Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И психологической устойчивости у спасателей





С целью оперативного решения поставленных задач в поисково- спасательных службах, поисково - спасательных отрядах МЧС России организуется дежурство. Его форма устанавливается руководителем подразделения в зависимости от конкретных условий. Он же утверждает график дежурства.

Организация и несение дежурства в поисково-спасательных формированиях МЧС России должны осуществляться в соответствии с требованиями методических рекомендаций по организации несения дежурства в АСФ, которые разработаны в соответствии с федеральными законами. К ним относятся федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994г., «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» №151-ФЗ от 22.08.1995г., а также постановления Правительства Российской Федерации, приказы МЧС России и другие нормативные документы.

Одним из основных принципов деятельности аварийно- спасательных формирований и спасателей является их постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.

Данный принцип реализуется в период между аварийно- спасательными работами путем специальной подготовки, занятий, организацией дежурства и иных организационно- технических мероприятий.

Заблаговременная подготовка, быстрая организация и эффективное проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации является важной задачей деятельности начальников и органов управления АСФ.

Организация дежурства обеспечивает постоянную готовность поисково-спасательного формирования (ПСФ) к экстренному выдвижению в зону ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

· режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;

· режим повышенной готовности -при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки и при получении прогнозов о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

· режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

При соответствующих режимах функционирования со спасательными формированиями проводятся следующие мероприятия:

В режиме повседневной деятельности - спасатели аварийно- спасательного формирования постоянно находятся в режиме готовности к действиям;

В режиме повышенной готовности - усиливается дежурная служба, приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

В режиме чрезвычайной ситуации - проводится выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации, проведение первоочередных работ и ликвидация ЧС.

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановки, характера, объема и условий ведения аварийно-спасательных работ формирование может привлекаться для их выполнения в полном составе или в составе дежурной смены (оперативной группы).

Наращивание усилий спасательных сил производится по решению начальника АСФ, а также других вышестоящих должностных лиц.

Дежурная смена - оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников этого же формирования, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС, а в ряде случаев и ликвидировать ее.

Основная задача дежурной смены - оперативное выдвижение к месту ЧС в соответствии с установленными временными нормативами и проведение мероприятий по ее предотвращению и ликвидации.

При приведении аварийно- спасательных формирований в режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на личный состав дежурной смены возлагаются следующие задачи:

· подготовка техники, оборудования, снаряжения, продуктов питания;

· загрузка оборудования, имущества в транспортные средства;

проведение разведки зоны (объекта) чрезвычайной ситуации;

· обустройство временного лагеря основных сил аварийно- спасательного формирования.

Состав, структуру дежурной смены, режим дежурства определяет начальник аварийно- спасательного формирования исходя из задач, возложенных на спасательное формирование, штатной численности АСФ, местных условий, оперативной обстановки, а также требований Трудового законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны труда спасателей.

Исходя из технологии выполнения наиболее характерных видов аварийно- спасательных работ, а также обеспечения безопасных условий при их проведении, дежурная смена должна состоять из оперативного дежурного, 3-6 спасателей, медицинского работника, водителя.

В дежурную смену назначаются спасатели, прошедшие соответствующую подготовку, аттестованные в установленном порядке на право ведения аварийно- спасательных и других неотложных работ, годные по состоянию здоровья.

Старшим дежурной смены назначается наиболее опытный спасатель, имеющий практический стаж работы не менее двух лет и классную квалификацию не ниже третьего класса.

Таким образом, совершенствование психологической подготовки спасателей проводится в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности.

Большое влияние на стрессоустойчивость во время работы оказывают предварительный настрой, ожидания, установка.

Е. М. Черепанова в своем труде «Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях» указывает, что созданию оптимальной установки могут способствовать следующие процедуры:

1. Традиционные действия, которые повторяются каждый раз перед работой. Они не должны занимать слишком много времени, но представлять собой определенный ритуал. Таким ритуалом могут стать, например, следующие действия: Перед выполнением задания сесть на одну минуту всей группой (командой) в круг и молча, посмотрев друг другу в глаза, прислушаться к своему состоянию, попытаться почувствовать состояние других, а также установить контакт взглядами. Это действие направлено на создание особого рабочего состояния групповой поддержки и «чувства группы», что очень важно для работы в экстремальных условиях.

2. Возможны также упражнения, специально ориентированные на создание продуктивной установки. Продуктивной в данном случае является отношение к своей деятельности, именно как к рабочей обязанности. Такая установка нужна для того, чтобы впоследствии минимизировать личностную сверхвовлеченность и устанавливать эмоциональную дистанцию с происходящим, с пострадавшими.

Для этого можно применять упражнение следующего содержания: «Представьте себе несколько ситуаций, которые могут встретиться вам в работе.

· Ваши возможные действия при этом.

· Теперь просмотрите внутренним взором, как будто вы наблюдаете за этим со стороны.

· Посмотрите события как будто они на экране кино.

· Вообразите черно-белый вариант кино.

При просмотре этого фильма попробуйте отнестись к нему как к «учебному фильму о профессии спасателя».

В модифицированном варианте данное упражнение также можно выполнять после участия в ЧС, когда сюжетом будут не ожидаемые, а реальные события, в которых вы участвовали. Тогда цели будут несколько иными. Главные из них - переработка травматического опыта и дистанцирование, чтобы преодолеть сверх вовлеченность и последующую фиксированность на психотравмирующем событии и переживании».[14]

В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости. Что это означает на практике?

Психологическая устойчивость это устойчивое состояние психической сферы человека, которая обеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.

Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно- спасательных работ.

Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:

· включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;

· определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;

· выявление среди спасателей круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;

· выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;

· организация встреч со специалистами, имеющим опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;

· разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно- спасательных работ;

· проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;

· индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей;

· оперативное информирование личного состава аварийно- спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;

· проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.

Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях неразрывно связана с воспитательной работой, тактико-специальной, медицинской и физической подготовкой.

Какова же роль воспитательной работы со спасателями при подготовке их к действиям в чрезвычайной обстановке?

Целью воспитательной работы со спасателями является - формирование у них гражданской ответственности перед обществом, воспитание чувства долга, готовности выполнить задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу жизни.

Воспитательные мероприятия активно воздействуют на процесс формирования у личного состава спасательного формирования высокой сознательности, повышения ответственности каждого спасателя за постоянную готовность и за успех коллектива.

Пропаганда примеров добросовестного выполнения своих обязанностей, взаимовыручки, дисциплинированности, бдительности способствует формированию у спасателей уверенности в успешном выполнении порученного им дела.

Хорошие результаты дают индивидуальные и коллективные беседы руководителей формирований со спасателями. В личной беседе руководитель формирования может ставить различные вопросы, которые касаются конкретного человека, его профессиональной и психологической подготовки.

При проведении коллективной беседы со спасателями руководитель аварийно-спасательного формирования характеризует в целом деятельность своего коллектива. Руководитель может анализировать слабые и сильные стороны в подготовке и деятельности спасателей при проведении спасательных работ.

Одновременно с целенаправленной воспитательной работой необходимо постоянно поддерживать строгие требования к соблюдению порядка и дисциплины. В ходе планового дежурства не должны допускаться никакие условности. Жесткий контроль за выполнением графика дежурства позволяет спасателям сохранять собранность, высокую активность, т.е. находиться в постоянной готовности к возможным предстоящим действиям в ЧС.

Большое значение в воспитательной работе со спасателями имеет коллектив и его традиции. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Вот почему воспитание коллектива - одна из главных задач руководителя аварийно-спасательного формирования.

Немаловажная роль в воспитании спасателей принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием – значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости.

Спасатели должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить результаты успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем.

Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки спасателей не отводилась самовоспитанию, руководитель АСФ должен помнить, что целенаправленная воспитательная работа с личным составом является наиболее эффективной в плане формирования психологической устойчивости.

Важной задачей психологической подготовки личного состава спасателей является развитие и совершенствование психологических важных качеств и прежде всего волевых качеств.

Управлять своим поведением в экстремальной ситуации трудно и очень сложно. Вот почему спасателям необходимо развитие прежде всего таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.

Настойчивость и упорство - волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы спасателю для успешного выполнения работы в экстремальной ситуации.

Смелость и решительность выражается в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Нередко о решительности спасателей судят только по тому, насколько быстро они предпринимают какие-либо действия в критической ситуации.

Самообладание и выдержка характеризуют способность человека управлять своим поведением. При проведении аварийно- спасательных работ спасатели сталкиваются с условиями, которые могут вызывать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность.

Справляться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение спасателям помогают выдержка и самообладание.

Спасатели, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость. Они находят правильный выход из самого трудного положения.

Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При обучении спасателей такие трудности могут быть созданы на практических занятиях по специальной подготовке и учениях.

Психологическая подготовка будет успешной, если обучение спасателей осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить спасателей к эффективным практическим действиям одними разъяснениями, не дав им на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих при ЧС.

Если обучение проводится слишком просто, то интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях спасатели ощущают значительное нервно- психическое напряжение.

Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от спасателей на занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума и воли.

Каким же образом формируется психологическая устойчивость у спасателей?

Любая сложная ситуация, с точки зрения психологии, может быть представлена в виде трех «простых» элементов: подготовительный этап, этап выполнения задачи и заключительный этап.

Сущность подготовительного этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую готовность эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов. До спасателей необходимо довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, нацелить людей на предстоящее выполнение задачи.

Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективной.

О психологическом «вхождении в работу» еще до начала непосредственного ее выполнения говорят такие внешние данные, как определенное возбуждение, повышенное настроение, собранность, сосредоточенность, быстрое и точное реагирование на окружающую обстановку и поступающие распоряжения, энергичные движения.

И, напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение, скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие, молчаливость, раздражительность и т.п.

Разновидностью подобного явления может быть и «предстартовая лихорадка», излишнее волнение, показная веселость, суетливость, говорливость, невнимательность.

В этой ситуации многое зависит от эффективности инструктажа. При его проведении следует избегать формализма, который нередко создает у спасателей отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг.

Формирование групп спасателей должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей.

В целях формирования психологической устойчивости на подготовительном этапе (в режиме повседневной деятельности) могут использоваться различные приемы, такие как создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, а также использование тошнотворных и других резких и неприятных запахов.

При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.

 

Date: 2015-09-24; view: 2904; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию