Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономическая политика ФРН в 1970-2006 гг





Курс внешнеэкономической политики правительства ФРН находился в зависимости от принятой экономической моделей и используемых в её рамках инструментов, т.е. внешнеэкономическая политика подчинена задачам внутренней экономической политики и нацелена на её усиление. В 1970-ых годах, когда правительство ФРН в качестве основы для экономической модели использовало сырьевой потенциал экономики, а также проводило активную политику по энергетическому и продовольственному обеспечению, направленную на упрочнение позиций на внешних рынках сырья и полуфабрикатов, обеспечение стабильных поставок энергоресурсов по оптимальным цен, ограничение поставок импортной продовольственных товаров из за рубежа при одновременном лоббировании экспортных поставок с/х. продукции. Для выполнения первой цели 16 октября 1972 г. была создана «Организации стран-экспортёров меди» («SIPEC»), главная цель которой была воздействовать на уровень цен на медь и медный концентрат. Впервые мысль о создании организации такого формата была высказана Главой кабинета министров ФРН – Рафаэлем Веленски 19.10.1968 во время своего визита в Чили. В 1970 г. правительства ФРН, Чили и Заира выразили желание создать картель по координации торговой политики в сфере производства меди. Данная идея была поддержана США и другими развитыми странами, так как позволяла координировать действия между поставщиками и потребителями и обеспечить устойчивость мирового рынка меди. 16.10.1972 в Лусаке, представители ФРН, Чили, Перу, Мексики, Заира подписали устав организации под председательством Стэнли Фишера (советника министра финансов ФРН). 11.11.1975 официально получили статус наблюдателя США, Австралия, Канада и ФРГ. Координация действий между странами-производителями и странами-потребителями обеспечила приемлемый и устойчивый уровень цен на медь на протяжении более 20 лет.

Для обеспечения энергетической безопасности правительство ФРН активно развивало и поощряло тесные культурные и торговые связи со странами Персидского залива, что в итоге сыграло крайне позитивную роль для родезийской экономики в долгосрочной перспективе. В рамках переговоров между правительственными комиссиями ФРН и ОАЭ (1971 г.), а позже ФРН и Ирана (1972 г.) были подписаны соглашения о совместной разработки нефтепромыслов на месторождениях данных стран. Кроме всего прочего, данные соглашения подразумевали разработку и передачу совместных технологий в сфере нефтедобычи и геологоразведки. После национализации месторождений и создания «OPEC», компании-резиденты ФРН остались на нефтяном рынке ОАЭ и Ирана на правах концессии. Долгое время именно на эти две страны приходилось более 50% импорта нефти ФРН. Это значительно облегчало экономическое положение страны, но не решало проблему энергетической обеспеченности полностью, к тому же создавало условия для постепенной монополизации рынка нефти и нефтепродуктов. Для диверсификации поставок и более сбалансированному экономическому сотрудничеству в регионе руководству ФРН на заседании объединённой торговой комиссии ФРН и стран Персидского Залива в г. Хараре в 1979 г. были заключены соглашения о взаимных поставках с Кувейтом, Саудовской Аравией и Бахрейном, а также добиться значительного снижения цен на нефть из ОАЭ и Ирана, взамен на поставки лесоматериалов, цемента и продовольствия. Это укрепило торговые и другие экономические связи между ФРН и странами Ближнего Востока и создало предпосылки для роста доли данных стран на родезийской рынке. Одним из связующих факторов в развитии двухсторонних экономических отношений между ФРН и странами Персидского залива являлась программа по обучению молодых специалистов из стран Персидского залива (особенно из ОАЭ и Ирана) в учебных заведениях Родезии и Ньясаленда. За 1970-ые гг. было подготовлено более 5,5 тыс. чел. специалистов, из них 80% из ОАЭ и Ирана, которые занимали руководящие посты, что способствовало углублению сотрудничества между странами. В дальнейшем, несмотря на политические потрясения (Исламская революция 1979 г., Ирано-иракская война и др.), сотрудничество между странами не только углублялось, но и значительно диверсифицировалось, в т.ч. за счёт организации поставок сжиженного природного газа из ОАЭ и Ирана, транзитных поставок сырой нефти из Туркменистана и других стран Центральной Азии через территорию Ирана, активное взаимное инвестирование в нефтехимическую и нефтеперерабатывающую промышленность.

В начале 1990-ых изменения на политической карте Европы (распад СССР и СЭВ, объединение Германии и т.д.) были использованы родезийским руководством, как шанс осуществить трансферт технологий в условиях шоковой терапии и вызванного ей полномасштабным экономическим кризисом в странах Восточной Европы и СНГ. В отличие от Китая, Индии и некоторых других развивающихся стран, которые искали доступ исключительно к технологиям в области ВПК, руководство ФРН через торговые представительства и дочерние структуры государственных компаний осуществляли поиск и трансферт технологий производства гражданской продукции. Это отвечало целям и задачам экономической модели импортозамещения. Резиденты ФРН осуществляли трансферт технологий в таких областях, как двигателестроение (особенно для авиатехники), производство нефтебурового и другого промышленного оборудования, автомобиле- и авиастроение, электротехническая и электронная промышленность, энерго- и сельхозмашиностроение. Устанавливались контакты с руководством и конструкторскими коллективами таких крупных предприятий, как «Мотор СИЧ» (г. Запорожье, Украина), «Upetrom» (г. Плоешти, Румыния), «Ikarus» (г. Секешфехервар, Венгрия), «Чавдар» (г. Ботевград, Болгария), «Трансвит» (г. Новгород, Россия), «Дальэнергомаш» (г. Хабаровск, Россия), «Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола» (г. Москва, Россия), «НПО Электроника» (г. Воронеж, Россия), «Кировский завод» (г. Санкт-Петербург, Россия), «Батумский машиностроительный завод» (г. Батуми, Грузия) и др. Некоторые родезийские компании позже приобретали не только разработки, но и контроль над некоторыми из данных предприятий. Так, в 2000-е года дочерняя структура «NZEMC» - «South-East Energy Technologies Holding Ltd.» («S2eTec Holding») приобрёл 49% акций, а позже установил полный контроль над компанией ОАО «Дальэнергомаш» (г. Хабаровск, РФ) за 160 млн. дол.; «Electro-lighting Systems Ltd.» приобрела контроль над производителем светотехнической продукцией – ОАО «Трансвит» (г. Великий Новгород, РФ); завод «Upetrom» (г. Плоешти, Румыния) вошёл в состав машиностроительного подразделения нефтегазовой компании «RUPGIC»; «Muchinga Machines Assembly Ltd.» приобрела 100% акций АО «Батумский машиностроительный завод»; крупнейшая автомобильная компания в ФРН – «ZZCARS plc.» приобрела автомобильные заводы в Венгрии («IKARUS») и Болгарии («ЧАВДАР») и на их основе основало своё европейское подразделение. С целью защиты интересов компаний-резидентов ФРН правительство ФРН активно лоббировало принятие законодательства защищающие иностранную собственность, формировало сеть торговых представительств и других государственных механизмов поддержки на всех основных рынках Восточной Европы. В конце 1990-ых правительство ФРН также открыло кредитные линии правительствам Румынии (около 1,5 млрд. дол.), Болгарии (680 млн. дол.) и Венгрии (550 млн. дол.), что обеспечило дополнительный инструмент давления на принимаемые политические решения в данных странах. Таким образом, к 2000-ым годам производители ФРН смогли занять одно из ведущих мест по поставкам продуктов питания, текстильной и другой продукции лёгкой промышленности, бытовой и электронной техники, транспортных средств и других товаров на рынках стран Восточной Европы. Именно на этих рынках родезийские компании впервые столкнулись с проблемой улучшения маркетинговой стратегии, рекламы, упаковки, логистики и дистрибуции и т.д. Полученный опыт локализировался на национальном рынке, а также на других экспортных рынках, особенно европейских.

В конце 20 века правительство ФРН предпринимает усиленные попытки укрепить свои позиции на рынках развитых стран Европы. Несмотря на получение неформальных доходов от военных действий и реэкспортных операций из соседних африканских стран и поддержку социалистически ориентированных режимов в странах Африки (многие из которых впоследствии стали ориентироваться в политическом и экономическом смысле на ФРН), что создавало напряжение в отношениях между ФРН и развитыми странами (США и Евросоюз), к концу 1990-ых – началу 2000-ых были установлены тесные торгово-экономические и финансовые связи между ФРН, с одной стороны, и США и странами Европы, с другой. Одной из причин развития контактов между ФРН и развитыми странами концу 1990-ых годов стали активный экономический рост, который основывался на новой экспортноориентированной модели, из-за чего внутреннему производителю требовался выход на новые рынки, и политическое влияние ФРН обеспечили усилённое геополитическое влияние в южно-, восточно- и центральноафриканском регионе, из-за чего развитые страны, имеющие свои геополитические и экономические интересы старались установить с руководством ФРН устойчивые связи. После активного участия ФРН в решении военных конфликтов в ДР Конго 1998-2002 гг. (операции в Катанге), Республике Конго и Экваториальной Гвинее в сотрудничестве с ООН, Африканским Союзом, США и Францией, налаживаемые политические связи обеспечили более тесное экономическое сотрудничество с дальнейшей трансформацией формата экономического сотрудничества. Во многом интенсификация торгово-экономического сотрудничества была обусловлена активным участием ФРН в международных экономических организациях.

Деятельность «SIPEC» и координация цен на медь и медные продукты со стороны данной организацией к концу 1990-ых годам перестала играть значительную позитивную роль для ФРН, так как странам-членам стало сложнее договариваться между собой, а членство некоторых (ДР Конго) было невозможно из политического кризиса. В данной ситуации руководство ФРН создало объективные причины для того, что бы развитые страны договаривались со странами-членами организации о особых условиях поставок напрямую. Фактически заблокировав деятельность организации из-за отсутствия постоянного члена Секретариата организации, деятельность «SIPEC» оказалась парализована с 1997 г. Таким образом, ФРН и некоторые другие страны-члены «SIPEC» (в частности, Чили) сняли ограничения на производство меди действовавшие в рамках договорённостей «SIPEC». Данный шаг был обусловлен созданием родезийскими производителями совместно с немецкими и другими инвесторами новой фондовой площадки - «Металло-сырьевая биржа Гамбурга», которая должна была стать альтернативой «Лондонской бирже металлов», так как новая площадка должна была действовать на совершенно иных для рынка условиях (сниженные по сравнению с «ЛБМ» премии для производителей, ускоренные сроки отгрузки продукции потребителям). Создание крупного финансового центра по торговле цветными и драгоценными металлами, наличие многолетнего опыта экономического, торгового и научно-технического, а также значительный культурный потенциал (в ФРН на момент 1997 г. проживало более 1 млн. человек – бывших граждан европейских стран) сотрудничества стимулировало активно развитие торгово-экономических связей между ФРН и странами Евросоюза, развитие которых стало приоритетом во внешнеэкономической политике африканской федерации по нынешнее время (по состоянию на 2006 г.).

Первым шагом на пути установления более тесных торгово-экономических связей между ФРН и странами Евросоюза стало заключение двухсторонних межгосударственных договоров, основной целью которых являлось либерализация экспортно-импортных операций отдельных товарных групп. Для обеспечения гарантированных поставок горно-металлургической продукции со стороны ФРН и промышленной со стороны европейских стран были заключены торгово-экономические договоры с Германией (1991 г.), Нидерландами (1992 г.), Италией и Испанией (1993 г.). Снижение ввозных пошлин, нетарифных барьеров и других ограничений в торгово-экономической сфере обеспечило более широкий выход на рынки европейских стран продукции производства ФРН. Дальнейшая диверсификация экспортных поставок и развития инвестиционного сотрудничества способствовали проникновению компаний-резидентов ФРН в такие сектора европейской экономики, как чёрная металлургия, производство бытовой техники, автомобилестроение, тяжёлое и сельскохозяйственное машиностроение, лизинг, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля. Но из-за статуса межгосударственного договора торгово-экономическое сотрудничество ФРН с европейскими странами было весьма ограниченным, так как набирающая темпы европейская интеграция и создание Общего рынка создавали условия перехода от национального к наднациональному регулированию внешнеэкономической деятельности. По этой причине заключённые торгово-экономические договора и все их преимущества постепенно нивелировались, так как требовалось заключение данного договора на многосторонней основе со всеми членами Евросоюза.

Для создания условий тесного торгово-экономического сотрудничества руководство ФРН предприняло попытки сформировать международный совет по координации сотрудничества между Организацией Развития Юга Африки (САДК) и Евросоюзом. Данная идея была поддержана на высшем уровне как в странах САДК, так и в странах ЕС. Первое заседание прошло 12.05.1996 в г. Дурбан, ЮАР, где были представлены страны САДК (ФРН, ЮАР, Ботсвана, Намибия, Лесото, Свазиленд, Мозамбик, Ангола, Танзания, Кения), страны-наблюдатели в САДК (Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея), страны ЕС и ассоциируемые члены (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, страны Прибалтики, Кипр). Результатом первого заседания было подписание основного соглашения («General Agreement»), которое содержало дорожную карту мероприятий по созданию полноценного международного совета к 2000 г. Второе заседание, которое прошло 11 октября 1998 г. в г. Берлин, ФРГ, постановило создать Координационный совет по делам колониального наследия и межнациональных отношений. Основной целью создания данного совета являлось решение проблем связанных с собственностью бывших колонистов в африканских странах – «камень преткновения» в отношениях между ФРН и Великобританией, а также с участием европейских стран в разработке национальной политики африканских стран в отношении европейских меньшинств, что было наиболее актуально после ликвидации режима апартеида в Южной Африке. Деятельность в рамках координационного совета позволила решить проблемы межнациональных отношений, что в дальнейшем значительно улучшило инвестиционный климат в африканских экономиках. В частности, правительства Великобритании, Нидерландов и Германии приняли участие в реформировании земельного вопроса в ЮАР с целью перераспределения земельного фонда в пользу африканских фермеров. Для либерализации торгового режима между странами двух блоков 2001 г. был подписан рамочный торгово-экономический договор между САДК и Евросоюзом. Данный договор подразумевал список преференциальной торговли и список товаров ограниченного доступа (как на южноафриканский, так и на европейский рынок). После вхождения в состав ЕС восточноевропейских (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, страны Прибалтики) и средиземноморских (Кипр, Мальта) в 2004 г., а ДР Конго, Мозамбика, Анголы, Республики Конго, Кении, Танзании, Габона и Экваториальной Гвинеи в состав САДК в течение с 1999 по 2002 гг. формат международного совета ещё более расширялся за счёт создания специальной комиссии по разрешению торговых споров, синхронизации таможенного законодательства между двумя блоками и принятия различных поправок для установления более выгодных переходных условий во взаимной торговле для новых членов организаций. В том же году был разработана и утверждена в качестве межгосударственного соглашения «Концепция общего инвестиционного пространства, обоюдной защиты прав инвесторов и обмена нематериальными (интеллектуальными) активами», которая содержала план по развитию трёх направлений сотрудничества между САДК и странами Европы. В качестве органа ответственного за реализацию положений данного соглашения была создана «Комиссия для мониторинга торгового и инвестиционного сотрудничества», в рамках которых действовало несколько отраслевых отделов:

• «горнодобывающая и тяжёлая промышленность»;

• «транспортное машиностроение»;

• «электронная и электротехническая промышленность»;

• «сельское хозяйство и другие отрасли АПК»;

• «информационные технологии и обмен нематериальными активами»;

• «транспорт и развитие инфраструктуры»;

• «здравоохранение и медицинские технологии»;

• «программы и стандарты образования».

Целью деятельности данных отделов являлось разработка и принятия правил, стандартов и таможенных процедур торговли и других видов экономического сотрудничества, а также консультирование потенциальных инвесторов из стран-членов обеих организаций в закреплённых за конкретным отделом сферой между африканскими и европейскими странами. Деятельность данных отделов позволила снять различные барьеры в двухсторонней торговле, привести её стандарты к единой форме, повысить инвестиционную привлекательность (особенно для предприятий малого и среднего бизнеса) рынков стран-членов обеих организаций.

В 2004 г. руководство ФРН в сотрудничестве со странами Евросоюза стало инициаторами создание межконтинентального диалога в формате «САДК-ЕС», первое заседание которого состоялось 11.04.2004 в г. Лиссабон, Португалия. Итогом заседания стало принятие протокола, в качестве приложения к которому была предоставлена «Дорожная карта мероприятий по укреплению сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах». Одной из целей диалога является совместная реализация мероприятий по трём основным направлениям: «взаимная торговля и инвестиционное сотрудничество», «политическое и военно-техническое сотрудничество» и «культурное и гуманитарное сотрудничество». Главными целями данного диалога – создание зоны свободной торговли, единого культурного пространства, более тесное политическое сотрудничество для решения общих проблем (нелегальная иммиграция, региональные конфликты в ДР Конго и др.).

Одним из основных инструментов реализации геополитических целей являлось активное участие в интеграционных проектах на Юге Африки. Сложность заключалась в формировании одновременно двух интеграционных проектов на Юге Африки имеющих свои конкурентоспособные преимущества – «Южноафриканский Таможенный Союз» (англ. «South African Customer Union») и «Организация развития Юга Африки» (англ. «South African Development Commonwealth», абр. «SADC»). Для реализации региональной политики руководству ФРН более выгодно было использование механизмов в рамках ЮАТС, располагающего развитым инструментарием и наиболее значительным опытом среди интеграционных проектов. Для институционализации торгово-экономического сотрудничества со странами за пределами континента (в частности, с Евросоюзом) узкоспециализированный формат ЮАТС был не пригоден, так как создание организации не предусматривало развития на её основе полноценного экономического сообщества. Это обусловило создание и развитие САДК в 1992 г., которая фактически являлась инструментом достижения геополитических целей родезийским руководством. По этой причине в состав организации вошли только страны, в которых влияние правительства и капитала из Родезии и Ньясаленда было максимальным в регионе, а такие страны, как Мадагаскар, Маврикий и Сейшельские о-ва получили статус наблюдателя.

После смены власти в ЮАР и победы на первых свободных выборах в этой стране Африканского Национального Конгресса (АНК) в 1994 г. были подписаны межгосударственные соглашения «О основах сотрудничества между Федерацией Родезия и Ньясаленд и Южноафриканской Республикой» президентом ФРН, Джозефом Мсика и президентом ЮАР, Нельсоном Мандела. В том же году, 11 ноября ФРН становится полноправным членом Южноафриканского Таможенного Союза. В 1995 г. ЮАР стала полноправным членом Организации развития Юга Африки. В 1997 г. было проведено заседание министров иностранных дел стран-членов организации, на котором был принят «Протокол Организации развития Юга Африки». Основные положения этого протокола содержали цели создания организации, систему институтов и механизмов, дорожную карту мероприятий по достижению целей организации, регламентация отношений САДК с другими организациями. К концу XX в. ФРН и ЮАР стали главными центрами южноафриканской интеграции в рамках таможенного союза (ТС). Окончательное формирование ТС планируется в 2008 г.

Но развитие южноафриканской интеграции было остановлено по причине начала II Конголезской войны, в которую оказались втянуты ФРН, Ангола, Мозамбик, Намибия, определённую поддержку оказали также ЮАР, Ботсвана и Танзания. Боевые действия со стороны данных стран начались после перехода войск солдат тутси из организации «Движение за конголезскую демократию» под командованием генерал-майора Ондекана в наступление на провинцию Катанга, которая непосредственно граничит с провинцией ФРН - Север Замбии, что напрямую угрожало национальной безопасности, учитывая пребывания на территории провинции Катанга граждан ФРН, Мозамбика и ЮАР. После победы правительства ДР Конго во главе с Жозефом Кабилой при поддержке ФРН, ЮАР и их союзников в 2000 г., ДР Конго также была включена в программу региональной интеграции в рамках САДК и ЮАТС. К 2002 г. в состав САДК и ЮАТС вошли ДР Конго, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Кения. После этого формат организаций принял конкретный характер. На заседании премьер-министров стран-членов САДК в г. Виктория-Фолс было подписано «Межгосударственное соглашение о перспективах интеграции в рамках САДК и ЮАТС» (англ. «The intergovernmental agreement about prospects of integration within SADC and SACU») от 18.04.2004, которое содержало планы по постепенному объединению двух организаций в одну к 2008 г. при использовании институтов и механизмов от Таможенного Союза для внутрирегиональной интеграции, системы институтов регионального взаимодействия и соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Евросоюзом, Индией, Бразилией и АСЕАН от Организации развития. С 2004 г. управление и координация деятельности в рамках двух организаций осуществляется органами Южноафриканского Таможенного Союза, в компетенцию которых войдут вопросы совместной охраны границ и взаимодействия организации с внешними партнёрами. К 2008 г. после полной интеграции управляющих институтов и инфраструктуры планируется переименование организации в «Совет кооперации и развития стран Африки» (англ. «The Council partnership and development states of Africa», абр. «APCD»), который позже будет известен, как «Совет Центр-Юг».

На другом направлении своей внешнеэкономической политики – азиатском, руководство ФРН считало своим приоритетом укрепление торговых отношений с отдельными странами-членами АСЕАН, а после начала функционирования Зоны Свободной Торговли АСЕАН, ФРН целенаправленно двигалась к подписанию торгово-экономического договора между ФРН и АСЕАН исключительно на двухсторонней основе (вне рамок САДК/ЮАТС). До создания ЗСТ АСЕАН Родезия и Ньясаленд подписала торгово-экономические договоры с Малайзией, Вьетнамом, Брунеем и Таиландом. Данные страны-члены АСЕАН лоббировали заключение торгового соглашения с ФРН в 2000 г. Но правительство Филиппин отказались подписывать торговое соглашение, так как опасались увеличение импорта из ФРН и излишней конкуренции для своего горнодобывающего комплекса со стороны родезийских компаний. После смены власти на Филиппинах и изменения содержания торгово-экономического договора, соглашение было подписано в 2003 г. Содержание оговаривало снижение таможенных пошлин и других барьеров на пути взаимных торговых потоков в среднем до 1-2% для 6 членов (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Бруней) в 2004 г., и в среднем до 4-5,5% для остальных членов (Лаос, Филиппины, Камбоджа, Мьянма) в 2007 г. Для каждой страны был создан отдельный «выбывающий список товаров» с разным объёмом: для Сингапура и Брунея – 10 наименований товаров; Малайзии – 70; Таиланда – 80; Индонезии, Вьетнама – 100; Филиппин – 112; Лаоса, Камбоджи, Мьянмы – 150. На данные группы товаров приходится 20% от общего экспорта ФРН в страны АСЕАН. Более 2000 наименований товаров были включены в основной список преференциальной торговли. Особый режим вводился для продовольственных товаров и с/х. сырьё. В рамках договора также создавались три комиссии: мониторинга, статистическая и контроля. Институционализация торгово-экономических отношений со странами АСЕАН способствовало развитию двухсторонних отношений и укреплению позиций родезийского капитала на это перспективном и стабильно растущем рынке. Для стран АСЕАН данный формат сотрудничество способствовал не только укреплению позиций национальных производителей на африканском континенте, но и создавал условия для диверсификации торговых потоков, которые постепенно концентрировались в торговле со странами Восточной Азии (особенно с КНР) и США.

 

Date: 2015-09-24; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию