Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патологические явления памяти





Память – собирательный термин, обозначающий совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления опыта (воспринятого, пережитого или сделанного).

Функции памяти (Рубинштейн): 1)приобретение, сохранение, использование индивидуального опыта; 2)приобретение, сохранение, использование и передача общественного опыта; 3)поддержание единства и тождества личности.

Акт памяти включает 3 фазы: а) фаза запоминания; б) фаза сохранения; в) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, т.е. мнемические процессы.

Психологи изучают 3 категории мнемических процессов: воспоминания или воспроизведение материала, узнавания или идентификация, повторное заучивание

Классификация видов памяти:

· По содержанию запоминаемого – запоминаются движения, эмоции (чувства), образный материал, смысловой или логический.

· По наличию/отсутствию мнемической цели – произвольная и непроизвольная память.

· По использованию средств запоминания – опосредствованная и неопосредствованная.

· По содержанию дп подразделяется на 3 класса: 1)процедурная (как делать?) и декларативная (что делать?) – 2)эпизодическая (эпизоды личной жизни, индивидуальный опыт) и 3)память-словарь (семантическая, общечеловеческая).

· По наличию прямого сознательного доступа к содержаниям памяти – эксплицитная (явная) и имплицитная (неявная).

Критерии видов П:

1. предметный критерий

Блонский: 4 вида памяти: 1 - моторная память; 2 - эмоциональная, аффективная память 3 - образная память 4 - специфически человеческая словесно-логическая память

Когнитивисты выделяют 3 вида памяти:

1) сенсорная память; сенсорный регистр, информация огромна, но хранится доли секунды (для дальнейшей селекции) открыта в опытах Сперлинга Сенсорный регистр существует в разных модальностях: зрительный регистр (иконическая память), слуховой (эхоическая память), тактильный.

2) КП, рабочая, оперативная память. Функция - сохранение информации, нужное для работы с ней. Сколько времени человек работает с информацией, столько она и сохраняется. (Объем – 5-6 единиц) Основной механизм этой памяти - повторение! КП нечувствительна к величине единиц и носит механический, а не смысловой характер. Между сенсорной и КП существует механизм кодирования информации в акустическую (речевую) форму, т.е. основная функция КП – перекодирование информации в логическую, семантическую форму.

3) ДП – постоянная – очень сложная структура, неограниченная емкость и долгое время хранения, но введение в эту память требует дополнительных усилий, смысловой переработки информации. В ДП хранятся все знания, когда-либо полученные человеком – их добываемость зависит от степени упорядоченности памяти.

· Позже Тульвинг разделил ДП на два вида:

o На эпизодическую, основанную на временной последовательности событий. В зависимости от мотивации, события (и их куски) могут меняться местами и даже перейти в бессознательное. Новая информация не отменяет старой.

o И на семантическую понятийную память (материал кодируется по смыслу), - на речевой, языковой основе. Это консервированное мышление. Здесь новая информация может подтверждать или опровергать информацию (семантическое поглощение)

Одни и те же события могут быть представлены в разной форме в обоих видах памяти.

2. критерий генетический развития

· Уже упомянутая гипотеза Блонского. Он выделил не только виды, но и уровни развития памяти.

· Жане: смысловая память (память-рассказ) и реминисценция. Память социальна, а реминисценция – нет. Реминисценция наиболее древний слой памяти. Реминисценция подобна автономным воспоминаниям, независимым от жизни человека, это – патологическая разновидность непроизвольной памяти.

· Выготский: 2 вида памяти: натуральная=непроизвольная=непосредственная (это память первобытного человека и животного, один из ее видов - аффективная) и высшая=произвольная=опосредствованная – это ВПФ, социальная память, которая появляется у ребенка вместе с развитием речи. Непроизвольная память.

Непроизвольная память связана с запоминанием и воспроизведением, которое является дополнительным продуктом осуществления деятельности.

А.А. Смирнов. Исследование показало, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность материала к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности и/или к сфере значимых, устойчивых мотивов.

П.И. Зинченко: выявлена высокая продуктивность запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности и низкая эффективность запоминания там, где они были лишь фоновыми раздражителями. Важным фактором эффективности непроизвольного запоминания оказалась не только включенность материала в выполняемую деятельность, но и сложность самой деятельности, ее содержательность для испытуемого. Это было показано во второй серии эксперимента. Если материал был слишком прост и не требовал постановки сознательной цели, то запоминания не наблюдалось.

А.А. Смирнов выявление роли активности человека в процессе деятельности как фактора обуславливающего в том числе и непроизвольное запоминание. Непроизвольное запоминание является наиболее эффективном с том случае, когда материал является предметом, на которое направлено действие, а не операцией.

Произвольная память.

В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти: переход от непосредственной памяти к произвольно регулируемым, опосредованным знаками, специфически человеческим формам памяти. О произвольном запоминании и воспроизведении, мы говорим в том случае. когда перед нами стоит зада запомнить.

Л.С. Выготский: превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к запечатлению, к овладению ею посредствам знаковых систем. Две направлений развития психики - натуральной и культурно опосредованной. Выделяются натуральные и ВПФ. Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками и носит культурный характер.

Взрослый, общаясь с ребенком, сначала сам овладевает его психикой.. Потом ребенок сам начинает регулировать свои психические функции, с помощью тех средств, которые дал ему взрослый. Долее происходит интериоризация - превращение внешнего средства во внутреннее.

Методика двойной стимуляции, в которой испытуемым предлагается два ряда стимулов. Стимулы-объекты - их запоминание является прямой задачей и стимулы-средства - используются для осуществления запоминания. В ходе наблюдения за дошкольниками, которым предлагается ряд слов в качестве объектов и карточки с изображениями в качестве средств, было показано, что сначала арточка помогает запомнить лишь в том случае, если она близка по содержанию к запоминаемому слову ("чай" -"чашка"). Потом становится доступно связывание по сходству или функциональному признаку ("нож" - "арбуз", арбуз режут ножом). Ребенок школьного возраста может активно связывать предложенное слово и картинку в новую ситуацию, при этом картинка может не иметь ничего общего со словом.

А.Н. Леонтьев с помощью методики двойной стимуляции изучал развитие высших форм запоминания. Результаты исследований: параллелограмм развития памяти. Повышение продуктивности запоминания с возрастом имеет нелинейный характер. Объяснение: вращивания внешнего средства, превращение его во внутреннее, психологическое средство.

В исследованиях З.М. Истоминой.. Истомина описала три уровня развития произвольной памяти в детском возрасте. 1 уровень - самостоятельная цель запоминания не обнаружена. 2 уровень - цель запомнить есть, но ребенок не знает как ее осуществить. 3 уровень - ребенок овладевает особыми приемами произвольного запоминания т постепенно научается эффективно их применять. Произвольное воспроизведение опережает в своем развитии произвольное запоминание.

Классы патологических явлений памяти:

1. Амнезия – любая потеря памяти, по своему масштабу и степени значительно превосходящая обычное забывание (бывают 1)органические – антероградная, ретроградная, антеро-ретроградная и 2)функциональные, эпилептическая, постгипнотическая, посталкогольная, младенческая амензия).

2. Гипермнезия – аномалии или расстройства памяти, заключающиеся в избыточном (далеко выходящим за пределы нормального и необходимого) запоминании и восстановлении материала. 3. Парамензия (ошибки памяти) – выделяют 3 типа явлений:

4. Конфабуляция (ложное воспоминание).

5. Криптомнезии – не узнается хорошо знакомое.

6. Явление уже пережитого – ошибочное восприятие новой ситуации как того, что уже было в прошлом.

 

Вопрос 30. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

План

Date: 2015-09-24; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию