Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения





1. Опишите свой полный набор статусов. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем предписываемыми, а какие достигаемыми, определите главный статус.

 

2. Правда ли, что:

§ статус чемпион мира, доктора наук или рок – звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям?

§ приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий?

§ статус мужа является достигаемым?

§ актер – смешанный статус?

§ никто не в силах изменить пол, расу, национальность?

§ мужчина – прирожденный статус?

§ русский – приписываемый статус?

§ биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной?

§ король – достигаемый статус?

 

3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения):

§ директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;

§ председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен – любитель, русский;

§ женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка.

§ школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;

§ священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.

 

4. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:

§ низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;

§ личные качества отступали бы на второй план перед национальными.

 

5. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:

§ депутат выполняет функции министра;

§ представитель власти входит в преступную группировку;

§ врач выполняет функции судьи;

§ выпускник инженерного вуза работает юристом;

§ домохозяйка работает врачом;

§ студент баллотируется в мэры;

§ священник участвует в выборах в Государственную Думу.

 

6. К какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, смешанному, приписываемому) принадлежат: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, девушка, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, конфликтный, турист, мачеха, американец, детдомовец.

 

7. Укажите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия Определения
Статус Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени
Роль Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей
Главный статус Совокупность всех статусов данного индивида
Социальный статус Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда
Личный статус Социальное положение человека в обществе
Статусный набор Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы
Приписываемый статус Место статуса в иерархии
Общественное разделение труда Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие
Достигаемый статус Положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
Ранг Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, удаче и везению
Несовпадение статусов Динамическая характеристика статуса

 

8. Как вы думаете, почему социализм называют «равенством в бедности»?

 

9. Проведите анализ стратификации общества в рамках следующих теорий:

  Функционалистическая (Т. Парсонс) Конфликтологическая (Р. Дарендорфф)
Название страт/классов    
Критерий деления на страты/классы    
Каналы мобильности    

 

12. Раскройте содержание указанных понятий:

Понятия Содержание
Класс  
Страта  
Каста  
Стратификация  
Социальная структура  
Социальная мобильность  
Статус  
Социальная дифференциация  
Абсолютная бедность  
Относительная бедность  
Стратификационная система  

 

11. Что общего и в чем различие класса и страты?

 

12. Какие типы стратификационных систем наиболее характерны для современного российского общества? Возможно ли одновременное существование всех стратификационных систем в одном обществе?

 

13. Дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство — основные сословия феодального общества. Они занимали в нем различное социальное положение, имели неодинаковое политическое влияние, отличались по характеру и степени образованности, по привычкам и другим приз­накам. Какой принцип лежал в основе выделения этих важных для понима­ния социальной структуры феодального общества групп людей?

 

14. Приведите не менее 5 примеров мобильности

Вертикальная восходящая Вертикальная нисходящая Горизонтальная Групповая Индивидуальная
         

 

15. Что такое «каналы вертикальной циркуляции»? Какова их роль в формировании социальной структуры общества?

16. Какие из перечисленных далее каналов социальной мобильности наиболее значимы в традиционном обществе и какие в индустриальном обществе: армия, церковь, школа (образование), политическая организация, экономическая организация.

 

17. Как вы считаете, можно ли рассматривать процесс миграции в обществе как один из видов социальной мобильности?

 

18. Раскройте понятие социального лифта. Насколько доступен этот канал мобильности в современной России.

 

19. Проанализируйте проявления гендерного неравенства применительно к различным регионам страны. Попытайтесь объяснить причины, влияющие на особенности этих проявлений.

 

20. В традиционном обществе принадлежность к землячеству играет важную роль в совершении восходящей мобильности. С чем, на ваш взгляд, связаны проявления указанного фактора в современном российском обществе?

 

21. Каковы основные пути сглаживания социальных различий в современном обществе? Какой из них, по вашему мнению, превалирует в современном российском обществе? Обоснуйте свою точку зрения.

 

22. Проанализируйте и расставьте по степени предпочтительности факторы, способствующие совершению восходящей мобильности в современной России: занятие бизнесом, занятость в сфере культуры и творчества, удачная женитьба (замужество), принадлежность к силовым структурам, близость к власти, получение качественного образования. Свой ответ аргументируйте.

 

23. Согласны ли вы со следующими суждениями:

§ Порог бедности в одном столетии может считаться порогом изобилия в другом.

§ Для среднего класса современных обществ характерно доминирующее положение женщины в семье.

§ В прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня большинства развитых стран.

§ В основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение.

§ Прожиточный минимум в России сегодня не соответствует потребительской корзине.

 

24. Прокомментируйте следующие высказывания:

§ В современных развитых странах до сих пор существует разного рода рабство.

§ Представители класса «мелкой буржуазии» при капитализме – это одновременно и собственники, и наемные работники.

§ Универсальным измерением неравенства в обществе является уровень властных полномочий.

 

25. Согласны ли вы следующими суждениями:

§ Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне.

§ Чем выше человек поднимется по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей.

§ Уровень смертности в стране влияет на вертикальную мобильность.

§ В примитивных обществах больше статусов чем в современных.

§ Все аскриптивные являются прирожденными.

 

Date: 2015-09-24; view: 1819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию