Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия: формы, типы и принципы регуляции 1 page





Социальное действие — это самый элементарный узел социаль­ной действительности. Но для всех очевидно, что сама социальная жизнь — это взаимодействие, интеграция людей. Каковы же сцеп­ления между людьми, как, по каким принципам люди с друг дру­гом входят в связь?

Глава VII. Социальные взаимодействия:

их разновидности и принципы регуляции

§ 1. Социальная связь

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множе­ством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных взаимоотношений для человека одни из этих вза­имоотношений более, другие менее значимы; в одной системе от­ношений сбой, проблемы, конфликты могут отразиться на всей последующей жизни, а в другой — могут остаться не более чем неприятным эпизодом. Различаются ли социальные связи между собой? Почему отдельные социальные связи играют в нашей жиз­ни решающую роль?

Попробуем ответить на эти вопросы.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ Субъекты (единичные Деятели или коллек-СОЦИАЛЬНОЙ связи тивный субъект) вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в про­цессе удовлетворения различных потребностей, реализации жиз­ненных целей и установок. Этот первичный элемент социальных взаимоотношений примитивно можно выразить следующим обра­зом: «Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его рас­поряжении» (речь может идти как о материальных, так и о мораль-

165


ных ценностях — например, желание получить признание, одобре­ние, поддержку и т.д.).

Зависимость может быть элементарной, непосредственной за­висимостью от своего товарища, брата, коллеги или сложной, опос­редованной — например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества. Существуют зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного труда и работниками физическо­го труда).

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, кото­рые и создают предпосылки взаимодействия людей. Именно пред­посылки, но не более.

Поясним на примере. Предположим, в разных концах страны дей­ствуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти спроса, и, естественно, терпит убытки. Другому очень нужна эта продукция для выпуска своих изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов друг от друга налицо. Но есть ли между ними связь? Она будет налажена лишь в том случае, если руководство заводов су­меет наладить прямое (или опосредованное — через посредников, биржу) взаимодействие друг с другом.

Следовательно, связь есть не что иное, как взаимная зависи­мость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориента-циями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда взаимна, налична и осуществляема (хотя бы в воображении). В отличие от социального действия, кото­рое представляет собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь — это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между индивидами, двумя и более, вклю­чая и ответную реакцию партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

1) субъекты связи (ими может быть любое количество людей);

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений
между субъектами (назовем это пока «правилами игры». Под­
робнее механизмы регулирования будут рассмотрены поз­
же).

Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с дру­гом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов доб-

166



рососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена, а хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, и их главным регулятором ста­нут деньги, хозяйственные законы и т.д.

Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи является вооружен­ная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий ко­мандно-распорядительный характер. Иная регламентация взаимо­отношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия становятся необходимыми элементами орга­низации социальных взаимоотношений.

Сказывается на регламентации, регулировании социальной свя­зи и ее устойчивость (с соседом по купе вы будете себя вести ина­че, чем с соседом по дому, с котЪрым еще долго будете жить бок о бок, — проявится другая степень обязательности, ответственнос­ти, искренности).

Еще одно важное обстоятельство влияет на характер взаимосвя­зи — ее формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации — здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли; формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, требует соблюдения субор­динации и т.д.

Особое значение имеет различение непосредственных и опосре­дованных связей. В ходе непосредственных связей контакты уста­навливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большую роль в жизни ин­дивида начинают играют опосредованные связи. При этом зависи­мость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается коли­чество посредников,, ступеней, через которые она должна прой­ти, и связь теряет специфические индивидуальные особенности. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли, же­лания простых людей.

Число «этажей» опосредования столь велико, что трудно назвать ступени, через которые должна пройти связь между, предположим, президентом страны и работницей молочно-товарной фермы в да­леком уральском селе, между конкретным пенсионером и деятель­ностью всей экономики и т.д. Социальная связь, хотя и опосредо­ванно, существует и в этом случае. Но как может регулировать свои отношения с дояркой президент, который ее никогда не видел и, скорее всего, не увидит? Проблема регулирования опосредованных связей будет рассмотрена в дальнейшем.



Связь может прекратиться в силу нескольких причин:

1) изменение или утрата предмета связи.

У одного из оборонных заводов была налажена четкая, хорошо отрегулированная связь с потребителями — государственными орга­низациями. Наличие этой связи придавало уверенность, устойчи­вость заводу. С наступлением конверсии положение резко измени­лось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод;

2) сохранение предмета связи, но несогласие одного участника
(или обоих участников) связи с принципами ее регулирования.

Один из участников склонен выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым принесут больший эффект. Прежние партнеры или пытаются найти взаимоприемлемый вариант регули­рования отношений, или расторгают связь.

Иногда субъекты связи неудовлетворены принципами ее регу­лирования, но не могут ее расторгнуть, ибо предмет связи оказы­вается неделимым. Возникает конфликт — один из типов взаимо­действий между социальными субъектами (это будет рассмотрено в следующей главе).

РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Социальная связь может иметь вид или социаль­ного контакта, или социального взаимодействия. Мы ежедневно вступаем в бесчисленное мно­жество социальных контактов: у случайного про­хожего узнаем, как найти нужную нам улицу, у киоскера покупаем газету и т.д. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, ежедневный социальный контакт с гардеробщицей предприятия, в котором вы работаете).

При всем многообразии все социальные контакты имеют общие черты: поверхностный, мимолетный характер (не эта гардеробщи­ца, так другая вас обслужит) и, главное, отсутствие системы со­пряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Соци­альный контакт — это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный кон­такт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество кон­тактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют ве­дущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие — система­тические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне опре­деленную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействую­щего. Речь идет об обмене действиями, точнее даже системами дей­ствий, которые взаимно сопряжены. Именно сопряженность систем

168


I

I


действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновля-смость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социаль­ное взаимодействие от единичного социального контакта, делают его главным предметом социологического анализа.

Яркий пример взаимодействия —учебный процесс. Преподаватель, готовясь к лекции, отбирает материал с учетом интересов студен­тов. Он мысленно прогнозирует их реакцию, анализирует, позволит ли предложенный материал глубже освоить изучаемую науку и т.д. В ходе лекции студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подго­товки, насколько материал логичен, убедителен, доходчив; одни ув­леченно работают, другие записывают объяснения преподавателя лишь в силу того, что это необходимо делать, а третьи не испытыва­ют никакого интереса и не считают нужным это скрывать... Гото­вясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует свою программу действий с учетом результатов предыдущего за­нятия (углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет, какой стиль взаимоотношений целесообразно избрать, и т.д.).

В приведенном примере присутствует основной элемент соци­ального взаимодействия — глубокая и тесная координация системы действий партнеров.

Как и всякая связь, взаимодействие может быть прямым (как в приведенном примере) и опосредованным.

Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредо­ванно, вырабатывая стратегию развития вуза, совершенствуя учеб­ную деятельность, подбирая ведущие кадры вуза и т.д., — все это сказывается на качестве подготовки студентов, конкурентоспособ­ности выпускников вуза, престиже института.

В целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людь­ми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохране­ние, и многое другое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчи­вых связях — взаимодействиях. Происходит глубокое, образно го­воря, социальное взаимопроникновение, которым индивид в сво­их же интересах не может пренебречь, от которого он, по сути, не может уклониться. Пытаясь найти поддержку у других, желая, что­бы эта поддержка была устойчивой, надежной, человек берет на

себя немалые обязательства.

* * *

Социальное взаимодействие (интеракция) как регулярный, ус­тойчивый взаимообмен Акторов социальными действиями — глав­ный, приоритетный предмет социологического анализа.

Социологи не ограничиваются констатацией важности изуче­ния взаимодействий, стремясь обнаружить первичный, скрытый от


169


глаз механизм социальных взаимодействий, докопаться до осязае­мых его «винтиков» и «сцеплений».

Первую такую попытку сделал Э. Дюркгейм в ходе анализа со-циального разделения труда, которое возникает как средство пре­одоления конкуренции, средство избежания конфликта между про­изводителями одинаковой продукции, услуг и т.д. М. Вебер с уди- { вительной точностью, социологической однозначностью описал суть многих социальных феноменов, и прежде всего механизма осуще­ствления власти. Учитывая традиции классиков социологии, следуя одному из основополагающих требований социологии — использо­вать не общие размытые рассуждения, а конкретный анализ реаль­но обнаруживаемых социальных явлений, мы постараемся вскрыть

механизмы социальных взаимодействий. 1

* * *.1

Актор и его партнер, вступая в социальную связь, стремятся 1 удовлетворить свои потребности. Следовательно, социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, кото­рые каждому из партнеров необходимы. Иными словами, социальную связь можно представить себе как обмен материальными, мораль­ными, эмоциональными и т.п. услугами, ресурсами.

Не случайно ученые, стремившиеся установить элементарные, осязаемые основы социальных взаимоотношений, проанализиро­вать их на «молекулярном» уровне, основывали свои исследования на обменном подходе.

В той или иной форме это характеризовало некоторые идеи Г. Зиммеля и Т. Парсонса. Центром своего понимания социальной жизни сделали социальный обмен Д. Хоманс, П. Блау и их последо­ватели.

Использование этого подхода способствует достаточно убеди­тельной, ясной трактовке не только самых элементарных взаимо-; связей между Акторами, но и складывающихся на их основе, но к ним не сводимых сложных социальных взаимоотношений. Хотя у: некоторых авторов использование обмена в качестве основы своих исследований сводится нередко к банальностям.

Некоторую антитезу теории социального обмена в трактовке природы взаимодействий представляли идеи Д. Мида и других представителей символического интеракционизма. Они делали акцент на том, что любое устойчивое взаимодействие возможно лишь на основе взаимного признания партнерами единых крите­риев, ценностей, норм, символов. Данное очень существенное уточнение, бесспорно, углубляет понимание механизмов взаи­модействия.

Анализируя механизмы социальных взаимодействий, мы будем опираться на многие идеи, выработанные как в теории социально-


го обмена, символическом интеракционизме, так и в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.

Мы остановимся на основных разновидностях взаимодействий, проанализируем ведущие принципы регуляции любых социальных интеракций, которые составляют основу всей системы социальных взаимодействий, проанализируем средства обмена, их иерархию, логику применения. И наконец, мы попытаемся проанализировать основные конфигурации взаимодействий (конфликт, сотрудниче­ство, власть и др.).

§ 2. Разновидности социальных взаимодействий

Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.

Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулиру­ют обмен в процессе самовозобновляемых, регулярных социальных связей — взаимодействий. В ходе социального контакта эти прин­ципы могут и не действовать: Актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобнов­лять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, мо­жет проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю ску­пость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контак­тов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий характер.

Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату — издержки. Необходимость компенсировать по­лучение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является «пуско­вым механизмом» социального взаимодействия (или, по выраже­нию П. Блау, «социального притяжения»). Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобнов-ляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регу­лярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям вза­имности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии.

Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей.

Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, скреп­лены печатью, а могут и не иметь формализованного характера (ус­тная договоренность), предполагает, что обязательства сторон,

171


объем услуг, сроки оказания ожидаемой услуги, форма возврата; и т.д. строго оговорены.

При наиболее распространенном диффузном (нежестком) обме- < яе точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговари- ■* ваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по соб­ственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности (в перспективе), так и доверие Актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу вы­бора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишает­ся доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие на­много труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодей­ствия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добро­вольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают «факторы, создающие диффузные» (жестко не обозна­ченные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязатель­ства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотре­ние того, кто его осуществляет»*.

Социальная жизнь представляет собой постоянное переплете­ние, взаимодополнение договорных и диффузных форм социаль­ного обмена.

Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономи­ческой сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает соци­альный обмен в организации между руководителем и подчиненны­ми (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимо­действия в политической жизни (договоры между (Государствами, партиями, договор о коалиционном правительстве, договоры меж­ду политическими деятелями о координации деятельности и др.).

По существу и взаимодействия между государством и граждана­ми также носят договорный характер (в качестве договора может рассматриваться конституция).

Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обме­нах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, мораль­но-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Мы не согласны с авторами, ут-

* См.: Култыгин В.П Концепция социального обмена в современной социоло­гии// СОЦИС. — 1997. — № 5, с. 95.

— 172


верждающими, что социальный обмен — это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономичес­кий обмен, обмен в политической сфере жизни общества, взаимо­действия в организации. Однако именно диффузный обмен являет­ся наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и полити­ческий договор, контракт сотканы из общесоциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожи­даний взаимности и доверия к партнеру.

Вы покупаете в магазине сыр и надеетесь, что вас не обманут, т.е. качество сыра будет соответствовать указанной цене. А если вас обманут? Вряд ли вы станете обращаться в суд — скорее всего, вы перестанете доверять этому магазину, этому производителю. Вы слушаете предвыборные речи кандидата в депутаты или в пре­зиденты, который клянется, что выполнит свои обещания, а в про­тивном случае «готов лечь на рельсы»... Доверяя ему, ожидая вы­полнения обещаний, вы добровольно голосуете за него. И лишь через определенное время, убедившись в тщетности своих ожида­ний, вы откажете ему в доверии.

Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожида­ние, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаи­модействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. По каж­дому поводу не станешь обращаться в суд, надеяться на каратель­ные органы. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.

Диффузный социальный обмен, предполагающий доброволь­ность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. Одаривать других и не ждать тотчас ответного вознаграждения, оставив его на совести получателя услуги, дове­рившись его такту, обязательности, — именно это составляет ос­нову социальных взаимодействий.

Вот почему роль таких факторов, как честность, верность дан-I ному слову, является главным гарантом эффективности всей сис-: темы социальных взаимоотношений, взаимодействий. Если в об­ществе нет «климата ответственности», любые договоры, угроза санкций будут бесполезными.

«Диффузность — жесткость» — это лишь один из векторов ог­ромного многообразия взаимодействий. Другой вектор — «прямые-косвенные интеракции».

Чтобы точнее понять, как организуется социальная жизнь, как она регулируется, нельзя ограничиваться изучением лишь прямых (простых) интеракций между индивидами (хотя они и наиболее наглядны). Взаимодействия (и, соответственно, обмен вознаграж­дениями) могут быть как простыми, непосредственно-двусторон-


ними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаи­модействия осуществляются через три-четыре лица и т.п.

Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществлять­ся простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или слож­ный, опосредованно-косвенный обмен (учитель преподает в госу­дарственной школе, но государство выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителя­ми учеников).

В современном обществе доля косвенных интеракций очень боль­шая, если не доминирующая. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие.

В этом случае речь идет скорее о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом.

Другой вектор: обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.

Преподаватели вузов как социально-профессиональная группа мо­гут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их высококвалифицирован­ный труд. Демонстрации, митинги, забастовки есть не что иное, как проявление неудовлетворенности данных социально-профессиональ­ных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд.

Принципы регуляции взаимодействий, которые мы будем рас­сматривать, на наш взгляд, носят всеобщий характер. Они реализу­ются как в индивидуальном, так и в групповом обмене, касаются как прямых, так и косвенных интеракций, проявляются как в же­стких, так и в диффузных социальных взаимодействиях.

§ 3. Принципы регуляции социальных взаимодействий

/. Принцип личностной целесообразности (так называемый прин­цип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждение и ми­нимизировать затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом важно учитывать два обстоятельства. Первое: вознаграждение (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, поощре­ния, поддержка, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д. Второе: человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии — ценности, которые становятся мерилом. То, что в одном обществе может считаться выгодным, в другой системе ценностей теряет значение выгоды...

Далее. Предположим, взаимодействия с каким-то человеком в ос­новном вызывают у вас беспокойство, раздражение, неудовлетво-

174


ренность, т.е. наносят вам ущерб. Вполне естественно, что вы пыта­етесь прекратить взаимодействие с ним. Однако вполне возможно, что этот человек—ваш руководитель, который, несмотря на ущерб, приносимый вам, обеспечивает вас выгодными заказами, работой. Другой вариант: несмотря на неудовлетворенность взаимодействи­ями с руководителем, вы не рискуете увольняться, поскольку не уверены, что в силу возраста или квалификации сможете найти другое место работы. Или вас удерживает тот факт, что вы работа­ете в престижном учреждении, что придает вам дополнительные преимущества, вызывает уважение со стороны окружающих и т.д.

Как видите, человеку приходится «взвешивать» совокупное воз­награждение и затраты. Взаимодействие продолжается, пока сово­купное вознаграждение перевешивает затраты, т.е. цена (если мож­но использовать этот экономический термин), которую платят это­му человеку в этой системе взаимодействия, достаточно высока и устраивает его.

Далее. Надо помнить, что люди в зависимости от их способнос­тей, возможностей могут соглашаться на разную цену. Кроме того, в разных системах взаимодействия эта цена различна: если на перифе­рии кандидат наук — это значимая фигура, то в ведущих московских вузах и научно-исследовательских институтах его статус гораздо ниже.

Следовательно, согласно первому принципу регуляции соци­альных взаимодействий социальная связь приобретает устойчивый, возобновляемый характер, т.е. приобретает качество взаимодействия, лишь в том случае, если соответствуетушчнооинои (слово «личность» здесь употребляется условно — это может быть индивидуальный или групповой субъект) целесообразности, т.е. затраты не превыша­ют вознаграждения. Из принципа личностной целесообразности следуют еще два побочных вывода:

• чем большую выгоду ожидает Деятель от взаимодействия с
другим субъектом (другими субъектами), тем более вероят­
но, что он предпочтет взаимодействие именно с этим субъек­
том (этими субъектами);

• люди склонны выбирать те линии взаимодействий, которые
предвещают им наибольшую выгоду в данной ситуации,
данной сети взаимодействий.

Принцип целесообразности в более сложной форме пробивает себе путь и в опосредованных связях, например «личность — обще­ство», «личность — государство».

Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зави­симостей может быть признана Деятелем разумной, целесообраз­ной в том случае, если издержки, которые он несет за такие эф­фекты социального, как «порядок», «сложение и координация сил и умений», «разделение труда и функций», дают достаточное воз­награждение, возможности для удовлетворения собственных жиз-

175


ненных целей. На уровне социума люди постоянно находятся в по­иске этой меры, идет переустройство этих связей на основе изме­нения механизма регуляции.

Общество может быть организовано таким образом, чтобы обеспе­чить оборону от внешнего врага, что требует серьезных жертв от каждого (удлинение рабочего дня, снижение уровня материального благосостояния и т.д.). Ожидаемое вознаграждение, несомненно, превышает затраты. Но в мирное время (когда отпала вражеская угроза) затраты явно превышают положительный эффект. Люди начинают испытывать желание изменить этот порядок социальных взаимоотношений (именно поэтому тоталитарный режим так упор­но пугал население военной угрозой).

Или рассмотрим взаимоотношения гражданина с государством: если государство не способно защитить его от насилия, дезоргани­зации экономической жизни, если в своем государстве человек стал беженцем, признание им государства, уважение к нему резко сни­жается.

//. Принцип взаимной эффективности интеракций. Деятель оце­нивает разумность, эффективность взаимодействий, как прямых, так и опосредованных с точки зрения личностной целесообразнос­ти. Но ведь и его партнер по связям также пытается определить, насколько вознаграждение превышает его затраты. Вполне возмож­но, что оценка эффективности социальной связи будет различной: то, что для одного «дешево», для другого может быть «дорого».

Предположим, вы являетесь участником карточной игры. После не­скольких крупных выигрышей вы собираетесь выйти из нее — ведь вряд ли такие подарки судьбы будут бесконечными. Но компаньо­ны по игре возражают: они в проигрыше, вы забрали значительную часть их средств и, выйдя из игры, не оставите им шансов хотя бы на возврат средств. Следовательно, у вас одни критерии, у них — другие. Возникает необходимость поиска компромиссного вариан­та, который устроил бы всех.

Date: 2015-09-24; view: 927; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию