Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные статусы и социальные роли 1 page





§ 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления

§ 1. Социальный статус, его понятие и виды

Социальный статус и социальная позиция

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее при­надлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (ли­бо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социаль­ного статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социаль­ный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в соци­альной структуре, в системе общественных отношений. Определить со­циальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обус­ловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и соци­альными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

Виды статуса

Концепция социального статуса была разработана американским соци­ологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личнос­тью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату-

1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (до­стигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей.

Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирож­денного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится коро­лем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый ста­тус. Он — предписан (аскриптивен).

Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изме­нению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записать­ся (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности.

Соотношение основных видов статуса на протяжении истории меня­лось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) общест­вах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее дея­тельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отноше­ния к достижению более высокого статуса. В качестве примера приве­дем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он бу­дет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и по­лучение наследства.

Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда гово­рят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает не­просто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда



Раздел V Личность


 


,


отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как пра­вило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое со­кращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.).

Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к то­му, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобрете­нию новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса.

Статусный набор

Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности при­нято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отноше­ний, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «соци­альным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает.

Однако при наличии любого набора статусов обязательно существу­ет главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с ос­новным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и обще­ния. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента.

Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в дан­ной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студен­та университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лабо­рант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди.

Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характе­ристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак-


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызываю­щие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту харак­теристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных).

Статус бывает постоянным и временным, последний не за­висит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобре­тает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, чело­век теряет соответствующий статус.

Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения оп­ределенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса явля­ется идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода.

Статусные обязанности и права

Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их лю­дей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, при­вилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социаль­ные позиции.

Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузов­ского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведе­нии выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полно­мочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-ис­следовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут про­фессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата.



Раздел V. Личность


Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые дол­жен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследователь­ской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выпол­няемых обязанностей на основании соответствующих решений и пред­ставлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанно­стей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.

Статус, престиж, имидж

Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстри­ровать. Для этого существует статусная символика, представля­ющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более не­притязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в та­ком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содер­жательное наполнение: например, сократить дистанцию между препода­вателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпа­дения внешних символов разных статусов — профессора и студента.

Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет не­маловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус чело­века выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную ко­манду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от каче­ства игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научны­ми поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.

Престиж — сравнительная общественная оценка положения соци­ального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком,


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли



не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают фор­мальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего).

В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ чело­века. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имиджэто комплексное представление, общественное мнение о поведе­нии человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что пред­ставляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, ра­бочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательно­му представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то).

§ 2. Понятие и структура социальной роли -

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности.

Понятие роли

Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей являет­ся... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого дра­матурга в пьесе «Как вам это понравится»1:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом поло­жении в значительной степени базируется вся социологическая тео­рия ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности.

1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч: В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.



 


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практи­чески нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает про­явления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это до­стигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Мас­штаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуаль­ные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материаль­ной выгоды за оказываемые услуги.

Социальная роль формирует определенную модель поведе­ния, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятель­ности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»).

Роль в театре и в жизни

Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением па­раллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жиз­ни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространствен­ного и содержательного характера. Роль в театре играется только во вре­мя представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже де­сятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевид­но: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (да­же если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился).

Наконец, самые разительные отличия существуют в содержатель­ном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо иг­рать социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, де­лать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворять­ся» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собст­венности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль-



Раздел V Личность


ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обяза­тельно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются.

Виды социальных ролей

Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. офи­циально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контро­лируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к ко­торому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддерж­ку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет.

Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них яв­ляются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высо­ким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, про­сто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значе­ния. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия».

Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему сво­ей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педаго­га), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятиле­тий, предшествовавших современному периоду развития нашего об­щества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ро­лях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не зани­мался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным.

Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, про­игрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии за­ключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономи­ческого и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли



из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми.

К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения ос­новной социальной роли характерно для значительной части молоде­жи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, рабо­тать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация воз­никла, когда начались визиты американских и российских школьни­ков и студентов соответственно в Россию и США и их совместные за­нятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда на­ши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хо­рошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает.

Структура роли

Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный инсти­тут) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполне­ние — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию.

Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожидани­ем и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укла­дывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит по­тому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия.

Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряже­ний и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки кол­лизий между личностью и ее социальным окружением — как ближ­ним, так и дальним.



Раздел V Личность


§ 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления

Ролевая напряженность

Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще де­ятельности индивида, особенно если он проявляет социальную актив­ность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым кон­фликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требо­ваниям двух или более ролей1.

Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказыва­ется главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без че­го ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализ­ме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производи­тельности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллекти­ва. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю прихо­дится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возни­кает ролевая напряженность.

Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понима­ние будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузов­ский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представ­ление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой пес­ни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее пред­ставлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода.

Подготовка к выполнению социальной роли

Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных

1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существен­ное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме мо­лодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к вы­полнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленнос­ти — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности.

Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существую­щей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержа­нию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному нака­лу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого.

Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, за­быть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе вра­ча-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естествен­но, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно бу­дет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д.

Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значи­мые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руко­водителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная ар­тистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и толь­ко, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие по­сты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выпол­нением основных ролей дома и на работе.

Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, ана­лиз реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие



Раздел V. Личность


на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Яв­ляясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин.

Date: 2015-09-24; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию