Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. 5.2.2.1 Порядок выполнения основной части контрольной работы показан на рисунке и производится в нижеследующей последовательности:





5.2.2.1 Порядок выполнения основной части контрольной работы показан на рисунке и производится в нижеследующей последовательности:

1) Сбор материалов по заданной теме.

2) Изучение, анализ и отбор наиболее подходящих материалов.

3) Выделение основных терминов и понятий, необходимых для раскрытия темы.

4) Выбор классификационных признаков и систематизация по ним основных терминов и понятий.

5) Обобщение собранных материалов и синтез идеи логического изложения проблемы.

6) Составление плана изложения теоретической части и ее рубрикации;

7) Поиск возможностей для графического изложения сути основных ключевых моментов темы.

8) Поиск по литературным источникам примеров, подтверждающих основные теоретические доводы.

9) Окончательное изложение материала по заданной теме.

5.2.2.2 Сбор материалов по заданной теме необходимо начинать с подбора литературы, которая в свою очередь начинается с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым темам. Также студенту следует проанализировать, с какими темами наиболее близка тема заданной контрольной работы. По списку рекомендованной литературы можно подобрать основные источники.

Знакомство с литературой целесообразно в следующей последовательности: первоначально книги, справочные издания, затем периодические издания. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть в начале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем — прошлогодние, потом — двухгодичной давности и т.д. Это вызвано тем, что в более поздних публикациях приведены наиболее современные взгляды по данной проблеме, а в более ранних публикациях могут иметься ошибочные или устаревшие сведения.

 


Поиск материалов производится по библиографическим источникам, в начале по алфавитно-предметному каталогу и затем по предметному и алфавитному. Также поиск производится по периодическим изданиям, Интернету и информации на лазерных дисках.

При изучении периодических изданий лучше использовать последний в году номер журнала, в котором помещается указатель статей, опубликованных за год.

5.2.2.3 Собранные студентом материалы должны быть изучены и проанализированы для отбора из них фактов наиболее связанных с изучаемой темой.

Чаще всего, большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Поэтому можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие, фамилия автора, наименование издательства, время издания, количество изданий, аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографические ссылки, иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

Случается так, что часть отобранных материалов окажется бесполезной. Очень редко они могут быть использованы полностью. Это бывает только в поверхностных и необдуманных контрольных работах, выполненных в спешке. Для выполнения качественной работы необходимы тщательный отбор информации и изучение новых знаний. Такая работа включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, которая удобна для проведения анализа и выводов.

Изучение собранных материалов позволяет студенту заданную тему познать глубже и стать в этой области знаний знатоком, который может уже уверенно разбираться и ориентироваться в ней.

Анализ материалов — это непрерывная цепь разбиения их на дискретные, небольшие части, по которым намного легче сделать частные выводы и выделить признаки предмета. Затем они соединяются вместе и создают общую характеристику определенного объекта или явления.

Чтобы выделить признаки предмета, расчленить целое, необходимо знать, каковы эти признаки, на какие элементы их необходимо расчленить. Следовательно, анализ возможен лишь тогда, когда студент предварительно изучит отобранный материал, чтобы охватить его в целостности. Полный охват материалов дает возможность не только объективно оценить изучаемый вопрос, но и выявить тенденции его развития и различные факторы, которые определяют его развитие, а также способствуют или препятствуют этому развитию.

Таким образом, анализ позволяет переходить от общих понятий и вопросов к гораздо меньшим, упорядочить их и отобрать из них наиболее подходящие. При выполнении такой работы неожиданно в голову приходят ценные мысли и идеи, их рекомендуется сразу записать, т.к. мысли эти со временем забываются и воспроизвести их потом снова, очень трудно.

5.2.2.4 Последующее изучение отобранных материалов позволяет в них выделить основные термины и понятия, которые являются ключевыми для раскрытия именно данной темы, а при рассмотрении других тем используются в качестве вспомогательных.

Понятие — это знание, в котором отражаются общие и отличительные свойства и признаки предметов, явлений действительности и также связи и отношения между ними.

Термин — это слово или словосочетание, которое точно обозначает определенное понятие, применяемое в какой-либо специальной области науки, техники, общественной жизни и т.д. Таким образом, это специфическое понятие, которое является изначальным и основополагающим для определенной области знаний.

5.2.2.5 В теоретической части подробно рассматриваются и анализируются явления и факты в пределах заданной темы. Особое внимание в этом разделе студенты должны уделить их обработке, т.е. классификации и систематизации выявленных фактов. Факты в этом случае рассматриваются как определенного рода набор новых для студента знаний. Факты собираются для решения поставленной задачи. Поэтому количество собранных фактов должно быть в определенном смысле оптимальным, т.е. не должно быть избыточной информации и необходимо избегать расплывчатости и растянутости изложения. Одним из способов упорядочивания и оптимизации количества материала как раз является применение данных методов.

Систематизация — это расположение в определенном порядке (системе) или последовательности однородных, взаимосвязанных понятий и терминов по их общим признакам.

Классификация — это распределение тех или иных понятий и терминов какой-либо области знания по классам или группам в зависимости от их общих признаков. Он используется как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Систематизация и классификация это один из путей к еще более глубокому познанию материала. Они дают возможность наиболее коротким и правильным путем подойти к рассматриваемому вопросу. Эти методы облегчают поиск и помогают установить ранее не замеченные связи и зависимости. Их надо применять в течение всего процесса изучения собранных материалов. Они являются одной из главных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

5.2.2.6 После подробного изучения и анализа отобранного материала необходимо его обобщить и синтезировать идею логического изложения заданной темы.

Таким образом, расчленяя целое на части и изучая элементы в отдельности, студент непрерывно обобщает.

Студент должен обобщать, когда анализирует материал и при этом пытаться понять, почему происходило что-либо так, а не иначе. Отделить обобщения, выводы от анализа, процесса выработки аргументов практически невозможно.

Под обобщениями понимают логический переход от менее общего и менее широкого по объему понятия к более общему и более широкому понятию путем исключения признаков, характеризующих видовые отличия.

Обобщение — это прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

5.2.2.7 Любая контрольная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Особенно большое значение составление плана имеет при написании контрольной работы, которая выполняется студентом впервые и поэтому требует руководящего и направляющего документа. Первоначально такой план только в основных чертах дает понятие о последовательности изложения материала. В дальнейшем такой план может и должен уточняться по мере нахождения и изучения новых материалов.

При разработке плана также следует учитывать, что он должен совпадать с рубрикацией и заголовками теоретической части. Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать с помощью тезисов отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего можно начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен.

После того, как детально будут проработаны планы каждого раздела, можно начинать писать контрольную работу, следуя этому плану. При этом имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое следует выделить для изложения того или иного раздела или его отдельных частей. Конечно, в процессе дальнейшей работы эти наметки могут исказиться, их придется корректировать, но кое-какие ориентиры все, же сохранятся и позволят работать дальше более осмысленно и целенаправленно.

Деление всего предлагаемого в теоретической части контрольной работы материала на отдельные части и их нумерация называется рубрикацией. Она в контрольной работе отражает логику задуманной студентом последовательности изложения вопроса, поэтому предполагает четкое подразделение текста на отдельные логически соподчиненные части.

Рубрикации должно уделяться особое внимание, поскольку ее роль в восприятии текста очень большая. Это объясняется тем, что рубрики организуют чтение, предупреждают, о чем пойдет речь, или, по крайней мере, заставляют сделать паузу читателю, чтобы осмыслить прочитанное и подготовиться к восприятию новой информации. Помимо того, они помогают быстро найти нужную информацию, раскрывая строение текста и показывая связь и взаимосвязь отдельных структурных частей.

Образующиеся в результате рубрикации отдельные части, представляют собой разделы и абзацы, которые необходимо формировать по определенным правилам. Разделы могут делиться на подразделы, пункты и подпункты. Каждый из них имеет свой заголовок.

Заголовок должен состоять из 2–12 слов, т.е. он должен занимать не более 2-х строк. Такой заголовок можно легко осмыслить и нет необходимости читать его несколько раз подряд. В тех случаях, когда заголовок очень длинный и нужно точно передать содержащийся в нем смысл, вводят поясняющий подзаголовок, который обычно заключается в круглые скобки.

Заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов, которые должны нести основную смысловую нагрузку. Чаще всего такие слова отражают предмет или явление, о котором ниже идет речь, либо дают общие характеристики этого предмета или явления.

Любой заголовок должен быть точен. Он точен в том случае, если адекватно соответствует содержанию помещенного под ним текста. Он не должен сокращать или расширять объем смысловой информации, содержащейся в тексте, т.е. быть не шире и не уже последнего.

5.2.2.8 Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки студентом изучаемых проблем. Так как отображение какого-либо объекта или явления в виде схемы, рисунка, либо чертежа это одна из форм творческого и познавательного процесса, в ходе которого глубже познается изучаемый объект или явление, выявляются их новые свойства и тем самым студент ближе приближается к истине изучаемой проблемы.

Следует отметить, что схема — это графическое изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений, символов и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо объекта, явления или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Любая схема позволяет иллюстрировать текстовый материал наглядными, визуальными образами, которые легче запоминаются и являются продуктом мышления студента, его абстракцией. Все это позволяет показать лишь самое существенное, важное и принципиальное по изучаемой проблеме и зависит от полноты восприятия студентом материала. Именно поэтому один и тот же исследуемый вопрос различными студентами может быть представлен различными схемами.

Представление студентом изучаемого материала графически позволяет его последователям быстрее уяснить основные положения по исследуемой проблеме, понять их суть.

5.2.2.9 Особенностью процесса обучения искусству управления является овладение студентами не только теоретическими знаниями, но и практическими, т.е. им необходимо также иметь опыт поведения в конкретных производственных ситуациях, навыки и умения управления. Естественно, приобрести такой опыт в стенах учебного заведения весьма затруднительно. Частично преодолеть эту проблему позволяет отыскание отдельных фактов из практики управления, которые являются подтверждающими примерами отдельных теоретических положений.

Такая работа позволяет посмотреть на теорию под другим углом зрения и также оценить и осмыслить ее практическое значение. Это также является обратной связью коммуникационного процесса, по которой можно судить насколько правильно студент усвоил теоретические положения.

5.2.2.10 Для окончательного написания текста необходимо выбрать один из трех типов стилей его изложения: описательный, повествовательный или объяснительный. Их роль и эффективность в процессе изложения теоретической части различны, так как каждый из них обладает особыми коммуникативными свойствами и различной информативностью.

Описательный стиль — это когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств. В этом случае вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем приводят характеристику отдельных его частей.

В таком тексте можно наиболее точно отразить характеристику предмета или явления. Описание предпочтительнее других типов изложения в тех случаях, когда в работе необходимо раскрыть структуру описываемого вопроса, его составляющие части, проанализировать тенденции развития. Описание позволяет уточнить форму, состав, свойства, качества объекта. Как правило, описание носит констатирующий характер, утверждает наличие или отсутствие каких-либо признаков.

Повествовательный стиль — это когда необходимо изложить ряд последовательных событий, при этом порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются, их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.

Повествовательный стиль изложения создает наиболее благоприятные условия для адекватного отражения в тексте работы временных связей предметов и явлений объективной действительности. Этот стиль изложения динамичен, особенно при фиксации сообщений о развивающихся событиях или состояниях объекта.

Объяснительный стиль — это когда изложение строится на выведении новых положений из исходных фактов и материалов, отношения причинного следования формируют здесь целостную, логически упорядоченную картину изученного материала.

Данный стиль изложения позволяет адекватно отразить в тексте причинно-следственные связи предметов и явления. Он также дает возможность воссоздать авторскую логику изложения, всесторонне проанализировать истинность утверждений, их соответствие современным достижениям научного познания.

5.2.2.11 При изложении теоретической части часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснения, провести дополнительную информацию, побочные рассуждения и уточнения, описать источники и их особенности. В этих случаях, чтобы не загромождать основной текст подобной дополнительной информацией, используют примечания[1], которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительную по объему информацию, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют в виде подстрочной сноски[2]), или располагают в конце разделов и подразделов.

По содержанию примечания очень разнообразны, т.е. в них может приводиться следующая дополнительная информация:

1) Смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему.

2) Перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений.

3) Определения терминов или объяснение значений устаревших слов.

4) Справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте.

5) Перекрестные ссылки, связывающие данное место издания с другими его местами, содержащими более детальные или дополнительные сведения об упоминаемом здесь предмете или лице.

Примечания связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр — порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звездочками. Звездочки используют при небольшом числе разрозненных примечаний.

Выводы

Выводы являются заключительным этапом выполнения контрольной работы и размещаются непосредственно после изложения сущности теоретической части, начиная с новой страницы. Текст выводов может делиться на пункты, которые отражают последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными в реферате и во введении. Таким образом, в выводах кратко излагается суть тех новых знаний, которые были установлены студентом в процессе достижения поставленной в контрольной работе цели. Выводы также предполагают наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, оценку теоретической значимости и практической ценности полученных новых знаний. Выводы могут включать в себя и практические предложения и пути продолжения дальнейших исследований.

Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не должны быть слишком длинными. Они должны быть по форме как тезисы, т.е. краткими и лаконичными. К каждому из них автор мог бы мысленно добавить слова «Я утверждаю, что…».

При формулировании содержательной части выводов обычно соблюдается определенное правило: каждый пункт, абзац или предложение в выводах посвящены только какому-то одному вопросу (как правило, он раскрывается в пределах одного раздела), очень кратко раскрывая его суть, а все утверждения в выводах выстраиваются в определенной логической последовательности воспринятой студентом в процессе изучения заданной темы.

Выводы, составленные по такому плану, дополняют характеристику полученных студентом теоретических знаний по заданной теме, а также показывают уровень профессиональной зрелости и научной квалификации студента по данной проблеме.

Контрольные вопросы

Подготовка данного раздела контрольной работы — это один из наиболее сложных и ответственных ее этапов, так как для составления грамотного контрольного вопроса от студента требуется не только неосмысленное переписывание из литературных источников материала по заданной тематике, но и его детальное изучение, восприятие, систематизация и усвоение.

Контрольные вопросы составляются в количестве не менее 10–15. Они должны быть составлены с таким расчетом, чтобы равномерно и в полном объеме охватить излагаемый студентом в контрольной работе материал. При этом следует учесть, что контрольные вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы отразить глубину усвоения студентом знаний по рассматриваемой проблеме. В связи с этим, следует избегать поверхностных вопросов таких как: «Что такое …?», «Какие бывают типы …?», «Перечислите основные виды …» и подобные. По профессиональной грамотности и сложности сформулированных вопросов, преподаватель сможет оценить, насколько полно и правильно студент изучил и усвоил знания по заданной теме, в целом по изучаемому предмету «Теория управления и принятия управленческих решений», а также может их увязывать со знаниями, полученными по другим смежным предметам, ранее изученным в университете. Кроме того, один из составленных вопросов будет выбран преподавателем на защите контрольной работы в качестве дополнительного. По этой причине законченная контрольная работа должна быть своевременно сдана на проверку и после защищена.

Date: 2015-09-24; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию