Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спортуПод закономерностями воспитания понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достигать эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитания, придает ему содержательную и методическую осмысленность. Выделяются общие и частные закономерности воспитания: Общие закономерности воспитания: · Характер воспитания определяется объективными потребностями и интересами общества. · Единство целей, содержания и методов воспитания. Частные закономерности воспитания: · Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. И это овладение требует от него соответствующей деятельности. Необходимость комплексной организации разных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его реализации необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним относятся: - учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития; - гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с развитием чувств гражданственности и воспитанием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам; - общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности; - морально-нравственная деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.); - художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию; - физкультурно-спортивная, обеспечивающая физическое развитие, развитие двигательных качеств и навыков. · Активность формируемой личности в организуемой деятельности. Эта закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Активность определяется как деятельное состояние субъекта, т.е. действующего лица. Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. ( Например, учащийся, попадая в другую языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. Или выполнение той или иной работы сталкивает учащегося с отсутствием соответствующих умений, что приводит к внутреннему переживанию и, следовательно, к овладению новыми приемами работы). · Гуманнизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и учащегося вызывает у него определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего отрицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта. Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения. · Открытие перед учащимися перспектив роста, помощь в достижении успеха. Способность видеть образовательную перспективу ученика проявляется созданием такого образовательного пространства, которое сопряжено с жизненной ситуацией и личным опытом ученика, задает развитие и саморазвитие. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Повторение неудач снижает активность личности. (Например, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Включая учащегося в разнообразные виды деятельности, стимулируя его активность, есть необходимость обеспечить условия успеха в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания). · Выявление положительных качеств учащихся и опора на них. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. Критика и осуждение недостатков в поведении школьника не только не снимают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Истина заложена в народном изречении, которое гласит: предположить порок - значит создать его. Обращение внимания на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это положительное, есть возможность возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения. Воспитание через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. · Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. На поведении и развитии личности сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Не меньшее влияние на воспитание оказывают особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. · Личностный подход в воспитании. Личностный подход основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть «личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям». Понимание данного определения личностного подхода настраивает педагога видеть в каждом воспитаннике уникальную личность и позволяющем, соответственно, самому воспитаннику считать себя таковой. Характерные проявления личностного взаимодействия: помощь преобладает над доминированием; понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над её нарушением; позитивность над негативностью; открытость над замкнутостью; согласие с неопределенностью над нетерпимостью. · Воспитание может осуществляться в коллективе и через коллектив. Особенности данной закономерности: 1. Личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе; 2. Влияние коллектива обеспечивает свободу и защищенность личности, что обогащает ее, если выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство социальных ценностей. · Единство и согласованность педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Если все эти влияния не будут согласованными и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.
|