Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фридрих Ницше 3 page





Следует чтить рок, говорящий слабому:»погибни!..=

Богом назвали противление року, порчу и разложение человечества... Не должно произносить всуе имя Божие...

Раса испорчена не пороками своими, а неведением; она испорчена, потому что она истощение восприняла не как истощение: ошибки в физиологии суть, причина всех зол.

Добродетель есть наше великое недоразумение.

Проблема: как истощенные достигли того, чтоб стать законодателями ценностей. Или иначе: как достигли власти те, которые последние? Как инстинкт зверя-человека стал вверх ногами?

4. Кризис: нигилизм и идея»возвращения=

Крайние позиции сменяются не более умеренными, а опять же крайними, но обратными. Поэтому вера в абсолютную имморальность природы, в бесцельность и в бессмысленность - психологически необходимый эффект, наступающий, когда утрачивается вера в Бога и нравственные основы миропорядка. Нигилизм возникает не потому, что отвращение к жизни теперь сильнее, чем было раньше, но потому, что 23

вообще является сомнение в том, чтобы зло или даже жизнь могли

иметь какой-либо»смысл=. Одна интерпретация погибла: но так как она

считалась единственной интерпретацией, то нам и кажется ныне, будто

нет никакого смысла в жизни вообще, будто все напрасно.

Однако остается еще доказать, что это»напрасно= определяет характер вашего нынешнего нигилизма. Недоверие к нашей прежней оценке ценностей вырастает до вопроса:»не служат ли все»ценности= приманкой, затягивающей комедию, но ни в каком случае не приводящей ее к какому-либо разрешению?= Длительность существования, при наличности этого»напрасно=, без цели и без смысла, - вот наиболее парализующая мысль, особенно тогда, когда человек понимает, что над ним издеваются и все же не имеет силы оградить себя от этого.

Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме: жизнь, как она есть, - без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного»ничто=:»вечный возврат=.

Эта самая крайняя форма нигилизма:»ничто= (»бессмысленное=) - вечно.

Европейская форма буддизма: энергия знания н силы принуждает к такой вере. Это самая научная из всех возможных гипотез. Мы отрицаем конечные цели: если бы существование имело такую цель, -она должна была бы быть уже достигнута.

Становится понятным, что здесь налицо стремление создать противоположение пантеизму, ибо:»все совершенно, божественно, вечно= также навязывает веру в»вечный возврат=. Вопрос в том: стало ли невозможным вместе с моралью и это пантеистическое»да=, обращенное ко всем вещам? В сущности ведь преодолен только моральный Бог. Есть ли смысл представлять себе бога»по ту сторону добра и зла=? Возможен ли пантеизм в таком смысле? Можно ли, изгнав из процесса представление цели, несмотря на это, все же говорить»да= процессу? - Это было бы так только в том случае, если бы в пределах самого процесса, в каждое мгновение его, что-нибудь достигалось - и всякий раз одно и то же. Спиноза достиг такой утверждающей точки зрения, поскольку каждое мгновение имеет свою логическую необходимость: и он, с заложенным в основе его существа логическим инстинктом, торжественно приветствовал такой миропорядок.

Но его случай - только частный случай. Всякая коренная особенность, лежащая в основе всего совершающегося и проявляющаяся во всем совершающемся, должна была бы побудить человека, осознавшего его как свою собственную особенность, торжественно благословить каждый миг мирового существования. Тогда все дело заключалось бы в том, чтобы радостно признать в себе самом благой и ценной эту свою особенность.

Мораль предохраняла от отчаяния и прыжка в»ничто= жизнь людей и сословий, притесняемых и угнетаемых именно людьми; ибо бессилие перед людьми, а не перед природой, вызывает наиболее отчаянное озлобление к жизни. Мораль относилась к властителям, насильникам, вообще к»господам=, как к врагам, против которых должно защитить обыкновенного человека, т.е. прежде всего поднять в нем мужество и силу. Мораль, следовательно, учила глубже всего ненавидеть и презирать то, что составляет характернейшую особенность властителей: их волю к власти. Эту мораль отменить, отвергнуть, разложить - значило бы в обратном смысле ценить и воспринимать этот столь ненавидимый инстинкт. Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти, он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния. Но это было бы только в том 24

случае, если бы эта черта лежала в самом существе жизни, если бы

выяснилось, что даже под личиной воли к морали скрывается только

»воля к власти=, что сама его ненависть и презрение тоже особая

»мощь-воля=. Угнетенный понял бы, что он стоит на одной почве со

своим угнетателем и что перед ним у него нет никакого преимущества,

никаких прав на высшее низложение.

Скорее наоборот! Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти, если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти. Мораль ограждала неудачников, обездоленных от нигилизма, приписывая каждому бесконечную ценность, метафизическую ценность, и указуя место в порядке, не совпадающем ни с мирской властью, ни с иерархией рангов, она учила подчинению, смирению и т.д. Если предположить, что вера в эту мораль погибнет, то неудачники утратят свое утешение и погибнут.

Гибель принимает здесь форму самообречения на гибель, в виде инстинктивного подбора всего того, что должно губить. Вот симптомы этого саморазрушения неудачников: самовивисекция, отравление, опьянение, романтика - и прежде всего - инстинктивное побуждение к поступкам, вызывающим смертельную вражду со стороны имеющих власть (как бы воспитание себе самому палачей), воля к разрушению как воля еще более глубоко заложенного инстинкта, инстинкта саморазрушения, устремления в»ничто=.

Нигилизм как симптом того, что неудачникам нет больше утешения, что они уничтожают, чтобы быть уничтоженными, что они, оторвавшись от морали, не имеют больше оснований»покоряться своей судьбе=, что они становятся на почву противоположного принципа и со своей стороны также хотят власти, принуждая властвующих быть их палачами. Это и есть европейская форма буддизма, осуществление»нет= после того, как всякое существование потеряло свой»смысл=.

»Нужда= между тем не возросла: наоборот»Бог, мораль, смирение= служили средствами исцеления в самые страшные и бедственные времена: активный нигилизм выступает при сравнительно более благоприятно сложившихся условиях. Уже самое преодоление морали предполагает довольно высокий уровень духовной культуры; а она, в Свою очередь, предполагает относительное благополучие. Известная духовная усталость, путем продолжительной борьбы философских мнений, доведенная до безнадежнейшего скептицизма по отношению к философии, указывает также отнюдь не на низкий уровень этих нигилистов. Стоит только вспомнить о той обстановке, в которой выступил Будда. Учение о вечном возвращении должно было бы иметь некоторые научные предпосылки (подобно тому, как их имело учение Будды, - напр., понятие причинности и т.д.).

Что же означает теперь:»неудачник=? Прежде всего физиологическую неудачу, а уже не политическую. Самый нездоровый род людей в Европе (во всех сословиях) - почва для этого нигилизма: они воспримут веру в вечное возвращение как проклятие; и пораженный этим проклятием человек не остановится ни перед какими действиями: не пассивно сгинуть, но довести до гибели все, что в такой степени бессмысленно и бесцельно, - хотя в сущности это только род судороги, слепого бешенства, при сознании, что все уже било от вечности, все - вплоть до этой самой минуты нигилизма и страсти разрушения. Ценность такого кризиса в том, что он очищает, что он сводит вместе родственные элементы, которые взаимно губят друг друга, в том, что он людям противоположного образа мыслей указывает на общие задачи; обнаруживая и среди них более слабых и менее уверенных, он этим создает особую иерархию сил с точки зрения здоровья: признавая повелевающих - повелевающими,

подчиняющихся - подчиняющимися, конечно оставляя в стороне все

существующие общественные группировки.

Кто же окажется при этом самыми сильными? Самые умеренные, те, которые не нуждаются в крайних догматах веры, те, которое не только допускают добрую долю случайности, бессмысленности, но и любят ее, те, которые умеют размышлять о человеке, значительно ограничивая его ценность, но не становясь однако от этого ни приниженными, ни слабыми: наиболее богатые здоровьем, те, которые легче переносят всякие невзгоды, и поэтому их не слишком боятся - люди, уверенные в своей силе и сознательной гордостью олицетворяющие достигнутую человеком мощь.

Каковы были бы мысли такого человека о вечном возвращении?

Периоды европейского нигилизма

Период неясности: всевозможные попытки сохранить старое, не упуская вместе с тем нового.

Период ясности: окончательно понято, что старое и новое в основе противоположны друг другу, ибо старые ценности порождены исходящей жизнью, а новые - восходящей, что все старые идеалы суть идеалы враждебной жизни (т.е. вызванные декадансом и сами обусловливающие его, хотя и разряженные в пышный праздничный убор морали). Мы понимаем старое и далеко недостаточно сильны для нового.

Период трех великих аффектов: презрения, сострадания и разрушения.

Период катастрофы: распространение учения, которое просеивает людей, учения... побуждающего слабых к решимости, а также и сильных.

II. К истории европейского нигилизма

А) Современное омрачение

Друзья мои, нам туго приходилось, когда мы были молоды: мы страдали от самой молодости, как от тяжелой болезни. В этом виновато время, в которое мы заброшены - время большого внутреннего упадка и распадения, которое всеми своими слабостями и даже лучшей своей силой противоборствует духу молодости. Распадение, следовательно неопределенность, свойственны этому времени: нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя: живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно. Все на вашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели - там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому!

Если это не столетие упадка и постепенно убывающей жизненной силы, то это по меньшей мере столетие необдуманных и произвольных 26

попыток; и весьма вероятно, что от чрезмерного числа неудачных

опытов получится некоторое общее впечатление как бы упадка; а, может

быть, и на самом деле это - упадок.

К истории современного омрачения.

Государственные кочевники (чиновники и т.д.): нет»родины=.

Падение семьи.

»Хороший человек= как симптом изнеможения.

Справедливость как воля к власти (воспитание).

Половая похотливость и невроз.

Черная музыка: - куда девалась настоящая музыка?

Анархист.

Презрение к людям, отвращение.

Глубочайшее различение: имеет ли творческий характер голод как преизбыток? Первый создает идеалы романтики. - Северная неестественность. Потребность в Alcoholica;»нужда= рабочего сословия.

Философский нигилизм.

Медленное выступление вперед и подъем средних и низших состояний и сословий (в том числе низших форм духа и тела), которое уже в значительной мере было подготовлено французской революцией, но которое и без революции не замедлило бы проложить себе дорогу, - в целом приводит, таким образом, к перевесу стада над всеми пастухами и вожатыми.

1. Омрачение духа (совместное существование стоической и фривольной видимости счастья, свойственной благородным культурам, встречается все реже, многие страдания становятся заметными и высказываются там, где прежде их переносили и скрывали);

2. моральное лицемерие (способ выдвинуться своей моралью, но путем проявления стадных добродетелей: сострадания, заботливости о других, умеренности, а не тех, которые признаются и ценятся вне стадности);

3. действительное сострадание и сорадование в больших размерах (радость близкого общения с большим числом себе подобных, свойственное всем стадным животным -»чувство общественности=,»отечество=, - словом, все то, при чем не принимается в соображение индивид.

Наше время с его стремлением как-нибудь помочь случайным нуждам, предупредить их и вообще своевременно устранить неприятные возможности, есть время бедных. Наши»богатые= - вот самые бедные! Коренная цель всякого богатства забыта!

Критика современного человека. -»Человек добр, но только испорчен и соблазнен дурными установлениями (тиранами и попами); разум как авторитет; история как преодоление ошибок; будущее как прогресс; христианское государство (»Господь сил=); христианское отношение полов (или брак); царство»справедливости= (культ»человечества=);»свобода=.

Романтическая поза современного человека: - благородный человек (Байрон, Виктор Гюго, Жорж Санд); - благородное негодование; - освящение страстью (как подлинною»природою=); - защита угнетенных и обездоленных как девиз историков и романистов;

- стоики долга; -»самоотречение= как искусство и познание; - альтруизм как наиболее изолгавшаяся форма эгоизма (утилитаризм), сентиментальный эгоизм.

Это все - восемнадцатый век. Напротив, то, что мы от него не унаследовали, - это l'insouciance, веселость, изящество, ясность ума; темп духа изменился; наслаждение духовною ясностью и тонкостью уступило место наслаждению красками, гармонией, массой, реальностью и т.д. Сенсуализм в духовном. Словом, это восемнадцатый век Руссо.

В общем счете в нашем современном человечестве гуманность достигла огромных размеров. То, что это обычно не ощущается, может само по себе служить доказательством справедливости сказанного: мы стали столь чувствительны к мелким невзгодам, что проявляем несправедливость в оценке достигнутого нами.

При этом не следует упускать из виду значительное влияние декаданса и то, что наш мир, если смотреть на него такими глазами, должен казаться плохим и жалким. Но эти глаза во все времена видели одно и то же:

1) некоторую перевозбужденность даже морального чувства;

2) ту долю озлобления и омрачения, которую пессимизм приносит в суждения.

И то, и другое вместе дали перевес противоположному представлению, а именно: что в деле нашей морали не все обстоит благополучно.

Факт существования кредита, всей мировой торговли, установления постоянных сношений, - во всем этом выражается необычайно благосклонное доверие к человеку... Этому же способствует.

3) освобождение науки от моральных и религиозных целей: весьма хороший признак, но в большинстве случаев ложно понимаемый.

Я пытаюсь на свой лад оправдать историю.

Второй буддизм. Предвестья его: Распространение сострадания. Духовное переутомление. Сведение проблем к вопросам удовольствия и неудовольствия. Военное величие и слава, возбуждающие соответствующую реакцию. Равным образом национальные отграждения, вызывающие некоторое обратное движение к сердечному»братству=. Невозможность для религии работать даже при посредстве догматов и басен.

Этой буддийской культуре положит конец нигилистическая катастрофа.

Всего глубже подорваны в наше время инстинкт и воля традиции: все установления, обязанные своим происхождением этому инстинкту, противоречат вкусу современного человека... Что бы не делали и не думали ныне, во всем преследуют в сущности только одну цель: с корнем вырвать эту склонность к преданию, к преемственности. В 28

традиции видят тяжкую неизбежность: ее изучают, признают (как

»наследственность= -), но не хотят ее. Напряжение воли,

направленное на далекое грядущее, подбор условий и оценок, дающих

власть над сотнями лет вперед - все это в высшей степени

несовременно. Отсюда следует, что характер нашей эпохи определяется

дезорганизующими принципами.

»Будьте просты=, - вот требование, которое, обращенное к нам, сложным и непостижимым испытателям утроб, является просто глупостью... Будьте естественны! Хорошо, ну а если мы по существу»неестественны=?

В былое время средствами, имевшими своею целью создание, через длинный ряд поколений, однородных устойчивых существ, являлись: не подлежащее отчуждению земельное владение, уважение к старейшим (источник веры в богов и героев, как предков).

Теперь раздробление земельной собственности объясняется противоположной тенденцией. Газета заменила ежедневные молитвы. Железная дорога, телеграф. Централизация огромной массы разнообразных интересов в одной душе, которая при этих условиях должна отличаться большой силой и способностью к превращениям.

Почему все становится комедиантством. - Современному

человеку недостает верного инстинкта (следствие долгой однообразной

формы деятельности для каждого рода людей); неспособность

создать что-либо совершенное есть прямое следствие этого: -

отдельный человек не в силах наверстать того, что ему не дала школа.

Чем вызывается к жизни мораль, законодательство: глубоким инстинктивным чувством того, что лишь благодаря автоматизму возможно совершенство в жизни и творчестве...

Но ныне мы достигли противоположной точки, мы хотели достигнуть ее, а именно - крайней сознательности, самопостижения человека и истории, благодаря этому на практике мы все дальше от совершенства в своем бытии, делании, воле: самая наша жажда, наша воля к познанию есть симптом безмерного декаданса. Мы стремимся к противоположности того, чего хотят сильные расы, сильные натуры - постижение есть конец...

Что наука возможна, в том смысле, как она процветает ныне, - это доказательство того, что все элементарные инстинкты - инстинкты самозащиты и самоограждения - более не действуют в жизни. Мы больше не собираем, мы расточаем то, что накоплено нашими предками, - и это верно даже в отношении к тому способу, каким мы познаем.

Нигилистическая черта:

а) в естественных науках (»отсутствие смысла= -) каузализм, механизм.»Закономерность= - переходная ступень, остаток старины;

Ь) равным образом в политике: человек утратил веру в свое право, невинность; царит лганье, служение минуте;

с) равным образом и в народном хозяйстве: уничтожение рабства,

отсутствие искупающего сословия, оправдателя, - появление и рост

анархизма.»Воспитание=?

d) равным образом в истории: фатализм, дарвинизм; последние попытки истолковать ее с помощью понятий разума и божественности потерпели неудачу. Сентиментальность по отношению к прошлому; биография представляется чем-то нестерпимым! (Феноменализм и здесь: характер как маска; событий нет.)

е) равным образом в искусстве: романтика и реакция против нее (отвращение к романтическим идеалам и лжи). Последняя - моральна, как чувство большей правды, но пессимистична. Чистые»артисты= (равнодушны к содержанию). (Психология исповедален и пуританская психология, - две формы психологической романтики; ее прямая противоположность - попытка чисто артистически отнестись с»человеку=, но и тут еще нет решимости на установление обратной оценки!)

Против учения о влиянии среды и внешних причин: - внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представляется влиянием извне, в сущности есть только приспособление этой внутренней силы к окружающему. Совершенно тождественные среды могут получить прямо противоположное толкование и быть использованы в противоположном смысле: фактов не существует. Гений не может быть объяснен из подобных условий возникновения.

»Современность=, изображенная в образе питания и усвоения пищи.

Чувствительность несказанно обострена (под моралистическими прикрасами: увеличение сострадания); количество разрозненных впечатлений больше чем когда либо: космополитизм языков, литератур, газет, форм, вкусов, даже пейзажа. Темп этого потока - prestissimo; впечатления смывают одно другое; инстинктивно остерегаешься воспринимать что-либо, воспринимать глубоко,»переваривать= - отсюда как результат ослабление пищеварительной силы. Происходит известного рода приспособление к этому перегружению впечатлениями: человек отлучается от активности - все сводится к реагированию на внешние раздражения. Он расходует свою силу частью на усвоение, частью на самооборону, частью на борьбу. Глубокое ослабление самопроизвольности: историк, критик, аналитик, толкователь, наблюдатель, коллекционер, читатель - все»реактивные= таланты; все - наука).

Искусственное уподобление своей природы»зеркалу=: есть интересы, но только не проникающие далее эпидермы; принципиальная холодность, уравновешенность, строго поддерживаемая низкая температура непосредственно под топким верхним слоем, на котором есть тепло, движение,»буря=, игра волн.

Противоположность между внешней подвижностью и некоторым отяжелением и утомлением в глубине.

Куда можно отнести наш современный мир: к эпохам истощения или эпохам наслаждения? - Его многообразие и беспокойность обусловлены высшей формой сознательности.

Переутомление, любопытство и сочувствие - наши современные пороки.

К характеристике»современности=. - Пышный расцвет промежуточных форм; убыль типов; разрыв с традицией, со школами; господство инстинктов (подготовление высокой философской оценкой бессознательного), последовавшее за ослаблением силы воли, - волнение целей и средств...

Дельному ремесленнику и ученому приличествует гордиться своим искусством и со скромным довольством взирать на жизнь. С другой стороны, нет зрелища печальнее, чем то, когда какой-нибудь сапожник или школьный учитель со страдальческим видом дает понять, что он, собственно, рожден для чего-то высшего. Нет вообще чего-либо лучшего, чем хорошего. А это последнее в том и заключается, чтобы быть в чем-нибудь дельным и соответственно тому творить, - virtu в смысле Итальянского ренессанса.

В настоящее время, когда государство отрастило себе бессмысленно толстый живот, появились во всех полях деятельности и во всех специальностях, кроме действительных работников, еще»представители=, как то: помимо ученых еще литераторы, помимо страждущих слоев народа еще болтающие и хвастливые бездельники, считающие себя»представителями= этого страдания, не говоря уже о профессиональных политиках, которые благодушествуют и при помощи крепких легких»представительствуют= перед каким-либо парламентом общественные нужды. Наша современная жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников; между тем в античном городе, а как отголосок древности и во многих городах Испании и Италии, каждый выступал за себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современного представителя и посредника.

Преобладание мелочного торговца и посредника - даже в сфере наиболее духовного: литератор,»представитель=, историк (спаивающий прошлое с настоящим), экзотик и космополит; посредники между естественными науками и философией, полутеологи.

Наибольшее отвращение возбуждали во мне до сих пор лизоблюды духа; их можно уже теперь найти в нашей нездоровой Европе повсюду, и что их особенно отличает - это полнейшая чистота их совести. Они, пожалуй, немного мрачны, немного air pessimiste, но главным образом прожорливы, грязни, марки, вкрадчивы, пролазы, вороваты, паршивы - и невинны, как все маленькие грешники и микробы. Они живут за счет умных и остроумных людей, полной пригоршней бросающих людям свой ум и свое остроумие; они знают, что богатым духом по существу их свойственно беззаботно, пренебрегая мелочной осторожностью, день за день и даже расточительно отдавать себя и свое. - Ибо дух плохой домохозяин, и сам не замечает, как все живет и питается за его счет. 31

Комедиантство

Пестрота красок в современном человечестве и ее привлекательность. По существу игра в прятки и пресыщение.

Литератор.

Политик (в»в национальном шарлатанстве=).

Комедиантство в искусствах:

Недостаток в основательной научной подготовке и дисциплине (Фромантен);

Романтики (недостаток философии и науки и избыток литературы);

Романисты (Вальтер Скотт, но также и чудовища - Нибелунги с наинервнейшей музыкой);

Лирики.

»Научность=.

Виртуозы (евреи).

Народные идеалы, как превзойденные и замененные, но еще не в глазах народа:

святой, мудрец, пророк.

Недисциплинированность современного духа под всевозможными моральными уборами. - Пышные наименования: терпимость (а в сущности неспособность сказать»да= или»нет=); le largeur de sympathie (=на треть - равнодушие, на треть - любопытство, на треть - болезненная возбудимость);»объективность= (=недостаток личности, недостаток воли, неспособность к»любви=); свобода по отношению к правилам (романтика);»истина= в противовес лжи и подделке (натурализм);»научность= (»le document humain=: в переводе - лубочный роман и суммирование, сводка вместо компановки);»страсть=, где в действительности беспорядочность и безмерность;»глубина=, где в действительности путаница и сумятица символов.

К критике великих слов. - Я исполнен подозрения и злобы к тому, что называют»идеалом=: мой пессимизм в том, что я постиг, насколько»высшие чувства= суть источники бедствия, т.е. умаления и обесценения человека.

Ожидая от идеала какого-нибудь»прогресса=, неизменно впадают в заблуждение: до сих пор победа идеала всякий раз была движением вспять.

Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена - не как реальности, а как пышные наименования для чего то совсем иного (даже противоположного!).

Известен тот сорт людей, который влюблен в изречение tout comprendre c'est tout pardonner. Это - слабые, это прежде всего - разочарованные: если во всем можно найти чего-либо, подлежащее прощению, то, следовательно, и во всем есть нечто, достойное презрения! Это - философия разочарования кутается здесь столь туманно в сострадание и так умильно смотрит.

Это - романтики, вера которых улетучилась, и вот им хочется теперь по крайней мере полюбоваться со стороны на то, как все бежит и исчезает. Они называют это l'art pour l'art,»объективностью= и т.д.

Главные симптомы пессимизма: - les diners schez Маgny;

русский пессимизм (Толстой, Достоевский); эстетический пессимизм, l'art

pour l'art,»description= (романтический и антиромантический пессимизм);

гносеологический пессимизм (Шопенгауэр, феноменализм);

анархический пессимизм;»религия сострадания=, предварение

буддизма; культурный пессимизм (экзотизм, космополитизм); этический

пессимизм; я сам.

»Без христианской веры, думал Паскаль, вы сами в своих глазах, так же как и природа и история, будете - un monstre et ur cnaos=. Это пророчество исполнилось на нас, после того, как малодушно­оптимистическое восемнадцатое столетие прикрасило и рационализировало человека.

Шопенгауэр и Паскаль. - В одном важном смысле Шопенгауэр

первый продолжил дело Паскаля: un monstre et ur chaos, следовательно,

нечто, подлежащее отрицанию... История, природа, и сам человек!

»Наша неспособность познать истину есть следствие нашей испорченности, нашего нравственного падения= - так говорит Паскаль. И то же, в сущности, говорил Шопенгауэр.»Чем глубже извращение разума, тем необходимее учение об искуплении= - или, выражаясь по шопенгауэровски, - отрицание бытия.

Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние):

сострадание, чувственность, искусство, слабость воли, католицизм даже

наиболее духовных порывов - это au fond подлинный восемнадцатый

век.

Коренное непонимание Шопенгауэром воли (как будто вожделение, влечение, инстинкт - самое существенное в воле) - типично: умаление ценности воли вплоть до полного непонимания его. Вместе с тем - ненависть к воле; попытка в»не-волении=, в»пребывании бесцельным субъектом= (в»чистом, безвольном субъекте=) усмотреть нечто более нечто высокое, даже самое высшее, самое ценное по существу. Великий симптом усталости или ослабления воли: ибо она и есть то, что господствует над вожделением, указуя ему меру и путь его.

Была сделана недостойная попытка, - рассматривать Вагнера и Шопенгауэра как типы умственно ненормальных людей; в интересах уяснения вопроса было бы несравненно важнее, если бы с научной точностью определили тот тип декаданса, к которому принадлежат они оба.

Генрих Ибсен стал мне отчетливо понятен. При всем своем здоровом идеализме и»воле к истине= он не осмелился сбросить с себя оковы 33

того морального иллюзионизма, который говорит»свобода= и не хочет

признаться себе в том, что такое свобода: вторая ступень в метаморфозе

»воли к власти= со стороны тех, кто лишен ее. На первой требуют

справедливости от тех, в руках которых власть. На второй говорят

»свобода=, т.е. хотят»отделаться= от тех, в чьих руках власть. На

третьей говорят»равные права=, т.е. хотят, пока сами еще не получили

перевеса, воспрепятствовать и другим расти в могуществе.

Упадок протестантизма: теоретически и исторически он оценен как нечто половинчатое. Фактический перевес католицизма; чувство протестантизма настолько угасло, что сильнейшие антипротестантские движения не ощущаются более, как таковые (пример: вагнеровский Парсифаль). Вся высшая духовность во Франции католична по инстинкту; Бисмарк понял, что протестантизма вообще уже более нет.

Протестантизм, - это умственно нечистоплотная и скучная форма декаданса, в которой христианство сумело оберечь себя до наших дней на жалком Севере - ценен для познания как нечто половинчатое и составное, поскольку он объединяет в одних и тех же головах восприятия разного порядка и происхождения.

Date: 2015-09-24; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию