Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория комплексов Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций





Мышление как функционирование интеллектуальных операций.

III. Гештальт-подход. Гештальт-психология (Дункер, Вертгаймер, Келер, Майер, Секкей)

Предмет психологии мышления – продуктивное мышление. Решения нет в прошлом опыте. Надо найти новые способы решения.

Мышление – процесс переструктурирования проблемной ситуации через инсайт.

К.Дункер и М.Вергаймер впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мышления - стадии решения творческой задачи.

Этапы по Дункеру:

-проникновение в конфликт – рассогласованность между средствами и целью. Слово слишком.

-нахождение функционального решения через инсайт. Нахождение общего принципа.

-окончательное решение.

Секкей Ввел понятие функциональная фиксированность за объектом закрепляются ф-и, которые препятствуют переструктурированию. Невозможность абстрагироваться от прошлого опыта. Далеко не все лица, обладающие знаниями, достаточными для решения задачи, способны использовать эти знания продуктивно.

Келер – двухфазные задачи.

Выделяются умные и глупые ошибки. Умная ошибка – правильно осуществлён первый этап, но неправильно проведена реализация функционального решения.

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.

Интеллект – адаптация объекта к субъекту.

Адаптация – уравновешивание субъекта с окружающей средой на основе равновесия ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция, Аккомодация

Операция - интериоризированные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости.

4 стадии развития по Пиаже:

1 стадия: сенсомоторный, довербальный интеллект: от 0 до 1.5-2лет

2 стадия: допонятийное мышление(от 1.5-2 до 7лет)

3 стадия: стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12лет)

4 стадия: стадия формальных операций (с 11-12 лет)

Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина)

-формирование умственных действий идет от внешне-практического предметного действия к внутренне-интеллектуальному акту внутренней речи.

Интериоризация.1. ориентировочная основа – ознакомление с задачей, возникновение плана действий, образца. 3 вида ориентировочной деятельности:

- Ориентировка на признаки, нет указаний, плана. Есть только сам предмет. Совершается много ошибок.- Ориентировка на признаки и отношения. - Ориентировка на существенные свойства и отношения.

2. материальные действия с предметом.

-использование изображений при выполнении – чертежи, схемы, модели

-происходит развертывание – подробность операции, и обобщение действий – выделение существенных св-в, которые нужны для действия.

-освоение действий, -сокращение операций, уменьшение опоры на материальные предметы.

3. Громкая речь.

Переход действия в умственный план без опоры на предмет.

-предметы образно представляются в уме. Например, ребенок считает яблоки, представляя их в уме.

-образуется громкая речь. Речь – форма предметного действия (проговариваются все операции подробно шаг за шагом) -сокращение речи

4. речь про себя.

Действие целиком проговаривается про себя, то есть речь без звука.

5. внутренняя речь – действие в умственно-интеллектуальном плане. - Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), - Умственное действие обобщенное и сокращенное.

С.Л.Рубинштейн: Исследования процессуальной стороны мышления

- мышление – процесс, деятельность. Мышление имеет ту же структуру, что и деятельность. Мышление – непрерывное взаимодействие человека с объектом-задачей (S-O) Мышление – единичный процесс аналитико-синтетической деятельности. -процесс мышления состоит из ряда интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракция, синтез.

Деятельностный подход. Тихомиров. опора на теорию деятельности А.Н.Леонтьева.

1. Мотив-деятельность. изучение роли потребностей и мотивов в инициации, последующей регуляции и прекращении мыслительной деятельности субъекта.

2. Цель – действия. исследования процессов реше­ния мыслительных задач. В психологии мышления типичной является ситуация, когда цель не достижима обычными способами. Она, цель, вроде ясна, а как ее достигнуть - не очень понят­но. Нужно найти операции, средства новые.

3. Условия – операции. Логические операции. Средства мышления. понятий, суждений, умозаключений,3 уровня исследования: операции, действия и деятельность.

 

Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, П. Линдсей, Д. Норман, ньюэлл, саймон)

Предмет исследования: Мышление человека сходно с мышлением компьютера.

Мышление пассивно: субъект не рассматривается. Главное – решение задачи. Главное – объект.

Любой сложный психический процесс, в том числе и мышление – разбивается на самые простые элементы – оперирование символами.

Процесс решения задачи: стратегия – алгоритм – эвристика.

 

Date: 2015-09-24; view: 1165; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию