Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейс-задания





 

Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания:

§ Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться

§ Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. С чем вы согласны?

§ Где больше заботятся о соблюдении прав человека - в обществе официального равенства или в обществе официального неравенства?

§ Одни специалисты считают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Ваше мнение?

§ Какое общество больше заботиться о малоимущих и пенсионерах - бедное или богатое?

§ Бедность и богатство - два полюса социальной жизни. Стресс фиксируют и на одном, и на другом. Почему?

§ Т. Мальтус считал: бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли Вы с таким мнением?

§ Бедность - это источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности. Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производства, выше рост богатства. Таким образом, без бедности нет труда, без труда нет богатства. Попробуйте опровергнуть аргументировано.

§ По мнению У. Самнера, люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на богатых и бедных сильнее. Прокомментируйте.

 

Задание 2. Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее утверждение:

§ Остатки социального неравенства сохраняются при социализме потому, что невысок уровень материального производства, существуют различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, не соблюдается принцип разделения по труду.

§ Г. Спенсер придерживался таких взглядов на бедность: бедные и богатые одинаково нравственны или безнравственны. Если рабочий люд обнаруживает больше пороков, то к этому их вынуждают условия и бедность. И богач, поставленный на их место, вел бы себя подобным образом.

§ Правительство должно поставить всех в равные условия - личная свобода, равное право на землю, равное право частной собственности на землю. Нарушение естественных прав ведет к неравенству и бедности. В обществе, где соблюдаются такие права, но бедность все же возникает, виноваты сами люди, их личные качества. Так ли это? Аргументируйте.

§ Американский социолог У. Спенсер придерживался альтернативной модели общества: одна альтернатива - свобода, неравенство, выживание сильнейшего; другая - несвобода, равенство, выживание слабейшего. Промежуточного пути нет. Первая ведет к развитию, вторая к кризису. При какой альтернативе бедность выше?

§ К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. У.Спенсер возражал: в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок дает шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

§ Спенсер рассуждал так: государственная помощь бедным вредна. Во-первых, вмешательство государства уже означает ограничение свободы людей. Во-вторых, помощь одним всегда происходит за счет других людей.

§ Чем больше живущих на государственное пособие, тем меньше число живущих работой, следовательно, сокращается производство необходимых людям товаров и начинается бедность. Таким образом, пособия не уничтожают, а перераспределяют бедность от одних к другим. Так ли это?

 

Проверочные тесты

 

1. Основной критерий группобразования в классовом подходе к анализу социальной структуры:

А) уровень дохода;

Б) профессия;

В) отношение к средствам производства;

Г) уровень образования.

2. Основной критерий группообразования в стратификационном подходе к анализу социальной структуры:

А) уровень дохода;

Б) профессия;

В) отношение к средствам производства.

Г) уровень образования.

3. Социальная стратификация – это:

А) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;

Б) сословная организация общества;

В) объединение людей для достижения конкретной цели;

Г) приобретение человеком определенного социального статуса.

4. Социальная мобильность – это:

А) изменение человеком места своего постоянного проживания;

Б) смена ценностных ориентации личности;

В) изменение социального статуса индивида или группы;

Г) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

5. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

А) повышение в должности;

Б) изменение вероисповедания;

В) увольнение по сокращению штатов;

Г) смену профессии.

6. Примером горизонтальной мобильности является:

А) увольнение по сокращению штатов;

Б) смена гражданства;

В) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

Г) повышение в должности.

7. Теории социальной мобильности органически связаны с:

А) концепциями социальной стратификации;

Б) теориями социального господства;

В) теориями демографических изменений;

Г) концепциями институциональной социологии.

8. Социальный статус – это:

А) оценка, которую общество дает личности;

Б) положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями;

В) степень признания достоинств личности;

Г) модель поведения в обществе.

9. Достигаемым называется статус, который:

А) достается через личные усилия и конкуренцию;

Б) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и личных усилий;

В) достается при рождении;

Г) то же что и аскриптивный статус.

10. Социальная роль – это:

А) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

Б) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих;

В) степень признания достоинств личности;

Г) то же, что и социальный статус.

11. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

А) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

Б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями различных социальных статусов;

В) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же субъектом;

Г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

12. Верны ли следующие суждении: А) Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус – динамическое. Б) Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

13. Кого следует считать обладателем такого социального статуса как люмпен?

А) Бомжа.

Б) Рабочего.

В) Студента.

Г) Банкира.

14. Субъективным показателем стратификации (т.е. зависящим от мнения людей) является:

А) престиж профессии;

Б) власть;

В) доход;

Г) образование.

15. Открытой является следующая стратификационная система:

А) кастовая;

Б) сословная;

В) классовая;

Г) рабство.

16. Исторически первой системой социальной стратификации является:

А) страты;

Б) касты;

В) классы;

Г) сословия.

17. Социальный слой, обеспечивающий стабильность в современном обществе:

А) элита;

Б) бедные;

В) маргиналы;

Г) средний класс.

18. Особенность социальной стратификации современной России состоит в следующем (выберите несколько вариантов ответов):

А) почти полное отсутствие «среднего» класса;

Б) маргинализация основной части населения;

В) резкая поляризация населения между «очень богатыми» и «очень бедными»;

Г) отождествление политической и экономической элиты.

19. Верны ли следующие суждении: А) Социальная стратификация – это совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства. В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

20. Статусной несовместимостью в социологии называется:

А) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

Б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

В) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

Г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

Тема 6. Личность и общество

Date: 2015-09-24; view: 1806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию