Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратификация и социальная мобильность 5 page





9. Как соотносится управление и менеджмент?


Глава 16. Социальные организации



Литература

Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 9. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2002. Ч. 4. Гл. 10-12. Комаров М.С. Введение в социологию. М, 1994. С. 130—142. Кравченко А.И, Социология: Справочное пособие. М., 1996. С. 240—275. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1998. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Смеллер Н.Дш. Социология. М., 1994. Гл. 6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Социология в России / Под ред. В.Л. Ядова. М., 1998. Гл. 11.

Социология. Основы общей теории / От. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 11.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 220-237.

Холл Р. Организации: пруктуры, процессы, результаты. СПб., 2001.

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М., 2000.


Глава 17

Социальное управление

§ 1 Социальное управление как вид управления в обществе. § 2 Система

(оциалъного управления § 3 Уровни и функции социальною управления

§ 4 Социальное управление и социальная политика


§ 1. Социальное управление как вид управления в обществе

Для обозначения управления в обществе используется термин «соци­альное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных ме­тодов. В данном случае термин применяется в широком смысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.

В отличие от управления в технических и биологических системах, оно характеризуется разработкой программ, формированием у субъ­ектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достиже­ния сформулированных целей. Управление в живой природе бессубъ­ектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом. И управ­ляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме. В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества — субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предпо­лагает организацию деятельности людей по реализации управленчес­кого проекта.

Социальное управление как воздействие

При определении социального управления в литературе преобладает его трактовка через воздействие управляющей системы на управляе-


 


Глава 17. Социальное управление 319

мую. Именно таким образом характеризует управление Г.В. Атаман-чук. Он считает, что управление представляет собой «целенолагаю-щее (т.е. сознательное, направляющее, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные струк­туры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, коо­перативы, ассоциации и т.д.)»1. Авторы учебника «Социальный ме­неджмент» также определяют управление как «целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей»2.

Однако как непосредственное, так и опосредованное воздействие на деятельность людей не обязательно является управлением. Учи­тель воздействует на учеников; огородник, вскапывая грядки на сво­ем участке, воздействует на землю и лопату; хозяйка, делая в доме уборку, воздействует на пол, стены, окна; студенты, выступающие на семинарском занятии, воздействуют на преподавателя и друг на дру­га; мнения одних людей оказывают значительное влияние на мысли и поведение других, и т.п. Тем не менее все приведенные события нельзя назвать управлением. Иными словами, на действия людей влияют различные события, но далеко не все они представляют со­бой управление.

При определении управления через воздействие оно чаще всего отождествляется с трудом, какой-либо профессиональной деятельно­стью. В таком случае любой труд оказывается управлением, с чем вряд ли можно согласиться. В то же время, учитывая то обстоятельст­во, что управление в обществе всегда представляет собой воздействие одних субъектов на других субъектов с целью побуждения их к совер­шению той или иной деятельности, становится очевидным, что оно представляет собой субъект-субъектное отношение.

В литературе последних лет вес чаще справедливо отмечается, что в определении управления через воздействие не учитывается присущее социальному управлению обратное воздействие управляемой системы на управляющую. Понятие «воздействие», отмечают авторы учебника «Менеджмент (Современный российский менеджмент)», «...ассоции­руется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэто­му более обоснованно с точки зрения сущности менеджмента использо-

1 Основы современного социального управления: теория и методология М, 2000
С. 8.

2 Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валовою М, 2000 С. 380



Раздел III Общество и ею структура


 


вание таких понятий, как процесс воздействия на персонал и процесс
взаимодействия людей и коллективов, занятых к производственно-хо­
зяйственной деятельности или в сферах обслуживания этой дея гельно-
сти»1. Тем не менее в данном случае не учитывается, что управление
возможно и без внешнего воздействия. Примером этого выступает са­
моуправление на уровне отдельного человека. 1
На то, что управляющие субъекты испытывают на себе обратное
воздействие управляемых, обращают внимание и авторы уже упомя­
нутого учебника «Социальный менеджмент». Это воздействие выра­
жается либо в готовности управляемых субъектов выполнять предпи­
сания управляющих, либо в сопротивлении им. Иными словами,
несмотря на традиционность фактовки управления через воздейс!-
вие, современные исследователи все чаще акцептируют внимание па
том, что между управляющими и управляемыми субъектами возника­
ет взаимодействие.

Социальное управление как взаимодействие

Социальное управление как деятельность представляет собой выработ­ку субьектом управления (управляющей подсистемой) информацион­ного образа (проекта деятельности) и контроль за ei о реализацией. Для исполнителя (управляемого субъекта) этот проект служит программой деятельности. При разделении труда на управленческий и исполни­тельский имеет место разделение субъектов, вырабатывающих проекты и исполняющих их. При самоуправлении один и тот же субъект и выра­батывает проект, и реализует его2.

На наш взгляд, социальное управление (управление в обществе) пред­ставляет собой форму информационного взаимодействия людей, при ко­торой одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполните­ля, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии имеет место и воздействие одного субъек­та на других субъектов. Если одни субъекты вырабатывают программу деятельности (информационный образ) и контролируют ее реализацию другими субъектами, происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Однако субъекты, вырабатывающие программу и реа­лизующие ее, могут «совпадать» в одном лице. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением.

Социальное управление всегда представляет собой единство уп­равления и самоуправления, в эгом состоит одна из его важнейших


Мепеджмсш (Современный российским менеджмент) М, 1999 С 148—149 См Костин В А Теория управления. Екаюринбург, 2001 С 27.


Глава 17. Социальное управление 321

специфических черт. Социальные группы и общности, на которые на­правлена деятельность субъектов управления, не пассивно восприни­мают внешние воздействия, а активно реагируют на них. Абсолютиза­ция управления, управленческого воздействия, непризнание самоуправления в конечном счете ведет к тоталитаризму, абсолюти­зация самоуправления — к анархии.

Социальное управление представляет собой управление не только устойчивой деятельностью людей, входящих в общности, но и изме­нением этой деятельности, т.е. это управление не только функцио­нальными, но и процессуальными изменениями (управление процес­сами).

Социальное управление как «сквозной» вид управления

Социальное управление выступает «сквозным» видом всех уровней управления в обществе. На уровне государства оно представляет со­бой издание законов, регулирующих различные направления функ­ционирования социальной сферы и социальные процессы. Для осу­ществления социального управления создаются специальные органы, разрабатывающие основные направления социальной политики, оп­ределяется их финансирование, осуществляется контроль за ее реали­зацией на региональном уровне.

На уровне регионов и муниципальных образований происходит вы­бор социальных программ, производится их корректировка примени­тельно к конкретным условиям, осуществляется непосредственная орга­низация деятельности управляемых субъектов по реализации социальной политики, в том числе и создание учреждений для этой цели.

На уровне фирмы имеет место решение социальных проблем ее со­трудников (организация отдыха, охрана здоровья, создание благопри­ятного психологического климата, условий для наиболее эффектив­ного труда, обучения, получения образования и др.).

Социальное управление представляет собой взаимодействие управ­ляющих и управляемых субъектов, содержанием которого являются выработка и создание условий для реализации программ действий в сферах, связанных с функционированием социальных общностей, удовлетворением социальных потребностей, реализацией социальных прав индивидов в составе этих общностей. Речь в данном случае идет об управлении (регулировании) социальной структурой, мобильностью, миграционными процессами, занятостью, доходами населения, карье­рой индивидов, созданием условий и возможностей для получения об­разования, охраны здоровья, культурного развития, отдыха, социаль­ной защиты детей, пенсионеров, инвалидов и др.



Раздел III. Общество и его структура


Удельный вес социального управления на разных уровнях управ­ления различен. На муниципальном уровне оно выходит на первый план, являясь важнейшим предназначением органов муниципального управления (можно сказать, их миссией). На государственном уров­не, как уже отмечалось, задается его стратегия, формируется норма­тивная база, создается стратегия финансирования. На уровне фирм (микроуровне) социальное управление не является самоцелью, оно подчинено миссии организации и проявляется прежде всего в управ­лении человеческими ресурсами, управлении персоналом.

Успех деятельности фирмы в современном менеджменте во мно­гом связывается с качеством человеческих ресурсов, поэтому наем­ные работники рассматриваются как основные активы компании. Не здания, сооружения, оборудование, а прежде всего сотрудники, распо­ряжающиеся ими, создают конкурентные преимущества организации. В силу этого социальное управление в рамках фирмы, направленное на повышение доходов сотрудников, создание условий для их профес­сионального и карьерного роста, образования, отдыха, приобретает в t современном менеджменте все большее значение.

§ 2. Система социального управления

В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субь-ект; проект деятельности; объект управления; цель управления1. Субъектами управления выступают индивиды, способные выра­батывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами — люди, способные к осуществлению про­грамм, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Социальное управление многосубъектно. Его субъекты — не толь­ко индивиды, но и государственные, муниципальные органы и обще­ственные организации. На уровне государства важнейшими субъекта­ми являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исиолнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполни-

См Костин В А Теория управления


Глава 17 Социальное управление 323

тельные и судебные органы. Органы местного самоуправления зани­маются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.

Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регу­лируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управ­ления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъектив­но — как «руководство к действию», управление может и не иметь ме­ста. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдель­ные индивиды, способные к реализации социальных программ, выра­ботанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социаль­ной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.

Проект управленческой деятельности — сложный иде­альный образ, наличие которого обусловливает организацию деятель­ности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы усло­вий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект представ­ляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленчес­кое решение представляет собой фрагмент проекта.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере содер­жит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помо­щи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Про­ект включает в себя не только целевые образы (например, обеспече­ние всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения це­лей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.

Управленческий проект в социальной сфере всегда является не­полным, предполагая самоуправление со стороны управляемых субъ­ектов. Задача управляющих субъектов —создать условия для того, чтобы социальные общности и индивиды в своей деятельности могли



Раздел 111 Общее гво и его структура


 


щ т


 


реализовать те или иные возможности (получить образование, реали-'] зовать право на труд, досуг, отдых и др.).

Управленческие проекты могут быть направлены па регулирова-1 ние деятельности профессиональных и гражданских общностей. В ос­нове выделения профессиональных общностей лежит тот или иной вид деятельности (например, коллектив учебного заведения, завода, больницы, коммерчески-торговой фирмы и т.н.), в основе граждан­ских — единая система законов, регулирующая отношения людей. Процесс создания и изменения проектов, адресованных гражданским общностям, осуществляется политиками на государственном уровне и носит название реформ. Проектирование, имеющее целью преобра­зование жизнедеятельности профессиональных общностей, осуще­ствляется менеджерами.

Объект социального управления — разные виды жизне­деятельности управляемых субъектов: потребительская, образова­тельная, культурно-досуговая, миграционная, религиозная, отбор лю­дей для назначения на соответствующие должности и др. По существу это деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Иными словами, объект управления и управляемый субъект в социальном управлении не совпадают. Проект деятельнос­ти, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, способных понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, реализующий выработанный субъектом управления проект деятельности, делает это не автоматически, а «пропуская» этот проект через свое сознание и волю. Он может более точно, ближе к идеальному образу реализовать проект, или, стремясь реализовать какие-то собственные цели, не предусмотренные про­граммой, может только создать видимость реализации проекта.

Смысл управления обществом заключается в воздействии на уп- j равляемый субъект с целью организации его деятельности. Восприни­мая управленческие решения, управляемый субъект соглашается со­вершать действия, предусмотренные проектом.

Цель управления — создание и сохранение определенного со­стояния объекта управления, организационного состояния деятель­ности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в ка­ких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их произ­водству, упорядоченности уже существующей системы.

Приведем простой пример «из жизни». Всем нам приходится обра-3 щаться в медицинские учреждения, целью деятельности которых яв-| ляется лечение больных. Цель деятельности конкретного врача — по-


Глава 17 Социальное управление 325

становка диагноза, назначение лечения, проведение операции, осуще­ствление профилактики заболевания и т.п. Для лечения нужны не только квалифицированные врачи, но и медицинское оборудование, медикаменты, обслуживающий персонал, осуществляющий уход за больными. Создание проекта медицинского учреждения, включающе­го в себя все необходимые условия как в количественном, так и в ка­чественном выражении, и являет ся в данном случае целью социально­го управления. Цель врача — вылечить больного, цель субъекта, управляющего медицинским учреждением, — так организовать дея­тельность врачей и других его сотрудников, чтобы процесс излечения осуществлялся наиболее эффективно. Говоря иначе, эффективность управления проявляется в эффективности управляемой деятельнос­ти, в основе которой — се упорядоченность.

Как ни парадоксально, но значимость цели управления осознает­ся в том случае, если выработанный проект не обеспечивает эффек-тивпости соответствующей деятельности, устойчивого состояния системы. Так, если при всех усилиях, предпринимаемых руководи­телями гой или иной фирмы, производимая продукция (или услуга) не пользуется спросом на рынке, фирма терпит убытки, ее деятель­ность неэффективна, значит, неэффективно управление данной фирмой.

Социальное управление направлено на сложные социальные сис­темы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управле­ния формируется желательный образ социального процесса (испол­нения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулиру­ется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.

§ 3. Уровни и функции социального управления

В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и угамребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В уз­ком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между раз­личными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин



Раздел III Общество и его структура


«социальное управление» также употребляется в широком и узком: смыслах.

До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в i широком смысле — как синоним «управления в обществе». Однако \ настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рас­сматривать управление территориальными, демографическими, куль­турными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и каче­ством жизни.

Уровни социального управления

Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уров­ни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социально­го управления — различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управле­ния, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управ­ления.

В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, раз­работки ее нормативных оснований и основополагающих направле­ний. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессио­нальная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также усло­вия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студен­тов, инвалидов и др.).

Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множест­ва разнородных социальных групп, объединенных на территории од­ного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объ­единяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одно­го государства. Государство вырабатывает системы норм, регламенти­рующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.


Глава 17 Социальное управление 327

Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений соци­альной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответ­ствующей территории. На уровне управления муниципальными обра­зованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты уп­равления на муниципальном уровне организуют и контролируют де­ятельность исполнителей по достижению конкретных целей (напри­мер, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования).

Если государственное управление направлено на непосредствен­ное управление гражданами государства, через регулирование выпол­нения ими действующего законодательства, то муниципальные орга­ны власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкрет­ных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципально1 о образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономиче­скую, политическую, образовательную, культурную, религиозную де­ятельность, решение этнических проблем, ортнизацию социальной защиты населения и т.п. В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне му­ниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказа­ние коммунальных услуг.

Третьим уровнем управления в обществе является менедж­мент. Он рассматривается в литературе с различных позиций. Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, киберне­тических, биологических системах, и вряд ли можно называть его ме­неджментом, равно как человека, управляющего техническими систе­мами, — менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управле­ния обществом.



Раздел 111 Общество и его структура


Во-вторых, менеджмен! связывают с организацией процесса upoj изводства и рассматривают как управление коммерческими оргапиза циями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельноег| с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менедж! менту в основном рассматривается характеристика организаций, изГ структуры, уровней управления, организационного поведения, управа ления персоналом, проблем лидере та и т.п.

В-третьих, менеджмент определяют как особый вид нрофесс но- • нальной деятельности по организации и управлению, совокупность-конкретных методов управления, существующих в рыночном общест- <■ ве. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяе1СЯ| управление персоналом организации.

Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (ор­ганизации) является получение устойчивой прибыли, задачей управ­ляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, коюрых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень дохо­дов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя дея­тельность, направленную на решение социальных проблем ее сотруд­ников.

Функции социального управления

Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы1. К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последователь­ное улучшение, совершенствование, относятся: обеспечение условий безопасности граждан; создание и упрочение условий, гарантирую­щих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источни­ками средств к сущее гвованию, создание возможностей для повыше­ния их доходов; обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий; охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан; развитие социально-бытовой инфраструктуры; создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, произволе гва.

Вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных

' См. Социальный меиеджмсш С 106—115


Плана 17 Социальное управление



качествах" обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; ортнизация институциональной деятельности, формирую­щей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; развитие трудовой, социально-политической, произ­водственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии соци­альной организации коллектива; развитии его социальной структуры; создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.

Date: 2015-09-24; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию