Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущих партий в Великобритании в конце XIX в





Необходимость изменения государственного курса в услови-
ях новой международной ситуации и сложной экономической
конъюнктуры вызвала не только активную полемику между
представителями двух ведущих политических партий Вели-
кобритании, но и формирование многочисленных внутрипар-
тийных группировок, а также «неформальных» общественных
движений, противостоящих двухпартийному парламентскому
механизму.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

В начале 80-х гг. большинство в парламенте представляли
либералы. В этот период их партия окончательно оформилась в
организационном плане. В 1877 г. была учреждена Националь-
ная федерация либеральных ассоциаций, состоявшая из пред-
ставителей местных либеральных организаций, выполнявшая
в основном пропагандистские функции и действовавшая не
только во время выборов, но и в период между ними. Признан-
ным лидером партии оставался У. Гладстон, которого подде-
рживали «правые» и «умеренные» либералы. Но постепенно
все больший политический вес приобретал один из создателей
Национальной федерации Джозеф Чемберлен, промышленник
из Бирмингема, прославившийся своими социальными экспе-
риментами на посту лорда-мэра родного города.

С конца 70-х гг. Дж. Чемберлен стал лидером группировки
радикалов в составе либеральной партии (по названию «Ради-
кальной программы» социально-политических преобразова-
ний, разработанной под руководством Чемберлена). Его сторон-
ники выдвигали требования всеобщего избирательного права
для мужчин, равенства избирательных округов, предоставле-
ния жалования депутатам, ликвидации палаты лордов, отде-
ления церкви от государства, расширения функций местного
самоуправления, свободы во внутренних делах для националь-
ных областей. Социальная часть их программы исходила из
признания новой роли государства, всячески подчеркивала его
патерналистскую сущность: государство призвано действовать
«на стороне слабых против сильных, в интересах труда против
капитала». Группировка Чемберлена предлагала также ввести
прогрессивно-подоходный налог, осуществить аграрные преоб-
разования (выкуп части земли у лендлордов, сдача ее мелкими
участками в аренду батракам и городским рабочим), активизи-
ровать жилищное строительство для бедноты.

§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.

Завершался и процесс организационной перестройки кон-
сервативной партии. Уже с 60-х гг. консерваторы стали созда-
вать в графствах регистрационные общества, ставшие впос-
ледствии ячейками Национального союза консервативных и
конституционных ассоциаций (так официально стала име-
новаться партия). После смерти Дизраэли в 1881 г. лидером
консерваторов стал маркиз Солсбери, блестящий интеллекту-
ал, любимец королевы Виктории, олицетворявший респекта-
бельность политической элиты поздневикторианской Англии.
Внутри партии обозначилось два противоборствующих тече-
ния. Представители группировки «старые тори» выступали
с традиционными лозунгами укрепления трона, палаты лор-
дов и англиканской церкви. «Молодые тори» — Р. Черчилль,
А. Бальфур и др. — настаивали на необходимости развития
идей Дизраэли о «народном торизме», активном проведении
реформаторского курса, расширении электората консервато-
ров. Развернувший активную пропагандистскую кампанию
Рэндолф Черчилль провозгласил в борьбе за «широчайший на-
родный базис» целую «программу социального прогресса» — в
сфере здравоохранения, жилья, страхования и т.д. Вскоре «мо-
лодые тори» создали в палате общин даже собственную фрак-
цию под названием «четвертой партии» (после «третьей» — де-
путатов парламента от Ирландии).


Современники отмечали, что особого различия между по-
литическими программами либералов и консерваторов уже
не существовало. С показательной регулярностью происходи-
ла и смена правительственных кабинетов — консервативных
(Б. Дизраэли: 1874-1880; лорда Солсбери: 1885-1886, 1886-
1892,1895-1902) и либеральных (кабинеты У. Гладстона: 1868-
1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894; лорда Розбери: 1894-1895).
При этом идеологическую основу правительственного курса
неизменно составляли идеи либерализма — незыблемость час-
тной собственности, свободное развитие рыночной экономики,
конституционно-правовая модель государственности. Но в то
же время все более очевидным становился внутренний раскол
британской политической элиты, связанный не с партийной
принадлежностью, а с пониманием роли государства в разви-
тии общества. Образ «старой викторианской Англии» сплотил
самые разнородные в социальном и политическом отношении
силы, выступавшие против реформаторского курса. Их пуб-
личной трибуной стала внепартийная «Лига защиты свобо-
ды и собственности» (1883), объединившая в своем составе и
представителей патриархальной аристократии, и сторонни-
ков фритредерской политики из кругов крупной буржуазии,
и либерально настроенную интеллигенцию. Отстаиваемые ими
принципы ортодоксального либерализма постепенно стали ас-
социироваться с консервативной политической программой.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

В противовес ультро-либеральной идеологии часть британс-
кой политической элиты пыталась выдвигать идеи социально-
го реформизма. Возникло движение за «справедливую торгов-
лю», которая была призвана заменить «свободную торговлю».
Его представители выступали за введение протекционизма по
примеру других стран. Один из лидеров «молодых тори» Р. Чер-
чилль заявлял: «Свободный импорт убивает нашу промышлен-
ность». Многие представители «молодого поколения» консерва-
торов считали основой социальных реформ последовательную
имперскую политику. Схожие настроения были распростране-
ны в обеих партиях. От расширения империи, как доказывали
консерваторы, «должен выиграть каждый англичанин». Либе-
рально настроенные общественные деятели также были увле-
чены идеей «цивилизаторской имперской миссии» Британии.
Даже У. Гладстон считал, что «имперская миссия Англии со-
стоит в распространении во всем мире конституционализма
как лучшей опоры свободы и справедливости». Под эгидой им-
перских идей в 90-е гг. сформировалась группировка либерал-
империалистов во главе с лордом Розбери. Их активно подде-
рживал и Дж. Чемберлен.

На особых политических позициях стояла «третья пар-
тия» — парламентская фракция депутатов от Ирландии. Пос-
ле выборов 1874 г. в палате общин заседало 103 ирландских
депутата, крайне разобщенные и не представлявшие никакой
политической силы. Из них 36 были тори, почти все избран-
ные от Ольстера, северо-западной части острова с преимущес-
твенно протестантским населением, и 67 — ирландские наци-
оналисты, преимущественно католики. Своим объединением
ирландские депутаты были обязаны Чарльзу Парнелу. Он ро-
дился в семье лендлорда, англичанина по крови и протестанта
по вероисповеданию, но горячо преданного идее национально-
го возрождения Ирландии. Избранный в парламент в 1875 г.,
Парнел, холодный и предельно корректный как истинный ан-
глийский джентльмен, являл собой резкий контраст с шум-
ными, небрежно одетыми ирландскими депутатами. Своим
старанием не шокировать палату и действовать в рамках пар-
ламентских традиций Парнел внушил уважение даже своим
противникам, а благодаря своему ораторскому таланту и ис-
кусной тактике он сумел сплотить ирландских депутатов в ав-
торитетную фракцию.

Сторонники Парнела развернули активную политическую
деятельность и в самой Ирландии. Они выступали за аграр-
ную реформу, предоставление крестьянам право на землю за
«справедливую» ренту. Заручившись помощью членов загра-
ничных ирландских националистических организаций и со-
здав Национальную земельную лигу Ирландии, Парнел пере-
шел к агитации в пользу идеи «гомруля», т.е. самоуправления
Ирландии (Home rule). Вскоре Парнел получил признание как
«некоронованный король Ирландии». Размах националисти-
ческого движения был так велик, что правительство Гладсто-
на было вынуждено отказаться от репрессивных мер. К тому
же решение ирландского вопроса оказалось тесно связано с ак-
тивной общественной дискуссией вокруг проекта новой парла-
ментской реформы.

§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.

Гладстон предлагал изменить избирательное право в двух
направлениях. Во-первых, право избирать депутатов в палату
общин, предоставленное в 1867 г. старым городам (boroughs),
должно было быть распространено и на графства (сельские ок-


руга и новые города). Избирателем становился каждый, кто по
найму или в качестве собственника занимал дом, внесенный н
податные списки (household franchise), или платил за наемную
квартиру не 10 десяти фунтов в год (lodger franchise). Во-вто
рых, предполагалось отменить мандаты старых городов — бур
гов, — которые в среднем посылали в парламент одного депу
тата от каждых 40 ООО жителей, и передать их графствам, где
один депутат приходился на 78 ООО жителей.

Изменение избирательной системы вызвало жаркие споры.
Радикалы из либеральной партии требовали, чтобы округа бы
ли выровнены и установлены сообразно численности населе
ния, а консерваторы считали, что столь радикальная реформа
вообще нецелесообразна. Палата лордов задержала законопро
ект на год, пока Гладстон не обнародовал свой план «перерас-
пределения» избирательного права и не начал апеллировать к
общественности. В окончательном виде «Акт о народном пред
ставительстве» 1885 г. оставил за 34 наиболее населенными
старыми бургами прежнее число представителей, избираемых
по списку; для 37 бургов с населением ниже 60 ООО человек
сократил число депутатов до одного на каждый, уничтожил
отдельные избирательные округа для 106 городов с населени-
ем ниже 16 ООО человек и освободившиеся мандаты передал
графствам, разделенным на округа по 50 000 человек в сред-
нем, которые выбирали по одному депутату. В отличие от ре-
форм 1832 и 1867 гг. Гладстон не удовольствовался перераспре
делением мандатов: он создал двенадцать новых мест в палате,
что довело число депутатов до 670.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

В целом, по закону 1885 г. число избирателей возросло до
четырех с лишним миллионов, в том числе количество изби
рателей в Ирландии более чем утроилось (хотя число депута-
тов осталось прежним), а для всего Соединенного королевс-
тва оно возросло на 75%. В то же время 1 800 000 взрослых
мужчин остались лишенными права голоса: это были сыновья,
живущие при родителях, съемщики меблированных комнат,
домашние слуги, часть сельскохозяйственных рабочих. Дейс-
твовал и ценз оседлости — не прожив 12 месяцев в одном мес-
те, нельзя было быть внесенным в избирательные списки. При
этом сохранялся «множественный вотум», когда собственни-
ки могли быть избирателями сразу во всех округах, где нахо-
дилась их недвижимость (выборы не происходили везде в один
день). Радикалы возражали против этого правила, противо-
поставляя ему формулу «одному человеку — один голос» («one
man — one vote»). He было реализовано требование о введении
парламентского вознаграждения (существующего в британс-
ких колониях).

Несмотря на агитацию феминистов и радикалов, женщи-
ны не получили в 1885 г. права голоса на парламентских вы-
борах. Зато они на равных правах с мужчинами голосовали
на всех муниципальных выборах — в комитеты общественно-
го призрения (Boards of guardians), в школьные советы (School
boards, 1870), в советы графств (1888) и приходов (1894). Они и
сами могли быть избираемы в благотворительные и школьные
советы и, действительно, фигурируют в большинстве из них,
представляя в них главным образом диссидентские секты, ра-
дикализм, а иногда и социализм. Право для женщин голосо-
вать на парламентских выборах было в принципе принято па-
латой общин в 1886 и 1897 г., но третье чтение, окончательно
решающее судьбу всякого законопроекта, так и не было произ-
ведено. Гражданское равноправие было почти полностью пре-
доставлено женщинам рядом таких мероприятий, относящих-
ся к последним десятилетиям XIX в., как уничтожение или
регламентация проституции, предоставление замужней жен-
щине права свободно распоряжаться своей собственностью и
доходами и пр. Движение в пользу эмансипации женщин про-
исходило во всех английских странах, многие из колоний да-
леко опередили на этом пути саму метрополию.

§ 10. Англия в XVIII—XIX вв.

На фоне дискуссий об избирательной реформе обострился и
вопрос о «гомруле» — о статусе Ирландии в составе британского
государства. В 1885 г. истекал трехлетний срок исключитель-
ных законов для Ирландии, установленный английским парла-
ментом. Зная о намерении Гладстона внести билль о продлении
исключительного положения, Парнел и 39 ирландцев вошли
в соглашение с консерваторами и провалили правительствен-
ный законопроект об увеличении акциза на спиртные напит-
ки. Гладстон подал в отставку, и в июне 1885 г. власть перешла
к консервативному кабинету Солсбери. В дальнейшем за корот-
кий период (15 месяцев) в Великобритании сменилось четыре
правительственных кабинета. Новое министерство вплоть до
января 1886 г. правило без большинства, однако либералы не
свергали его — они ждали близкого роспуска и новых выборов
по обновленной избирательной системе. Солсбери, в свою оче-
редь, сделал попытку привлечь гомрулеров на свою сторону и

ний при разделе Африки. Общественное мнение Великобрита-
нии отнеслось одобрительно к этой стороне деятельности ми
нистерства и выказало сильное раздражение против действии
Франции в вопросе о землях по течению реки Нигера и верх
него Нила. Кабинет получил поддержку общественности, вы
сказавшись также за образование британской имперской фе
дерации. Главным выразителем имперских идей стал министр
колоний Дж. Чемберлен.

Раздел ill. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Во внутриполитической сфере важнейшей реформой, про-
веденной консерваторами стала демократизация управления
графств. Закон 1888 г. заменил мировых судей, управлявших
делами графств и назначавшихся короной из числа местных
землевладельцев, выборными коллегиями. К ним перешли все
несудебные функции мировых судей: общественные работы,
надзор за дорогами, здравоохранением, сбором и расходована
ем налога в пользу бедных. Англия и Уэльс были разделены
на 122 графства, в числе которых был Лондон, территория ко-
торого до этого принадлежала к трем графствам. Закон о сове
тах графств был распространен в 1889 г. на Шотландию, а при-
менение его к Ирландии было отложено до восстановления там
спокойствия.

Важное место в общественной жизни по-прежнему занимал
ирландский вопрос. Причиной нового всплеска националис-
тических настроений послужил ввод Земельного акта 1881 г.
Комиссия для определения размеров арендной платы, учреж-
денная этим законом, не облекала свои решения обязательной
силой. Поэтому лендлорды не повиновались ее указаниям, ког-
да эти указания им не нравились. Радикальные ирландские
депутаты советовали фермерам объединяться и заключать со
своим помещиком коллективный договор об аренде, как дела-
ют тред-юнионы с работодателями. Правительство ответило се-
рией арестов и назначением на пост министра по делам Ирлан-
дии Бальфура, сторонника жестких репрессий. Не закрывая
официально Национальной лиги, занявшей место Земельной
лиги, Бальфур объявил ее «опасной». Правительство предло-
жило новые исключительные меры для наведения порядка
в Ирландии, дававшие право мировым судьям упрощенным
способом приговаривать к принудительным работам до десяти
месяцев и разрешавшие устраивать процессы обвиняемых вне
Ирландии. Все эти меры были приняты палатой общин на не-
ограниченный срок.

Дублинский городской совет в знак протеста отказался при-
пять участие в юбилее королевы. Гомрулеры и объединившиеся
с ними гладстонианцы пытались путем обструкций воспрепятс-
тповать обсуждению и принятию законопроекта в парламенте.
Но требованию кабинета палата стала неумолимо применять
но отношению к ним постановление о прекращении прений,
причем спикеру предоставлено было право приступать к голо-
сованию, не давая никому слова. Оппозиция в виде протеста
покинула в июне 1887 г. зал заседаний. Но вскоре лагерь сто-
ронников гомруля оказался расколот из-за обвинения лидера
националистов Парнела в прелюбодеянии (1890). Его женить-
Пп на разведенной женщине была расценена католическим кли-
ром Ирландии как «величайший ужас», расколола ирландцев.
Нарнел потерял поддержку и заокеанских ирландцев, отка-
лнвшихся присылать ему деньги до примирения ирландских
фракций, и после многочисленных митингов в Ирландии, в хо-
де которых он не смог переломить хода событий, он умер в ок-
тябре 1891 г.

На выборах в июле 1892 г. либеральная коалиция, благо-
даря избирателям из Уэльса, Шотландии и Ирландии, полу-
чила незначительное большинство (275 либералов и 80 ирлан-
дцев, из которых 71 были антипарнелистами). Консерваторы
(270) и унионисты (45) прошли преимущественно в самой Ан-
глии. Предвыборные декларации Гладстона и его союзников
обещали, помимо гомруля для Ирландии, еще и новую изби-
рательную реформу, сокращение прерогатив верхней палаты,
отделение церкви от государства в Шотландии и Англии, ряд
аграрных и рабочих реформ.

Вернувшись к власти, все свои силы Гладстон посвятил про-
ведению гомруля. Он внес новый законопроект, очень отличав-
шийся от проекта 1885 г.: предлагалось учредить в Ирландии
двухпалатный парламент по образцу австралийского и с теми
же названиями, сохранив в британском парламенте ирланд-
скую группу депутатов в количестве уже не 103, а 80 человек.
После жарких прений, длившихся 82 дня, и оживленной аги-
тации в стране, проект был принят в нижней палате большинс-
твом в 35 голосов. Но верхняя палата отвергла его в первом же
чтении 419 голосами против 41 (сентябрь 1893 г.). Гладстон, ка-
залось, был готов или прибегнуть к новым выборам, в связи с
вопросом о гомруле, или сократить права палаты лордов. Ког-
да верхняя палата отвергла законопроект о приходских сове-

§ 10. Англия в XVIII—XIX вв.

18-14359 Родригес.ч. 2 ^29


тах, Гладстон объявил в палате общин: «По нашему мнению,
такое положение дел не должно более продолжаться», — и под
рукоплескания либералов возвестил о готовящемся крупном
событии (1 марта 1894 г.). Предполагалось, что Гладстон со
бирается осуществить план радикалов — преобразовать или
уничтожить (mend or end) верхнюю палату. Однако правящая
партия была не согласна с таким развитием событий. В знаь
протеста Гладстон вышел в отставку, и председателем совета
был назначен министр иностранных дел лорд Розбери, новый
лидер либеральной партии.

Лорд Розбери заявил о необходимости отсрочить реализа
цию проекта гомруля до достижения в этом вопросе обществен
ного согласия. Он высказался в пользу активизации внешней
политики страны, в том числе в отношении колоний. В области
внутренней политики важнейшими стали две мероприятия —
учреждение приходских советов, подготовленное еще Гладс-
тоном и отложенное из-за сопротивления лордов, и установле-
ние прогрессивного налога на наследство, внесенного лидером
радикалов Гаркуром в бюджет. Закон 1894 г. о местном само-
управлении, распространивший демократические принципы
на низшую административную единицу — приход, оттягивал-
ся консерваторами, поскольку наносил удар по влиянию анг-
ликанского духовенства и поземельной аристократии (ранее в
церковно-приходском совете председательствовал священнос-
лужитель, действовавший под влиянием местного сквайра).

Сопротивление со стороны оппозиции и лордов встречали
и другие законопроекты — ввод равного голосования, отделе-
ние церкви от государства в Уэльсе, ответственность предпри-
нимателей за увечья рабочих, восьмичасовой рабочий день для
рудокопов, закон о защите детей на фабриках. Гаркур, зани-
мавший пост министра финансов, возбудил недовольство со-
держателей винных лавок, внеся законопроект о предостав-
лении муниципалитетам права запрещать продажу спиртных
напитков. В такой обстановке частичные выборы почти неиз-
менно кончались победой консерваторов. Потеряв всякую на-
дежду на успех, правительство либералов воспользовалось как
предлогом к отставке поражением, которое оно случайно по-
терпело по одному второстепенному пункту военного бюджета,
и в июне 1896 г. уступило место кабинету Солсбери.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Новые выборы, объявленные министерством Солсбери, да-
ли ему огромное большинство: 340 консерваторов и 71 либе-
рал-унионист против 177 либералов-радикалов и 82 ирландцев.
11 А иглии либералы были разбиты, в Шотландии за ними оста-
лось большинство только в 6 голосов; свои позиции они сохра-
нили только в населенном методистами Уэльсе, которому обе-
щали отделение англиканской церкви от государства. Впервые
.о времени Биконсфилда консерваторы обладали достаточным
числом голосов, чтобы править без союзников; правда, либе-
ралы-унионисты теперь растворились в массе торийской пар-
ши. Их лидеры — герцог Девонширский (бывший лорд Гар-
I ингтон) и Чемберлен — впервые вошли в торийский кабинет
Солсбери.

Новый кабинет консерваторов предпринял ряд активных
шагов в интересах своих избирателей. Поземельный налог был
значительно снижен. В бюджет стала ежегодно вноситься сум-
ма в 616 тыс. фунтов стерлингов на субсидии конфессиональ-
ным школам (1897). Законом 1898 г. был ужесточен прежний
шкон об ответственности хозяев за увечья рабочих 1880 г. Кон-
сервативное министерство признало, что Ирландия, пережи-
навшая острый экономический кризис, платит слишком мно-
го налогов. Оно провело Ирландский земельный билль (Irish
land bill), давший крестьянам возможность выкупить землю
(L896) и даже позволило отпраздновать столетнюю годовщину
ирландского восстания 1798 г.

§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.

Таким образом, укрепление позиций консервативной пар-
тии было во многом связано с проведением курса социальных
реформ. Но одновременно в английском общество рос интерес и
к социалистическим идеям. Устойчивой популярностью поль-
зовалась деятельность Фабианского общества. Оно образова-
лось в самом начале 1884 г. и было названо но имени римского
полководца Фабия Кунктатора («Медлителя»), известного сво-
ей выжидательной тактикой. Среди членов Фабианского обще-
ства, которые не собирались вступать в борьбу с либеральной
партией, было немало видных публицистов, государственных
и общественных деятелей, таких как Б. Шоу, Г. Уэллс, Сидней
и Беатриса Вэбб, будущий лидер лейбористов К Эттли. Пре-
доставление избирательных прав все большему числу граж-
дан, расширение функций муниципалитетов и передача им
отдельных отраслей хозяйства, распространение всякого рода
коммунальных учреждений и в особенности мероприятий го-
сударства по упорядочению отношений между трудом и капи-
талом — все это фабианцы считали социализмом в действии.

Они пропагандировали принцип «малых дел», или «осиных
укусов», т.е. обнажение язв современного общества с помощью
обследований, памфлетов и публичных выступлений, рассчи
танных на то, чтобы побуждать государство к дальнейшим ре
формам.

Социалистов в подлинном смысле слова в то время в Вели-
кобритании было немного, и они не оказывали никакого вли-
яния на выборы. В 1881 г. в Лондоне была образована Демок-
ратическая федерация. В течение трех лет она существовала
как небольшой интеллигентский кружок. В 1884 г. эта орга-
низация приняла название «Социал-демократической феде-
рации» (СДФ). В ее программу под влиянием марксизма вош-
ли требования восьмичасового рабочего дня, национализации
банков и железных дорог, прогрессивного подоходного налога,
государственного обеспечения безработных и т.д. СДФ возгла-
вила в 1887 г. несколько крупных митингов и манифестаций.
В целях пропаганды своих идей социалисты в 80-х гг. прини-
мали активное участие в деятельности рабочих клубов (их на-
считывалось до 200 только в Лондоне). Нередко манифестации
и митинги заканчивались столкновениями с полицией. Пос-
ле крупнейшей демонстрации на Трафальгар сквере 13 ноября
1887 г. рабочие клубы СДФ и фабианское общество создали Ли-
гу защиты закона и свободы, пропагандировавшую идею неза-
висимого рабочего представительства в парламенте.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Тред-юнионы относились к пропаганде социалистов равно-
душно и подчас враждебно. Они поддерживали на выборах в
парламент различных либеральных или консервативных поли-
тиков, привлекавших своими обещаниями. Сами тред-юнионы
в своей деятельности изначально ограничивались борьбой за бо-
лее выгодные условия и оплату труда. Для организации взаим-
ного страхования и взаимопомощи тред-юнионы облагали своих
членов довольно высокими сборами (в среднем шиллинг в неде-
лю). При таких условиях в них могли вступать только квалифи-
цированные рабочие. Самыми значительными из тред-юнионов
были союзы горняков, механиков, судостроительных рабочих,
бумагопрядилыциков. Неквалифицированные рабочие в старые
союзы совсем не допускались, так как не были в состоянии упла-
чивать регулярные крупные взносы. Так, союз каменщиков не
принимал рабочих, разводящих известь; в союз железнодорож-
ных рабочих не принимались члены рабочих артелей; в союзы
прядильщиков и горняков — подсобные, рабочие.

В конце XIX в. нарастающая политическая активность ра-
бочего класса привела к изменению тактики тред-юнионов.
11 1868 г. был создан Конгресс тред-юнионов, призванный бо-
роться за придание им легального статуса, который был введен
специальным актом в 1871 г. В 1874 г. впервые двое тред-юни-
онистов были избраны как депутаты от либеральной партии,
иоложив начало сотрудничеству либеральной партии и депута-
тов-рабочих, или лейбористов (Lib-Lab association). К началу
1890-х гг. число рабочих, объединенных в профессиональные
союзы, уже превышало в Великобритании миллион. Многие
союзы преобразовались в федерации, старавшиеся охватить
нсех занятых в одной и той же отрасли. Делегаты от всех тред-
юнионов собирались ежегодно в одном из промышленных го-
родов на конгресс, который играл роль руководящего органа.
Исполнительным органом был парламентский комитет конг-
ресса, включавший виднейших из рабочих депутатов (labour
members).

§ 10. Англия в XVIII-XIX вв.

В парламентский комитет входили преимущественно вете-
раны тред-юнионизма, привыкшие к реформистским идеям и
умеренным методам борьбы. Многие молодые члены союзов,
напротив, уже были затронуты пропагандой идей социализма
и выступали с радикальными предложениями. Так, если на
конгрессе 1875 г. дискуссия касалась преимущественно воп-
роса о сдельной оплате труда, то на конгрессах 1882 и 1883 г.
обсуждались введение всеобщего избирательного права, тре-
бование национализации земли. В 1888 г. за национализацию
земли высказалось уже большинство делегатов. Вслед за этим
социалисты попытались развить свой успех. В 1889 г. после
массовой стачки рабочие лондонских доков основали союз под
руководством социалистов Джона Бернса и Томаса Манна. Еще
раньше организовались служащие газовых обществ под руко-
водством Вильяма Торна, члена Социал-демократической фе-
дерации. За ними последовали докеры других портов, матросы
и кочегары торговых судов и пр. Новые союзы, объединявшие
людей, получающих маленькую и нерегулярную заработную
плату, были не в состоянии организовывать кассы для безра-
ботных и кассы взаимопомощи, которые существовали при ста-
рых союзах. Они организовывали только стачечные кассы, и в
результате все их усилия стали направляться на борьбу с ра-
ботодателями. Все это создавало благоприятную среду для со-
циалистической пропаганды.


Представители новых союзов изменили политику Конгресса
тред-юнионов. В 1890 г. конгресс высказался за законодатель
ное введение восьмичасового рабочего дня. Норвичский конг
ресс 1894 г. принял резолюцию, требующую национализаци и
земли (за нее голосовали уже в 1888 г.) и орудий производства.
Но большинство парламентского комитета отказалось призна
вать делегатами тех, кто фактически не работал в представля
емой им профессиональной группе. В результате Кардифский
конгресс 1895 г. отказался от последней части резолюции, при
нятой в 1894 г. Спустя год соотношение сил вновь изменилось,
и Эдинбургский конгресс 1896 г. закрепил принцип национа
лизации земли, рудников и железных дорог, а для некоторых
отраслей промышленности — принцип муниципального соци
ализма. Конгрессы стали энергичнее высказываться за разви
тие рабочего законодательства и за вмешательство государства
или местных органов управления.

Раздел III. Страны Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Постепенно тред-юнионы начали выражать готовность бо
лее деятельное участвовать и в парламентской жизни. В 1892 г.
шотландский шахтер К. Гарди и еще двое рабочих были из-
браны первыми независимыми лейбористскими депутатами.
Гарди, известный лидер тред-юнионизма и сторонник незави-
симого рабочего представительства, стал первым председате-
лем основанной в 1893 г. Независимой лейбористской партии
(НЛП). Конгресс тред-юнионов в Белфасте (1893) постановил
основать специальный фонд для проведения в парламент рабо-
чих депутатов (labour members) из числа сторонников обобщест-
вления орудий производства. После длительных дискуссий,
в 1900 г. тред-юнионы, СДФ, НЛП и фабианское общество осно-
вали комитет рабочего представительства (Labor Representation
Committee). Вскоре он был переименован в Лейбористскую пар-
тию, которая уже на выборах 1906 г. смогла провести в палату
общин 29 депутатов. Этот успех стал предвестником радикаль-
ной перестройки британской двухпартийной системы.

Date: 2015-09-24; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию