Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сознания в психологии





1. Новое время: Декарт, Локк, ассоцианисты,

2. Вундт. Психология сознания. Титченер

3. Функционализм (Брентано, Джеймс).

4. Фрейд.

5. Гештальтпсихология.

6. Бихевиоризм.

7. ЛСВ.

8. АНЛ.

Сознание – высшая форма психического отражения, присущая только человеку как культурно-историческому существу.

В область изучения психологии сознание ввели Декарт и Локк.

Р. Декарт: Сознание как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит. Атрибут сознания – мышление. Метод сомнения. О т сущности «Я» неотделимо только мышление. Мышление включает в себя всё содержание сознания. Критерий психического – сознавание.

Дж. Локк развил тезис Декарта. Предмет психологии – факты сознания, открыты только мне; изучать методом интроспекции.

Два источника знаний: а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия)

Начало элементаризма: сознание состоит из идей; идеи простые и сложные; сложные состоят из простых.

3 пути образования из простых идей сложных: соединение; сравнение; абстракция.

Ассоциация – закономерная связь, возникающая в опыте индивида между двумя содержаниями сознания, появление одного влечет появление другого.

 

(Д.Гартли, Д.Юм). Ассоциативная психология считала сознание составленным из элементов (простейших чувств, идей и пр.), объединенных по закону ассоциации в более крупные (образы, эмоции).

В.ВУНДТ Одна из первых программ создания психологии. Предмет - сознание, "совокупность сознаваемых состояний".

Модель сознания как поля сознания и поля внимания в центре, с фиксационной точкой внимания в сердцевине).

Свойства сознания:

1. Сознание состоит из элементов. 2 типа:

- объективные - ощущения – отражение отдельного свойства предмета(качество, интенсивность протяженность)

- субъективные - простые чувства, могут комбинироваться в сложные.

Субъективные, т.е. чувства, представляют собой 3 пары:

· удовлетворение/неудовлетворение,

· возбуждение/успокоение,

· напряжение/разрядка.

Любое эмоциональное состояние можно собрать из трех простейших элементов.

2. Сознание ритмично по своей природе (метроном): тенденция к образованию групп. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

3. Объем сознания = 16, элементов до 40. Объем внимания = 7 + 2. То, что находится в поле внимания, осознается ясно и отчетливо.

Законы связи элементов сознания (с помощью ассоциаций )

Память установление ассоциаций.Возникновение единого опыта из отдельных составляющих сознания объясняет теория апперцепции.

Основные процессы сознания:

-перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания,

- апперцепция - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Апперцепция является предвниманием и предполагает активность субъекта

Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, может быть получение большего (целого), если связи нет - перцепт может быть вытеснен за порог сознания.

Матафора сознания – волна. Процессы на гребне – высокая степень ясности, когда они лучше всего проявляются в переживании. Интенсивность возрастает с ясностью.

Титченер. Метод – аналитическая интроспекция. Специфика метода: направляется на выделение простейших элементов сознания( ощущений и элементарных чувств), испытуемые должны избегать терминов, описывающих внешние объекты, только ощущения. Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером «ошибкой стимула». Результатом должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа.

 

4. Брентано Франц. Функционализм – изучали не структуру, а функции.

Представления Вундта о сознании неверны, игнорируют активность сознания, постоянную направленность на объект("интенция "). Сознание целостно по природе. Психическими являются не содержания, а процессы, представляющие явления внешнего мира в сознании – психические акты. Психология - наука об актах сознания.

 

В Америке классик функционализма У.Джеймс. С ознание как поток. 4 св-ва сознания:

1) непрерывность;

2) изменчивость;

3) избирательность;

4) индивидуальность.

 

ГЕШТАЛЬТИСТЫ сознание – целостная структура, от общей организации которой зависят отдельные компоненты. Свойства:

1. Принцип неаддитивности – целое не равно сумме его частей.

2. В сознании можно выделить центр (фигуру) и периферию (фон). Эти части являются связанными, образуют единую структуру.

В гештальт-психологии выработали разные законы сознания новые.

 

Методы в психологии сознания.

Аналитическая интроспекция (Э. Титченер). Стремление полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.

Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа). Ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления, ретроспективный отчет.

Феноменологическая интроспекция (гештальтпсихология). Ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности „наивным испытуемым“.

 

З.ФРЕЙД: психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности.

Явления сознания

3. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени.

Центром сферы сознания является Эго.

 

III. Неклассическая психология сознания.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ: нельзя объяснять явления сознания из самого сознания - искать в общественных отношениях.

Две линии психического развития ребенка – «натуральное» и «культурное».

-существуют особые «психологические орудия» - различные знаковые системы.

Внешний знак – интериоризация.

три основных свойства ВПФ:
1) социальность (по происхождению);
2) опосредствованность (по строению);
3) произвольность (по характеру регуляции).

4) + системность.

 

Отсюда главное: сознание общественно по происхождению; оно имеет культурно-исторический характер; имеет смысловое (значения) и системное (ВПФ) строение.

 

 

А.Н. ЛЕОНТЬЕВ.

 

Рубинштейн выводит принцип единства сознания и деятельности - субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется.

Психика неотделима от деятельности, особая форма отражения мира, ф ункция любой формы деятельности.

Путь познания психики - изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции.

- психика как ориентировочная часть деятельности определяется ее особенностями(мотивами, целями и т.п.), единицы анализа психики оказываются неотделимыми от единиц анализа деятельности.

 

-структура сознания - деятельности: деятельность - действие - операция - психофизиологические функции.

Выделение отдельных деятельностей по критерию мотива (предмета потребности), действий - критерию цели (сознательного образа желаемого результата), операций - критерию способа выполнения действия (т.е. задачи, цели в определенных условиях).

"сдвиг мотива на цель" (приобретения целью самостоятельный побудительной силы) и осознания мотива (превращения его в мотив-цель).

Структура сознания-образа:

1. Чувственная ткань – придает "реальность" образу мира как внешнему полю деятельности.

2. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

3. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл – значение «для меня», которое определяется потребностями и мотивами данного человека

 

У Леонтьева встречаются три различные понимания сознания:

1) Объективное отражение, в отличие от субъективного у животных.

2) Рефлексируемый внутренний мир человека и самосознание.

3) Основное свойство - представленность субъекту его психической жизни (осознанность).

 

Французская социологическая школа (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие): индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого психика социализируется и интеллектуализируется, становится сознанием. Сознание - это "со-знание", продукт общения сознаний.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 714; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию