Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту





Под закономерностями воспита­ния понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достигать эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитания, придает ему содержательную и методичес­кую осмысленность. Выделяются общие и частные закономерности воспитания:

Общие закономерности воспитания:

· Характер воспитания определяется объективными потребностями и интересами общества.

· Единство целей, содержания и методов воспи­тания.

Частные закономерности воспитания:

· Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловли­вается тем, что, личностное разви­тие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. И это овладение требует от него соответствующей деятельности. Необходимость комплексной организации разных видов деятельности как предпосылки всесторон­него развития личности является существенной закономер­ностью воспитания

Поскольку целью воспитания является всесторон­нее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его реализации необходимо включать учащихся в разнообраз­ные виды деятельности. К ним относятся:

- учебно-познавательная и технически-творческая деятель­ность, в процессе которой решаются задачи умственного и тех­нического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая деятель­ность, связанная с развитием чувств гражданственности и воспита­нием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам;

- общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности;

- морально-нравственная де­ятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствую­щая эстетическому развитию;

- физкультурно-спортивная, обеспечивающая физическое развитие, развитие двигательных качеств и навыков.

· Активность форми­руемой личности в организуемой деятельности. Эта за­кономерность обусловливает­ся тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Активность оп­ределяется как деятельное состояние субъекта, т.е. действу­ющего лица. Первопричиной активности человека являются те внутрен­ние противоречия между достигнутым и необходимым уров­нем развития, которые он переживает в различных жизнен­ных обстоятельствах и которые побуждают его к деятель­ности и к работе над собой. ( Например, учащийся, попадая в другую языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. Или выпол­нение той или иной работы сталкивает учащегося с отсутствием соответствующих умений, что приводит к внутреннему переживанию и, следовательно, к овладению новыми приемами работы).

· Гуман­низм и уважение к личности в сочетании с высокой требова­тельностью. Основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и учащегося вызывает у него определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отноше­ния проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжела­тельностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызы­вать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и вос­питанником несут на себе печать негативности, авторитарнос­ти, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего от­рицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта.

Существенной особенностью воспитания в этом случае явля­ется то, что педагог должен заботиться об укреплении благоже­лательных отношений с учащимися, проявлять к ним искрен­нее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.

· Открытие перед уча­щимися перспектив роста, помощь в достижении успеха. Способность видеть образовательную перспективу ученика проявляется созданием такого образовательного пространства, которое сопряжено с жизненной ситуацией и личным опытом ученика, задает развитие и саморазвитие. В основе этой закономерности лежит психоло­гическая идея о том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внут­реннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испы­тывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Повторение неудач снижает активность личности. (На­пример, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учить­ся. Включая учащегося в разнообразные виды дея­тельности, стимулируя его активность, есть необходимость обеспечить условия успеха в этой деятельности, чтобы она вызыва­ла у них положительные эмоциональные переживания).

· Выявление положи­тельных качеств учащихся и опора на них. В силу физичес­ких и психических различий, а также особенностей предшест­вующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. Кри­тика и осуждение недостатков в поведении школьника не только не снимают у него негативных психоло­гических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Истина заложена в народном изречении, которое гласит: предположить порок - значит со­здать его.

Обращение внимания на то поло­жительное, что есть в ученике, и, опираясь на это положитель­ное, есть возможность возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения.

Воспитание через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать.

· Учет возрастных и ин­дивидуальных особенностей учащихся. На поведении и разви­тии личности сказываются ее возрастные и инди­видуальные особенности. Не меньшее влияние на воспитание оказывают особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия.

· Личностный подход в воспитании. Личностный подход основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть «личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям». Понимание данного определения личностного подхода настраивает педагога видеть в каждом воспитаннике уникальную личность и позволяющем, соответственно, самому воспитаннику считать себя таковой. Характерные проявления личностного взаимодействия: помощь преобладает над доминированием; понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над её нарушением; позитивность над негативностью; открытость над замкнутостью; согласие с неопределенностью над нетерпимостью.

· Воспитание может осуществляться в коллективе и через коллектив.

Особенности данной закономерности:

1. Личность будет воспитываться в хорошо организован­ном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллек­тиве;

2. Влияние коллектива обеспечивает свободу и защищенность личности, что обогащает ее, если выступа­ет как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богат­ство социальных ценностей.

· Единство и согласованность педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, нахо­дятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают дет­ские и юношеские организации, а также семья и общественность. Если все эти влияния не будут согласованными и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.

Date: 2015-09-24; view: 1635; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию