Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3. На листе бумаги запишите пять своих ответов на вопрос: «Что я умею делать особенно хорошо?»





Задание 1

На листе бумаги запишите пять своих ответов на вопрос: «Что я умею делать особенно хорошо?»

Задание 2

Напишите ещё пять ответов на вопрос: «Какие из своих умений я смогу в следующие два месяца усовершенствовать?», но не торопитесь, сначала хорошо подумайте.

Задание 3

Вырежьте из тонкого картона десять карточек размером примерно 10×4 см. На каждой карточке напишите одно и то же предложение:

Этот год станет для меня годом

совершенствования и успеха.

Почему???

Слово «почему» напишите особенно разборчиво и с тремя вопросительными знаками, чтобы ваше подсознание особенно интенсивно воспринимало это слово и вопросительные знаки.

Затем подложите по одной карточке в каждую свою сумку, блокнот, ежедневник, на своё рабочее место и туда, где вы подолгу находитесь. Какой же эффект оказывают эти маленькие карточки?

Каждый раз, когда такая карточка попадается вам на глаза, когда вы её вытаскиваете, ваше подсознание побуждается к творчеству. Поэтому коллекционируйте свои удачные идеи на листах бумаги, вообще возьмите за правило сразу же письменно излагать все мысли и задумки, которые приходят вам в голову, пока они не забылись.

Спустя две недели попробуйте написать для себя нечто вроде маленького сочинения на две странички на тему «Почему следующий год станет для меня годом совершенствования и успеха?».

Сознание способствует созданию. Причины успеха заключаются в процессах, протекающих в вашей голове. Пусть говорят о кризисе. Вы не станете этого делать!

Ваш подход – «Кризис-это шанс!» Вы принадлежите к тем людям, которые сознательно ищут шансы и потому их находят.

УРОВНИ НАШЕГО СОЗНАНИЯ И ИХ ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ

Как часто задаемся мы вопросами:

Почему я собственно такой, какой я есть?

Почему я не другой?

Почему я только что снова поступил так, а не как планировал?

Какие механизмы заставляют меня быть таким, какой я есть?

И ещё важнейший вопрос, вытекающий из предыдущих:

Какие у меня есть возможности для самокоррекции?

Ключ ко всем этим вопросам находится в нас самих. Поэтому только самонаблюдение и самопознание могут помочь найти ответы на них. Однако сделать невидимое очевидным совсем не так просто.

На рис.1 приведены модели, показывающие, как понимать протекающие в нас процессы и учиться их корректировать.

Рис.1.

Человека, у которого все в порядке, лучше всего представить как круг, потому что круг – символ гармонии и совершенства. Здорового человека представляют также двумя прямыми столбами, символизирующими физическую и психическую составляющие человека. Пока он жив, тело и душа едины. Только в момент смерти происходит их разделение.

Чтобы наша жизнь была счастливой, силы тела и души должны вместе слаженно подчиняться нашей сознательной воле. Однако физический человек и душевный человек могут как помогать, так и мешать друг другу.

Жизнь – это процесс взаимного влияния.

Тело влияет на душу, а душа влияет на тело. От состояния души во многом зависит, здоровы мы или больны. Поэтому и обратим наше внимание на душевного человека, который определяет направление нашей жизни. Лучше всего структуру сознания проясняет психологический треугольник (рис.2).

Верхний маленький треугольник – это наше «Я», наша способность оценивать и критиковать. Многие люди считают, что этот маленький треугольник и есть все. Однако это только малая видимая часть айсберга. Самое существенное, как и у айсберга, невидимо.

Второй уровень значительно больше по объему. Здесь как раз и складывается наша жизнь. Это наше подсознание. Очень мало людей, которым известны возможности их подсознания. Большинство и не подозревает, как подсознание управляет физическими и психическими процессами, протекающими в человеке, его отношением к окружающему миру.

Счастье и несчастье, здоровье и болезнь, мудрость и глупость, спокойствие и агрессивность, удача и неудача, надежда и разочарование – все это формируется и управляется подсознанием. Физиологические функции нашего организма и сложный обмен веществ, колебания чувств и настроений, мощные импульсы и торможения, а также умственная работа и способность общаться с окружающим миром являются подсознательными процессами.

Чтобы управлять этими чрезвычайно сложными процессами, подсознание накапливает информацию всю вашу жизнь, с момента зарождения и до данной минуты. Ваше подсознание помнит все.

На третьем уровне, под личным подсознанием, находится общественное подсознание. Мы подразумеваем под общественным подсознанием наше первобытное врождённое знание (празнание). На этом уровне, как уже заметили ранние мистики, концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции.

Обучение – это воспоминание души.

(Платон)

Мы мудрее, опытнее и способнее, чем предполагаем и считаем возможным. Только после того, как мы примем к сведению этот основной вывод, мы сможем взяться за освобождение самих себя от отвратительных пут страха, опасений и стеснительности. Только когда мы осознаем, насколько гениально ядро нашей личности, может начаться процесс избавления от болезней, бедности, депрессий, ложного образа жизни и несчастья.

Линии, разделяющие различные уровни, на рис.2 проведены штрихами. Это значит, что различные области сознания связаны между собой и, чем свободнее и спокойнее человек, тем более проницаемы границы между ними. Идеи и выводы становятся более свободными и могут осознаваться уровнем «Я». Если человек чрезмерно напряжен, зажат или стеснен (это относится не только к его мускулатуре), тогда синапсы[1] мозга блокируются и подсознание не в состоянии соответствующим образом реагировать и функционировать.

Существует немало способов, исходящих из психических и физических особенностей человеческого организма, которые позволяют достичь «освобождения от напряжения».

Каждый сам является хозяином своего жизненного пути. Так как наш жизненный путь определятся подсознанием, мы находимся в зависимости от накопленной им информации. Каждый является результатом своей собственной истории, пережитых событий и накопленного опыта.

Наше прошлое, все победы и поражения, все везения и неудачи, здоровье и болезнь, радости и огорчения запечатлеваются на нашем лице. Ни один человек не может длительно противодействовать тому, чтобы его лицо отражало его истинную натуру.

Все мы, к сожалению, слишком часто находимся под воздействием неверных отрицательных установок. А между тем свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем своё подсознание. Как благодаря этому наша жизненная ситуация медленно изменяется в положительную сторону, я и хочу вам разъяснить.

Ёмкость нашей памяти такова, что мы могли бы жить 100000 лет. Несмотря на то что в память заложены все впечатления детства, отрочества, юности и зрелости, у неё имеются ещё огромные возможности для накопления новой информации.

В этом и заключен наш шанс. В прошлом мы не вольны что-либо изменить. Однако мы можем изменить программы и стимулы нашего будущего. Ежедневно наше подсознание улавливает новые отрицательные импульсы, и, так как мы не можем этому полностью воспрепятствовать, необходимо практиковаться в искусстве положительного воздействия на своё подсознание. Таким образом, мы подошли к вопросу о жизненно важном значении ментального тренинга (умственной тренировки).

В состоянии глубокого расслабления подсознание податливо, как воск. В таком состоянии можно нейтрализовать удары прошлого, а также запрограммировать и укрепить новые положительные импульсы. Результаты современных исследований мозга показывают, что наше намерение по-новому направлять свою жизнь не является мечтой, оно вполне осуществимо и приемлемо.

Если негативная информация может разрушить нас, то позитивная – может нас организовать, освободить и значительно повлиять на наше дальнейшее развитие.

Многое из того, что десятилетия тому назад ещё невозможно было и представить, сегодня с научных позиций выглядит совершенно по-иному.

Мышление – это биоэлектрический процесс.

В настоящее время мы можем наблюдать и изучать работу нашего мозга по графическому отражению колебаний разности биоэлектрических потенциалов мозга, называемому электроэнцефалограммой (ЭЭГ).

Наш мозг излучает в зависимости от физического состояния и расположения духа волны различных частот – от 0 до 35 герц. При частоте колебаний 0 мы находимся в состоянии глубокого сна, при частоте колебаний 35 герц – в состоянии сильнейшего возбуждения.

1. В дельта-состоянииглубоком сне – мозг производит волны с частотой колебаний от 0 до 4 герц.

2. В тета-состоянииповерхностном сне – частота колебаний составляет от 4 до 7 герц. Примерно при 7 герц наступает состояние засыпания.

3. В альфа-состояниисостоянии расслабления – частота колебаний волн от 7 до 14 герц.

4. В бета-состояниисостоянии возбуждения (от слабого до сильного) – частота колебаний волн составляет 15-35 герц. В момент засыпания может наблюдаться такая же высокая частота колебаний, если человека обуревают мысли о стоящих перед ним проблемах, невыполненной работе или он чувствует страх перед предстоящим днем.

При высокой частоте колебаний путь к подсознанию недоступен. Успешное воздействие на подсознание, как показывают исследования, возможно только в альфа-состоянии. Это относится как к воздействию на самого себя, так и к постороннему воздействию. Поэтому качество любой системы расслабления можно определять по тому, насколько быстро и надежно она позволяет обучаемому достичь альфа-состояния.

Что же происходит в альфа-состоянии? Ум отличается бодростью и остротой восприятия, в то время как тело погружено в состояние самого глубокого покоя. Это состояние спокойного бодрствования сознания субъективно воспринимается как «расширение». Колебания разности биоэлектрических потенциалов мозга, считанные с ЭЭГ, в высшей степени упорядочены и синхронны. Хаотичные, меняющие свой ритм и амплитуду колебания, характерные для бета-состояния, меняются на чёткие и однородные. Правое и левое полушария головного мозга синхронны как по частоте колебаний, так и по фазе волн. Расширяется потенциал мозга.

Ритмичность, синхронность и другие характеристики свидетельствуют о глубоко проникающем гармонизирующем воздействии. Причём как на внутреннюю сферу мозга, так и на сферу осознанного мышления и на их взаимоотношения.

Синхронные колебания волн в мозгу в альфа-состоянии – основа для упорядочивания мыслей, формирования творческого начала и позднее сосредоточенной активности.

ФИЛОСОФИЯ ПРЕУСПЕВАЮЩИХ

Преуспевающего человека узнают с первого взгляда.

Сразу видно, что в нём «что-то есть», чувствуется, что он несёт в себе творческий заряд.

У него открытый взгляд;

уже после первых его слов ясно, что он способен добиться превосходных результатов.

Преуспевающий человек принадлежит к людям, которые рано или поздно с неизменной уверенностью поднимаются к вершинам.

Он овеян определённым духом.

Это дух инициативы, мужества и радости труда.

У преуспевающего человека свои, присущие только ему взгляды на жизнь.

Он не верит в интриги и ложь.

Он не верит в случайность.

Он не ждёт лучших времён.

Он знает, что все это только отговорки.

Он верит в действенность своих усилий.

Он верит, что способен превозмочь трудности.

Он верит прежде всего в движущую силу, которая исходит от великих целей.

ПРИНЦИПЫ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ: ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

1. Только человек обладает способностью сознательно обдумывать, планировать и осуществлять свои замыслы. Только он может целенаправленно влиять на себя самого, а значит, на свою судьбу и будущее.

2. В начале любого дела возникает идея. Существует только то, о чём думают.

3. Мысли формируются и развиваются в подсознании под воздействием самого человека или под влиянием извне.

4. Подсознание – строительная площадка жизни и рабочее помещение души – стремится реализовать каждую мысль.

5. Малейший проблеск мысли может превратиться в полыхающее пламя.

6. Всё, что растёт, нуждается в пище. Пища мысли – концентрация.

7. Сознательная или неосознанная концентрация является сгустком жизненной энергии.

8. В конфликте между чувством и разумом побеждает всегда чувство.

9. Чувства направляют и усиливают концентрацию бессознательно, но настойчиво.

10. В результате принятия целевого решения можно направить внимание на любой избранный вопрос.

11. Внимание вызывает усиление. Отсутствие внимания – ослабление.

12. Согласие активизирует силы, в результате отказа жизненные силы иссякают.

13. Постоянное повторение одной идеи превращается сначала в веру, затем в убеждение.

14. Вера ведёт к действию. Концентрация ведёт к успеху. Повторение ведёт к мастерству.

ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ, ТЕМ ТЫ СТАНЕШЬ.

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ – ЖИЗНЕННО ВАЖНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Все мы знаем, насколько это болезненно, когда говоришь правду, а тебе не доверяют. Вы были правы, но вам не поверили; у вас родилась потрясающая идея, однако вы не сумели заставить других проникнуться ею; у вас сложилось прекрасное впечатление от какой-то книги, учебного курса, путешествия, но окружающие воспринимают все это скептически. Как видите, благого намерения, удачной идеи самих по себе недостаточно, чтобы заинтересовать окружающих. Чего вам не хватает, так это жизненно важного

искусства убеждения.

Для совершенствования в этом искусстве я предлагаю вам небольшую программу.

Пожалуйста, постоянно перечитывайте предыдущую страницу, чтобы понять законы мышления. Итак, 1-й и 2-й законы:

Только человек обладает способностью сознательно думать, планировать и осуществлять свои замыслы. Только он может целенаправленно оказывать влияние на самого себя, а значит, на свою судьбу и будущее.

В начале любого дела возникает идея. Существует только то, о чём думают.

Поэтому вы должны прежде всего довести до своего сознания, насколько важна способность убеждать других. Попытайтесь выявить 10 причин, по которым, вы считаете, искусство убеждать является таким важным именно для вас.

Только, пожалуйста, письменно!

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

10. _________________________________________________

Вы можете продолжить, учитывая 11-й закон мышления.

Внимание вызывает усиление.

Отсутствие внимания – ослабление.

Дайте себе время подумать в течение нескольких дней. Ваше подсознание получило вполне определённое рабочее задание и будет интенсивно заниматься поисками причин. Время от времени перечитывайте составленный вами список и дополняйте его. Вам придёт в голову множество крупных и мелких причин, и таким образом у вас постепенно созреет вывод: искусство убеждать других является для меня одной из важнейших способностей. Только после этого приступайте к выполнению второго задания.

Запишите имена, по меньшей мере, 10 человек, которые, по вашему мнению, являются мастерами в искусстве убеждения. Это могут быть политические деятели, ученыё, экономисты, историки, представители мира искусства или просто ваши личные знакомые.

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

10. _________________________________________________

Кратко напишите против каждого имени ваши обоснования: отметьте, почему тот или другой человек добивается таких успехов. Это будет способствовать совершенствованию вашего умения исследовать и анализировать. Вспомните 3-й закон мышления.

МЫСЛИ формируются и развиваются в подсознании под воздействием самого человека или под влиянием извне.

Всегда имейте при себе бумагу для заметок. Вам постоянно приходит в голову множество идей, доказательств. Важно их тут же записать, иначе в будничной суете они могут затеряться.

Итак, не откладывая, сразу же приступайте к обоснованию! Совершенно недостаточно только внимательно прочитать законы мышления. Приложите небольшое усилие и выучите их наизусть. В таком случае они будут всегда в вашем распоряжении, и прежде всею в распоряжении вашего подсознания. Законы мышления указывают нам путь, как нашу жизнь сделать лучше, однако

практика – это всё!

Только через практику человеку удаётся перейти от знания теории к её осознанию и накоплению непосредственного опыта. Поэтому нужно пробовать свои силы и тренироваться! Наша повседневная жизнь – это тренировочная площадка. Однако вернемся к нашей программе развития способностей. После двух первых упражнений вам стало ясно:

1) насколько важно искусство убеждения;

2) кто является настоящим мастером в этом.

В результате у вас возникло желание также овладеть этим мастерством.

Сознание способствует созданию!

Ещё раз перечитайте свои ответы на первое и второе задания. При этом вам придёт в голову кое-что новое, и вы должны немедленно все записать. Эти упражнения имеют глубокий психологический подтекст. По этому поводу совсем короткая история. Как-то в молодости Гёте выступал по случаю дня рождения Шекспира и среди прочего сказал следующее: «Мы несём на самих себе печать тех свойств характера и способностей, которые замечаем у других людей».

Убеждать означает влиять! Однако влиять можно только на того, кто готов позволить что-либо «влить» в себя, кто открыт, кто прислушивается, кто внимателен. Поэтому агрессивность является величайшим врагом искусства убеждения. Наша агрессивность побуждает собеседника замкнуться в себе и ожесточиться. Для успеха с нашей стороны требуются внимание, доверие, нередко и симпатия к людям. Если вы хотите кого-нибудь убедить, то вас должны воспринимать как располагающего к себе и учтивого человека.

Говоря о современном управлении людьми, то и дело упоминают о суггестивной технике. Суггестия – это внушение, произвольное влияние на чувства, представления и волевые процессы другого человека. Каждый человек способен подвергаться суггестии.

Суггестия – это не допускающее сомнений утверждение. Никаких «вероятно» или «может быть», а «так и только так». Слушатели курсов риторики, уже имеющие некоторые знания (продвинутый этап), часто говорят, что с тех пор, как они научились выражать свои мысли более точно и суггестивно, они стали получать значительно меньше встречных вопросов, чем раньше.

Если руководитель слышит от сотрудника: «А я думал…», то это – неудача, ясно, что нужно что-то исправлять. Когда же удаётся направить в подсознание сотрудника совершенно определённую и не вызывающую сомнения информацию, под суггестивным воздействием он обязательно выполнит всё правильно.

Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников по возможности глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие. Говорите со своими сотрудниками так, как если бы вы наговаривали какую-нибудь информацию на магнитофонную кассету. Если вы наговариваете на кассету тихим голосом, то воспроизведение, разумеется, тоже будет тихим. Если вы говорите в микрофон неуверенно, то каким же может быть воспроизводимый звук? Неуверенным!

Итак, вы видите, насколько велика возможность своим поведением определять поведение и реакцию сотрудников.

От чего зависит сила вашего влияния? Единственной предпосылкой для её повышения является ваша способность к концентрации. Чем сконцентрированнее и однозначнее направляете вы своё распоряжение в мозг сотрудников, тем прочнее запоминают они вашу информацию. Прочитайте вслух следующие законы мышления:

Все, что растёт, нуждается в пище. Пища мысли – концентрация.

Сознательная или неосознанная концентрация является сгустком жизненной энергии.

Чувства направляют и усиливают концентрацию бессознательно, но настойчиво.

В результате принятия целевого решения можно направить внимание на любой избранный вопрос.

Таким образом, способность концентрироваться является важнейшим качеством для руководящих кадров. Но тогда вы признаёте, что нервозность является самым отрицательным качеством. Чем нервознее и взвинченнее вы будете, тем меньше степень влияния, которое от вас исходит.

Каковы же каналы, через которые подвергается влиянию подсознание человека? Конечно, это органы чувств, и прежде всего глаза и уши. Очень интересно при этом отметить, что во время сна, когда человек закрывает глаза, т.е. отключает на время зрительный канал, уши остаются открытыми. Это означает, что он находится под влиянием акустической информации. Наиболее сильное суггестивное влияние возникает в том случае, когда зрительный и слуховой каналы задействованы одновременно.

Быть примером означает обладать мощным рычагом власти.

Сегодня мы знаем, что человек формируется примерно на 15 % в зависимости от унаследованных предрасположенностей и примерно на 85 % – от своего окружения. Таким образом, в наибольшей степени человек является продуктом своего окружения. Для своих сотрудников вы являетесь окружением, значит, от вас зависит, каким образом ведут себя ваши сотрудники. Насколько сильна ваша способность влиять на них положительно?

Вы, наверное, знаете, что во время Олимпийских игр в 1976 г. в Инсбруке в соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина золотые и серебряные медали завоевали австрийские спортсмены. А ведь после того, как в 1968 г. в Гренобле бронзовую медаль завоевал Балдур Праймл, ничего не было слышно об австрийских спортсменах, специализировавшихся на прыжках с трамплина. Несмотря на отличные условия и предпосылки, австрийская сборная по прыжкам с трамплина оставалась всё это время одной из худших в мире. При этом большую часть экспортных товаров из Австрии составляют лыжи и лыжное снаряжение. Мотивация для покупки австрийских лыж была ограниченной. Тогда у промышленников возникла идея оказывать содействие спортивным победам, в поисках человека, подходящего для осуществления задуманного, они вышли на профессора Балдура Праймла, которому и удалось в течение двух лет подтянуть австрийских «орлов» до уровня мировой элиты. На этом примере хорошо видна возможность повышения достижений человека до уровня, достойного удивления, если на него влияет личность, от которой исходит сила.

Таким образом, мы сами в значительной степени можем повысить достижения наших сотрудников. 14 законов мышления – психологических законов природы – подсказывают, как это сделать.

В начале любого дела возникает идея. Существует только то, о чём думают.

Сотрудник может быть готов исполнить ваши распоряжения, но если они ему не ясны, то никакие благие намерения ничего не дадут. И здесь вы уже должны винить себя самого. Не исходим ли мы часто из ложного предположения, рассматривая находящихся рядом с нами людей как телепатов, которые могут читать наши мысли? Разве они должны угадывать, чего мы хотим? Нет! Мы требуем от других слишком многого. Мы не даем себе труда проинформировать их и ознакомить с ходом наших мыслей. Это большое упущение.

Малейший проблеск мысли может превратиться

в полыхающее пламя.

К максимальной работоспособности сотрудника могут побудить его мысли, его сознание, но вместе с тем его же мысли и чувства могут привести его к тому, что он сдастся и разочаруется. Страдающий неврозом шеф может свести с ума всех сотрудников предприятия. Однако гармоничный и умеющий управлять людьми руководитель может увлечь весь персонал. Он может активизировать в сознании своих сотрудников прекрасные идеи, ориентированные на будущее. Итак, повторим ещё раз:

Внимание вызывает усиление. Отсутствие внимания – ослабление.

Согласие активизирует силы, в результате отказа жизненные силы иссякают.

Нередко мы уделяем очень много внимания тому, чего не надо делать сотрудникам, и очень мало – тому, что или как делать. На переднем плане должны стоять не ошибки сотрудников, а их положительные качества. Частая критика только озлобляет. Мы не должны постоянно повторять, чего мы не хотим. Нам следовало бы заботиться о том, чтобы точно формулировать, чего мы хотим. Это не так просто. Ещё в школе вы наблюдали такой закон: некоторые учителя будили в вас способности, другие считали это безнадежным.

Таким образом, одна из важнейших задач, которую должен сегодня ставить перед собой предприниматель, – суметь взять от человека всё, что можно, исходя из его способностей.

Не в отрицании – критике, брани, брюзжании или (что ещё хуже) иронии – заключается сила вашего воздействия. Победа ваша – в утверждении, признании, в правильном позитивном суггестивном руководстве. Перечитайте ещё раз 13-й закон мышления.

Постоянное повторение одной идеи превращается сначала в веру, затем в убеждение.

Таким образом, твердое убеждение, непоколебимая вера, о которой говорят, что она может свернуть горы, даёт силы, чтобы реализовать задуманное. Реклама использует этот закон каждый день, чтобы манипулировать миллионами людей. Почему же вы отказываетесь при решении сложнейшей задачи управления людьми от этих знаний? Песталоцци уже давно признал, что большинство людей делают хорошее потому, что им доверяют это делать хорошо. То есть это старая истина.

Известный французский политик Мендес Франс сказал: «Мы располагаем только двумя возможностями: или мы должны признаться в том, что мы ошиблись, или же мы что-то должны повторять до тех пор, пока это что-то не станет реальностью». На протяжении недели, скажем, вы обдумывали какую-то идею или план. Затем вы считаете возможным довести своё решение до сведения сотрудников. Вероятно, вы ещё и удивитесь, что персонал не сразу реагирует на ваши распоряжения. А это не может быть иначе, так как ваши идеи являются для других инородными. Только постоянно повторяя, описывая, объясняя, предупреждая различные возможности и состояния, выделяя и подчеркивая ожидаемые преимущества и улучшения, вы превратите свой план в духовную собственность своих сотрудников, ибо

один раз сказать – это ни разу не сказать.

Вспомните, сколько раз ваша мать вынуждена была говорить вам что-то. Это один из психологических принципов, используемых в рекламном деле. Одно объявление само по себе ничего не значит. Или надо дать целую серию объявлений, или вообще не браться за это дело. Одиночный импульс перекрывается другими. Вспомним 11-й закон мышления.

Внимание вызывает усиление. Отсутствие внимания ослабление.

Если вы изо дня в день обращаете внимание на ошибки своих сотрудников, они будут только множиться. Если же вы будете обращать внимание на положительные качества сотрудников, то будут увеличиваться эти качества.

Директор «Дрезднер Банк» держал на своём письменном столе (я видел это во время одного из посещений) табличку со следующим текстом:

Руководитель, который не находит никаких хороших качеств у своих сотрудников, просто ленится искать их.

Руководитель, обращающий внимание на хорошие качества своих сотрудников, может создать хороший производственный климат. Все побуждения существуют в нас благодаря признанию. Почему же мы так склонны постоянно замечать только ошибки? Если мы слишком мало внимания обращаем на положительное, у сотрудников не возникает ощущение успеха. Часто ли у вас было чувство, что вас очень уважают или любят?

Признайте же, что с «единицей похвалы» дело обстоит так же, как и с деньгами. Их всегда не хватает. Теперь вы видите, какой позитивный шанс вы получили.

Все побуждения существуют только благодаря признанию!

Для того чтобы научиться замечать у других положительные качества, необходим процесс строгого самовоспитания. Человек не ангел. Каждый, точно как монетка, имеет две стороны, но кто же принуждает нас всегда видеть только негативную сторону. Так как все зависит от человека, то и ваш успех зависит от готовности ваших сотрудников к достижению высоких результатов. Если вы постоянно обращаете внимание только на их слабости, вы никогда не сможете добиться того, чтобы они работали лучше, прилагая все усилия, и достигали высоких результатов.

Я знаю многих руководителей, сотрудники которых пойдут за ними «и в огонь и в воду». Что же представляют собой эти личности? Это люди, которые постоянно обращают внимание на хорошие стороны своих сотрудников. В том, чтобы всегда замечать и признавать то, что вы хотите активизировать в других людях, можно добиться настоящего мастерства.

Итак, все зависит от того человека, будь то мужчина или женщина, который задаёт тон и является мотиватором. Какими же качествами должен обладать мотиватор? И здесь справедлива мудрость: «Не боги горшки обжигают». Однако любой талант раскрывается только, когда его используют. Нам каждый день предоставляется возможность раскрывать наши таланты в управлении людьми. Как однажды заметил Дуайт Д. Эйзенхауэр, «руководство – это способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, так, как будто он сам этого хочет».

Один из важнейших вопросов можно сформулировать так: «Хочу ли я вообще руководить или хочу, чтобы мной руководили

Если вы всё-таки склонны к тому, чтобы активно заниматься управлением людьми, то делать это следует не бессознательно, а целенаправленно. Из этого вытекает необходимость сильного самосознания, которое непременно должно отличать каждого руководителя.

Второй вопрос, который очень редко ставится, звучит так: «Куда или к чему я должен привести своих подчинённых?» Руководить означает иметь определённую цель и уметь гибко и образно представить её! Необходимо признать, как тяжело бывает определить цели предпринимательства на многих семинарах по вопросам предпринимательской деятельности. Вы должны поставить перед собой конкретный вопрос: «Чего я хочу достичь?» – до того, как начнёте разговаривать со своими сотрудниками. Ясность цели совершенно необходима. В чётком формулировании целей проявляется способность сосредоточиваться. Люди, которые не умеют сосредоточиваться, не знают, чего хотят. Они рассеянны и легкомысленны, в голове у них роится тысяча мыслей и идей, однако ни одна из них не продумана до конца и не претворяется в жизнь.

Вопрос относительно цели – это вопрос первостепенной важности. Затем стоит вопрос о наиболее рациональных способах её достижения. Чем однозначнее вы представляете себе, чего вы хотите, тем легче вам увлечь сотрудников за собой. Однако вы не можете требовать от своих сотрудников готовности следовать за собой, если сами не представляете себе, каков этот путь. Всегда видно, знает водитель дорогу или нет. Никто не едет так неуверенно, как тот, кто не знает, куда ему нужно. Многие предприниматели делают ошибку, проявляя поспешность. В каждой шестидневной автогонке можно наблюдать, что водители держаться как можно ближе к заднему колесу впереди идущей машины, чтобы находиться во втягивающем потоке воздуха. При небольшой дистанции между вами и вашими сотрудниками возникает и действует подобная сила вихревого втягивания. В этом случае за вами последуют с готовностью. Если дистанция слишком велика, то эффект втягивающего потока пропадает, и образуются две совершенно раздельные области. Поэтому всякая торопливость и увеличение скорости являются явной ошибкой руководителя. Идти вперед – да, но так, чтобы за вами можно было следовать…

Мир, в котором мы живём, очень динамичен. Стабильность удаётся поддерживать благодаря руководящим силам. Именно поэтому при демократической форме правления руководство необходимо, как никогда. Демократия – это не отсутствие всякого руководства, более того при демократии от личности руководителя требуется намного больше, чем при диктатуре. Отсутствие руководства, как известно всем, ведёт к хаосу. Сколько фирм за последние годы объявили себя банкротами! Конечно, здесь сыграли роль различные факторы, однако ошибки руководства усугубили положение. Поэтому необходимо ещё интенсивнее заниматься вопросами психологии управления. От вашего поведения и вашего воздействия зависит счастье, а также и горе руководимых вами людей.

Засчитывается только то, что делается, а не то, что рекомендуют делать другим.

Руководство – это образец, при подражании которому активизируются душевные силы сотрудников. В счёт идут только дела!

КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Я ПРОИЗВОЖУ?

Ответьте без предубеждения и начистоту, какое впечатление у вас от самого себя. Какой вы – вызывающий симпатию или антипатию, замкнутый, привлекательный, отталкивающий, агрессивный, покорный, высокомерный, самоуверенный, дружелюбный, угрюмый, неопрятный, ухоженный? Хорошо подумайте! И, пожалуйста, письменно!

Большинство людей тратят немало времени, средств и сил на свою внешность. Это и хорошо! Однако задумайтесь о том, что у людей есть не только глаза, мы интенсивно воспринимаем окружающий нас мир ушами. Нас переполняют звуковые впечатления, всевозможные шумы, грохот, множество голосов. В этом нагромождении звуков мягкий приятно звучащий голос как оазис в пустыне: освежает, ободряет и успокаивает.

Живую речь мы слышим теперь по радио, телевидению, телефону. Она больше не оказывает такого сильного воздействия, как во времена наших дедушек и всех предшествующих поколений. Поэтому тем более важно, как мы говорим. Наши уши являются значительно более тонким инструментом, чем глаза. Воздействие и суггестивная сила (сила внушения) наших слов зависят от тембра голоса, интонации.

Кто как говорит?

Послушайте, как звучат голоса знаменитых личностей. Проанализируйте их. Как говорят президент страны, федеральный канцлер, телекомментатор, спортивный журналист, священник, родители, супруги, дети, коллеги, друзья? Проведите, пожалуйста, и здесь обширное исследование!

Прежде всего вы осознаете, что до сих пор мало задумывались над оттенками голосов. А задумавшись, вы заметите, как совершенствуется ваше знание людей. Ещё Сократ говорил своим новым ученикам: «Говори, чтобы я тебя видел».

Вы узнаете, что речь выявляет характер человека. Обнаружите примеры, которые позволят вам сделать вывод, что именно голос делает человека симпатичным или несимпатичным. От изучения людей вы перейдёте к самопознанию. И для этого в последующие недели вы должны будете проделывать важнейшее упражнение.

Как говорю я?

Во время этого упражнения решающим является не желаемое – как я хотел бы говорить, а реальность. Основательно проанализируйте свою манеру говорить. И, пожалуйста, снова письменно. Описывая, мы вынуждены соблюдать предельную точность и ясность выражений и таким образом лучше узнаем себя.

Вопросы к самоанализу

1. Как оцениваете вы воздействие своей личности?

2. Есть ли у вас опыт оратора? Если нет, почему? Потому что не представлялось случая? Или вам мешает страх?

3. Обладаете ли вы смелостью, чтобы попытаться воздействовать на окружающих, ораторствуя перед ними? По профессиональным вопросам? В частной жизни?

4. Какую оценку вашему выступлению дали слушатели? Каким было ваше собственное впечатление? В чём вы почувствовали недостатки?

5. Умеете ли вы подстраиваться к людям различных типов? К каким лучше всего?

6. Довольны ли вы своим голосом? Знакомы ли вы с мнениями о вашем голосе близких, коллег, клиентов? Каковы они: положительные или отрицательные?

7. Какое впечатление сложилось у вас от записи своей речи на магнитофонной пленке?

8. Какова выносливость вашего голоса?

9. Насколько сильно выражена у вас способность оказывать суггестивное воздействие на слушателя?

ЗЕРКАЛО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМИ

1. ОСАНКА Самоуверенный

Манера держать себя, тело, руки, ноги уравновешенный

уверенный

2. ОТНОШЕНИЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ симпатичный

Зрительный контакт, диалог, беседа взволнованный

сосредоточенный

независимый

3. ОБОРОТЫ РЕЧИ терпимый

Меткие, чёткие, понятные, деловые, убедительный

устаревшие, современные зажигательный

естественный

4. ТЕХНИКА РЕЧИ динамичный

Дыхание, тон, артикуляция спокойный

упрямый

настойчивый

бодрый

5. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК творческий

Жестикуляция, мимика ответственный

целеустремленный

честолюбивый

шутник

вежливый

компетентный

6. СТРОЙ РЕЧИ решительный

Членение, ударение, мелодика, самостоятельный

одухотворённость владеющий собой

надёжный

7. РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ фантазёр

Легкость – скованность, обладающий способностью

убедительность – легковесность, внушения

естественность – поддельный пафос, умеющий руководить

напряженность – расслабленность, нервный

нарастание – кульминация скованный

закомплексованный

8. ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ восторженный

Незаконченность предложений, нерешительный

слишком быстрый темп речи, колеблющийся

слишком длинные предложения, лакейская душа

чёткое изложение мыслей, лживый

приведение доказательств наглый

своенравный

агрессивный

9. ТЕМА язвительный

Раскрыта, отступления от темы болтливый

неприятный

недоверчивый

10. ПОСТРОЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ нетерпеливый

Вступление, основная часть, надоедливый

(промежуточные выводы), пессимист

заключение

ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ ТОЛЬКО ТО, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ

«Жить значит учиться» – таково название книги лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца. Он много размышлял о людях и животных и исследовал их поведение. Помимо удивительного сходства он обнаружил и глубокие различия. Они наблюдаются уже с момента рождения. Детёныш любого животного развивается благодаря заложенным у него инстинктам и в большей степени, чем человеческое дитя, способен к выживанию. Разумеется, и у ребёнка есть врождённые умения, например, сосать грудь матери, но это умение пригодится ему лишь на некоторое время. Позднее, чтобы выжить, человеку потребуются совсем другие способности, в то время как животное на протяжении всей своей жизни будет руководствоваться программой существования своего вида.

Когда человек рождается, он мало что представляет собой, но он многое может из себя сделать. В «Фаусте» Гёте так описывает этот шанс:

Дитя – и то у матери не вдруг

Берёт сосец, чтобы присосаться плотно,

Впоследствии ж питается охотно.

А мудрости божественная грудь

Что день, то больше даст вам наслажденья[2].

Вам, должно быть, понятна моя мысль? Всё, что человек умеет, умеет он только потому, что сознательно или неосознанно этому научился.

Человек является наиболее способным к обучению существом на Земле, и в этом тоже заключается разница между человеком и животным. Человек – единственное существо, которое может изменить себя самого и этот мир. Многие растения и животные в ходе эволюции вымерли, человек, же развивался. Его огромные способности к обучению и приспособлению обеспечили его выживание до наших дней и, вероятно, ещё на многие тысячелетия вперед.

От родителей мы наследуем свою физическую сущность, мозг и врождённое знание, однако мы не наследуем того жизненно необходимого нам образца поведения, который вёл бы нас к счастью и успеху.

Все мы знаем, какое важное значение имеют для человека первые годы жизни: насколько его любят, какие удачи и неудачи он переживает.

Опыт первых лет жизни формирует в мозгу человека структурную основу. Неосознанно он учится подражать тем, кого принимает за образцы. В школе ребёнок начинает учиться сознательно, однако некоторую часть знаний и умений разум воспринимает, как и прежде, через подражание. Поэтому необходимо руководствоваться установкой: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

В эти годы наше подсознание накапливает всё больше опыта и информации о нас самих и об окружающем нас мире. Формируются наш характер, присущие нам положительные и отрицательные качества. Наш характер является суммой накопленного нами опыта, и наши способности являются суммой всех полученных в ходе обучения и отшлифованных знаний.

Человек умеет только то, чему он научился.

Для преуспевания в жизни решающим является не то, что человек знает, а то, что он умеет. «Мало знать, лишь умение делает нас могущественными».

Теперь вы понимаете, почему антиавторитарное воспитание обречено на неудачу. Оно исходит из того, что человек сам по себе становится способным и умелым.

Тот, кто ест с помощью ножа и вилки, научился этому. Кто умеет ездить на велосипеде или автомашине, научился этому. Кто умеет говорить по-английски или знает латынь, научился этому. Если вы обо всем этом хорошенько поразмыслите, то, возможно, начнёте лучше понимать самого себя. Наше умение программируется в подсознании только в результате повторения.

Даже если вы однажды проявите сноровку и мастерство в том, чем раньше никогда не занимались, даже если вы предложите совершенно новые идеи и концепции, так или иначе они основываются на связях имеющихся в памяти программ.

Все открытия и изобретения – результат сочетания имеющихся знаний и известных фактов.

При переосмыслении фактов, углублении и пополнении имеющихся знаний становится возможным появление новых разработок и открытий. Но кто никогда не обучался музыке, не сможет так вдруг написать оперу. Кто никогда не занимался слаломом, никогда не сможет стать чемпионом в этом виде спорта. Кто не знаком с бухгалтерским делом, не составит балансовый отчёт. Наше поведение управляется заученной программой.

Если мы станем ещё более подробно разбираться в этом вопросе, то установим, что нас направляет и руководит нами, даёт нам возможность побеждать или приводит к краху не наша воля, а воспринятая нами программа.

К настоящему моменту мы выучились тому, чтобы стать такими, какими мы являемся сейчас. Мы обучились определённому способу говорить и писать, вести себя и работать. Кто правильно ведёт себя, умеет это не потому, что таково его врождённое свойство. Кто успешно руководит людьми, умеет это только потому, что научился этому. Попробуйте проанализировать свои сильные и слабые стороны с этой точки зрения.

Агрессивный человек агрессивен не потому, что он этого хочет, а потому, что усвоенная им программа вынуждает его быть таким. Бессердечная женщина не потому проявляет чёрствость, что хочет этого или считает именно такое поведение правильным, а потому что управляется воспринятой ею программой.

Пословица объясняет происходящее внутри нас так: «Привычка главенствует над разумом».

Если мы стремимся измениться или стать совершеннее, необходимо разобраться в самом себе: как мы стали такими, какие есть. Если мы действительно разберёмся в этом механизме, то обретём возможность самосовершенствоваться.

Каждодневная жизнь с её крупными и мелкими проблемами и задачами является полем нашей деятельности. Здесь обнаруживается, можем мы решать проблемы или нет. Здесь выявляется, приносим ли мы пользу другим или используем других во благо себе. Пока мы живём, у нас есть шанс совершенствования наших умений.

То умение, которое постоянно не совершенствуется, с каждым днём утрачивается. Многие люди проявляют заинтересованность в том, чтобы природа расцветала, но, к сожалению, не проявляют такого же интереса к расцвету своей собственной личности. А ведь именно это должно было бы стоять на первом месте. Многие слишком рано удовлетворяются тем, чего они достигли. Они настолько привыкли к себе и своему положению, что не могут себе представить возможность своего постоянного совершенствования.

«Учиться – это всё равно, что плыть против течения, – сказал Бенджамин Бриттен, – как только прекращаешь грести, течением тебя относит назад». Но многие замечают это, к сожалению, слишком поздно.

Основной принцип преуспевающих гласит: «Кто ты есть на самом деле, тем и стань». А то, как заметил ещё Гёте: «Никто не хочет чем-то быть, но каждый хочет что-то значить».

Всем нам знакома сила привычки, и мы знаем, что бывают хорошие и дурные привычки. Преуспевающий человек выработал с помощью трудолюбия, тренировки и повторения совершенную программу, на которую он может положиться. Неспокойный и неуверенный в себе человек, напротив, должен в начале любого дела всегда преодолевать заложенную в нём отрицательную программу. А это требует дополнительных затрат времени и жизненной энергии.

Привычка – направляющий фактор в нашей жизни, поэтому мы должны ежедневно прилагать усилия, чтобы формировать у себя хорошие привычки. Привычка – это мудрое устройство природы, которое помогает сберегать физические, умственные усилия и время. Благодаря привычке мы действуем адекватно и автоматически, она переносит контроль за действием с тех частей мозга, которые ответственны за сознание, на те части мозга, которые отвечают за подсознание. Положительные привычки – все позитивное, что мы выучили и что нами усвоено, – управляют нашим поведением в целом. Они создают предпосылки для преуспевания в жизни. Отрицательные привычки влекут за собой не только постоянные неудачи, но и общую дисгармонию и болезни.

Так как ёмкость нашей памяти такова, что мы могли бы жить до 100000 лет, нам каждый день предоставляется шанс совершенствоваться и становиться всё талантливее. Способность к обучению зависит от нашего умственного состояния, а не от возраста.

Пианисты, скрипачи, например, демонстрируют, до какой степени совершенства может натренировать своё подсознание человек, стремящийся к большим достижениям. Ежедневно телевидение даёт нам возможность наблюдать за высочайшими успехами в самых разных сферах деятельности человека. И ведь те, кто их добивается, не производят впечатления усталых и выдохшихся, напротив, они кажутся нам радостными и уверенными в себе людьми.

Конец года является идеальным поводом для подведения итогов своей собственной деятельности, на основе которых можно планировать будущее, предварительно задав себе следующий вопрос: «Что я должен улучшить в наступающем году, чтобы добиться больших успехов, стать более здоровым и счастливым?»

Разработайте, пожалуйста, подробный план тренировки на каждый месяц. Разумеется, вы можете его по ходу выполнения в зависимости от обстоятельств исправлять или дополнять. Прежде чем вы приступите к тренировке своего подсознания, нужно представлять себе, чего вы хотите действительно добиться и что улучшить. Будет ли это более чёткая дикция или постановка голоса, лучшая память на имена или умение рационально планировать, более непринужденная манера держать себя, хорошая осанка или большая выносливость – это всё хорошие привычки, которые можно у себя выработать.

Что нам необходимо в нашем ежедневном самоутверждении, так это характер, ориентированный на успех. Вы знаете, что успех – вопрос характера. Люди, которые умеют ладить с окружающими и делать их счастливыми, получили эту способность не по наследству, а выработали её у себя. Значит, умелое обращение с людьми также является интересной областью тренировок во имя будущего успеха.

«У него счастливая рука», – говорят о том, кому всё, за что бы он ни взялся, удаётся. Вот такой и должна быть ваша цель: быть асом в своей профессиональной деятельности и «счастливой рукой» делать всё, за что вы берётесь. Чтобы всё больше приближаться к своей цели, тренируйте своё подсознание.

Если бы люди стремились совершенствовать

сами себя вместо того, чтобы спасать весь мир.

Если бы они пытались сами добиться внутренней

свободы вместо того, чтобы освобождать всё

человечество, – как много они сделали бы для

действительного освобождения человечества.

(Древняя китайская мудрость)

ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ: СТРАДАТЬ ОТ НИХ ИЛИ ЛИКВИДИРОВАТЬ ИХ?

Вероятно, наша Земля – единственная планета во Вселенной, на которой зародилась и продолжает развиваться жизнь. От одной ступени эволюции к другой, несмотря на возникавшие трудности и конфликты. Жизнь способна преодолеть любые препятствия. Сегодня нам ясно, что эти препятствия всегда были предпосылками для перехода на более высокий уровень развития.

В наши дни многие ищут спасения от действительности и устремляются к «внутренним ценностям». Однако стоит у них спросить, что это такое, они растеряются и будут много говорить, но скажут мало. Древний магический закон, гласящий: «Как наверху, так и внизу», – отражает абсолютную истину о макро- и микрокосмосе. Внешний мир соответствует внутреннему, человек соответствует Создателю, и они обусловливают друг друга.

Внутреннее богатство по этому закону должно проявляться и во внешнем облике. В соответствии с этим законом также стремление только к внешнему блеску ничего не стоит и, без сомнения, не благословляется Богом.

Нашим положительным примером должен был бы быть Натан Мудрый. Возможно, вам удастся посмотреть постановку этой пьесы Лессинга или вы сможете перечитать её ещё раз.

Часто спор возникает только потому, что различно трактуются понятия. Поэтому сейчас я хочу ещё раз определить, что означает в моем понимании успех.

Успех – это способность преодолевать препятствия.

Все живое должно постоянно преодолевать препятствия. Любое растение, любая рыба и мы, люди, от больших до маленьких, живём по одним и тем же законам.

Мы можем также обозначить успех как способность разрешать проблемы. Я думаю, вряд ли кто-нибудь вздумает утверждать, что нужно создавать проблемы! Вы признаёте сами, что таким не может быть путь к счастью. Когда же нам удаётся преодолевать трудности и разрешать проблемы, мы на пути к счастью и благополучию. Поэтому время от времени нам стоит бросать взгляд в зеркало самопознания и задавать себе вопрос: «Являюсь я человеком, который создает проблемы, или человеком, которому удаётся их разрешать?»

В последние десятилетия мы много слышим о коэффициенте умственного развития, тогда как гораздо важнее коэффициент успеха. Умение дискутировать о проблемах ещё не умение решать их.

О том, что успех не является делом случая, говорит и наша формула успеха:

с первого взгляда ясно, что личность, которой удаётся преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление, может жить преуспевая.

Итак, кто утверждает, что происхождение или окружение виновато в том, что он не преуспевает, тот только предпринимает трагическую попытку завуалировать недостающую ему волю к успеху. Он заявляет о своей неспособности и превращает её в жизненную установку.

Жить преуспевая означает как можно лучше справляться со своими задачами на каждой возрастной ступени. Навёрстывание упущенного осуществляется только за счёт невыполнения других важных задач. Точно так же, как невозможно вернуть свою юность или достичь раньше времени пенсионного возраста, так же нельзя уйти от решения задач определённого периода своей жизни.

Это вовсе не означает, что мы верим в полностью предопределённую судьбу, мы верим в способность человека вносить свой вклад в формирование судьбы («сформировать» её). Каждый имеет какие-то определённые способности или сильные стороны. Судьба того, кто зарывает свой талант или пытается «прорваться не на свою территорию», оказывается несостоявшейся. Так как эта «способность», эта «задача» и это «пространство для её осуществления» ниспосланы ему свыше. Это и есть судьба.

Свобода человека состоит в том, чтобы он руководствовался своим рассудком и своими познаниями и исполнял предначертанное ему. И в том, чтобы он, достигая жизненной зрелости и благодаря этому решая задачи и проблемы, делал бы всё это с каждым разом лучше и лучше до тех пор, пока он не выполнит своё жизненное предназначение для Создателя, а тем самым и для себя самого.

Пока имеет распространение вера в неподверженную никакому влиянию судьбу, предпринимаются крестовые походы против всего, что является помехой в осуществлении права на глупость, предрассудки, лень, бедность, нищету и наглость.

Многие, очень многие люди считают, что, если они не достигают успеха в определённой профессии, они смогут его добиться на другом поприще. Биографии многих людей подтверждают, что это печальное заблуждение. Большинство из нас, однако, связывает успех с получением денег, а не с проявлением и развитием своих способностей.

Мы всегда преуспеваем, если действуем в соответствии с законами природы. Отсюда следует, что неудача – явный сигнал, что мы осознанно или неосознанно нарушили эти законы. Но так как наша Земля вовсе не рай, то не существует людей, у которых не было бы проблем и конфликтов.

Проанализируйте же как-нибудь свою собственную ситуацию: «Страдаю ли я от своих проблем или же я знаю, как их решить и добиться успеха?»

Возможно, вы уже когда-нибудь задавали себе вопрос: «Если бы мир был совершенен, чтобы я тогда делал? Чем бы я мог тогда выделяться из общей массы?» Преуспевающий человек знает, что несчастья и трудности имеют свой смысл. Чем больше опасность, тем мощнее стимул избежать её или справиться с ней.

Многие люди привыкли реагировать на проблемы и конфликты гневом, бегством, алкоголем или безропотным смирением. Между тем воля к преодолению трудностей, недостатков, бед и опасностей может сформироваться только в том случае, если человек пытается найти возможность для их преодоления. Умение находить и осмысливать свои проблемы и задачи является признаком внутренней свободы, мужества и самосознания. Поэтому вам следует когда-нибудь в предназначенных специально для этой цели папке или дневнике под названием «Мое будущее» изложить письменно все свои тревоги, беды, опасения, проблемы и трудности. У большинства людей не находится для этого ни времени, ни достаточного мужества, хотя они знают, что лечение в любом случае зависит от диагноза.

На своих семинарах я преследую цель превратить слушателей в алхимиков. Алхимики в средние века умели превращать неблагородные металлы в золото.

Представьте-ка себе, что вы – человек, который обладает властью превращать несчастье в счастье. Разве это не было бы чудесно?

Теперь модно говорить о положительном мышлении. Однако, как это ни странно, опросы общественного мнения демонстрируют все более пессимистический настрой населения. Поэтому надо бы не ожидать положительного мышления от других, а прежде всего научиться положительно мыслить самому.

Из-за неспособности разрешить свои собственные проблемы многие люди устремляются к решению мировых проблем. При этом они ещё больше приходят в отчаяние, не сумев помочь ни себе, ни миру. Время от времени было бы полезно вспоминать слова Гёте из «Вильгельма Мейстера»: «Величайшей заслугой человека остается, видимо, то, что он, насколько это возможно, определяет обстоятельства и, как можно меньше, позволяет обстоятельствам подчинять себя. Вся мировая сущность лежит перед нами, словно груда камней перед творцом, который только потому достоин этого звания, что он с высочайшей экономией, целесообразностью и прочностью из случайных кусочков природы воплощает в реальность возникший в его уме прообраз. Все вне нас является лишь стихией. Я бы даже, пожалуй, сказал, что также и все подле нас; но глубоко в нас лежит созидательная сила, которая в состоянии сотворить то, что должно быть, что не даёт нам покоя и отдыха. До тех пор, пока мы это не представим вне себя или подле себя тем или иным способом».

Тот, кто овладел искусством жизни, знает, что проблемы существуют не для того, чтобы страдать от них. Напротив, неприятности, беды, опасности и муки редко становятся препятствиями для достижения успеха, они даже нужны для победы, так как побуждают к действию. К счастью, мы живём при таком общественном устройстве, которое позволяет нам своими достижениями самим определять свои успехи.

Поэтому найдите в себе мужество, чтобы честно и сосредоточенно записать в дневнике «Мое будущее» все свои тревоги, недостатки, проблемы, опасения и конфликты. Если вы понаблюдаете за собой во время этой работы, то заметите, что всё, что записывается, делается как бы «видимым» и ясно осознаётся.

Многие, да почти все люди, хотят стать счастливыми и преуспевающими, но грубо прицеливаются, так как не научились «методически верно» планировать своё будущее. А ведь только таким образом каждый человек может доказать сам себе, что он действительно умеет положительно мыслить и действовать.

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги. Поделите его на две колонки. В левой колонке запишите всё, что оставляет желать лучшего, т.е. все негативное. А теперь начинается работа «положительного алхимика», который овладел учением о господстве над негативным. Алхимик был мастером преобразований. Чтобы преобразовать что-либо, ему нужен был исходный материал. «Положительному алхимику» тоже нужен исходный материал. Его материал, который только и ждёт превращений, – это те самые негативные моменты, отраженные в левой колонке. Овладев умением преобразовывать их, вы обнаружите в себе перемену. Вы не будете подолгу страдать от своих проблем, они не будут вас подавлять; ведь это только материал, благодаря которому вы узнаете, что такое творить.

Постепенно и последовательно стремитесь к тому, чтобы негативные моменты из левой колонки превратить в идеальные положительные состояния, фиксируемые в правой колонке. Возможно, вы почувствуете и переживёте захватывающие дух ситуации. Проблемы часто уже наполовину разрешаются, когда они наконец-то верно определены. Становятся видны новые горизонты. Мелькает проблеск надежды. Вы осознаете свои возможности, силу и власть положительного мышления. Однако ваше мышление только в том случае превратится в волшебную силу, если вы изложите свои мысли письменно. Причём следует как можно более позитивно формулировать свои цели. Власть внушения будет исходить от изложенного в письменном виде идеала, потому что в процессе письма ваш дух материализуется. Вы почувствуете, как мысли обретают силу, и поймете, что достичь цели сможет лишь тот, кто чётко сформулировал свой идеал. И ещё кое-что важное станет вам ясно: вы не теоретизирующий эзотерик[3], а преуспевающий практик. Вы действуете таким образом не только ради своей выгоды, но и ради выгоды других людей, которые общаются с вами.

Итак, при любой возможности пытайтесь превратить негативное в положительное. Добивайтесь совершенства в искусстве письменно выражать положительные идеалы своего будущего. Благодаря этому ваше будущее обретет вполне конкретный образ.

Исходить из реальной ситуации и искать возможности достижения своих целей – свойство практического ума. Мрачно и безнадежно взирать на будущее может любой. Положительно же реагировать на жизнь умеет мастер, познавший премудрость превращений. От природы человек наделен силой и способностью изменять самого себя и окружающий мир. Поэтому мы определяем человека как существо, которое умеет превращать идеалы в реальность.

Итак, преодолеем же все отрицательное и все наши тревоги, потому что тревоги пробуждают в нас отрицательные реакции. Тревога парализует дух и тело. Тот, кто тревожится, направляет свою энергию по негативным каналам.

Только человек, исполненный радости и воодушевления, может проявить действенную силу духа. Настраивая себя таким образом, мы постепенно забудем о страхе перед проблемами и конфликтами. Ведь мы уже узнали об их положительной стороне и знаем также, что тот, кто не осознал своих проблем, не может выработать стратегию противостояния им, отдан им на произвол без всякой надежды. Кто не обнаружил, откуда исходит опасность, не может ей противостоять. Но мы преодолели страх перед негативным, потому что знаем: «Стоит черта назвать по имени, как его сила уже подорвана».

Признав, что человек может сам определять своё будущее, мы побороли чувство собственного бессилия. Мощнейшее оружие в борьбе за существование, и это мы ясно осознали, – это вера в себя и в успех своей цели. И в заключение ещё одна положительная цитата:

Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

Кто задаёт много вопросов, тот получает много ответов.

Кто правильно задаёт вопрос, тот получает правильный ответ.

Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопросов. Результативный разговор, а результативный разговор – это всегда оказание влияния на собеседника, представляет собой не односторонне высказанное мнение, а именно диалог – вопросы и ответы. Вопросы – это импульсы для активизации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Наконец, они являются инструментом суггестии, который способствует принятию нужного вам решения.

Бросьте ребёнку мяч, он его поймает. Точно так же и с вопросами: подбросьте своему собеседнику вопрос, он ответит на него, и мяч снова у вас.

Причём, задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо обучиться технике постановки вопросов.

Информационные вопросы

Тот, кто задаёт информационные вопросы, нуждается в знаниях, опыте и советах другого. Речь идёт о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чем-либо. Информационные вопросы – это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определённые сведения, даёт объяснения.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли ещё к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы:

Что вы об этом думаете?

Считаете ли вы так же, как и я?

Не находите ли вы, что речь идёт о стоящем деле?

По реакции собеседника вы заметите, следит ли он за вашей мыслью. Если вы при ответе на контрольный вопрос выявите неприятие или непонимание, придётся вернуться немного назад.

Вопросы для ориентации

Вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения. Простейшие вопросы этого типа таковы:

Есть ли у вас ещё вопросы по этой теме?

Каково ваше мнение по этому пункту?

И к каким выводам вы при этом пришли?

Поняли ли вы, какую цель мы этим преследуем?

Разумеется, после того как вы задали вопрос для ориентации, вам нужно помолчать и позволить высказаться собеседнику. Не торопите его. Он должен сосредоточиться, разобраться в своих мыслях и высказать своё суждение. Обязательно задавайте вопрос для ориентации, если вы подробно рассказываете о сложном приборе или новом виде услуг, потому что после вашего пятого предложения собеседник мысленно отключается. По ответу на подобный вопрос вы сразу заметите, что понял собеседник и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.

Подтверждающие вопросы

Подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш собеседник пять раз согласился с вами, то на решающий шестой вопрос он не станет возражать. Англичане в этом смысле несколько предусмотрительнее других. Обычно любой разговор у них начинается с обмена мнениями о погоде. Если по этому вопросу достигнуто единодушие, значительно легче переходить к решению следующих проблем. В любой разговор нужно вкраплять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разъединяет.

Между прочим, форма подтверждающих во

Date: 2015-09-24; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию