Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подсистема контроля и регулирования строительно-монтажных работ





 

Качество строительства — это соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным решениям и нормативам. Качеству строительства на современном этапе придается первостепенное значение. Широкое внедрение прогрессивных проектных решений, материалов и конструкций, рост квалификации кадров строителей способствуют повышению качества. Однако уровень качества строительства еще не полностью удовлетворяет потребности социалистического общества. Во многих случаях качество строительства остается низким, потери средств от исправления брака и переделок составляют по данным НИИЭС около 2,5% сметной стоимости, затягиваются сроки ввода объектов в эксплуатацию, а затраты на преждевременные ремонты выражаются в значительных суммах.

Качество строительства создается на всех стадиях его формирования: предпроизводственной (планирование, проектирование производство строительных материалов и изделий и их доставка на строительные площадки), производственной (строительно-монтажный процесс) и послепроизводственной (приемка в эксплуатацию и эксплуатация). В соответствии с этим достижение необходимого уровня качества является комплексной проблемой, зависящей от всех участников: плановых органов, заказчиков, проектных и строительно-монтажных организаций, заводов-поставщиков, эксплуатирующих и контролирующих органов.

Различают качество потребительское как степень соответствия конечного продукта (квартиры, дома, предприятия и т. д.) требованиям потребителя и качество производственное — соответствие продукции требованиям установленных нормативов. На потребительское качество влияет уровень качества, заложенного в нормативные документы. Качество производственное непосредственно связано с тремя сферами деятельности: проектированием, изготовлением строительных материалов и изделий и производством строительно-монтажных работ. В данном разделе производственное качество рассматривается только как качество строительно-монтажных работ.

Управление качеством является частью общей системы управления строительством. Под управлением качеством понимается «установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество» (ГОСТ 15467—70). Одним из основных методов управления является контроль. Задачи контроля состоят в предупреждении дефектов и брака в работе и обеспечении установленного качества. Результативность надзора и контроля в значительной мере определяется правильно выбранной организационной формой его выполнения.

В стране функционируют органы государственного, ведомственного и общественного контроля качества строительства.

По отношению к органу, осуществляющему контрольные функции, различается контроль внутренний, когда он организуется внутри рассматриваемой системы руководителями данной или вышестоящей организации, и внешний, когда он осуществляется органами, не входящими в систему данного ведомства. Внутренний контроль выполняется, как правило, непосредственно руководителями различных звеньев строительного управления, внешний—-органами государственной власти и специальными инспекциями.

Внутренний технический контроль за качеством производства работ в той или иной степени осуществляется всеми работниками и органами строительных организаций на всех стадиях работ.

Оперативный контроль за производством работ в основном возложен на прораба, строительного мастера и бригадира, которые выполняют его непрерывно и постоянно. При этом особая роль и ответственность возлагается на инженерно-технического работника, давшего подписку на право производства работ.

Подписка — это особая юридическая форма, документально фиксирующая обязательство производителя работ строго соблюдать при строительстве порученного ему здания или сооружения требования проекта, строительных норм, правил, технических условий и других нормативных документов. Лицо, давшее такое обязательство, предупреждается о личной административной и уголовной ответственности за нарушение технических условий производства работ и строительного законодательства. Право производства работ предоставляется прорабам, имеющим высшее или среднее техническое образование и стаж работы непосредственно на производстве. Главный инженер строительного управления, являясь техническим руководителем организации, осуществляет систематически выборочный личный контроль за качеством работ. Однако основная его обязанность состоит в организации системы контроля и руководстве ее деятельностью.

 


 

По отношению к изготовлению строительной продукции во времени различают следующие этапы контроля: входной, операционный и выходной.

Входной контроль состоит в проверке качества поступающей проектной документации и материальных ресурсов. Соответствие документации возможностям качественного выполнения работ проверяется в основном техническими отделами трестов дважды: при согласовании технического проекта и при получении рабочих чертежей. Качество материалов и изделий проверяется путем их сопоставления с прилагаемыми паспортами предприятий-изготовителей и соответствием продукции требованиям ГОСТов и СНиПа (ч. I). В качественной приемке материалов участвуют работники снабжения, линейный персонал, бригадиры, а в необходимых случаях— представители строительных лабораторий и заказчики.

Операционный контроль качества строительно-монтажных работ является основным видом внутреннего технического контроля, осуществляемого на протяжении всего периода строительства непосредственно на рабочих местах в двух основных формах: самоконтроля рабочего и контроля производственного персонала.

От непосредственного исполнителя работ, от его квалификации и добросовестности в наибольшей мере зависит возможность выполнения работ без дополнительных переделок с заданным качеством. Контрольные функции выполняются бригадирами и ИТР с использованием разнообразных средств метрологического обслуживания. В необходимых случаях привлекаются собственные или сторонние лаборатории, геодезические, геологические и другие службы.

При строительстве ответственных сооружений участие геодезистов в разбивочных работах, проверке и составлении исполнительной документации является обязательным. Во многих строительных организациях созданы геодезические службы, для руководства которыми в трестах введены должности главных геодезистов. Требования к качеству выполнения работ приведены в СНиПе (ч. III), ТУ и рабочих проектах. В технологических картах конкретизированы требования к качеству и методы его достижения.

К внутреннему техническому контролю относится лабораторный контроль. Этот вид контроля осуществляется на стройках и предприятиях стройиндустрии системой различных строительных лабораторий.

В трестах и ДСК имеются строительные лаборатории (УСЛ).

Лаборатории в управлениях организуются только при условии значительной удаленности строительства от центральной лаборатории и больших объемах работ. Кроме того, на отдаленных небольших объектах могут создаваться контрольно-испытательные пункты (КИП). Строительные лаборатории наблюдают за качеством принимаемых материалов, проверяют их соответствие ГОСТам, ТУ, условиям, нормам и указаниям, контролируют работы по повышению качества материалов (например, промывке и фракционированию инертных), отбирают пробы и производят испытания образцов бетона, раствора, сварных швов и т. п.; контролируют соблюдение установленных режимов выполнения бетонных, каменных, гидроизоляционных и других работ (эти же функции выполняет УСЛ при отсутствии лабораторий в строительных управлениях).

При наличии строительных лабораторий в управлениях основной обязанностью центральной лаборатории треста является методическое и оперативное руководство их работой, а также проведение испытаний, которые там не могут быть выполнены.

В территориальных главных управлениях по строительству имеются научно-исследовательские лаборатории «СтройЦНИЛ», которые осуществляют методическое руководство лабораториями трестов, проводят работу по повышению квалификации кадров строительных лабораторий и выполняют наиболее сложные анализы и испытания. Оснащение лабораторий современным оборудованием, в том числе электронной, высокочастотной, радиационной техникой, значительно повышает действенность лабораторного контроля качества. Технические инспекции строительных организаций как органы ведомственного контроля начали создаваться недавно и имеются лишь в некоторых строительных министерствах (ведомствах) и организациях— Главленинградстрое, Минстрое ЛатвССР, в трестах Главкрасноярскстроя и т. д. Технические инспекции представляют собой новые для строительных организаций структурные образования и по своим чисто контрольным функциям аналогичны существующим в промышленности отделам технического контроля (ОТК).

Технический надзор застройщика (заказчика) ведет контроль за объемами и качеством работ на протяжении всего срока строительства и принимает от подрядчика подготовленные к вводу в эксплуатацию объекты. Участие заказчика во входном, промежуточном и выходном контроле фиксируется в документальной форме. Проверив проект, заказчик, передавая его строительной организации, делает разрешительную надпись «к производству работ», без чего чертежи считаются недействительными. Акты промежуточной приемки работ и скрытые работы оформляются подрядчиком при обязательном участии заказчика.

Работники заказчика (дирекции, ОКС, УКС), выделенные в качестве технического надзора, подлежат личной регистрации в органах государственного архитектурно-строительного контроля с оформлением подписки об административной и уголовной ответственности за нарушение ТУ производства работ и строительного законодательства в том же порядке, что и прораб, ведущий строительство.

Авторский надзор проектных организаций за строительством вводится в целях улучшения качества, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства, а также повышения ответственности проектных, строительных организаций и заказчиков за качество возводимых объектов и внедрение более совершенных материалов, конструкций и сооружений.

Авторский надзор в жилищно-гражданском строительстве осуществляется за всеми объектами стоимостью более 200 тыс. руб., а также особо сложными экспериментальными или имеющими большое архитектурное значение зданиями независимо от их стоимости. В промышленном строительстве авторский надзор ведется за строительством объектов, в проектах которых применены сложные решения, новые конструкции, материалы и технологические процессы. Решение вопроса о необходимости авторского надзора принимается той инстанцией (министерством, ведомством), которое утвердило проект.

Авторский надзор осуществляется членами авторского коллектива данного проекта (архитектором, конструктором и др.) или иногда специально выделенными проектной организацией представителями. Авторский надзор ведется путем проверки соответствия выполненных в натуре работ утвержденному проекту. Лицо, осуществляющее авторский надзор, имеет право требовать от производителя работ строгого соблюдения проекта и нормативов; свои указания он заносит в журнал производства строительных работ.

Руководители стройки, выполнив замечания надзора, обязаны сделать об этом отметку в журнале. По вызову строительной организации авторский надзор обязан прибыть на строительство для решения возникших по ходу работ вопросов и для участия в составлении исполнительной документации. Авторский надзор содержится застройщиком за счет средств, предусмотренных в смете.

Проектные организации, так же, как и строители, несут ответственность за качество строительства, за которым они ведут авторский надзор, а также за тщательность проведения его и устранения выявленных недостатков.

Государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК)—представлен на государственном уровне Главной строительной инспекцией (структурная часть Госстроя СССР) и Управлением ГАСК Госгражданстроя. В союзных республиках имеются Госстройинспекции республинских госстроев. Инспекция ГАСК отделов (управлений) по делам строительства и архитектуры исполкомов местных Советов депутатов трудящихся является основным органом контроля за качеством жилищного и культурнобытового строительства в областях, крупных и средних городах.

Инспекции работают при главных архитекторах городов, а где их нет — в соответствующем отделе исполкома.

В промышленном строительстве органы ГАСК контролируют лишь архитектурное оформление фасадов промышленных зданий и сооружений, выходящих на магистрали и проезды. Однако в связи с требованиями укрепления градостроительной дисциплины происходит постепенное расширение прав инспекции ГАСК в части надзора за объектами промышленного строительства.

Методы контроля, применяемые ГАСК, различны по периодам строительства.

Оформление разрешения на производство строительных работ происходит в порядке, определенном СНиП III-K. 1—62, в два этапа. Вначале регистрируется объект начинаемого строительства, и застройщику выдается разрешение на производство работ подготовительного и нулевого цикла.

После подтверждения об окончании работ нулевого цикла дается разрешение на производство основных работ по надземной части здания.

При выдаче разрешений документально проверяется законность начинаемого строительства (отвод земельного участка, наличие разрешительного письма, утвержденной технической документации, передачу застройщику красных линий и т. д.), организация технического и авторского надзора и регистрируются ответственные за строительство производители работ и технадзор застройщика, которые дают подписки-обязательства.

Промежуточный (профилактический) контроль за строительством проводится путем периодического посещения и проверки строительных площадок инженерами-контролерами, постоянно закрепленными за конкретными объектами и ведущими контроль с момента выдачи разрешения на производство работ до приемки в эксплуатацию. Целью такого контроля, являющегося основной формой деятельности ГАСК, является предупреждение нарушений требований СНиПа и проекта, понижения качества работ, а в случае обнаружения брака — оперативное его устранение.

Свои замечания контролер записывает в журнал работ и выдает предписание о ликвидации нарушений с указанием сроков их исполнения.

Проводятся также целевые проверки состояния отдельных основных проблем качества на объектах и предприятиях строительных министерств. Например, подготовка к производству работ в зимних условиях, заделка стыков сборных зданий, работа авторского надзора.

Приемочный (выходной) контроль качества законченного строительства объекта проводится с целью проверки его готовности к эксплуатации. На этом этапе контролер определяет возможность проведения Государственной комиссии и руководит ее работой.

Техническая инспекция профсоюзов контролирует полноту выполнения работ по охране труда, в том числе требований санитарии как в период производства работ, так и при вводе в эксплуатацию вновь строящегося или реконструируемого объекта. Технический инспектор участвует в работе комиссий по приемке вновь построенных и реконструированных промышленных предприятий.

Государственный пожарный надзор МВД СССР (Госпожар* надзор) проводит наблюдение за соблюдением противопожарных правил, норм и инструкций на различных этапах строительства.

Технический проект до утверждения подлежит предварительному согласованию с технической инспекцией местных органов пожарного надзора как в части проектных решений намеченного к строительству сооружения (пожарная устойчивость конструкций, пути эвакуации, оборудование сигнализации, дымоудаления и пожаротушения и т. п.), так и в части организации строительного хозяйства (стройгенплана). В процессе строительства объекта инспекция осуществляет профилактический надзор за обеспечением противопожарных правил, а по окончании строительства участвует в работе комиссии по его приемке в эксплуатацию.

Государственный санитарный надзор Минздрава СССР (Госсанинспекция) через местные органы санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) следит за соблюдением требований гигиены и санитарии. Контрольные функции санитарного надзора осуществляются аналогично работе органов пожарного надзора, т. е. проекты не могут утверждаться без положительного заключения органов СЭС, эти же органы выполняют профилактический надзор за состоянием строительства и участвуют в работе приемочных комиссий.

Отделы районных архитекторов, а в больших городах, и отделы (управления) благоустройства и озеленения, согласовывают технические проекты новостроек и стройгенпланы рабочих проектов.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор СССР) через свои местные органы — инспекции осуществляет надзор за монтажом, по окончании которого обследует и дает разрешение на ввод в эксплуатацию котлов, газовых сетей и оборудования, лифтов, башенных кранов и других грузоподъемных устройств. Эксплуатация этих устройств, в том числе используемых в период строительства, осуществляется также под наблюдением инспекций Госгортехнадзора. Банковский (финансовый) контроль Стройбанка СССР (Все- союзного Госбанка финансирования капитальных вложений) или другого банка, финансирующего строительство, установлен для проверки использования ассигнований, материальных ресурсов и денежных средств, сроков и стоимости строительства. При обследовании и контрольных обмерах представители банка проверяют количество, характер и стоимость выполненных работ в сопоставлении с чертежами рабочего проекта, не допуская оплаты работ, выполненных с отступлением от проекта, некачественно и не в комплексе.

Общественный контроль, отражая рост социальной активности широких масс трудящихся, воплощается в разнообразных организационных формах и оказывает большое влияние на качество строительства.

Общественный контроль может быть организован в строительном коллективе или вне его. В первом случае в составе общественных органов обычно участвуют представители администрации и ИТР строительных управлений и трестов.

Примером такой смешанной формы контроля может служить опыт треста Мосстрой-3 Главмосстроя, в котором на протяжении многих лет действует так называемая «комиссия качества». Комиссия была образована в связи со специализацией треста на строительство сложных зданий повышенной этажности, поэтому необходимо было заострить внимание коллектива на вопросах качества.

В состав комиссии входят главный инженер треста (председатель), главный технолог треста (заместитель председателя), член парткома, председатель постройкома, член комитета ВЛКСМ, начальник строительной лаборатории, инженер по охране труда треста, по одному представителю от пяти СУ; передовики производства— бригадиры, прорабы. Комиссия, собираясь 1—2 раза в месяц, выезжает и осматривает один-два объекта, ведущихся одной из комплексных бригад конечной продукции. Для участия в работе комиссия привлекает главного инженера СУ, начальника участка, прораба, мастеров и бригадира проверяемого объекта. Свои выводы и предложения комиссия сообщает на общем собрании того коллектива, объект строительства которого она посетила. По результатам работы комиссии издается распоряжение по тресту, где отмечаются положительные и отрицательные стороны в работе бригады и намечаются конкретные мероприятия как по данному объекту, так и остальным, если имеет место общее явление. Служба главного технолога систематически проводит проверку исполнения и результаты докладывает на очередном заседаниц комиссии.

По существу, деятельность такой комиссии — это одна из форм организации соревнования коллективов бригад между собой. Действенность работы здесь обеспечивается повседневной организаторской работой партийной, профсоюзной организации и хозяйственных руководителей.

Другими примерами внутреннего общественного контроля могут служить опыт работы «советов бригадиров», «комсомольских прожекторов», «постов качества», проведение «дней качества», конференций и семинаров, на которых обсуждаются недостатки и меры по их устранению; практика вручения новоселам от имени бригады «Гарантийных паспортов качества» и ряд других инициативных форм, охватывающих в своей деятельности коренные проблемы совершенствования производства, в том числе вопросы качества.

Наиболее распространенной формой внешнего общественного контроля является деятельность общественных инспекторов обкомов профсоюза рабочих строительства и местных инспекций ГАСК, организуемая для усиления надзора за качеством строительства жилых домов, школ, детских садов, больниц и других объектов культурно-бытового назначения.

Общественные инспектора назначаются из числа строителей (рабочих, ИТР, служащих, студентов и пенсионеров), имеющих производственный опыт. Под руководством инспекции ГАСК общественные инспектора контролируют качество возведения того или иного объекта в течение всего периода строительства, ввода его в эксплуатацию. Они действуют на основе специальных положений об общественном контроле за качеством. Инспектор имеет право проверять качество материалов, порядок их хранения, методы производства работ, соблюдение установленных норм и правил. Замечания и предложения инспекторов обязательны для руководителей строительных организаций

Date: 2015-09-24; view: 2077; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию