Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика, задачи профилактики





Лекция 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ

Понятие о педиатрии и гигиена

Профилактика, задачи профилактики

В буквальном переводе слово «педиатрия» означает учение о лечении детских заболеваний (греч. paidos — ребенок и iatreia — лечение). Однако такая трактовка лишь приблизительно отражает задачи педиатрии. Выдающийся педиатр, академик М.С.Маслов ещё в первой половине XX века писал: «Педиатрия... ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего развития детского организма и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии, особенно советской, — профилактическое». В комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового ребенка, на первом месте стоит непрерывное медицинское наблюдение за ним с первых дней жизни и во все периоды детского возраста.

Прогрессивные деятели прошлого России хорошо понимали важность и необходимость мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и подростков.
Гениальный ученый М. В. Ломоносов, государственный деятель И. И. Бецкой, врачи С. Г. Зыбелин, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, революционеры-демократы B. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев, педагог К. Д. Ушинский выступали на съездах и собраниях, печатали свои статьи и брошюры, в которых указывали на плохое медицинское обслуживание городских и сельских тружеников, неудовлетворительные условия обучения их детей в школах, высокую детскую заболеваемость и смертность. Они призывали административные органы царской России улучшить условия жизни и обучения детей малоимущего населения; знакомили с элементарными вопросами гигиены, с тем, как следует кормить, одевать, воспитывать детей, охранять их от заразных заболеваний. В результате их деятельности в России открываются детские клиники и отделения, строятся новые, более просторные и благоустроенные школы; в ряде закрытых учебных заведений улучшилось питание детей, их режим дня, были введены занятия по физической культуре.
В медицинских учебных заведениях Петербурга (с 1836 г., C. Ф. Хотовицкий) и Москвы (с 1847 г., Н. А. Тольский) читается специальный курс педиатрии.
Несколько позже в Петербурге (в 1871 г., А. П. Доброславин) и Москве (в 1884 г., Ф. Ф. Эрисман) создают кафедры гигиены. В изданных в то время руководствах по педиатрии подчеркивалось существенное значение в детской патологии вопросов диететики, ухода за ребенком, общегигиенического режима. В работах гигиенических кафедр большое внимание уделялось санитарному благоустройству школьных помещений и участков, физическому воспитанию детей и подростков.
В конце XIX — начале XX в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов. Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время. Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.
Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции открылся подлинный и безграничный простор для практической и научно-исследовательской деятельности врачей и гигиенистов, организации детского здравоохранения. В первые же месяцы Советской власти (1917) был издан декрет об учреждении отдела охраны материнства и младенчества при Комиссариате государственного социального обеспечения.
В 1919 г. в Программе РКП (б), принятой VIII съездом партии, была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, садов). Это потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста,— выделения в науке о гигиене детей и подростков раздела дошкольной гигиены.
В 1920 г. было подписано постановление о передаче всего дела охраны материнства и младенчества в ведение Народного Комиссариата здравоохранения. Возглавил его выдающийся врач, основоположник советской медицины Н. А. Семашко.
После победы Октября при содействии гигиенистов Ф. Ф. Эрисмана, А. П. Доброславина, Г. В. Хлопина, Д; Д. Бекарюкова, А. В. Молькова и др. начали широко проводиться гигиенические мероприятия в массовых учебных заведениях страны. На медицинских факультетах в Московском и Ленинградском университетах, медицинских институтах были организованы кафедры школьной гигиены, где разрабатывались основные проблемы гигиены детей и подростков и проводились важнейшие исследования в этой области науки.
С 1933 г. школьная гигиена была введена в качестве обязательного учебного предмета в учебные планы педагогических институтов и училищ. Инициатором был выдающийся ученый в области школьной гигиены С. Е. Советов. Большой вклад в отечественную науку — педиатрию и гигиену — внесли педиатры В. И. Молчанов, Ю. Ф. Домбровская, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. И. Красногорский, Н. М. Щелованов и др. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.

Забота о детях в нашей стране, об укреплении их здоровья стала поистине всенародной. В настоящее время все детское население охвачено широко, планомерно и тщательно проводимой государством профилактической и лечебной помощью. С каждым годом растет сеть детских больниц, санаториев, консультаций. В ряде научно-исследовательских институтов, на кафедрах при медицинских и педагогических институтах проводятся многочисленные исследования в области педиатрии и гигиены детей и подростков. Особенно большой вклад в науку внесли Институт педиатрии и Институт гигиены детей и подростков АМН. Все меры и рекомендации, разрабатываемые педиатрией и дошкольной гигиеной, способствуют нормальному физическому развитию детей, укреплению их здоровья, помогают работникам дошкольных учреждений в решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения.


Основные задачи профилактического контроля:

углубленное исследование и оценка состояния здоровья ребенка в определенные возрастные периоды, назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармонического развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровительных мероприятий и лечения, профилактики формирования хронических болезней.
Основную роль в осуществлении профилактического контроля за здоровьем и развитием детей играют детские лечебно-профилактические учреждения амбулаторно-поликлинического типа (районные поликлиники). Дети, находящиеся на семейном воспитании, наблюдаются в них участковыми врачами-педиатрами, а дети, посещающие дошкольные уч­реждения, находятся под наблюдением врачей дошкольно-школьного отделения поликлиники.
Регулярный контроль за состоянием и развитием ребенка с проведением необходимых дополнительных исследований осуществляется в соответствии с планом диспансерного наблюдения за здоровыми детьми.
Профилактическое наблюдение выявляет и оценивает такие показатели, как наследственная или социальная отягощенность, протекание беременности и родов, уровень физического развития и степень его гармоничности, функциональное состояние органов и систем, сопротивляемость заболеваниям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, уровень нервно-психического развития ребенка. Важнейшими показателями являются уровни физического и нервно-психического развития, так как они отражают состояние здоровья в целом.
Особая роль в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. Именно от них зависит здоровый образ жизни детей. Для целостного понимания ребенка очень важно широкое, универсальное образование педагога, знание им закономерностей развития здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения. Большая часть болезней не возникает внезапно. Как правило, существуют более или менее длительные переходные состояния от здоровья к болезни, часто проходит много времени, прежде чем заболевающий ребенок попадает к врачу. Поэтому очень важно умение педагогов распознать предболезненное состояние, позаботиться о том, чтобы ребенок получил необходимую консультацию врача и полноценное лечение. Создать благоприятные условия для развития ребенка, перенесшего острое заболевание, страдающего функциональным расстройством или хронической болезнью, также невозможно, не понимая основных законов развития болезни и ее лечения.
Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний — осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать. Компетентность педагога в вопросах охраны детского здоровья очень важна и в работе с родителями. Организация домашней жизни ребенка нередко зависит от того, насколько убедительно педагог сможет обосновать необходимость тех или иных изменений в режиме дня, питании, воспитательных подходах к ребенку. И особенно актуальной становится медицинская подготовка педагога в слу­чаях, когда от грамотного вмешательства взрослых зависит детская жизнь — при травмах, несчастных случаях, остро развивающихся болезненных состояниях.
Ребенок проводит в дошкольном учреждении много времени, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Гигиенические нормативы охватывают всю организацию мира ребенка — от планировки и благоустройства детских учреждений до принципов питания, подбора игрушек и дидактических материалов, на них опирается организация процессов воспитания и обучения. Однако без знания основ педиатрии и гигиены следование гигиеническим нормативам и требованиям становится обременительным и формальным. Осознанное же отношение, основанное на понимании закономерностей развития детского организма, естественным образом приводит к рациональному с гигиенической точки зрения поведению педагога.

Лекция 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Отличительные особенности детского организма.
2. Характеристика возрастных периодов. 3. Особенности развития нервной системы

Детский организм отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. Период жизни ребенка с момента рождения до семи лет имеет свои специфические черты.
Первая — это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, вырастает на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание головного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития замедляется незначительно, прибавка роста составляет 8-10 см, веса — 4-6 кг за год. Дошкольный возраст отличается более медленным темпом роста ребенка, однако гораздо более интенсивным, чем в старшие возрастные периоды.
Быстрый темп развития определяет и высокую подверженность детей болезням — чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведении соответствующих лечебных и корректирующих мероприятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правильном лечении не формируются хронические заболевания, если они не обусловлены генетическими факторами. Путем целенаправленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-психическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая специфическая черта — взаимозависимость развития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и развитие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. Чем лучше выражена познавательная и двигательная активность ребенка, тем больше необходимой для развития стимуляции получает его нервная система, тем более полноценно осуществляет она регуляцию всеми функциями организма. В свою очередь различные нарушения в состоянии здоровья сказываются на активности ребенка и, закономерным образом, на уровне его нервно-психического развития, особенно в возрасте до полутора лет.
Третья черта — наличие сензитивных (особо чувствительных к тому или иному воздействию) периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды имеет особенно большое значение. Недостаток педагогического воздействия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и психических. Например, недостаточные условия для двигательной активности (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.
Четвертая специфическая черта детского развития — роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка. Взрослый создает условия, необходимые для двигательного, эмоционального и умственного развития ребенка, осуществляет гигиенический уход за ним, организацию режима и питания. Поэтому факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие ребенка, нельзя рассматривать и оценивать изолированно, вне системы «взрослый — ребенок». С первых месяцев взрослым следует создавать ребенку такие условия жизни и использовать такие воспитательные воздействия, которые обеспечивали бы его положительное эмоциональное состояние и полноценное физическое и психическое развитие.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ
Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды. Каждому периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.
Существует различный подход к делению детского возраста на периоды. В отечественной педиатрии широко используется несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н.П.Гундобиным, в основу которой положены некоторые биологические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства.
I. Период внутриутробного развития («утробное детство»):
1. Фаза эмбрионального развития.
2. Фаза плацентарного развития (плода).
^ II. Период новорожденности.
III. Период вскармливания грудью
(грудной, или младший ясельный, возраст).
IV. Период молочных зубов:
1. Преддошкольный возраст. 2. Дошкольный возраст.
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания
(старший школьный возраст).
Для организации ухода за детьми и их воспитания необходимо такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:
• период новорожденности (с рождения до 28 дней);
• грудной возраст (до года);
• преддошкольный, или ясельный возраст (от 1 до 3 лет);
• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
• младший, средний и старший школьный возраст
(соответственно 7-10, 11-14, 15-18 лет).
Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности 6-летних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.
^ Период внутриутробного развития
Период внутриутробного развития в среднем продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам, за которые и происходит формирование нового организма.
В течение первых 15 недель (фаза развития эмбриона) происходит закладка органов и систем ребенка. В этот период особенно опасно действие различных вредоносных физических факторов (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (недостаток витаминов, микроэлементов, гормональные нарушения, кислородная недостаточность, различные яды), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействие этих факторов на формирующийся плод через организм матери может привести к развитию тяжелых пороков.
Фаза плацентарного развития начинается с третьего лунного месяца (после формирования плаценты). В этой фазе хотя и устанавливается обособленное от матери кровообращение, питание плода происходит за счет поступления необходимых веществ из материнского организма. По-прежнему быстро увеличивается длина и масса плода: если в возрасте пяти месяцев он достигает 300 г, то к концу восьмого лунного месяца — 1700 г. Особенно большое нарастание ее (в основном за счет подкожно-жировой клетчатки) происходит в 9-й и 10-й лунные месяцы, в течение которых масса увеличивается до 3200-3500 г.
Развитие плода в большой степени зависит от состояния плаценты. Через нормально функционирующую плаценту плод получает от матери кислород и все необходимые вещества. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других вредных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды.
Во время родов (интранатальный период) могут произойти: нарушение кровообращения в плаценте, которое приводит к острому кислородному голоданию плода; родовая травма с повреждением нервной и костно-мышечной систем; заражение плода микроорганизмами из родовых путей, ведущее к развитию послеродовых инфекций.
Для нормального развития плода и предупреждения его инфицирования очень важно обеспечить беременной женщине хорошие гигиенические условия и полноценное медицинское наблюдение.
Период новорожденности


Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода, способность после рождения относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни в большой мере обусловлены течением беременности. В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.
Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования новорожденных путем строгого соблюдения гигиенических требований обязательное условие ухода за ними. В то же время новорожденные почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, полученного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угасает.
Грудной период

Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окру­жающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.
В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.
На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речьона становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).


Значительная интенсивность обменных процессов при вы­раженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.
Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.
Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.
Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.
Период молочных зубов
Период молочных зубов разделяют на преддошкольный, или старший ясельный, возраст, или период раннего детства, — с года до трех лет и дошкольный возраст — с трех до семи лет.
В преддошкольный период, по сравнению с грудным, энергия роста заметно замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см в год, веса — 4-6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов — к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нервная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличивается до 200-300, появляется фразовая речь). Развитие физических движений и речи позволяет ребенку более активно взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою очередь, стимулирует его дальнейшее развитие.
Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отличается высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Системы пищеварения и дыхания у детей до трех лет еще не закончили своего развития, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных климатических факторов.

В этом возрасте дети, как правило, имеют больше контактов с другими детьми и взрослыми. Относительная изоляция детей уменьшается, а собственный приобретенный иммунитет еще не достаточно совершенен, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном и дошкольном возрасте становятся острые детские инфекции. Важнейшими мероприятиями по профилактике острых детских инфекций в этом периоде являются широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных.
В дошкольном возрасте энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5-8 см, веса — около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам.Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.
В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.
В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям. В связи с постоянно нарастающей аллергической реактивностью организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты, геморрагический васкулит и др.
В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.

Нервная система человека — биологический субстрат его психики — интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350-400 г, но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18-20 месяцам, продолговатого мозга и регуляторных структур — к семи годам.
Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают его определенные структуры. Созревание наиболее эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше уровень развития мозга, тем
сложнее и разнообразнее становятся психические реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.
Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной. Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающими людьми деятельности. Известно, что недостаток стимулирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.
Сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.
^ Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации (распространению) возбуждения на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция, обусловленные несовершенной регуляцией протекающих процессов.
Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный). С первых дней жизни возможна выработка условной реакции на время кормления. На 10-12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов — вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый рефлекс на положение под грудью.
Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в периоде новорожденности служит также реакция типа «доминанта». Доминанта представляет собой такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой — усугубление тормозного состояния в окружающих зонах. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.
Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.
На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия:
1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.
2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.
3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и
проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.
4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.
5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.
6. Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.
Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него.
Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения — прекращения активности определенных групп нервных клеток.

Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.
Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.
Виды внутреннего, или условного, торможения являются более сложными реакциями. Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает — ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1-2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.
Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент, приходит в состояние торможения. У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошкольного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда.
Дифференцировка реакции в зависимости от вызывающего ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ребенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития.
В основе задерживания реакции (с седьмого-восьмого месяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4-5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на втором году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические
потребности. В этом возрасте, например, ребенок должен уметь спокойно подождать 5-6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть.
Условное торможение — еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное условие. Подобное поведение требует значительной функциональной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца первого года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор — слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека качества, как способность произвольно откладывать удовлетворение органической потребности ради чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей.

Лекция 3. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
1. Закономерности физического развития

1. Группы здоровья.

2. Рациональный режим жизни детей
Под физическим развитием понимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Показатели физического развития ребенка — чаще всего рост и вес — оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности.
Существуют закономерности изменения пропорций тела в процессе роста организма. Наиболее интенсивно растут кисти, стопы, голени и предплечья, медленнее — бедра, плечи, туловище, еще медленнее — голова. Так, за весь период роста (приблизительно до 25 лет) длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних — в 4, туловища — в 3, высо­та головы — в 2 раза. В процессе роста ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого, короткотуловищного.
Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на 2 года) начало пубертатного периода.
По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды — они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии).
В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развива­ются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, они более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики нередко требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.
Знание закономерностей физического развития имеет большое значение для приспособления окружающей ребенка среды к его росту и нормирования физических нагрузок на него.
По совокупности критериев (показателей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здоровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или наличию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенными ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.

Первая группа объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко болевших за период наблюдения (1-3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую группу составляют дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском возникновения у них хронической патологии.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:

• рахит (начальный период, I степень, остаточные явления);

• гипотрофия I степени;

• дефицит или избыток массы тела I и II степени;

• аллергическая предрасположенность;

• кожные проявления экссудативного диатеза;

• дефекты осанки, уплощение стоп;

• функциональные изменения сердечно-сосудистой системы; шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления и др.;

• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмонией;

• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);

• понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы — угроза анемии;

• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедленной коррекции;


• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;

• дисфункция желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;

• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без амблиопии и без нарушения бинокулярного зрения;

• вираж туберкулиновой пробы;

• состояние выздоровления после перенесенных острых ин­фекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.).

Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе.

Четвертая группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний.

Пятая группадети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.

При включении детей в II—V группы не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно — по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболеваний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специального оздоровления.
Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения (назначение рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим при­вивкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, необходимой лекарственной терапии).

Date: 2015-09-24; view: 1516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию