Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональные состояния. Эмоциональная регуляция. Проблема совладания





План

Теория стресса Г.Селье

Теория Л.Лазаруса, совладание

ПТСР

Фрустрация

Типы реакции на фрустрацию (Левитов)

Исследование фрустрации К. Левина и Т. Дембо

Тревога

Стадии развития тревоги по Березину

Аффект

Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной.

Классификация эмоциональных переживаний по форме их проявления:

· Эмоциональные реакции – возникают непроизвольно на определенные события в среде и проявляются как переживания страха, гнева, удивления и т.д.

· Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные по времени переживания: беспокойство, тревога, обида и т.д.

Эмоциональные отношения проявляются как симпатия или антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д.

Теория стресса Г. Селье

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Общий адаптационный синдром.

«триада стресса»:

1)Надпочечники увеличиваются в размере и темнеют;

2)Атрофия вилочковой железы (тимуса);

3)Изъязвление внутренней поверхности желудка.

3 стадии ОАС:

1) Реакция тревоги. общая устойчивость к стрессу ниже нормы. Происходят гормональные изменения.

2) Фаза сопротивления. Признаки тревоги практически исчезают, уровень сопротивляемости значительно выше. Восстановление запасов гормонов. Адаптация – нормальное функционирование;

3) Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются. Признаки реакции тревоги, нарастают, индивид погибает.

Два типа стресса:

Дистресс – неприятен и наносит вред организму.

Эустресс – положительный, способствует мобилизации.

Соотношение эмоций и стресса. Г лавной составляющей психологического - стресса эмоциональное возбуждение.

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Оценка напряженности – оценка деятельности: ухудшение или улучшение.

Напряженность характеризуется по двум признакам:

1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма, импульсивная – увеличение количества ошибочных, генерализованная – резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности).

2. Сила, стойкость этих нарушений.

Теория Л. Лазаруса. Физиологический и психологический стресс.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Вредность - от характера психологических структур. Важен прошлый опыт. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Виды стрессов:

1) Физиологический стресс.

2) Психологический стресс, это стресс, вызванный психологическими стрессорами: А) Информационный стресс

Б) Эмоциональный стресс

Выделял 2 вида совладания:

А) Проблемно-ориентированный – попытки улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки ситуации

Б) Эмоционально-ориентированный – мысли и действия, направленные на снижение физического или психологического влияния стресса. Отрицание, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, поиск положительных эмоций и ощущений и т.д.

Петухов. Психологический стресс: эмоциональный стресс (предел напряженности за которым эмоции мешают деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Посттравматическое стрессовое расстройство.

ПТСР – нарушение психики у лиц, перенесших экстремальные ситуации и получивших психическую травму.

Симптомы:

1)Повторяющиеся переживания травматической ситуации, которые провоцируются внешними стимулами (по принципу ассоциаций). Проявления: - Аффективные картины(возможны галлюцинации), - Навязчивые мысли.

2)Кошмары, соответствующие тематические сны.

3)Рост тревожности.

4)Социальная дезадаптация, чрезмерная раздражительность, гнев, страх.

5)Депрессивные состояния.

6)Неврозы, вегетативные расстройства.

7)Нарушение психических процессов: чувства времени, восприятия.

Фрустрация.

Фрустратор – внешняя причина. Фрустрация – провоцируемое фрустратором состояние ограничения, невозможности достижения желаемого. Ф. когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Проблема: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия (не про Ф); 2) непреодолимые (борьба с раком). Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

Фрустрация различается по психологическому содержанию, направленности, длительности.

Фрустрация может быть: типичной для характера человека/нетипичной, выражающей возникновение новых черт характера/эпизодической, преходящей.

Типы реакций на фрустрацию (Левитов):

1) Толерантность. 2) Агрессия 3) Фиксации(Стереотипность/Прикованность к фрустратору/Капризное поведение/Уход в отвлекающую деятельность) 4) Депрессия 5) Регрессия 6) Эмоциональность 7) Репрессия (подавление(вытеснение)) 8) Отрицание 9) Рационализация 10) Изоляция

Исследование К. Левина и Т. Дембо

Типы реакций на состояние фрустрации:

1)Агрессия. На себя или вовне.

2)Регрессия: Эмоциональная, Инструментальная – повторение одних и тех же, способов поведения. Познавательная – ситуативное снижение уровня познавательного развития(от понятий к комплексам).

3)Уход – отказ от активности:

А) Замещение(позитивный) – попытка найти другой объект.

Б) Рационализация(негативный) – переход от эмоционального к рациональному способу рассуждения.. Окончательно преодолеть фрустрацию нельзя, необходимо на эмоциональном уровне.

4)Фантазирование – выход в ирреальный план – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым.

Тревога

Нет единого определения тревоги. Хорни. Тревога – реакция на опасность (реальную или воображаемую). Березин: Тревогаэмоциональное состояние, ощущение неопределённой опасности, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса (наиболее полное определение).

Хекхаузен выделял:

- Тревогу (актуальное состояние)

- Тревожность (личностная черта)

  1. Тревожность, как и страх является реакцией на опасность. В отличии от страха характеризуется расплывчатостью/неопределенностью.
  2. Тревога, как отмечал Гольдштейн вызывается такой опасностью которая угрожает сущности или ядру личности.
  3. Критерии Ясперса: тревога ощущается ВНЕ связи с каким-нибудь стимулом, а страх соотносится с определенным стимулом и объектом.

 

Стадии развития тревоги (Березин)

Управляет гипоталамус. Если его стимулировать у животного, настороженность, страх, паника. Тревожность человека – это единое функциональное явление.

Стадии:

0. ощущение внутренней напряжённости;

1. гиперстезические реакции: повышается значимость ранее нейтральных стимулов, субъективное увеличение силы раздражителей, неадекватное поведение, нарушение адаптации;

2. тревога – ощущение непреодолимой угрозы;

3. страх – если объективные причины тревоги не осознаются – происходит опредмечивание подходящим объектом;

4. ощущение неотвратимости катастрофы, вызывается интенсивностью тревоги;

5. тревожно-боязливое возбуждение, возникает необходимость в разрядке, которая ведёт к неорганизованной активности, это вершина нарушения адаптации.

Аффект

Ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации).

Характеристики аффекта:

Date: 2015-09-24; view: 761; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию