Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи





Виды повреждений в зависимости от характера бывают механические (при падении, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры — ожоги, обморожения, действие электрического тока, проникающей радиации и т. п.), химические (при воздействии на
ткани разных химических веществ — кислот, щелочей, отравляющих веществ и пр.).

Различают закрытые и открытые повреждения. К первым относятся повреждения, при которых отсутствует нарушение целости кожи и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов. Открытые повреждения связаны с нарушением целости наружных покровов: раны, открытые вывихи и переломы, ожоги и др.

^ Закрытые повреждения. Самым частым закрытым повреждением бывает ушиб. При ушибах целость кожи не нарушена, нет наружного кровотечения, но под кожей в мышцах травмируются небольшие кровеносные сосуды, из которых кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляются припухлость и синюшно-красное пятно, которое постепенно меняет свой цвет на синебагровый, зеленый и желтый (кровоподтек, или синяк).

Для уменьшения боли и кровоизлияния на ушибленное место прикладывают холод — пузырь с холодной водой или холодные примочки. Ушибленную часть тела приподнять и обеспечить ей полный покой.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, неловких поворотах. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голено­стопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже наблюдаются растяжения локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение движений в суставе, через 2-3 дня может выявиться кровоподтек. Первая помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой, давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом.

В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или разрыв связок и суставной сумки, со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. При вывихе могут разрываться мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся в области сустава, а также повреждаться соседние сосуды и нервы. В месте повреждения возникает резкая, усиливающаяся при малейшей попытке к движению боль, опухоль и кровоподтеки, ненормальное положение поврежденной руки или ноги, которое ни в коем случае исправлять неспециалисту нельзя. При вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вывихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его и доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.


Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости. Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если наряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно проникновение микробов. Перелом кости сопровождается резкой болью, усиливающейся при малейшем движении, может наблюдаться подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний).

Первая помощь при переломах обеспечивается прежде всего полным покоем поврежденной части тела. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и усилить боль. Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) неподвижности применяют шины. В продаже имеются готовые шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствуют разным частям рук и ног (в срочных случаях можно воспользоваться палкой зонта, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге).

При открытом переломе перед наложением шины на поврежденную конечность кожу вокруг раны смазывают йодом и на рану накладывают стерильную повязку.

^ Открытые повреждения. Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубже лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы и др.).

Все раны, даже самые незначительные, инфицированы. В первые часы после ранения микробы в основном находятся на поверхности раны и еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожных или слизистых покровов надо срочно принять все необходимые меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние микробов на рану, не дать им возможности проникнуть в организм. С этой целью применяется обработка раны 3%-ным раствором перекиси водорода или слабо-розовым раствором марганцовокислого калия (1:1000 или 0,5%-ный раствор), края раны смазываются 5%-ной спиртовой настойкой йода или 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени, на рану накладывается повязка с 1-5%-ной синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского. Основное правило, которое надо соблюдать при обработке раны,— не касаться ее руками, на которых всегда имеются микробы. Нельзя промывать рану водой.

Царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются сильным кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом или заклеить бактерицидным пластырем.


Если ребенок носит тесную или малоразношенную обувь, у него может возникнуть потертость ног — покраснение или отслойка эпителия, под которой скопилась жидкость (пузырь). Потертость следует осторожно промыть слабым раствором марганцовокислого калия, смазать йодом и наложить стерильную повязку, смоченную стерильным касторовым маслом или рыбьим жиром. Если целость пузыря не нарушена, вскрывать его не рекомендуется, чтобы не вызвать инфицирование ранки. Обувь ребенка надо поменять на более удобную и соответствующую его размеру.

Кровотечение. В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечение.

Артериальное кровотечение является наиболее опасным, так как оно возникает при повреждении крупных артерий. Для артериального кровотечения характерны пульсирующая струя крови и алый ее цвет.

Венозное кровотечение является следствием повреждения более или менее крупных вен. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны равномерной струей.

Капиллярное кровотечение следствие повреждения мельчайших сосудов. При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов вследствие свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не приостанавливается, надо наложить давящую повязку.

Сильное артериальное кровотечение можно остановить прижатием соответствующей артерии выше раны, наложением выше места ранения кровоостанавливающего жгута — резиновой трубки, имеющей на одном конце металлическую цепочку, а на другом — металлический крючок. При отсутствии жгута можно использовать любую резиновую трубку, полотенце, ремень, веревку, платок и т. д. На верхней конечности жгут накладывают в области плеча или предплечья, на нижней — в области бедра или голени. Накладывают жгут следующим образом: часть конечности, где будет лежать жгут, обертывают полотенцем или несколькими слоями бинта, в случае их отсутствия жгут можно накладывать и поверх одежды. Затем поврежденную конечность приподнимают, жгут растягивают, делают 2-3 оборота вокруг конечности с целью сдавить мягкие ткани и закрепляют его конец с помощью цепочки и крючка.

Так как при наложении жгута сдавливаются все сосуды поврежденной конечности и питание нижележащих ее отделов резко нарушается, держать жгут можно не более 1-1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение.


Носовое кровотечение чаще всего возникает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения при этом бывает различной: от кратковременного с потерей нескольких капель крови до длительного и обильного. При кровотечении из носа ребенка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить его со слегка опущенной головой, для того чтобы кровь могла свободно вытекать наружу. Запрокидывание головы при носовом кровотечении может привести к поперхиванию кровью или рвоте в результате ее заглатывания. На переносицу рекомендуется положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань. Если это не поможет, можно в носовые ходы вставить тампоны из ваты, смоченные раствором перекиси водорода.

Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, различными химическими веществами — кислотами, щелочами, некоторыми медикаментами (ляпис, йод, нашатырный спирт и др.), электрическим током, радиоактивными веществами, солнечными лучами. В зависимости от причины, вызвавшей ожог, различают термические, химические, электрические и лучевые ожоги.

Термические ожоги чаще всего наблюдаются на коже, но могут быть и ожоги глаз, слизистых рта, глотки, пищевода и даже желудка. На коже различают три степени ожога. Ожог первой степени сопровождается покраснением и небольшой припухлостью кожи, которые через 2-3 дня проходят, поврежденный участок кожи темнеет и слущивается. При ожоге второй степени на покрасневшей и припухшей поверхности в дальнейшем образуются пузыри, наполненные сывороткой крови.

Задача первой помощи при ожогах первой и второй степени — облегчить состояние пострадавшего. С этой целью обожженный участок кожи длительно (20-30 мин) обливают струей холодной воды, можно приложить к месту ожога лед. Срезать пузыри ни в коем случае нельзя, так как они защищают поврежденную часть кожи от микробов. Ожог нельзя обрабатывать йодом или спиртом, накладывать на него жировые повязки, обрабатывать красящими средствами (марганцовокислым калием, зеленкой). Для облегчения боли и предупреждения инфицирования можно использовать 1-5%-ную синтомициновую эмульсию или ограничиться наложением стерильной повязки.

Ожог третьей степени — омертвение (обугливание или сваривание) всей толщи кожи, а иногда и более глубоких тканей, с образованием в дальнейшем язв и рубцов. При ожоге третьей степени (а при обширных поражениях — второй и даже первой степени) в патологический процесс вовлекается весь организм, очень высок риск инфицирования ожоговой поверхности с развитием заражения крови (сепсиса), высока вероятность


развития ожогового шока — нарушения жизнеобеспечивающих систем организма, угрожающего смертельным исходом. При ожоге третьей степени необходимо на раневую поверхность наложить стерильную повязку и ребенка немедленно отправить в больницу.

Первая помощь при термических ожогах глаз — закапать 1-2 капли стерильного вазелинового, подсолнечного или касторового масла, наложить повязку и доставить ребенка к врачу. Для предупреждения термических ожогов следует избегать нахождения детей в помещениях, где есть открытый огонь (печи, камины), кипятильные приборы, сосуды с кипятком, обучать детей правилам обращения с огнем, со спичками. Контроль за времяпрепровождением детей играет большую роль в профилактике всех несчастных случаев, в том числе и ожогов.

Обморожение. Ребенок может получить обморожение не только при очень низкой температуре воздуха, но и при +3 — -5°С, если есть повышенная влажность и/или сильный ветер.

Обычно обмораживаются открытые или плохо защищенные участки тела, а также места, недостаточно снабжающиеся кровью: кончик носа, уши, щеки, пальцы рук и ног (особенно если на ногах тесная обувь). При действии холода кровеносные сосуды кожи сужаются, нормальное питание и газообмен в них нарушаются, кожа бледнеет, в ней появляется ощущение пощипывания или покалывания, сменяющееся в дальнейшем полной потерей чувствительности.

В зависимости от тяжести поражения обморожение делят на три степени. При обморожении первой степени после согревания в поврежденном месте появляются болезненность, отечность, синюшная окраска, которые в течение 1-2 недель полностью проходят. При обморожении второй степени образуются пузыри, наполненные мутной кровянистой жидкостью. При обморожении третьей степени наступает омертвение кожи, а иногда и глубоко лежащих тканей. Обморожение второй и третьей степени обычно сопровождается сильной болью.

При первых признаках обморожения пострадавшего прежде всего надо ввести в помещение и согреть. Не рекомендуется растирать обмороженные участки кожи, так как их повреждение приведет к инфицированию. Ни в коем случае нельзя растирать обмороженный участок снегом, поскольку дополнительное охлаждение препятствует восстановлению кровообращения. Лучше всего поместить обмороженный участок в достаточно теплую, но не горячую воду. Хорошо погрузить всего ребенка в ванну с водой температурой 22-25°С, постепенно доводя ее до 36-38°С. В ванне ребенка держат до 30 минут, затем насухо вытирают, одевают в теплую сухую одежду. Одновременно массируют и растирают все тело, дают сердечные средства (3-5 капель кордиамина) и горячее питье.

На поврежденные части тела при обморожении первой степени следует наложить повязку с вазелиновым, касторовым маслом или рыбьим жиром. При обморожении второй степени пузырей не срезать, а наложить на них повязку с синтомициновой эмульсией, ребенка показать врачу. При обморожении третьей степени на поврежденную поверхность наложить сухую стерильную повязку, ребенка срочно отправить в ближайшее лечебное учреждение.
ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ У РЕБЕНКА
Анамнестические сведения
В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных и других расстройств). Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.

Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявлении причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.

Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы. В предшкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.

1. Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:


• учитывается их возраст;

• профессия, место работы в период ожидания потомства;

• особенности домашнего уклада;

• количество членов семьи (полная ли семья);

• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.

Эта часть беседы оформляется как паспортная.

2. Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.

По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.

3. Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:

• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;

• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.

Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни. Например:

• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;

• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным;

• уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода;

• хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, которые приводят к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода.

4. При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время:

• инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции;


• употребление лекарственных препаратов, никотина, алкогольных напитков и др.

Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило:

• так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития;

• в последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы.

5. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности:

• сроки родов (досрочно, своевременно, перенос);

• длительности родов (быстрые или затяжные);

• оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение).

А также сведения о наличии послеродовых осложнений у ребенка. В частности, при асфиксии выяснить длительность периода оживления и его способы.

6. Дальнейшие вопросы касаются оценки состояний ребенка после рождения по шкале Апгар. Уточняют массу и длину тела при рождении и состояние ребенка в период новорожденности (на какой день приложили к груди, как сосал грудь и т. п.).

7. В последующих вопросах уточняется физическое и психомоторное развитие ребенка в первый год жизни:

• не было ли срыгивания, рвоты, кишечных расстройств;

• как прибавлял в весе; был ли спокойным или крикливым;

• когда начал держать голову и сидеть;

• какие заболевания перенес.

8. Если ребенку менее трех лет, интересуются этапами дальнейшего физического, психомоторного, речевого и психического развития ребенка и уточняется степень подготовки его к посещению детского сада:

• перенесенные инфекционные болезни, вакцинации;

• особенность игрового процесса;

• интерес к общению с детьми;

• формирование элементов опрятности, самообслуживания и т. п.

9. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития:


• контактами с детьми и персоналом детского учреждения;

• условиями воспитания в детском учреждении и дома;

• формирования игрового процесса;

• интересом к прослушиванию сказок;

• запоминанием стихов; умением рисовать;

• восприятием пространства и времени;

• знанием основ грамоты и т. п.

10. Другая часть анамнеза посвящена заболеванию, по поводу которого мать обратилась к специалистам:

• уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течение и осложнения;

• время возникновения отклонений; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства;

• какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка: обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т. д.;

• в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.

^ Психоневрологические обследования

Психоневрологические обследования заключаются в исследовании функций различных отделов нервной системы. Они проводятся в присутствии матери и воспитателя только врачом.

^ Исследование черепно-мозговой иннервации

При исследовании состояния черепно-мозговых нервов особо важное значение имеют нервы, участвующие в функциях зрения, слуха и речи.

Путем демонстрации ребенку специальных таблиц с буквами, набором цветных дощечек врач проверяет остроту зрения, цветоощущение. Для исследования остроты слуха применяется такой прием: врач произносит отдельные слова или фразы на определенном расстоянии и предлагает ребенку повторить их. Нормальное ухо воспринимает несложные фразы, произнесенные шепотом на расстоянии 5-6 метров. В сложных ситуациях при оценке зрительной или слуховой функций обращаются за консультацией к специалистам (офтальмологу, отоларингологу), которые применяют для обследования специальные приборы.

^ Исследование двигательной сферы

Переходя к исследованию двигательной сферы, врач обращает внимание

• на осанку, походку;

• характер активных и пассивных движений в суставах, их объем, силу, равномерность;


• большое диагностическое значение имеет состояние мышц — их сила и характер мышечного тонуса (повышенный или пониженный тонус), а также состояние рефлекторной сферы.

• обычно исследуются сухожильные, периостальные (надкостничные), кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек.

Сухожильные рефлексы проверяются ударом специального молоточка в определенных зонах, кожные — штриховым движением по коже. Важно установить степень активности рефлексов (повышение, понижение или отсутствие рефлекторной реакции), а также их равномерность с обеих сторон.

В процессе обследования определяется состояние координации:

• симптом Ромберга (стоять с вытянутыми руками и закрытыми глазами);

• пальценосовая проба и др.

Этими методами обследования выявляется отсутствие или наличие парезов (параличей), гиперкинезов.

^ Исследование психической сферы

Исследование состояния психической деятельности проводится врачом совместно с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом и в присутствии воспитателя.

1. При знакомстве с ребенком необходимо спросить: его имя, фамилию, возраст; с кем он пришел на обследование (имя матери). Ответы на эти вопросы

• создают первое впечатление;

• показывают состояние контакта, понимание речи;

• определяют возможность произнесения первых слов или фраз.

2. Продолжая беседу с ребенком:

• выявляют запас общих понятий, предлагая назвать предметы, их цвет, форму;

• обращают внимание на уровень интереса ребенка к книге, картинке, игрушке;

• оценивают уровень игрового процесса, его организацию, включение в деятельность, понимание условий и выполнение задания, использование помощи педагога.

3. При обследовании старшего дошкольника обращается внимание:

• на уровень подготовки к школе (знание букв, слияние их в слоги, умение рисовать, считать);

• состояние психических процессов (внимание, память, эмоции, воображение, мышление);

• большое значение придается пониманию пространственного восприятия и времени (времена года, месяцы, дни недели).


4. При беседе с ребенком фиксируется внимание на состоянии речи. Обращается внимание на состоянии еимпрессивной речи:

• понимание значения отдельных слов, словосочетаний, грамматических конструкций;

• способность удерживать в памяти целую фразу, короткий стишок;

• способность различать на слух отдельные фонемы.

Состояние экспрессивной речи оценивают:

• по использованию ребенком отдельных слов или словосочетаний,

• по состоянию звукопроизношения;

• по способности составить самостоятельную фразу или рассказ по картинке, по просмотренному фильму;

• по знанию наизусть стихотворений;

• по умению писать и особенностям почерка.

^ Составление заключения

Заканчивается физическое, психоневрологическое и психолого-педагогическое обследование обсуждением и составлением заключения. В отсутствие ребенка и родителей сводятся и обобщаются данные, полученные специалистами, и ставится диагноз.

Date: 2015-09-24; view: 777; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию