Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сфера политики и сфера морали





Главное в политике — интересы. Они бывают личными, классовыми и групповыми, кастовыми, сословными, этническими и т. д. Естественно, кроме этих интересов, есть государственные (национальные) интересы, которые играют доминирующую роль. Что касается морали, то в широ­ком смысле слова она есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной дея­тельности и общения. Как и политика, мораль тоже является своего рода регулятором взаимоотношений людей и в этом плане имеет некоторые общие черты с политикой. И в этом смысле можно говорить о диалекти-

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. Т. III. Курс русской истории. М., 1988. С. 48-49. 66


ке политики и морали. Но даже эта общность проявляется совершенно по-разному и в зависимости от конкретных условий. И это потому, что у морали и политики разные функции. Иначе говоря, они играют разные роли в обществе.

Существенно заметить, что если политика возникает вместе с появле­нием государства и классов, то мораль появляется вместе с формирова­нием первобытного общества. Именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие пле­менные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые офици­альные короли и цари. И этот авторитет они заслужили именно благода­ря своим высоким моральным качествам. Но с течением времени, с воз­никновением классового общества моральные нормы уже не могли вы­ступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические ре­гуляторы, что в конце концов приводит к разграничению сферы полити­ки и сферы морали.

Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. п. Они отра­жают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы мо­рали, без соблюдения которых общество не может нормально функцио­нировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. «На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедли­вости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что вери­ли»1. Совесть — это внутренний судья человека, к голосу которого он дол­жен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое преступление.

Моральные нормы связаны с ценностями. Следует различать ценно­сти и оценки. Оценка, как правило, имеет субъективный характер. Один может оценивать тот или иной поступок человека высоко, а другой, на­оборот, низко. Но здесь имеется некий универсальный критерий, кото­рый выработался в ходе длительной истории человечества, совместной деятельности людей и их совместного общения. Убийство ни в чем не по­винного человека вызывает осуждение у всех тех, кто руководствуется мо­ральными принципами. Что касается ценностей, то они имеют объектив­ный характер и не зависят от субъективной оценки индивидов. Скажем, картины Ван Гога представляют собой величайшую ценность, хотя при жизни автора их оценивали невысоко.

Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе обществен­ного развития. Если, например, в прошлые времена вызванный на дуэль

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 115.


человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мо­раль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам термин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя за­бывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло от­носительны: в одном случае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех генераций общества понятия морали имеют универсальный характер. Совесть в эпоху Сократа исполняла те же функции, что и в современную эпоху.

В отличие от морали политика исходит не из добра или зла, не из справедливости или несправедливости, не из гуманности или негуманно­сти, а из интересов. Политик руководствуется интересами, и если он уве­рен в том, что в данных обстоятельствах интересы его класса или госу­дарства требуют принятия такого решения, которое противоречит мо­ральным принципам, то он как политик игнорирует эти принципы. Петр I принес в жертву родного сына во имя интересов России, Сталин «не поменял солдата на фельдмаршала», потому что интересы государст­ва он ставил выше отцовского долга (морального долга). Надо сказать, что поступок Сталина в данном случае оказал не только политическое, но и огромное моральное воздействие на солдат, сражавшихся на фрон­тах Великой Отечественной войны.

Нельзя требовать от политика действовать как политик в соответст­вии с моральным кодексом. Талейран как человек был аморален1, но На­полеон его не отстранил, потому что ценил его политические качества, по крайней мере, не находил ему замены.

Политик исходит из целого, т. е. он заинтересован в сохранении цело­го и поэтому жертвует частью. Политика обращена к общему, а мораль к личности. Настоящий политик понимает, что если погибнет целое, то погибнет и часть, если, скажем, погибнет народ, то погибнет и человек, являющийся представителем этого народа. Не случайно Ленин в граж­данскую войну подчеркивал, что для сохранения жизни сотен тысяч лю­дей приходится расстреливать сотни. Скажут, что это цинично. Согла­сен. Но в том-то и дело, что политика сама по себе «грязна», цинична и безжалостна. И если вы хотите ликвидировать политику как специфи­ческую сферу общественной жизни, то тем самым вы хотите уничтожить

Вот как характеризует аморальность Талейрана Шатобриан: «Ставший министром по рекомендации госпожи де Сталь, которая хлопотала о его назначении перед Шенье, господин де Талейран, в ту пору весьма нуждавшийся, принялся сколачивать состояние; он пополнял свои капиталы пять или шесть раз: когда получил миллион от Португалии взамен обещания подписать мирный договор — договор, который Директория так и не подписала; когда скупил бельгийские облигации накануне заключения Амьенского мира - мира, о котором он, господин де Талейран, узнал раньше всех; когда основал эфе­мерное королевство в Этрурии; когда нажился на конфискации имуществ духовенства в Германии; когда торговал своими мнениями на Венском конгрессе. Князь был готов продать Австрии все вплоть до старых бумаг из наших архивов...» {Шатобриан Франсуа Ренеде. Замогильные записки. М., 1995. С. 577).


само общество. Если вы как политик будете заниматься морализаторст­вом, а не решением неотложных политических задач, то тем самым вы объективно погубите тех, чьи интересы обязаны защищать.

Политик не писатель и не обязан постоянно думать о той или иной личности. Он должен, прежде всего, заботиться о целом, а затем о части. Подлинный гуманный писатель, как свидетельствует опыт истории миро­вой литературы, всегда выступает на стороне униженных и оскорблен­ных. Великий Ф. М. Достоевский в своих произведениях показывает лю­дей, которых некому защищать, которые ужасно страдают от нищеты, от голода и холода. Он бы никогда не стал оправдывать такие рыночные от­ношения, которые выжимают из человека все соки и делают одних сверх­богатыми, а других абсолютно нищими. И это потому, что призвание пи­сателя — описывать в образной форме жизнь личности, отдельного чело­века, выражать ему симпатии или антипатии. Таковы законы художест­венного жанра. Политик же, руководствуясь политическими законами и принципами, если даже защищает интересы социального класса, может пренебрегать интересами отдельного представителя этого класса. В про­тивном случае он проиграет политические баталии своим оппонентам.

Политика может способствовать моральному совершенствованию обще­ства. Если государственные деятели проводят такую политику, которая направлена на благо по крайней мере большинства общества (ибо нико­гда абсолютно все члены общества не будут довольны существующими порядками), то и моральные принципы, правила и устои все больше ук­репляются. Веком Перикла называли V в. до н. э., когда Перикл правил Афинами. Как политик он немало сделал для процветания афинских гра­ждан. Плохая политика приводит к разложению общества, к росту пре­ступности, формированию мафиозных структур, к моральной деграда­ции, что в конечном итоге завершается гибелью социума.

Политик как человек. Политик как политик не может и не обязан ру­ководствоваться моральными нормами и принципами. Но как человек он должен быть высоконравственным, соблюдать и уважать все моральные правила, показывать во всем личный пример для своих граждан. Он обя­зан каждый свой неполитический шаг обдумывать с точки зрения мораль­ного кодекса. Он должен понимать, что во многом от его поведения в ча­стной жизни зависит не только его политическая карьера, но и авторитет его государства. Он должен быть морально чистоплотным человеком и вести себя в соответствии с общепринятым кодексом поведения людей. Одним словом, безнравственному человеку нет места в политике (в этом тоже проявляется диалектика политики и морали).

Моральные преступления. Если политик как человек нарушает обще­принятые моральные нормы и принципы, то он совершает лишь мораль­ные преступления, и его за это следует осуждать только с позиций мора­ли. Одиозный римский император Калигула был крайне безнравствен­ным человеком, о чем свидетельствует Гай Светоний Транквилл: «Стыд-


ливости он не щадил ни в себе, ни в других... Не говоря уже о его крово­смешении с сестрами и о его страсти к блуднице Пираллиде, ни одной именитой женщины он не оставлял в покое. Обычно он принимал их с мужьями к обеду, и когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своею рукой. Потом он при первом жела­нии выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась; а вернувшись еще со следами наслаждений на ли­це, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хороше­го или плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели»1.

К моральным преступлениям относятся и подлость, продажность, предательство друзей и близких, алчность, использование своего высоко­го политического положения в личных целях. К такого рода преступлени­ям относятся и оскорбительные выпады против своего политического оп­понента, афиширование его физических недостатков, распространение о нем различных сплетен. Этот вид преступления часто совершал Троц­кий, когда вместо политических оценок своих оппонентов он их обзывал оскорбительными словами.

Политические преступления. Они имеют иной характер. Глава государ­ства морально может быть чистым человеком, но допустить тяжкие поли­тические преступления. Последние совершаются, по крайней мере, в сле­дующих случаях: 1) когда нарастает внутренняя нестабильность общест­ва, вызванная либо спадом экономики, либо межэтническими конфлик­тами, либо какими-то другими причинами, и лидер государства ограничи­вается успокоительными речами, вместо того чтобы действовать реши­тельно; 2) когда глава государства не выполняет Конституцию, нарушает ее и тем самым способствует нарастанию конфликтов в обществе. А если его действия приводят к гибели людей или если он предает всех своих со­ратников и друзей, политическую партию, членом которой он состоял, то политические действия переходят в уголовные, и он уже несет не только политическую, но и уголовную ответственность. Но здесь надо иметь в виду, что в отличие от преступлений, совершаемых рядовыми граждана­ми, политико-уголовные преступления главы государства как бы соверша­ются не одним человеком (монархом, президентом и т. д.), а целым госу­дарственным аппаратом, политическими структурами, придающими по­литическим преступлениям законный характер. Поэтому очень трудно бывает привлечь к уголовной ответственности такого главу государства. Кроме того, привлечение к уголовной ответственности во многом зави­сит от традиций, стабильности и эффективности политических институ­тов, уровня политической культуры народа, отношения к такому лидеру мировых политиков и т. д.; 3) когда интересам государства угрожают внешние силы, но его глава не предпринимает никаких шагов по отраже­нию агрессии, либо принимает меры, имеющие паллиативный характер;

Гай Светоний Транквылл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 158. 70


4) когда открыто предаются интересы государства, что приводит к его распаду, когда полностью игнорируются интересы наций и классов. И в данном случае политические преступления переходят в уголовные; 5) ко­гда проводится политика, направленная на разжигание национальной розни, на физическое уничтожение других рас и наций.

Бывает так, что государственный лидер совершает одновременно по­литические, моральные и уголовные преступления.

Date: 2015-09-24; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию