Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения. 1. Отношение народа к богатству противоречиво





1. Отношение народа к богатству противоречиво. Оцените его на основании следующих поговорок:

§ “Если ты скота лишился, родственники станут чужаками” (башкирская);

§ “Не с деньгами жить, а с добрыми людьми” (русская);

§ “Золото собьет с пути и ангела” (тюркская);

§ “Быть довольным положением своих дел – наибольшее богатство” (латвийская).

 

2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:

§ “С волками жить – по волчьи выть”;

§ “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;

§ “С кем поведешься, от того и наберешься”;

§ “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.

 

3. Какие суждения вы относите к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:

§ бедность – не порок;

§ что хочу, то ворочу;

§ кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;

§ старших надо уважать;

§ ребята, давайте жить дружно;

§ на добро надо отвечать добром;

§ джентльмен должен держать слово.

 

4. Как вы понимаете следующие выражения:

§ “Развивать человека в человеке” (Н. Г. Чернышевский);

§ “Найти человека в человеке” (Ф. М. Достоевский);

§ «Берегите в себе человека» (А.П. Чехов);

§ “Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке” (Л. С. Выговский).

 

5. В какой половине – первой или второй – человек усваивает большинство социальных ролей и культурных норм?

 

6. Согласны ли вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине – личности?

 

7. Как провести разграничение между биологическим и социальным в человеке?

 

8. В реальной жизни встречается множество моментов унижения человека. Более страшным для человека считается моральное унижение. Человек боится потерять свою личность. Почему?

 

9. Приведите не менее 5 примеров:

Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода Черты, присущие отдельному человеку Черты, присущие личности
     

 

10. Специалисты утверждают, что человек, вперве попробовавший наркотики в 20 лет, к 30 годам законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, попробовавший их в 13 лет, к 23 деградирует как личность. Почему?

 

11. Как вы понимаете выражение: «Человек, как в зеркало, смотрится в другого человека»?

 

12. Проведите сравнительный анализ понятия «социальная роль»:

Обыденное понимание Социологическая интерпретация Психологическая интерпретация
     

 

13. Прокомментируйте следующее высказывание американского социолога Питера Бергера относительно ролевой теории личности: «Социолог ставит с ног на голову идею здравого смысла о том, что появлению институтов предшествует появление людей с определенными качествами. Совсем наоборот. Свирепые воины находятся потому, что есть готовые к походу армии; потому появляются мыслители, что университету нужно заполнить штат, а убийцами становятся потому, что кого-то надо убить. Неверно, что каждое общество состоит из тех людей, которые ему нужны». Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.

14. Как вы думаете, социализация подавляет личностный потенциал индивида или способствует его развитию?

 

15. Дайте определения следующим понятиям личности:

Феральный человек  
Фрустированный человек  
Депривированный человек  
Дискриминированный человек  

 

16. В чем заключается проявление социализации в пожилом возрасте? Как человеку преодолеть трудности социализации после выхода на пенсию?

 

17. Приведите 3-5 примеров жизненных ситуаций, когда реализуются следующие понятия:

Социализация Десоциализация Ресоциализация
     

 

18. Приведите примеры того, каким образом другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас.

 

19. Чем различаются понятия: «значимые другие» и «обобщенный другой»?

 

20. Заполните таблицу:

  Общее Различия
Воспитание    
Социализация    

 

21. Являются ли агентами социализации для человека следующие лица: почтальон, надзиратель в тюрьме, продавец, директор телевидения, учитель, друг, попутчик в поезде?

 

22. В чем проявляют себя дисфункции гендерной социализации?

 

23. Какие агенты гендерной социализации наиболее значимы для ребенка? Подростка? юноши и девушки?

 

24. Согласны ли вы со следующими суждениями:

§ Социализация есть способ изменения и развития культуры.

§ Ресоциализация представляет собой период социализации, связанный с получением формального образования.

§ Социализация присуща не только человеку, но и животным.

§ Десоциализация – это кумулятивный процесс накопления социальных навыков.

§ Девиантное поведение чаще всего наблюдается у молодых людей.

 

25. Прокомментируйте следующие высказывания:

  • Социальный характер является продуктом уровня развития общества.
  • Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является конформность.
  • Социальным конформистом можно назвать законопослушного гражданина.
  • Главным агентом первичной социализации является семья.

 

Кейс-задания

Задание 1. Прокомментируйте предложенное японским филологом Мори Дзедзи образное сравнение европейского типа личности с яйцом в скорлупе, а японского — с яйцом без скорлупы.

«..."яйцо в скорлупе" имеет твердую, лишенную эластичности внешнюю оболочку. Поскольку внутренность яйца защищена скорлупой, ее трудно разрушить. Зато, когда давление извне превосходит допустимые пределы, яйцо мгновенно лопается. Так как внутренняя часть заключена в скорлупу, каждое яйцо выглядит отдельным предметом, который можно автономно перемещать в пространстве и наделить собственным именем. Пыль, пристающая к гладкой и твердой скорлупе, не проникает внутрь и легко стирается. По внешнему виду невозможно распознать, не испорчено ли яйцо, но внешняя защита в известной мере предохраняет его от загрязнения. Напротив, "яйцо без скорлупы" мягко эластично. Не защищенное скорлупой, оно сравнительно легко разрушается, но не от внезапного удара, а медленно, поддаваясь давлению извне. Поскольку такое яйцо относительно аморфно, ему нельзя присвоить имя и переносить с места на место без сосуда. К нему легко пристает пыль, которую трудно удалить: зато через окружающую его мягкую пленку легко распознать начавшееся разложение»[2].

Задание 2. Проанализируйте описанные ниже стили воспитания детей, принятые в Японии и в Англии. Постарайтесь ответить на вопрос: чем обусловлены различия между этими стилями и на какие задачи «работает» каждый из них.

«В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания японских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.

Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с шести — семи лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам баловать детей — значит, портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детства молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Сознательно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут отдельно»[3].

Задание 3. На семинарском занятии, предваряя детальный разговор о проблемах ролевого поведения, поразмышляйте над тем, почему развитие и трансформация старых и обретение новых ролей так важны для развития человека. Для этого необходимо обратиться к вопросу: что на что влияет — личность на роли или роли на личность?

Полезный для обсуждения данного вопроса опыт можно получить при просмотре художественного фильма «Эксперимент» режиссера О. Хиршбигля. Этот художественный фильм был снят по мотивам реальных событий — эксперимента Зимбардо, который вместе со своими студентами решил выяснить, являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже чутких и жалостливых людей? Для участия в эксперименте студенческая группа была случайным образом (на основе жеребьевки) разделена на «охранников» и «заключенных», был создан соответствующий антураж, и группы приступили к выполнению своих ролей. В первый день эксперимента студенты преимущественно развлекались и шутили, однако уже на второй день, по словам Зимбардо, стало ощущаться «все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностыо... Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как создание своей собственной реальности».

В реальности эксперимент был прекращен через шесть дней. В фильме «Эксперимент», конечно, все преувеличено.

Обсудите фильм на семинаре. Прокомментируйте следующее высказывание Нигера Бергера:

«...если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и "производит" его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою — маршируя в строю... Роль воспитывает, придает форму, задает типовые образцы и действия и самого актера. В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого он играет»[4].

 

Задание 4. В контексте проблемы социализации и ресоциализации проанализируйте приведенные ниже данные (табл. 13 и 14), полученные Ю. Левадой в ходе исследования характера адаптации россиян к социокультурным трансформациям 1990-х-начала 2000-х гг.[5]

Таблица А.

Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни? (2001, N = 2400 человек, % от числа опрошенных)

  Высказывание май июль сентябрь октябрь ноябрь
1. Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни          
2. Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни: жить, ограничивая себя в большом и малом          
3. Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь          
4. Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни          
5. Я живу, как и раньше, - для меня в последние годы ничего особенного не изменилось          
  Затрудняюсь ответить          

Таблица Б.

Варианты адаптивного поведения в различных социальных группах (ноябрь 2001, N=2400 чел., % от числа опрошенных, по столбцу)

            Все
Всего            
Возраст, лет
До 20            
20-29            
30-39            
40-49            
50-59            
60 и старше            
Образование
Высшее            
Среднее            
Ниже среднего            
Тип поселения
Москва и Петербург            
Большие города            
Средние            
Малые            
Села            
Социально-профессиональный статус
Руководители            
Специалисты            
Служащие            
Квалифицированные рабочие            
Неквалифицированные рабочие            
Учащиеся            
Пенсионеры            
Домохозяйки            
Безработные            

 

Date: 2015-09-24; view: 1516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию