Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранние формы верований





В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры- первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Все стороны духовной культуры существуют в синтезе и они настолько переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изобразительном искусстве., танце, пении, мифологических и магических представлениях. В области социальных отношений господствовал родовой строй.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология. Это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Религия- один из социально-исторических типов мировоззрения. С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40000 тысяч лет назад, когда появился человек разумный.

Тотемизм(«род» на языке индейцев)-вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека.

Фетишизм(«идол», «талисман» от франц. слова)- это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет(камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

Анимизм («душа», «дух» от латинск.) - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.

Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир(явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. У охотников и рыболовов эпохи неолита особенно в северных тундрах и лесах был распространен шаманизм. Целитель и заклинатель шаман с помощью своих ритуалов посредничал между духами и людьми. Кроме того, существовало понятие «табу», связанное с первобытной культурой (строгий категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже сам ослушник может сурово себя наказать). Как отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме. Первоначальные формы религии частично сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть считается предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе- обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя- наследие тотемизма. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранились со времен анимизма. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.

Магия

Итак, магия – это ещё одна ранняя форма религии, сохраняющаяся в разных формах в наши дни. В переводе с греческого магия – это «волшебство, колдовство».

Магия – это религиозные действия, которые иррациональным путём должны привести к сверхъестественному результату.

С древности известны такие виды магии как: лечебная магия – исцеление болезни при помощи сверхъестественных сил; любовная магия – использование сверхъестественных сил для успешного решения проблем в любовной сфере; гадательная магия – призыв к сверхъестественным силам с целью получения сведений о будущем; промысловая магия – попытка добиться сверхъестественным путём успеха в охоте, рыболовстве, других промыслах; вредоносная магия как практика нанесения «порчи», причинения болезни, смерти, какого-либо вреда некоему лицу. Существуют и другие варианты классификации магической деятельности. Например, магию делят на: ресмантику - магию вещей; демонмантику – магию вызова демонов и иной нечисти; некромантику (некромантию) – магию работы с мёртвой материей; биомантику – магию работы с силами природы и магию стихий.

5. Религиозные верования в каменном веке

Вероятно, ранние формы духовной жизни, вследствие которых возникли религиозные представления, образовались на определенном этапе перехода нижнепалеолитических древних людей в людей современного типа. Также вероятно, что еще до завершения процесса сапиентации тысячелетняя практика охоты и погребения покойников уже сформировала в первобытной общине нормы поведения, диктовавшиеся, в том числе, верой в существование сверхъестественных сил, однако это только предположение.

Формирование основ религиозного сознания

Формирование биологических и психических систем (физиологической, нервной, эндокринной и др.) оказало влияние на уровень мышления наших предков (способность к абстракции, сильные эмоции, воображение, установление истинных и ложных логических связей).
Крайне скудный запас знаний, страх перед неведомым, полная зависимость от сил природы, прихотей окружающей среды — все эти факторы неизбежно привели к тому, что сознание человека стало определяться эмоционально-ассоциативными, иллюзорно-фантастическими связями.
Это, а также отсутствие видимой разницы между одушевленными и неодушевленными предметами, привели первобытных людей к идее одушевленной природы — аниматизму.

В различных сферах деятельности (в охоте, добыче, выделке орудий, оборудовании жилища, поддержании огня) и в процессе семейно-родовых контактов складывались и укреплялись примитивные первичные представления о сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности. Такое становление можно охарактеризовать двумя важными нововведениями:

Погребальные обряды. Сапиентные люди хоронили родственников в специальных погребениях. Рядом с телами усопших клали различные вещи; при помощи обрядов покойных подготавливали к загробной жизни — доказательство того, что нижнепалеолитические люди верили в загробную жизнь.

Магические изображения. В верхнем палеолите стали появляться наскальные рисунки. На них изображались сцены охоты, люди и животные, люди в шкурах животных и полулюди-полуживотные. Исследования палеолитических стоянок свидетельствуют о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов, либо с помощью посредников.

Тотемизм — вера в родство общины с определенным видом животного или растения (тотема), скорее всего с тем, который изначально являлся основной их пищей. Родовые группы верили, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Поэтому обычно тотемная группа носила имя своего тотема и свято почитала его. Изначально, видимо, мясо тотемного животного принималось в пищу, поскольку из-за родства с ним считалось, что члены группы и это животное состоят из одной субстанции. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: люди стали отделять своих от чужих. С течением времени появилась вера в реинкарнацию — переселение души умершего человека в его тотем и обратно. С одной стороны, это укрепило культ мертвых предков, с другой — вызывала запрет на поедание мяса тотемного животного.Обычай табулирования стал важнейшим механизмом регулирование социально-семейных отношений. Были запрещены связи между близкими родственниками. Пищевое табу регулировало характер пищи: определенная пища предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям. Также были регламентированы неприкосновенность жилища, правила погребения и т. д. Запреты были очень строгими. К примеру, в сравнительно недавнее время вождь племени Новой Зеландии оставил пищу недоеденной. Ее съел один из членов племени, а когда узнал, что пища принадлежала вождю, стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Это неединичный случай, когда страх нарушить запрет парализовал волю нарушителя и способность его организма к жизнедеятельности.Таким образом, тотемизм оказался исторически одной из первых форм религиозных представлений, на раннем этапе он выполнял основные функции религии — интегрирующую, регулирующую, контролирующую и даже в определенной степени компенсирующую. Правда, в большей степени последнюю функцию выполняла другая ранняя форма религии — анимизм.

Анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов. В отличие от родовых тотемов, анимизм был универсальным верованием и понятен каждому. Первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задабривать.

Первобытным людям духи и души представлялись не как некие лишенные формы абстрактные сущности, а напротив — антропоморфными и зооморфными существами. Души существовали в виде маленьких человечков, зверей, птиц, и даже в виде крови или воздуха. Древние верили, что душа может оставить тело на время (во сне) или навсегда (с наступлением смерти). Вне тела душа питается, развлекается, иными словами поступает так же, как и живых люди. Именно поэтому их приходилось задабривать — древние боялись, что со злости или забавы ради души могут нанести людям вред.

Так анимистические и тотемистические верования и обряды сливались, образовав новый религиозный элемент — магию.

Магия — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных ритуалов. Она возникла для того, чтобы реализовывать воображаемые связи с миром духов, предков, тотема. Возникшая в глубокой древности, магия существует поныне.

Анимистическая вера в то, что души могут жить в предметах, способствовала возникновению фетишизма. Фетиш мог быть как полезным, так и вредоносным (таким считался, например, труп, из-за чего были вызваны заботы о захоронении). Фетишизм проявился в создании идолов (предметов из дерева, глины и т. п.) и различного рода талисманов, амулетов.

Все эти факторы закрепили представление о существовании наряду с миром реальным иллюзорного мира, из-за чего ответственность за действия и события, необусловленных причинно-следственными связями, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы. Так в сознании первобытных людей выработался четкий и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Он заключался в том, что мир сверхъестественного с его огромными возможностями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и практически основной частью реального бытия человека. Потусторонние существа регулировали законы природы и общества, поэтому чтобы существовать с ними в согласии, быть обеспеченным пищей и находиться под их покровительством, первой обязанностью общества стало отдача должного им уважения (хвала, мольбы, жертвы). Тысячелетиями эта вера переросла в само собой разумеющееся.

Date: 2015-09-24; view: 3178; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию