Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая политика ФРН в 1965-2005 гг





После обретения независимости ФРН приоритетным направлением экономической политике страны являлось установление государственного контроля над ведущей отраслью экономики страны – горнодобывающей промышленностью и цветной металлургией, так как основными собственниками предприятий данных отраслей, несмотря на поддержку правительства ФРН, проводились активные операции по выводу капитала за рубеж, в основном в Великобританию и США. Данные тенденции фактически угрожали состоянию национальной экономики страны, так как на горно-металлургический сектор приходилось в 1965 г. 33,5% от ВВП страны и 85% экспорта.

Первым шагом по установлению контроля над ресурсной базой страны включение в ст. 56 Конституции ФРН пунктов 56.1-56.5, в которых определялась собственность государства, как официального носителя власти от лица многонационального и многорасового народа Родезии и Ньясаленда, на землю и минеральные ресурсы страны, а также статьи 68, в которой прописывалось, что в исключительных случаях государство имеет право проводить национализацию частной и общественной собственности с полной или частичной обязательной компенсацией. Утверждение данных статей конституции вызвало возмущение среди собственников предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности, так как они боялись потерять свои активы. Это вызвало возмущение со стороны Великобритании, так как многие из собственников горно-металлургических предприятий являлись гражданами Соединённого Королевства. Реакция бизнес-сообщества была очевидна – вывод капитал увеличился, что сказалось также на условиях и оплате труда рабочих, среди которых превалировали представители африканского населения. В 1966 г. рабочие горно-металлургического сектора ФРН с поддержкой государства образовали «Профсоюз рабочих горнодобывающей и металлургической промышленности Родезии и Ньясаленда» («The Work Union workers in mining and metal industry of Rhodesia and Nyasaland», сокращёно – «WUMM»), для координации своей деятельности с представителями бизнес-сообщества, которые в свою очередь учредили «Бизнес-Ассоциацию Горнодобывающих и Металлургических Предприятий» («Business Associated of Mining and Metal Enterprises», сокращёно – «BAMME»). На переговорах между профсоюзом и бизнес-ассоциацией стороны не смогли прийти к консенсусу из-за отказа предпринимателей увеличения заработной платы рабочих и допуска представителей профсоюза на все предприятия отрасли. Разногласия спровоцировали ряд забастовок на предприятиях горнодобывающей и металлургической промышленности в гг. Чингола, Китве-Нкана, Калулуши, Брокен-Хилл, Банкфорт, Мутаре, Биндура и др. В ряде городов муниципальные власти не только способствовали урегулированию конфликта или пытались разогнать бастующих, но и оказывали материальную и иную помощь бастующим. 19 октября 1966 г. председатель «BAMME», Роберт Даниэлс обратился к правительству с просьбой урегулировать ситуацию. 5 ноября 1966 г. проводимые под посредничестве представителей министерства экономики и торговли и министерства труда и социальной политики переговоры между профсоюзом и бизнес-ассоциацией также не принесли результатов из-за выдвижения новых требований от представителей «WUMM», в соответствии с которыми предприятия горно-металлургического сектора должны предоставить представителям профсоюза места в управляющих советах предприятий, провести внеочередные выборы руководства предприятий с учётом новых членов управляющих советов, отстранить вне выборов управляющих, уличённых в неправомерных действиях в отношении рабочих.

В 1967 г. продолжающийся вывод капитала за рубеж привёл к дефициту платёжного баланса ФРН, что было воспринято правительством, как случай требующий чрезвычайного вмешательства. Дополнительным фактором напряжённости в экономике страны являлась новая волна забастовок, которая парализовала деятельность предприятий горно-металлургической отрасли. 20 марта были проведены переговоры между Министром Экономики и Торговли ФРН – Альфредом Ноланом и председателем Бизнес-Ассоциации. По итогам переговоров Альфред Нолан объявил о подготовке масштабной национализации предприятий горно-металлургической промышленности с частичной компенсацией собственникам. 5 июля был внесён на рассмотрение в Совет народных представителей проекты Федеральных Законов «О перечне объектов подлежащих национализации» и «О создании Государственного агентства минеральных ресурсов, горной и металлургической промышленности Федерации Родезия и Ньясаленд», которые были приняты в первом чтении. С 01.01.1968 «Государственное агентство минеральных ресурсов, горной и металлургической промышленности Федерации Родезия и Ньясаленд» (англ. абр. «SMRA») было назначено основным оператором предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности, а ведомственным органом, отвечающим за деятельность «SMRA» – «Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и резервами».

Проведение национализации в ФРН вызвало резкую критику со стороны британского руководства, которое выступало на стороне собственников горнодобывающих и металлургических предприятий. 2 ноября 1967 г. Правительство Великобритании издало письмо с комментариями относительно ситуации в Родезии и Ньясаленде, в котором, в частности, содержался призыв к руководству ФРН отменить результаты национализации, проведение мероприятий по национализации в отношении активов тех собственников, которые пожелают продать имущество, цены должны устанавливаться, исходя из рыночных механизмов. Ещё до выхода данного письма посол Великобритании в ФРН – Гордон Бортфорт, был отозван с формулировкой «для получения дополнительных инструкций» 29 октября 1967 г.

12 ноября 1967 г. Служба специальных расследований ФРН совместно с полицией Северной Родезии задержали преступную группу во главе с бывшим сотрудником органов безопасности ФРН – Джозефом Хьюзом Грантом, которая была причастна к подготовке вооружённого восстания, направленного на убийство премьер-министра ФРН и свержения власти партии «Союз Замбези и Ньяса» в стране. Члены данной группировки во время допросов дали показания в отношении основного спонсора вооружённого восстания, которым оказались лица, связанные с правительством Великобритании и США. После этого по линии МИД ФРН были разосланы запросы относительно комментирования данной ситуации официальными представителями в посольства данных государств. От представителей МИД США были получены заверения о скорейшем удовлетворении данного запроса для выхода из данной ситуации. После игнорирования данных запросов со стороны посольства и представителей МИД Великобритании, правительство ФРН официально отозвало своего посла из Лондона 25 ноября. Было прекращена работа также работа и других дипломатических служб. Таким образом, между странами были полностью прекращены дипломатические связи.

Напряжённые отношения с Великобританией создали нестабильную обстановку для финансовой системы Родезии и Ньясаленда, так как курс официальной валюты – фунта ФРН был привязан курсу к британскому фунту стерлингов, что вызвало падение курса валюты ФРН. Испытав снижение в 1968-1970 гг., курс фунта ФРН вызвал увеличение уровня инфляции с 6,5% в 1968 г. до 32,3% в 1970 г., что обусловило решение Центрального Банка Родезии и Ньясаленда о введении новой национальной валюты с 1971 г. – квачи (в переводе с бантунизийского языка «свободная валюта») ФРН, курс которой был привязан к курсам доллара США и западнонемецкой марки. Принятие новой валюты обусловило принятие новых условий валютной политики – валютный коридор от 9,54 до 11,32 квачи за доллар, таргетирование уровня инфляции, цель которого заключается в поддержании уровня инфляции от 4,75% до 6,35%, принятие в качестве резервных валют – доллара США, западнонемецкой марки, французского франка, швейцарского франка и рандов ЮАР. Изменение в валютной политике были направлены на стимулирование экспортной деятельности и экономии запасов золота, за счёт снижения золотого содержания с 1,62 дол./1 фунт ФРН до 0,10/1 квача ФРН. Валютная политика в 1970-ые годы значительно поддержала экспорт минерального сырья и металлургической продукции.

Из-за напряжённых отношений с США и Великобританией руководство ФРН в выборе внешнеполитического и внешнеэкономического партнёра склонялось в сторону СССР и других стран социалистического пространства, кроме КНР и Албании. Это обуславливалось выгодными условиями торгово-экономического и иных видов сотрудничества, которые предоставлял, в частности, СССР, при отсутствии каких-либо дополнительных условий, касающихся политических и идеологических уступок. Таким образом, с конца 1960-ых – конца 1970-ых годов характеризуются наиболее тесным сотрудничеством ФРН и СССР, что отразилось на проводимой экономической, культурно-просветительской и внешней политик руководства ФРН. В частности, 1970-ые года характеризовались активной программой кооперации сельского хозяйства, в том числе при участии советских специалистов по Межгосударственному договору о научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве и содействию развития между ФРН и СССР от 21.04.1969 г. План кооперирования с/х. являлся единственным вариантом интенсифицировать сельскохозяйственное производство в условиях преобладания мелких/средних хозяйств в общем количестве земельных участков, которые оказались в собственности населения, что бы избежать, с одной стороны, угрозы продовольственной безопасности страны, а другой стороны, угрозы монополизации в агропромышленном комплексе. При этом кооперирование происходило на рыночных началах с целью увеличения эффективности производства с/х. продукции, но управление и планирование деятельности происходило по созданному совместно с советскими инструкторами механизму. План по созданию кооперативов в с/х. состоял из нескольких этапов был подготовлен в рамках государственной программы развития сельского хозяйства ФРН, которая была включена в «Стратегический план социально-экономического развития страны на 1970-1980 гг.». План создания системы кооперативов содержал реализацию следующих этапов: 1) проведение описи всех с/х. участков: в случаях, когда на участках не оказывалось владельцев из числа бывших колонистов, они передавались крестьянам-безземельникам, которые записывались в определённую предписаниями министерства сельского хозяйства и продовольственной безопасности очередь; 2) проведение агитации вступления в Союз кооперативов; 3) оборудование участки согласившихся оградами, обеспечить удобрениями, кормами, инвентарём, техникой; 4) разработка инвестиционной программы по строительству ирригационных сооружений, водопроводов, электрификации с/х.; 5) строительство складов, иных хозяйственных помещений, дорог; 6) развитие первичной переработки с/х. продукции; 7) создание объектов культуры и досуга в сельских поселениях. Программа кооперирования с/х. на начальных этапах показала достаточно высокий уровень эффективности, причиной стал тот факт, что большинство фермеров обрабатывали свои земли сообща долгое время: после активной эмиграции британских и ирландских фермеров в города и за рубеж образовались большие площади земли, которые обработать могут только несколько семей. Для управления системой в АПК, в 1973 г. был учреждён «Родезийский Союз Сельскохозяйственных Кооперативов» - некоммерческая организация, курирующая деятельность основных производственных единиц в АПК – кооперативов. Фермеры, имеющие землю до Федеральной кадастровой описи земель с/х. назначения, имели право выбирать относительно вступления в кооперативы, фермеры, получившие землю через специальный механизм, основанный на предписании министерства с/х., были обязаны вступать в кооперативы. Участники кооператива получали паи, благодаря которым они имели право на финансовые результаты соизмеримо своей доли. Паями в каждом кооперативе владела управляющая компания «UNIAGROCOOP», которая является коммерческим подразделением «РССК». В частности, решился вопрос с ценообразованием: правительство установило «потолки цен» на такие продукты, как кукуруза, сахар, сорго, фасоль, молоко. Сельскохозяйственные производители, вступившие в кооперативы освобождались от налогов на 5 лет, ещё 10 лет действовал льготный налоговый режим. Иностранные юридические и физические лица, занимающиеся с/х., не имели право на вступление в «РССК». Но при этом иностранцы имели право на получение субсидий и дотаций, которые также жёстко лимитировались. Создание столь мощного и прозрачного агропромышленного комплекса, объединяющего африканские трудолюбие и выносливость с европейскими рационализмом и достижениями, обеспечило стране решение продовольственной и проблемы трудовых ресурсов. Если в 1975 г. 68% потребляемого продовольствия и с/х. сырья импортировались, то в 2005 г. доля импортного продовольствия составила 29,5%. Активные инвестиционные программы с привлечением частных инвесторов позволили создать развитый логистический комплекс. Несмотря на многочисленные достижения, сельское хозяйство ФРН имеет ряд хронических проблем: слабая обеспеченность рыбной продукцией (учитывая квоты на ловлю рыб и морепродуктов в территориальных водах Мозамбика, Анголы и Танзании); дефицит пшеницы и риса из-за более интенсивного производства кукурузы на экспорт; незначительная плодоовощная база; высокий уровень трудоёмкости производства в АПК. К списку хронических проблем также можно отнести натуральное и полунатуральное ведение хозяйства в отсталых регионах Северо-востока Замбии и Северного Ньясаленда.

После первых трёх пятилеток правительство ФРН окончательно сформировало экономическую модель, основа которой состояла в политике импортозамещения и развитие базовых отраслей промышленности – энергетика, чёрной металлургии, авто- и авиастроение, электротехническая промышленность, производство удобрений, нефтехимическая промышленность. Принятию новой экономической модели стимулировала группа внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов особенно выделялись стагнация мировой экономики, в условиях снижения цен на готовую продукцию на товарные рынки ФРН устремились производители промышленных товаров из стран Европы и Японии. В данных условиях развивающаяся обрабатывающая промышленность ФРН сокращала выпуск, чему в немалой степени способствовало укрепление курса квачи. Из внутренних факторов, которые стимулировали развитие базовых отраслей промышленности наиболее важными были: 1) появление многочисленных малых производственных предприятий с национальным капиталом; 2) накопление солидных финансовых ресурсов государством в условиях высоких цен на экспортируемые сырьё и полуфабрикаты; 3) реализация стратегической программы развития энергетической инфраструктуры; 4) успехи в научно-образовательной сфере, благодаря чему удалось сформировать команды инженеров, конструкторов и научных работников; 5) растущий спрос на промышленные товары, связанный с увеличением уровня жизни населения. В новой экономической модели основную роль играли механизмы с использованием государственных компаний. Данные механизмы принимали схему привлечения и освоения иностранных инвестиций и адаптации иностранных технологий государственными компаниями с целью дальнейшей их приватизацией. Роль данных механизмов сводилась к созданию предприятий и элементов инфраструктуры, обучению кадрового состава, оперативному управлению в течение определённого срока (обычно до окупаемости инвестиций) и последующей приватизацией. Данная схема практиковалась по причине недостаточности национального частного капитала для форсированного развития экономики.

В рамках данных механизмов была создана основа обрабатывающей промышленности ФРН. В начале 1980-ых годов были объявлены стройки новых промышленных и инфраструктурных объектов. Совместные проекты с иностранными компаниями создали предпосылки для развития таких отраслей, как авиа – и автомобилестроение, производство бытовой техники, станков, чёрная металлургия. В 1985 г. была проведена реализация при участии компаний-резидентов ФРН наиболее амбициозного инфраструктурного проекта - нефтепродуктовода «Tanzania-FRN» от нефтеперерабатывающего комплекса «Tespet» в г. Дар-эс-Салам до нефтепродуктового терминала в г. Лусака, стоимость которого составила 1037 млн. дол., реализованного государственной нефтегазовой компанией «RUPGIC». В 1987 г. был завершён проект по увеличению мощности каскада гидроэлектростанций «Карибу», который был реализован с использованием технологий родезийской компании «NZEMC» - ведущей компании в электротехнической промышленности ФРН. В том же году в ФРН, благодаря координирующей деятельности государственной научно-исследовательской компании «Центр угольных технологий им. Ф. Чилубы» (англ. сокр. «Cecotec») созданного при участии советских и польских специалистов, действовало более 100 шахт на 20 угольных месторождениях в Северной и Южной Родезии, ставших основой для развития тепловой энергетики, чёрной металлургии и других отраслей промышленности. В 1989 г. было закончено строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Чингола, стоимостью более 300 млн. дол. при участии немецких, французских и итальянских компаний.

Данные проекты реализовывались при активной поддержке иностранных партнёров из страны Западной Европы (ФРГ, Нидерланды, Франция, Италия, Испания, Финляндия, Швеция), США, СССР, Японии, Республики Корея, Сингапура. Несмотря на наметившиеся изменения во внешнеполитической доктрине правительства Родезии и Ньясаленда, которые были вызваны постепенным сворачиванием сотрудничества с Советским Союзом и странами социалистического лагеря, при одновременном усилении сотрудничества с развитыми и развивающимися капиталистическими странами, одним из важных результатов данного изменения было восстановление дипломатических отношений и обмен послами между ФРН и Великобританией в 1982 г., экономическое сотрудничество между ФРН и СССР в 1980-ых гг. сохранялось на высоком уровне. Наиболее масштабным проектом советско-родезийского сотрудничества – строительство авиационного завода в г. Булавайо, при материальной, технической и научной поддержке специалистов и конструкторов из СССР, Чехословакии, Польши и Румынии. Стоимость реализации данного проекта составила 518,2 млн. дол. Также между ФРН и СССР осуществлялось сотрудничество в сфере военно-промышленного комплекса (в частности, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности). Вместе с тем торгово-экономическое сотрудничество с капиталистическими странами усиливалось по мере роста внутреннего рынка ФРН. Это обуславливало рост иностранных инвестиций, которые осваивались через специальные механизмы с использованием государственных компаний.

Данная модель показывала на первых порах положительные результаты и была одним из примеров наибольшей эффективности государственного сектора в форсированном развитии национальной экономики в условиях смешанной экономической системы. Наиболее крупные проекты реализованные через данные механизмы к 1993 г. окупились. Но из-за проектов с длинным сроком окупаемости (нефтепроводы, электростанции и др.), бюджетные расходы росли на протяжении 1980-ых более высокими темпами чем доходная часть бюджета, что обусловило дефицитность бюджета к концу 1980-ых. Но при этом, правительство не только расширяло инвестиционную программу по электрификации (особенно в сельских районах), развитию телекоммуникаций, созданию основ электронной промышленности и др., но и не проводило приватизацию активов, которые уже окупились. В условиях высоких цен на экспортируемое сырьё и полуфабрикаты данная модель являлась конкурентоспособной.

В 1990-ых годах цены на экспортируемые товары значительно снижались, что к 1994 г. создало условия при которых бюджет сформировался с дефицитом размером более 10% от ВВП. Это способствовало увеличению государственного долга, который составил к 1994 г. 70% от ВВП. Структура государственного долга была выгодна для правительства, так как большая часть займов находилась на счетах резидентов ФРН, поэтому государство могло решить проблемы с помощью выпуска эмиссии денежных знаков и одновременным выпуском новых долговых обязательств. К 1994 г. такой механизм развития экономики дал сбой из-за банкротства одного из основных внутренних заёмщиков – негосударственной управляющей финансовой компанией «Alfa Universal Finance and Management Company plc.» после обесценивания государственных долговых обязательств, которые составляли на тот момент 2/3 инвестиционного портфеля компании. Это вызвало цепную реакцию на фондовом рынке, что привело к обвалу на рынке государственных облигаций.

Обвал на фондовом рынке ухудшил состояние в бюджетной сфере, которая и так характеризовались высоким уровнем дефицита. Из-за дальнейшего снижения цен на цветные и драгоценные металлы и отсутствия возможности совершать займы, как на внутреннем (из-за отсутствия спроса), так и на внешнем (после отказа Лондонского клуба предоставить кредит 15 июня 1994 г.) рынках правительство значительно сократило расходную часть бюджета, особенно в оборонной и социальной сферах. Сложившаяся нестабильная экономическая ситуация вызвала серьёзные социальные протесты, которые были направлены на изменение экономического курса правительства. На внеочередном заседании правительства 29 июня премьер-министр ФРН Гай Скотт подписал Постановление правительства ФРН №1207 «О изменении состава правительства ФРН». В соответствии с данным постановлением были смещены со своих постов министр финансов Д. К. Кроу, на его место был назначен глава департамента приватизации и основных процедур её реализации Министерства Финансов ФРН, Стэнли Фишер, и министр промышленной политики Артур Пол Наконде, на место которого был назначен глава федерального агентства по управлению государственным имуществом и резервами, Лиам Альберто Никсон. Благодаря данным изменениям правительство инициировало ускоренную подготовку к приватизации активов в промышленности. 18 января 1995 г. министр финансов ФРН Стэнли Фишер предложил на заседании кабинета министров программу приватизации уже окупивших себя активов. Принятый перед этим 17 января 1992 г. был принят федеральный закон №1458 «О порядке приватизации и основных процедурах её реализации» послужил основой для реализации принятой программы. В период с марта 1995 г. по январь 1997 г. были выставлены на торги более 200 лотов, в рамках которых были реализованы государственные активы на 10,5 млрд. дол. Были реализованы права собственности на предприятия чёрной металлургии, автомобилестроения, электротехнической и станкостроительной промышленности, химической промышленности, контрольный пакет акций цементного холдинга «Central African Cement Consolidated Enterprises Ltd.», сервисные компании в сфере транспорта, телекоммуникаций, электроэнергетики. Также в условиях сокращения государственных оборонных заказов было принято решение о приватизации части активов военно-промышленного комплекса, входящих в холдинг «United Technological Corporation of FRN». По соглашению между министром финансов Стэнли Фишером и министром обороны Дэниелом Арчером, курирующим деятельность «United Technological Corporation of FRN», в качестве приватизируемых активов были переданы предприятия радиоэлектронной и приборостроительной промышленности. В тендерах на продажу данных активов участвовали иностранные компании (из Германии, Израиля, Японии и КНР (Тайваня)) с условием конверсии производства и отказом передачи в качестве внеоборотных активов предприятий некоторые нематериальные активы, которые имеют стратегическую государственную важность. Приватизация данных активов позволила получить государству дополнительные 350 млн. дол., а также обеспечить развитие электронной промышленности страны в долгосрочной перспективе.

Наиболее острым вопросом в программе приватизации являлась приватизация пакетов акций коммерческих компаний с государственным участием в горно-металлургическом и инфраструктурных секторах экономики. Только 17 ноября 1996 г. правительство определило список коммерческих компаний с государственным участием и пакеты акций подлежащих приватизации. Таким образом, государство планировало капитализировать крупные компании, оказать поддержку фондовому рынку в период кризисных явлений в экономике и одновременно восполнить дефицит бюджета, который, несмотря на значительное снижение в 1995-1996 гг., не снижался ниже уровня 5% от ВВП. В период с I по III кварталы 1997 г. были проведены сделки с крупнейшими компаниями страны (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Date: 2015-09-24; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию