Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптивное значение психики





Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Вопрос о объективном критерии психики.

Проблемы критерия психического. А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; Р.Декарт).

2. Панпсихизм (всеобщая одушевленность, проблема возникновения снимается; Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (психика есть у любого живого существа; Аристотель).

4. Нейропсихизм (объективный критерий: наличие нервной системы; Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

 

Критика Леонтьвым: первая - очень узкая, вторая слишком широкая. Третья не позволяет установить качественного отличия живого организма, обладающего психикой. Нейропсихизм недостаточен, т.к. связь органа и функции подвижна, одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Функциональный критерий: Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, необходим телесный орган - появляется НС. В общем случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению.

Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.

 

Гальперин

Критерий наличия психики и функции. Функция психического отражения – ориентировка организма в среде.

Два типа ситуаций, в которых может оказаться и действовать живой организм, и соответственно им два типа приспособления (реагирования, ориентировки) организма к этим ситуациям

– физиологическое (автоматическое действие, пассивная ориентировка). Нет необходимости в психическом отражении среды: приспособление может успешно осуществляться за счет готовых физиологических механизмов. Действия организма, в основе которых лежит морфологически закрепленный механизм, П.Я. Гальперин называет автоматическими.

- психическое (активное действие, ориентировка).

1) актуальным отсутствием того, что необходимо организму (и, как следствие, необходимостью его поиска);

2) индивидуальной изменчивостью, т.е. практической неповторимостью в опыте индивида и даже вида, что приводит к отсутствию готовых адекватных механизмов реагирования и, соответственно, необходимости их создания «на месте».

Действия организма в подобных ситуациях П.Я. Гальперин называет активными; механизмом же приспособления к такого рода ситуациям и совершения активных действий выступает психика.

Возникновение подобного механизма П.Я. Гальперин связывал с переходом животных к подвижному образу жизни. Действительно, при перемещении животного во внешней среде его положение относительно окружающих объектов постоянно изменяется, что приводит к невозможности приспособления за счет только физиологических, закрепленных морфологически механизмов.

 

Гипотеза Леонтьева - Запорожца

объективный критерий психики – способность реагировать на биологически нейтральные воздействия.

2 вида раздражимости:

Раздражимос ть – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы).

Чувствительность - способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия, потенциальные сигналы будущей биотической ценности. Нужна для ориентировки в гетерогенной среде.

Чувствительность = психическое отражение этих воздействий в форме ощущения.

Функция психики – сигнальное опосредование деятельности, отражение биологического смысла воздействий.

 

Первичная форма психического отражения – элементарная сенсорная психика. Для нее характерно отражение отдельных свойств среды в форме ощущений.

 

Эксперименты Леонтьева с кожной чувствительностью

Недостаточно наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим – необходимо активное обследование ситуации субъектом (ориентировочная деятельность, поиск связи).

 

Стадии эволюции психики по Леонтьеву.

· Элементарная сенсорная: Некоторые простейшие, все беспозвоночные, низшие хордовые, рыбы. Стадия элементарной чувствительности. Отражает отдельные свойства объекта. Ощущения, инстинкт, безусловный рефлекс. Типы научения: импритинг, привыкание, сенсибилизация.

· Перцептивная стадия, предметное отражение. Восприятие целостных объектов. Способно обучаться, индивидуально приобретенные навыки поведения (операции). Образы, навык, условный рефлекс. Типы научения: классическое, оперантное. Поведение – совокупность операций, в зависимости от условий.

· эксперимент с преградой и сомиком. Образ преграды и еды един.

· эксперимент с кроликом. Ищет морковку в ящике, отражается объект целиком.

 

· Стадии интеллектуального поведения. Способность отражать межпредметные связи. Форма отражения – предметные ситуации, функциональные понятия. Форма поведения – интеллект. Признаки стадии:

1.Решение двухфазных задач;

2. Использование средств;

3. Перенос способа решения на сходные задачи. Возможен инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт.

Особенности деятельности:

· 1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа безуспешных проб и ошибок

· 2) воспроизведение найденной операциибез новых проб и ошибок при повторении опыта

· 3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

· 4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи

· Первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл.

· действие на основе предвосхищаемой ситуации, а не наличной. птицы видят, что в трубу поподает пищевой объект, а бегут ждать его на выходе, предвосхищ движение.

 

Адаптивное значение психики (А.Н. Северцев). 2 способа приспособления:

· Изменение, приспособление органов. Медленный, к постепенным изменениям среды, общий у растений и животных;

· Изменение поведения, способность к разумным действиям в ответ на быстрое изменение среды.

2 механизма развития поведения:

- Медленное изменение наследственных форм поведения;

- Приобретение индивидуального опыта в научении.

Развитие в онтогенезе:

· Зрелорождающиеся

· Незрелорождающиеся

Эмбриональная стадия – Постнатальная – Ювенильный период (в нём выделяется игровой период)

На каждом этапе онтогенеза особые отношения с окружением. На эмбриональном уровне – через материнскую особь. На раннем постнатальном – также через материнскую особь. Это определит дальнейший ход развития, важно на данном этапе два фактора: 1. Взаимодействие при кормлении; 2 тактильная стимуляция.

Ювенильный период. Взаимодействие с представителями своего вида.

Концепция Фабри: игра – не взрослое поведение, а развивающая деятельность.

Игра обладает рядом свойств:

1. Незавершенность

2. Перемешивание элементов из разных функциональных схема

3. Повторение паттернов.

Игра – построение сенсомоторных координаций, животное научается управлять своим поведением.

Сензитивный период. Депривация – потеря возможности взаимодействовать с видоспецифическим окружением(матерь, предметами)

Пластичность – врожденное и приобретенное. Обычно приобретенное противопоставляется врожденному.

Современные взгляды:

a. Вагнер. Инстинкты – врожденное, бессознательное. Колеблются, отсюда пластичность. Понятие рамок – нормы реакции.

b. Крег. Воронка Крега – структура поведенческого акта, то, что ригидно относится всегда к завершению, то, что пластично - к началу.

c. Лоренц. В 30-х гг – концепция инстинктивного поведения. Пластичное поведение – поисковое. Исследовал только пауков и птиц. Инстинктивное поведение – комплекс фиксированных действий, повторяется, истощается, пластичен за исключением фазы конечного действия. Поведение – результирующая множества инстинктов.

Термин врожденного и выученного в данный момент устаревшие. Генетическая предрасположенность и полученный опыт определяют границы научения. Условия жизни влияют на то, какие гены передаются следующему поколению. Роль ранних этапов крайне велика для развития поведения.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 3125; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию