Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественная психология





Наука. Психология как наука.

Психология как наука

Связь с др науками

Научная и житейская.

Как наука о душе

Сознания.

Структурализм

Функционализм

Бихевиоризм

Гештальт психология

Когнитивная психология

Психоанализ.

Отечественная психология

Наука – 1) сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все моменты и условия этого производства.

М. Г. Ярошевский. Обусловленность развития науки социокультурными и другими «внешними факторами».

Психология – наука о душе (психике).

Объект – человек сам по себе и в системе общества

Предмет - психика, функция высокоорганизованной материи (мозга) или активное отражение объективной или субъективной реальности. Психическое отражение - активный процесс, самообуславливающий, способствующий адаптации субъекта и изменению и преобразованию мира.

Характеристики психики: 1. отражает окружающий мир. 2. Регулирует поведение.

Методы: эксперимент, беседа, наблюдение, эксперимент.

О бъект и субъект познания сливаются. Плюрализм мнений, нет единого правильного ответа. Теории имеют право на существование, так как рассматривают психические процессы с разных сторон.

Психология и другие науки.

Психология начинала свое развитие в рамках философии. В 1879 г. она выделилась официально в отдельную науку (В.Вундт). Возникла на стыке естественных наук о человеке и гуманитарных (философия).

Место психологии в системе наук, изучающих человека Б. Ф. Ломов. Психология - интегратор всех наук о человеке. Пирамидка общественные, естественные, технические, философские. (время на нарисовать 10 сек)

4. Соотношение научной и житейской психологии.

1. В житейской психологии знания конкретны, научная - обобщения, научные понятия.

2. Житейские - интуитивный характер, путем проб и ошибок. Научные рациональны и осознанны.

3. Возможность передачи знания в житейской ограничена. В научной аккумулируются и передаются.

4. Методы житейской - наблюдение и размышление, в научной добавляется эксперимент.

Научная психология:

· Опирается на житейский психологический опыт;

· Извлекает из него свои задачи;

· На последнем этапе им проверяется.

Развитие предмета психологии.

2 больших периода: (6 век до н.э. – 19 век)психологические знания развивались в философии и других науках; (с середины 19 в) второй — п сихология как самостоятельная наука.

Этапы

Развитие учения о душе в рамках философии и медицины. Душа (античность) – особое начало, источник активности, проблемы истинного познания, жизни души после смерти и в ИСС.

Материалистические представления о душе: демокрит, Эпикур.

Душа телесна, причина движения тела, смертна.

Идеалистическая психология Платона.

Душа относится к миру идей, связывается с телом при рождении, после смерти возвращается в мир идей, тело – к миру вещей. Мировая душа и индивидуальная душа.

Аристотель. Душа – форма живого тела, его причина и цель жизни, сущность, «энтелехия». Растительная-животная-высшая(разум) душа, у животных 1 и 2, у человека 1,2,3

 

Христианство закрепило представления о божественной сущности души. Тенденция к эмпирическому изучению. Р. Бэкон (13 в.), У. Оккам (14 в.), Ф. Бэкон (16 в.): реальность нужно изучать в опыте. Душа не подается эмпирическому исследованию, нужно отказаться от рассуждений о ее сущности.

В работах следующих ученых есть представление о душе, но она уже не обладает силой объясняющего принципа.

Р. Декарт: Мышление дано непосредственно, все остальное опосредствованно им. Самым достоверным является наше сознание – его и нужно изучать.

Дж. Локк: содержание сознания (идеи) приобретено в опыте. 2 вида: внешний и внутренний. Единственный путь изучения сознания – внутреннее восприятие. Зародился метод интроспекции, эмпирическая психология сознания. Развились в идеи Вундта и Брентано.

В.Вундт: 1879 – первая лаборатория экспериментальной психологии. Сознание – совокупность сознаваемых состояний. Задачи психологии: 1. описание свойств сознания; 2. выделение элементов; 3. установление связей между элементами; 4. нахождение законов.

Метод: эксперимент – строго контролируемая интроспекция.

Элементы сознания: ощущения и простейшие чувствования (удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение). Свойства: качество и интенсивность.

Фр.Брентано: 1874 «психология акта»: Психическими являются, процессы, представляющие явления внешнего мира в сознании – психические акты.

Метод: внутреннее восприятие того, что совершается в сознании. Эксперимент невозможен.

У.Джеймс: Метафора "потока сознания": процессуальность сознания, невозможность выделения четких элементов. Свойства потока:

- состояние сознания стремится быть частью личного сознания(я чувствую),

- в сознании происходят постоянные изменения (уникальность),

- процессы в сознании непрерывны,

- сознание избирательно.

Создана детальная классификация психических явлений, выявлен ряд законов.

 

Бессознательные психические процессы. Утверждали существование Лейбниц и Гербарт, но Фрейд первый сказал, что нужно и можно изучать систематически. Показал связь между психосоматическими симптомами и скрытыми от сознания переживаниями. Сознание – не самая главная часть психики, причины движущих сил и механизмов психики в основном в бессознательном. Три метода исследования:

1 – анализ невротических симптомов;

2 – толкование сновидений;

3 – анализ ошибочных действий.

Критика: пансексуализм, произвольность в применении методов.

Поведение. Джон Уотсон: Сознание не подлежит объективному изучению. => Предмет психологии - поведение индивида – совокупность внешне наблюдаемых реакций(в т.ч. кгр, ээг и пр) на внешние воздействия.

Критика: механистичность.

Необихевиоризм – введение промежуточных переменных и постепенное расширение внутренней реальности индивида. Преодоление многих ограничений классического бихевиоризма. Эвристичность, широкое применение в практике(Бандура, Скиннер, Толмен).

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Келер, Коффка). Предмет психологии – сознание, целостная структура. Обнаружили множество законов восприятия: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы", закон прегнантности и т.п. Принцип изоморфизма: тождественность психических и физиологических процессов по структуре, сознание – "тень" физиологических процессов, специфики нет.

Информационный подход (когнитивная психология). В основе необихевиоризм, гештальтпсхология и компьютерные технологии. Предмет - познание, когнитивные процессы. Метафора познания как переработки информации техническим устройством. Основной метод: моделирование процессов познания. Дали большой толчок развитию компьютерных программ, но методологически на позиции бихевиоризма. Проблема активности не решена: работа программы в компьютере задается человеком, у человека процессы целеполагания.

Отечественная психология: неклассический подход (ЛСВ и АНЛ). Главная особенность классического подхода: противопоставление объективного и субъективного.

Неклассическая логика: психика принадлежит субъекту и нужна для ориентации в мире, несет в себе отраженные, значимые свойства объективного мира. Психология должна рассматривать связи, процессы, связывающие субъекта с миром. Леонтьев: деятельность - конкретная связь объекта и субъекта (функция - ориентирует субъекта в мире). Объектом психологии является деятельность, предмет психологии – психическое отражение реальности, его строение, порождение и функционирование.

 

2Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов.

План:

Date: 2015-09-24; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию