражая нервную систему (ослабление умственных способностей, памяти и т. д.), органы дыхания, желудочно-кишеч­ного тракта, мочеполовой системы.

В процессе жизни человек не только питает физическое тело для поддержания его существования. Непрерывно происходит насыщение тонкоматериальных оболочек энергиями, напол­няющими пространство. Соприкасаясь с ними, человек транс­формирует их, насыщая своими эманациями. Так протекает психожизнь. Не случайно места, где жили святые, называли благими. Психическая энергия высокодуховных людей, наполняя пространство, облагораживает его. Даже физическая ма­терия настолько сильно насыщается благими силами, имею­щими материальные образования в виде мельчайших кристал­лов на стенках нервных каналов, что после наступления смерти не поддается тлению. Благоухание мощей святых - не что иное, как излучение психической энергии, сконцентрированной в одоратной материи. Именно она дарит исцеление как душевное, так и физическое. Отец Павел Флоренский писал: «Гряз­ные мысли способны изменить физическое и психическое со­стояние организма, внести в него разложение. Отсюда понят­но одно из основных положений аскетики, что, чем глубже укоренялась страсть, тем труднее ее удалить, так как она свя­залась со всем организмом. Физиология святых - особенная и проявляется в характерных свойствах - благоухании, исходящем от них и их мощей. Я сам это испытал. Когда вскрыли мощи Преподобного Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой. Была уже ночь. Вдруг мое внимание привлек свежий, свежий воздух и особенно при­ятный запах, отдаленное подобие той свежести воздуха, когда пахнет весной. А была зима. Ни о какой весне и даже оттепели и помину не было. Поэтому стал я определять, что же это за запах и откуда он. Пахнет весной: по ассоциации сопоставил' запах тополей после грозы; но тополей вблизи не было, да и опять же зима. И вот наконец я доискался: это пахли мои губы, которыми я только что прикасался к мощам. В житиях свя­тых о благоухании, исходящем от святых, упоминается очень часто. Наоборот, средневековые экзорцисты - заклинатели демонов говорят, что демоны и бесноватые вонючи. Фран­цузское выражение j'ai des nausees = с души воротит». Совре­менные американские психологи обнаружили, что в состоя­нии экстатического подъема люди распространяют из всех пор кожи запах вроде фиалки, а одержимые имеют особен­ный запах, выходящий из всех пор их кожи».

Накапливать психическую энергию и улучшать ее качество позволяют такие состояния, как духовная радость, восторг, вдохновение, тонкие переживания, связанные с восприяти­ем и созданием прекрасного, например предметов искусства, а также проявление всех лучших качеств души, самые свет­лые мысли и эмоции. Расточение психической энергии и сни­жение ее качества происходит при диаметрально противоположных условиях. У каждого из нас есть достоинства и недо­статки. Проявляя их в течение дня, календарного года, всей жизни, мы либо поднимаемся по ступеням духовного восхож­дения (в христианстве это лестница Иакова), либо спускаемся, иногда падаем на самое дно, а потому легенда о падшем ангеле глубоко символична. Врач, исцеляя больного, помимо лекарств воздействует своей психической энергией; учитель кроме зна­ний дарит частицы всеначальной энергии; священник, пропо­ведуя, излучает мощную сердечную энергию.

Интересно проследить состояние человека во время мо­литвы - искренней, осознанной и глубокой, а не механичес­кого повторения того или иного текста. Молитва - внутрен­нее состояние высокого общения, предстояния. Для его до­стижения только на первых ступенях необходимы слова, которые со временем заменят мысли, затем высшие чувства, соответственно, и продолжительность во времени может варьироваться от мгновений до образа жизни (непрестанная молитва). Высшее состояние сознания, в том числе молит­венное, вызывает спазматический вздох, очень глубокое ды­хание: «Вздох считался ответом Богу. Средоточие огненной энергии производит эту спазму. Замечайте, что убийца и каж­дый темный злоумышленник не вздыхают. Эта напряжен­ность имеет место при высших эманациях. Можно написать книгу о вздохе, и она будет очень близка молитве». Спазматический вздох - внешнее проявление нервного сокра­щения, сопровождающего усиленную выдачу психической энергии вовне. Чаще всего усиление деятельности нервной системы в таких состояниях концентрируется в определенных центрах, органах. Они в свою очередь вырабатывают особые химические вещества, которые посредством дыхания (через вздох) наполняют окружающее пространство.

Активизация тех или иных энергетических центров и их материальных носителей зависит от мотивации, состояния сознания и здоровья, внешних условий. К внешним факторам относят также запахи. Например, у женщины, рассказывающей о любимом ребенке, происходит активизация Кундалини, сол­нечного сплетения и шишковидной железы. Эти же энергети­ческие центры усиливают свою деятельность под воздействи­ем аромата полыни. Таким образом, аромат превращается в энергию, а энергия, окрашенная индивидуальными особенно­стями человека, снова наполняет пространство. Следователь­но, происходит непрерывный энергообмен, даже если человек изолирован от окружающего мира и людей.

В Гранях Агни Йоги есть такие строки: «Очень важно, что именно выносит человек в пространство из своего микрокос­ма. Маякам спасения уподобляются одни, и установкам, извер­гающим ядовитые газы, - другие. Такова фабрика человечес­кого микрокосма. Велика ответственность человека за то, чем насыщает он окружающую его сферу. Один из сокровища серд­ца своего излучает лишь злобу и тьму, другой - Свет и сияние. За психическими продуктами производства, сходящими с кон­вейера его сознания, человек должен зорко следить и контро­лировать выпуск своей психической продукции. Одни и те же вибрации или явления могут входить через уши, глаза и все внешние чувства человека, но реакция на них, зависящая уже от человека, может быть совершенно различной. Архат и обы­ватель, воспринимая одно и то же, ответно насытят простран­ство совершенно различно. Процесс этот следует представить себе возможно нагляднее, чтобы безошибочно знать, какой след оставляет после себя в пространстве чистое и нечистое мыш­ление. Запах, излучаемый каждым человеком, служит весьма точным показателем его психического и физического состо­яния. Все газы имеют свой запах. Коричневый газ, являющий­ся бедствием планеты, есть результат продукции психофи­зической активности множества людей, работающих не на стороне Света. Светлые сознания - это как бы озонаторы про­странства, очищающие его своими излучениями и потоками астрально-ментальной материи, проходящей через их соот­ветствующие оболочки. Лаборатория человеческая очень сильна, ибо человек наделен мощными энергиями».

Поскольку психическая энергия выявляет степень жиз­неспособности и качество энергообмена всего сущего, мож­но утверждать, что минералы и растения тоже обладают этой энергией. Жизнедательная сила, или психическая энергия, минералов позволила использовать их в качестве лекарствен­ных средств на протяжении многих тысячелетий, равно как и растения. Эфироносные растения являются аккумулятора­ми и мощными продуцентами психической энергии, сконцен­трированной в одоратном веществе. Таким образом, эфирное масло - концентрат психической энергии растения, а зна­чит, сильное лекарственное средство.

Главная сфера влияния эфирных масел - нервная система человека. Согласно эзотерической доктрине, нервная систе­ма человека - это самое грубое проявление астрального тела, тела чувств, эмоций и желаний. Подобно тому как костная ткань является основой физического тела, так нервная ткань служит скелетом астрального тела. Расхожая фраза «все бо­лезни от нервов» достаточно точно указывает истинную при­чину возникновения различных недугов. Прежде чем болезнь заявит о себе в виде физических страданий, она поражает тон­кую природу человека. Если же человека лечить, уделяя вни­мание только физическому телу, то о полном исцелении го­ворить невозможно, болезнь при благоприятных для нее ус­ловиях будет проявляться вновь и вновь. Отмежевываясь от этих знаний, официальная медицина не способна, например, объяснить причину возникновения сильных болевых ощу­щений в ампутированной конечности (так называемые «фан­томные боли»). Разве может болеть то, чего нет? В давние времена считали, что болевые ощущения вызывает повреж­денное тонкое тело, несмотря на то что физическая материя утрачена. По этой же причине периодически болят места ста­рых переломов, вывихов, растяжений, ран. Дабы не подвер­гать пациента подобным страданиям, врачи ранее лечили не только зримую, но и невидимую природу человека, смазывая поврежденное место мазями, в состав которых входили эфир­ные масла, оказывающие лечебно-коррекционное воздей­ствие на тонкую природу человека. В случае простудных и инфекционных заболеваний благовонными составами ума­щивали все тело, принимали ароматические ванны.

Именно полевая, тонкая энергетическая структура эфир­ных масел активно воздействует на мысли, эмоции, чувства, что позволяет применять их при лечении психических заболе­ваний, как и гомеопатические препараты. Более 200 лет назад С. X. Ганеман, основоположник гомеопатии, успешно лечил душевнобольных людей, используя высокие разведения ми­неральных и растительных компонентов. В гомеопатических препаратах вещество как таковое отсутствует, но сохраняется его полевая структура, психическая энергия. Чем выше разве­дение гомеопатического препарата (т. е. меньше плотной ма­терии), тем активнее и длительнее его воздействие. Так, пре­парат в 6-м разведении действует на протяжении 3-6 ч, а в 10 000-м - до 3-х лет. Богатый врачебный опыт восста­новления функций нервной системы С. X. Ганеман изложил в книге «Лечение психических заболеваний», которая до сих пор по достоинству не оценена. Главный принцип гомеопатии гла­сит: «Подобное лечится подобным». Значит, тонкая материя может подвергаться только тонкому воздействию. К таким «тонким» лекарствам относятся эфирные масла.

Доктор медицинских наук Л. Зальцер писал: «Так как фор­мирование и сохранение организма в целом и каждого органа в отдельности обязаны определенным (специфическим) запа­хам, мы смело можем посмотреть на болезнь организма как на нарушение определенного запаха в организме, а на заболева­ние какого-либо органа в частности - как на нарушение спе­цифического запаха, принадлежащего этому органу... Эпиде­мические болезни, в частности инфекционные, берут, таким образом, свое начало в каких-то локальных запахах, которые задерживают действия наших определенных органических за­пахов». В труде А. Е. Акимова и В. М. Бинги читаем: «Если для взаимодействия простых объектов, например электрических зарядов, достаточно общности их природы, то для эффектив­ного взаимодействия сложных объектов, какими являются системы многих спинов (к ним относятся тонкоматериальные структуры человеческого организма. - Я. К.) необходима об­щность и более высокого порядка - некоторая идентичность пространственной структуры систем, аналогично характеру порождаемых ими торсионных полей».

Парацельс говорил, что невидимую природу имеет не только человек, но и минералы, растения. Дисгармонию эфир­ной природы человека, по его мнению, можно устранить по­средством контакта с другими телами, энергия которых пе­редает организму силы для борьбы с болезнью. Растения вы­полняют именно эту функцию, пробуждая внутреннюю силу или психическую энергию человека. Давайте вспомним, что к четырем уровням реальности (твердое тело, жидкость, газ и плазма) добавляются еще три (физический вакуум, первичное торсионное поле, абсолютное «ничто»). Первичное торсионное поле (поле кручения или поле созна­ния) соответствует в строении человека буддхическому телу. Если, согласно утверждению древних, причины болезней кро­ются в нашем сознании, то зачаток болезни может рассмат­риваться как нарушение структуры торсионного поля чело­века. Чтобы эфирные масла могли оказывать не него лечебнокоррекционное воздействие, растения должны иметь в своем составе структуры, которые реагировали бы на воздействие торсионных полей, то есть наличие собственных торсион­ных полей.

Л. Зальцер в статье «Одориген и Джива» писал: «...эти аро­матические вещества ни в коем случае не являются инерт­ными телами (неактивными), но, наоборот, можно заключить из их летучести, ибо, как известно из физики, летучесть яв­ляется результатом атомической активности».

высокой биологической активности эфирных масел гово­рит наличие в их составе энзимов. «Растение в лице своего энзиматического аппарата имеет достаточно возможностей, чтобы превращать самые трудно растворимые соединения в очень хорошо растворимые диффундирующие, чтобы пере­правлять их туда, где есть в них потребность». Воз­можно, такую активность они проявляют и при взаимодей­ствии с организмом человека. В середине 80-х годов в России проводились исследования реакции растений на воздействие торсионных излучений (В. А. Соколова). В ходе эксперимента использовали метод относительной дисперсии проводимо­сти (ОДП). Измерялась контрольная ОДП и ОДП после воздей­ствия торсионным полем правой поляризации (как в непо­средственной близости к растению, так и на расстоянии 20 км), изучалась реакция растений на воздействие информацион­ным торсионным сигналом. Во всех случаях был установлен факт воздействия торсионного сигнала на растение, причем сила воздействия на разные части растения (корень, стебель, листья) оказалась неодинаковой. Возможно, эти показатели зависят от степени концентрации терпеновых соединений в различных частях растения.

Известно, что спин как источник торсионного поля мо­жет иметь левостороннее и правостороннее вращение. Уста­новлено также, что для большинства людей торсионное поле правостороннего кручения оказывает благотворное воздей­ствие на организм, в то время как торсионное поле левосто­роннего кручения снижает показатели здоровья систем и ор­ганов. Эфирные масла тоже имеют момент вращения. Это свойство во многом зависит от того, когда и в какое время были собраны эфиромасличные растения для дальнейшей переработки. Изучая превращения эфирных масел в растениях, ученые В. И. Нилов, В. В. Вильяме и Л. А. Михельсон в 1929 году установили, что «вращение масла, обычно правое, с момента развития листовых почек постепенно падает и на стадии от­цветания и созревания семян переходит в левое. Как только семена сформировались, что можно характеризовать прибли­зительно стадией молочной зрелости, вращение снова из ле­вого переходит постепенно в правое». Скорее все­го, по этой причине травники так серьезно относятся к сро­кам сбора растений. Однако нельзя утверждать, что эфирные масла левого вращения всегда вредны для организма, а право­го - полезны. В 1935 году Данболт и Буркхардт обнаружили, что левовращающийся пинен (один из компонентов терпеновых соединений эвкалиптового, розмаринового, кориандрово­го и других эфирных масел) проявляет большую экзематоз­ную активность, чем правовращающийся. В книге «Озарение» читаем: «Все силы растительного царства должны быть направлены к одному, для чего они существуют, - к уси­лению жизнеспособности. Лечить все недуги можно противо­поставлением жизнеспособности».

Спиновая структура торсионного поля обладает памятью и при этом может служить приемником и передатчиком тор­сионных полей. При взаимодействии двух спиновых систем изменение происходит в обеих одновременно. Об этом дво­яком действии писал Парацельс. Он утверждал, что при ле­чении человека с помощью растений последние, получив ин­формацию о нарушении гармонии в организме, отдают свою энергию на восстановление его целостности, одновременно вбирая отрицательную энергию. В результате этого взаимо­действия происходит исцеление физического тела. По этому же принципу происходит очищение воздуха представителя­ми растительного царства. Подобно тому как растения впи­тывают окись углерода, они перенимают болезни представи­телей высших царств природы: животного и человеческого. На языке современной физики этот постулат звучал бы так: «Корреляция состояний спиновых степеней свободы атомов и молекул биологических клеток приводит к корреляции био­логического функционирования клеток». Растения, по мне­нию Парацельса, это каналы между человеком и определен­ными манифестациями универсальной жизненной силы. Так с точки зрения средневековой медицины и теории физическо­го вакуума выглядит процесс лечебно-коррекционного воз­действия эфирных масел на организм человека. Таким образом, целительное влияние растения на организм происходит только при полном совпадении характеристик (сигнатур) ра­стения и заболевания. Е. И. Рерих писала: «...каждое аромати­ческое вещество имеет свое собственное специфическое воз­действие. Но оно ускользает еще от анализа».

Для биологических систем приоритет отдается не коли­честву, а качеству полученной информации, чем и отличают­ся обычные медицинские препараты от гомеопатических и ароматических. Б. Я. Гурвиц писал: «Всю сложность биологи­ческих процессов можно постичь, рассматривая их фракталь­ные характеристики. Одним из основных принципов, зало­женных в структурно-функциональной организации живой природы, является принцип нелинейности. Фрактальная гео­метрия, подчиняющаяся этому принципу, все чаще исполь­зуется для описания организации биологических структур и регуляции их функции. Примерами фрактальных структур являются разветвления кровеносных и лимфатических сосу­дов, бронхов, нервной системы, морфология цитоплазматических и ядерных мембран, а на молекулярном уровне - бел­ки и их надмолекулярные структуры. В применении к функ­циональной активности примерами фрактальности являются сердечная деятельность, гормональные циклы, подвижность клеток в культуре и многие другие процессы. На ранних ста­диях проявления болезни на уровне физического тела проис­ходит нарушение фрактального порядка. Принцип самоподо­бия позволяет предположить, что фрактальные характерис­тики какой-либо отдельно взятой элементарной структуры отражает таковые целостной системы. Элементарные струк­туры выстраиваются в иерархическом порядке и интегриру­ются, создавая континиум в пределах целого организма. Биологические жидкости нашего организма (кровь, лимфа, слюна) являются носителями информации о состоянии здо­ровья. С помощью изучения газоразрадных характеристик высокопотенциированной плазмы крови можно на ранних стадиях определить развитие заболевания». Этот метод можно использовать для сопоставления газоразряд­ных свечений (ауры) лекарств растительного происхождения (эфирные масла) и плазмы крови больного человека, то есть выявления соответствия препарата и болезни.

Согласно исследованиям Д. Атаева, эфирные масла явля­ются источником высокочастотных сверхслабых электромаг­нитных излучений и оказывают селективное воздействие на энергетические центры человека, восстанавливая потенциал наиболее ослабленных. Оказывая действие на тон­коматериальные структуры человеческого организма они, как тонкий инструмент, легко устраняют «неисправность» в фи­зическом теле. Российские ученые А. И. Ануфриева и В. П. Ануф­риев, исследуя влияние на энергетику человека эфирных ма­сел с использованием метода газоразрядной визуализации, сделали следующие выводы:

· эфирные масла влияют на изменение характера излуче­ний, внешний вид ауры и энергетические центры человека;

· сила воздействия эфирных масел находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей человека;

· эфирные масла активизируют и регулируют деятель­ность органов и систем человеческого организма;

· спектр действия различных эфирных масел на человека может быть широким и узконаправленным.

Аромапсихология - одна из древнейших, переживающая свое второе рождение, наука. Она изучает воздействие раз­ных запахов на душевное состояние человека. Анакреонт (570-478 до н. э.) рекомендовал смазывать голову душисты­ми маслами, чтобы иметь ясный ум и быть более решитель­ным. Авиценна утверждал, что аромат розового масла повы­шает возможности разума (мозга) и увеличивает скорость мышления. Современные исследования подтверждают, что многие эфирные масла (ветиверия, жасмин, роза, шалфей, кедр и др.), воздействуя на гипофиз, способствуют образованию эн- дорфинов, гормонов радости, которые положительно действу­ют на организм в целом. С помощью эфирного масла лаванды можно увеличить работоспособность на 20%, жасмина - 34%, мяты и герани - 55%, лимона - до 60%. Следует отметить, что лимон тонизирует нервную систему сильнее, чем чай и кофе, но не вызывает негативных последствий. Эксперименты, прове­денные японскими учеными, показали, что ароматы мяты, ко­рицы, ванили помогают употреблять на 23% калорий меньше. К этому перечню можно добавить грейпфрут, полынь и укроп.

Методика применения эфирных масел для профилактики и устранения негативных психических состояний, которой в настоящее время пользуются ароматерапевты и аромапсихологи, еще недостаточно совершенна. Тщательное изучение действия запахов на энергетические центры человека позво­лит ее улучшить. Важно также учитывать уже накопленный веками опыт и наблюдения. Одним из лучших успокоитель­ных средств с древности считали розовое масло, побуждаю­щим к активности - розмарин, укрепляющим нервы - кедр... Ароматы в сочетании с простыми дыхательными упражне­ниями позволяют легко корректировать нежелательные со­стояния психики. В книге «Иерархия» читаем: «Можно посо­ветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только пси­хическое, но и химическое, ибо Ирана благодетельна для огней и погашает раздражение». Обратите внимание на ваше состояние при созерцании красивых цветов в саду. По­является ощущение легкости, окрыленности, дыхание стано­вится более глубоким, состояние уравновешенным, спокой­ным. При сильном волнении некоторые интуитивно начина­ют глубоко и медленно дышать, приводя себя в состояние покоя. «Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему». Постепенно нужно на­учиться мысленно представлять тот или иной приятный аро­мат и таким образом гармонизировать свое состояние, а мож­но использовать эфирные масла.

Одним из самых совершенных ароматов признан аромат розы. Спектр и глубина его воздействия заслуживают особого внимания при диагностике психических нарушений. Когда-то душевнобольным делали так называемую «розовую пробу». На запястье или середину ладони наносили каплю розового масла. Через полчаса врач внимательно изучал особенности взаимодействия аромата розы и индивидуального запаха че­ловека. При органических поражениях мозга отчетливо про­являлись кислые ноты, при неустойчивости и быстрой смене процессов торможения и возбуждения - неприятно сладкие ноты, при умении корректировать эмоции волевым усили­ем - терпкие ноты, при нарушении мозгового кровообраще­ния - дымные ноты и т. д.

Ключевым моментом в лечении заболеваний является по­нимание причины их возникновения. Обычно мы ищем при­чину во внешнем мире, в то время как ее нужно искать в себе.

в конце XIX столетия Е. П. Блаватская предупреждала: «В буду­щем, по мере расцвета нашей цивилизации, возникнут новые болезни и появятся неведомые дотоле расстройства, причины которых лежат глубоко в умах людей и могут быть искорене­ны, лишь когда жизнь будет строиться на духовных началах». Парацельс, обладавший глубокими познаниями в области медицины, так сформулировал семь причин болезней:

· действие дьявольских духов;

· расстройства согласования духовной и материальной природы человека;

· нездоровье и ненормальность умственного настроения;

· действие закона Кармы, или Справедливости;

· движение и аспекты небесных тел, которые не вызывают болезнь, но при определенных условиях могут ее провоцировать;

· неверное использование органов тела;

· присутствие в системе посторонних субстанций, нечи­стот или препятствий (воздух, солнце, продукты питания, по­сторонние тела).

Им соответствуют семь методов лечения:

· изгнание злых духов;

· вибрационное (музыка, пение, цветотерапия);

· использование терафимов (заряженные предметы, литотерапия);

· фитотерапия (настои, экстракты, эфирные масла);

· молитва (при искренней глубокой вере);

· диета и правильный образ жизни;

· умеренное применение «практической медицины».

Современная клиническая диагностика редко выходит за пределы физиологического подхода, дабы выявить болезнь на ранних стадиях ее развития, когда биохимический и биофизи­ческий статус организма еще не претерпевает значительных изменений. Изучая возможность ранней диагностики рака, ученые пришли к следующему выводу: «Рак - это не обычная болезнь, это биологическое явление, т. е. процесс, иницииро­ванный на информационном уровне, отражающий нарушение управляемости части в едином целом». На психоло­гическом уровне это нарушение может быть спровоцировано чувством саможаления, закоренелой обиды, безысходности, не­понимания собственной вины, неумением прощать. Страх, от­сутствие чувства собственного достоинства и умения кон­тролировать свои эмоции, чувство неполноценности и самоед­ство отрицательно влияют на желудочно-кишечный тракт (тошнота, рвота, гастриты, язвы и т. д.). Камни в желчном пузы­ре образуются чаще всего при избытке чувства собственного превосходства, непомерной гордыне, крушении честолюбивых планов, излишней концентрации на горестных мыслях и т. д. Таким образом, психологическое состояние человека, его миро­воззрение и мироощущение - отправная точка развития неду­га и избавления от него. Эфирные масла, которые используют для лечения физиологических нарушений, оказывают воздей­ствие прежде всего на чувства, эмоции, ментальны


<== предыдущая | следующая ==>
 | Лекция 1 инфантильная личность

Date: 2015-09-24; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию