Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филомафитский





Новая экспериментальная физиологическая школа в России начала складываться в начале XIX в. и продолжала развиваться на всем его протяжении. Основоположником этой школы по праву считается А.М. Филомафитский. Так же не последнее участие в ее становление приняли И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, С. П. Боткин, И. П. Павлов, Н. И. Пирогов.
Филомафитский — один из первых представителей экспериментального направления физиологии в России. Резко критиковал умозрительный путь получения знаний, считал, что опираться можно только на опыт. Прибегал к вивисекции животных (лягушка, собака, голубь). Проводил эксперименты с перерезкой блуждающих нервов, изучал рефлекс кашля, химизм и механизм желудочного пищеварения и другие. Широко использовал оптические приборы (впервые в России применил микроскоп для исследования клеток крови). Стремился связать физиологию с практическими задачами медицины.
Не принимал электрическую теории нервного возбуждения, подчёркивал различие между электричеством и «нервным живым началом». Опережая существовавшие взгляды, полагал, что источником тепла в живом организме является «животно-химический процесс», то есть обмен веществ. Говорил о процессах угнетения и задерживания рефлекторных реакций в головном мозге.

Мухин Ефрем Осипович (26.01.1770, г. Чугуев Харьковского наместничества.

- январь 1850, с. Кольцово Смоленской губ.) - врач, анатом. Из дворян. Поступив в Харьковский коллегиум, проучился там всего восемь месяцев, после чего, в 1788 г. был взят кн.Г.А.Потемкиным на войну с Турцией, где получил большую практику "не только в одном лазарете, но и на поле битвы", в том числе во время штурма Очакова. Впоследствии он работал в московском военном госпитале, в 1802-1812 гг. был главным врачом Голицынской больницы, а с 1809 г. - профессором московского отделения Медико-хирургической академии, где получил высшую ученую степень доктора медицины и хирургии и занял кафедру анатомии.

В 1813 г. по рекомендации М.Я.Мудрова был приглашен на кафедру анатомии, физиологии и судебной медицины в М.у. "как человек, с давнего времени с успехами преданный сим наукам".. М. был аттестован Советом университета как "достойнейший и искуснейший в России анатомик", и министр народного просвещения А.К.Разумовский утвердил кандидатуру М. с сохранением за ним кафедры в академии. В 1814-1815 гг. М. начал читать лекции в университете по анатомии и физиологии. В 1818 г. он покинул медико-хирургическую академию, а также ушел с должности главного врача Московского Воспитательного дома и Московского коммерческого училища, сосредоточившись лишь на работе в университете. В 1819 г. курс анатомии был передан Х.И.Лодеру, за М. же осталось руководство кафедрой и чтение курса физиологии, а с 1820-1821 гг. также курса судебной медицины и токсикологии.

В 1816-17 и 1820-1824 гг. М. избирался деканом медицинского факультета, что свидетельствовало о большом авторитете, который он завоевал у своих коллег. В 1835 г. покинул университет в звании заслуженного профессора с чином действительного статского советника.

Сочетая обширную практику с университетскими лекциями и руководством факультетом, М. стремился поставить российские медицинские учебные заведения на европейский уровень. Он оказывал помощь многим талантливым, но бедным студентам, содержал на свои средства значительное количество врачей, готовившихся к профессуре и к практике в госпиталях. Вникая во все детали учебного процесса, М. создавал базу для развития медицинской науки на факультете: составил проект реорганизации медицинского факультета, переоборудовал анатомический театр, открыл специальную медицинскую библиотеку, в которой студенты могли ознакомиться с новейшей (в том числе иностранной) литературой по медицине. Понимая необходимость учиться у европейских ученых, М. субсидировал молодых выпускников, выезжавших за границу.

Стремясь привлечь больше слушателей на медицинский факультет, М. сам читал лекции на русском и требовал этого от других; постоянно выступал против засилья профессоров-немцев на факультете, хотя "отнюдь не страдал ксенофобией", состоя членом Парижского, Геттингенского и других научных обществ, и стремясь поддерживать "дарование и прилежание каждого студента и каждого врача, без всякого различия его нации и вероисповедания". Большое внимание М. уделял переводу на русский язык и переизданию дорогих и мало доступных латинских учебников. В 1813-1815 гг. он сам написал первый учебник по анатомии на русском языке, который был переиздан в 1818 г. Кроме этого, М. был автором целого ряда трудов по медицине, занявших почетное место в истории медицинской науки в России.

М. был одним из основоположников анатомо-физиологического направления в медицине и учения о важнейшей роли головного мозга во всех процессах здорового и больного организма. Ему принадлежит первое в русской физиологии изложение основных положений рефлектороной теории и идей невризма. Он создал учение о закономерностях индивидуального восприятия внешних и внутренних возбудителей, действующих на человеческий организм, М. был пропагандистом и организатором вакцинации в России, значительны были его заслуги и в разработке самостоятельной русской анатомической терминологии и внедрение в учебный процесс практических занятий студентов на трупах. Он заложил основы отечественной травматологии, разработал оригинальные методы вправления вывихов, лечения переломов и иммобилизации конечностей.

Сочинения:

Разговор о пользе прививания коровьей оспы. М., 1804;

Первые начала костоправной науки. М., 1806;

Описание хирургических операций. М., 1807;

Связесловие и мышцесловие. М., 1812;

Курс анатомии для воспитанников, обучающихся медико-хирургической науке. М., 1815;

2-е изд.: М., 1818;

Краткое обозрение наносной холеры. М., 1830;

18. Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) окончил военно-инженерное училище, а после него – Московский университет. После этого он преподавал в Московском, Одесском, Петербургском университетах. Из Петербургского университета Сеченов был уволен за свои радикальные материалистические взгляды, продолжал работать в Московском университете на кафедре физиологии. Обозначим основные направления исследовательской деятельности Сеченова:

1) химизм дыхания;

2) физиология нервной системы;

3) физиологические основы психической деятельности. Так, И. М. Сеченов стал основоположником отечественной физиологии. Был создателем материалистической школы русских физиологов. Эта школа сыграла важную роль не только в развитии психологии, физиологии и медицины в России, но во всем мире.

Сеченов впервые стал рассматривать деятельность головного мозга как рефлекторную. До Сеченова же рефлекторными считали только те виды деятельности, которые были связаны со спинным мозгом. И. М. Сеченов установил, что в головном мозге человека (и животных) действуют особые нервные механизмы, оказывающие тормозящее влияние на непроизвольные движения. Такие механизмы Сеченов называл «задерживающими центрами».

 

В многочисленных опытах был открыт физиологический центр, который находится в средних частях головного мозга. Этот центр получил название «сеченовский центр», а само явление, установленное в этих опытах, – «сеченовское торможение».

И. М. Сеченов положил начало современному естественно-научному обоснованию материалистической теории отражения, создав учение о рефлексах головного мозга, распространив понятие «рефлекс» на деятельность высшего отдела нервной системы. Вот некоторые работы И. М. Сеченова

1. «Кому и как разрабатывать психологию» (1873 г.).

2. «Предметная мысль и действительность» (1882 г.).

3. «Элементы мысли» (1902 г.).

В вышеперечисленных работах Сеченов развивал материалистическое учение, доказывая тем самым формообразование и влияние внешней среды.

И. М. Сеченов занимался также проблемами гигиены труда, подчеркивал первостепенное значение воспитания и внешней среды в формировании личности, подчеркивал роль обучения и трудовых навыков.

Из всех трудов Ивана Михайловича Сеченова особенно выделяется силой философских суждений и глубиной мысли работа «Рефлексы головного мозга».

Физиология Сеченова находилась под сильным влиянием материалистической философии Н. Г. Чернышевского, А. Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, которые разделяли диалектические, эволюционные взгляды, также они поддерживали учение Ч. Дарвина, выступал и против вульгарных материалистов и расистов.

Date: 2015-09-24; view: 1234; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию