Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Условия и факторы, механизмы становления гуманистической модели личности





 

1.Сущность гуманистических ценностей.

2.Проблемы человека в современной гуманитаристике.

3. Гуманистическое управление.

"Какая сила на самом деле движет обществом? Им движет желание каждого человека добиться лучшей жизни для себя и своей семьи. Как можно улучшить общество? Это можно сделать, если миллионы людей твердо решат, что создадут для своих детей лучшую жизнь, чем они имели сами".

(Маргарет Тэтчер. Из выступления в Кардиффе 16 апреля 1979 г.)

Для развития нужны внутренние мотивированные поступки и желания людей, а не внешние давления и ориентиры, игнорирующие их незаменимую роль. Общество, которое создает необходимые условия для осуществления потенциальных возможностей человека, для его всестороннего развития может считаться "хорошим" обществом.

Гуманистические перспективы общества тесно связаны с ускоренным и стабильным развитием социальной сферы. Социально интегрированное государство будет означать создание эффективной системы социальной защиты для всех граждан, обеспечение конституционных и правовых гарантий, соблюдения прав человека в целях достижения состояния общества, в котором не существуют антагонистические противоречия.

В связи со становлением человека целью общественного развития среди общественности, ученых стала популярной концепция человеческого развития. Основной целью человеческого развития является создание такой окружающей политической, экономической, социальной и экологической среды, которая бы позволила людям достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью. Концепция направлена на развитие творческих способностей, повышения культурного и образовательного уровня человека, на улучшения его физического здоровья и морального самочувствия, и использования этих способностей и возможностей для работы и досуга. Признавая самоценность человеческой жизни, ее права на свободу и счастье, концепция помогает внедрению гуманистического мировоззрения в сфере научной и общественной жизни.

Человеческое развитие зависит от прогрессивного развития общества, иначе желания немногих преуспевающих личностей самосовершенствоваться ничего не изменит, если в массовом масштабе нет такого настроя, да и в обществе не имеются соответствующие условия для этого. Создание гуманистической модели личности в теоретическом и практическом плане представляется пока как идеальный вариант, поскольку реальной основы для этого еще недостаточны, следовательно, еще не все желаемое может быть действительным. Для достижения полного гуманизма требуется несравненно более высокий уровень развития и иное качественное состояние экономики, материального благосостояния людей, преимущественное преобладание среднего класса, развитость духовных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Гражданское состояние общества, его гуманистические ориентиры проявляется в его социальных целях, а государство составляет систему институтов, обеспечивающих достижение этих целей. В современных условиях должны изменяться функции государственных институтов, они должны завоевать доверия народа, защищая их интересы, давая отпор нарушителям, посягающим на их естественных, вместе с тем законным путем закрепленных прав и свобод.

Гражданственность есть отношение общества к человеку как к ценности. В этом и проявляется его гуманистическая сущность. В основе гуманистического мировоззрения лежит следующие принципы:

Во-первых, счастье, благополучие, свобода и духовное развитие человека, как субъекта общественных отношений становится основной целью общества;

Во-вторых, в экономической жизни общества реализация либеральных идеи, ограничение государственного командования всем производством, государственное и общественное регулирование рынка, плюрализм форм собственности, активное участие граждан на всех стадиях экономических процессов, развитие экономики во блага народа, его социально ориентированный характер;

В-третьих, в социальной сфере осуществление принципа солидарности и сотрудничества, социальной справедливости, формирование человека высоконравственного, образованного, строящего свое отношение со всеми людьми на взаимном уважении;

В-четвертых, в политической сфере обеспечение одинаковых прав перед законом каждого гражданина, уважение прав человека и национальных меньшинств, обеспечение высокой правовой и политической культуры всех субъектов общественных отношений, отказ от всех форм авторитаризма и тоталитаризма;

В-пятых, признание универсальных принципов общей человеческой морали: добропорядочность, любовь, трудолюбие, милосердие, взаимопомощь, ответственность, сознательность и.т.п.

В-шестых, в условиях глобализации не остаться в стороне, а поддерживать, поднять свое общество освоив лучшие достижения других стран и обществ, без ущерба национальным интересам;

Представитель франкфуртской школы неомарксистов Э. Фромм приходит к обоснованию необходимости изменения и человека, и общества, утверждая, что без нового человека невозможно новое общество. Он перечисляет всех радикальных гуманистов, которые изучали отношения общества и личности со времен Маркса: Туро, Эмерсон, Альберт, Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич, югославские философы из группы "Праксис": М. Маркович, Г.Петрович, С. Стоянович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э.Ф. Шумахер, политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке ХХ века.

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

- производство должно служить человеку, а не экономике;

- отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

- антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности;

- высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

- не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостояния человека;

- каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее;

Гуманистическое мировоззрение предъявляет высокие требования человеку и обществу, поэтому не так то легко соответствовать его критериям, придется совершенствоваться, чтобы достичь должному уровню.

Гуманизация человека и созданной им цивилизации предполагает гуманитаризацию образования, включая и естественнонаучное и техническое образование, гуманитаризацию управления, исключающее насилие одного человека над другим. Новая парадигма развития общества основывается на культуре, знаниях, информации. Она должна породить новое качество жизни, новое качество человеческого труда, новый путь творческого поиска.

Главным ресурсом цивилизованного общества является человек, его деятельность и социальная политика, обеспечивающая рост его культуры. Если мы хотим сделать человека целью развития общества, тогда в первую очередь должны развивать социальную сферу и решать существующие социальные проблемы, так как решения этих проблем обеспечат им достойную жизнь.

Лекция 14. Новое содержание методов и социальных технологии в процессе социализации личности рыночного общества

 

 

1.Социальная технология: понятие, функции, виды.

2.Новая технологическая культура и перспективы социализации личности.

3.. Имитационное моделирование конкретной ситуации.

В современных условиях удачно выбранные социальные технологии становятся мощнейшим фактором развития личности и улучшения человеческих взаимоотношений. В то же время неудачное их применения могут привести к неожиданным последствиям.

Новая реальность сегодняшнего времени не похожа на вчерашнюю, она намного сложнее и тревожнее. Глубокие изменения, происходящие в социальной структуре казахстанского общества, расслоения людей по имущественным, образовательным, профессиональным, демографическим, гендерным и иным признакам, существования проблемы бедности, девиантных личностей - все это требует определенные способы, методы, технологии воздействия и общения.

Несмотря на различность социальных технологий и методов социализации, общим для всех является единые гуманистические стандарты, определяющие перспективы становления современной личности.

Новые модели личности, воплощенные в идеальных теоретических конструкциях и социальные технологии, как практические способы их внедрения играют прогрессивную роль в развитии общества. Они способствуют к облегчению человеческой боли, страданий, помогают к повышению экономического положения, социального статуса и культурного уровня личности, ее самооценки, призывают к уважительному и справедливому отношению во взаимоотношениях, выступают против оскорбления и унижения человеческой личности.

Социальные технологии отвечают на вопрос, как взаимодействуют люди в обществе и поэтому входят в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Именно в этом смысле поставил знак равенства между культурой и технологией известный ученый Э.С. Маркарян, когда определил социальную технологию как “систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики”.

В современном обществе утверждается новая парадигма социальных технологий- не борьба (управление, программирование, навязывание социумом моделей поведения и действий) с противоположностями (развитыми индивидуальностями, трансцендирующими за рамки наличного бытия), а единство, консенсус с ними на основе создания условий и признания суверенности прав атомизированного субъекта существования. т.е. индивидуальности. Именно постоянная корректировка внешнего нормативного предписания и увеличение суверенных прав индивидов создает условия для возникновения самодеятельных объединений ("слабых взаимодействий), в которых происходит взаимодействие спонтанно развивающихся индивидуальностей, развитие человеческой субъективности. В контексте новой парадигмы социального познания социальные технологии должны стремиться к гибкости, саморегулируемости, способности самонастраиваться.

Для эффективного управления деятельностью личности в различных сферах общественной жизни можно использовать различные виды социальных технологии.

Технологические приемы и методы, используемые в сфере управления социально-политическими процессами должны способствовать упрочению личной свободы личности, выработать следующих ее качеств, как толерантность, готовность к компромиссу и партнерству, умению цивилизованно и в рамках закона выражать свои интересы. Нормальное функционирование политических структур оказывает позитивное влияние на социализацию личности в сфере политической жизни общества. Демократические методы решения политических, общественных проблем личности, полное и справедливое удовлетворение прав человека и гражданина исключительно благотворно влияет на формирование гражданской идентификации и патриотических качеств личности.

В сфере экономики социальные технологии направлены на формирование заинтересованного отношения личности к своей производственной деятельности, осуществлению экономической независимости, приданию труду творческий характер, чтобы мотивом деятельности стало не получение материальной выгоды, а улучшения состояния личности за счет удовлетворения процессом, превращению труда в действенный критерий оценки деловитости и потенциала каждого человека, поощрению конкурентных форм экономических отношений.

Технологическое решение социальных проблем личности рассчитано на удовлетворение социальных потребностей человека и укреплению его социальных взаимосвязей, создания гарантий для социальной справедливости, благоприятных условий для достойной жизни, расширение свободы человека.

В духовной сфере социально-технологическая деятельность отличается не жестким, а гуманным характером воздействий, направленных на создание реальных условий для оптимального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, формирование высокий уровень культурного и интеллектуального развития и на преодоление духовной маргинальности как вынужденного состояния личности.

По мнению Ж.Тощенко, технологическая культура- это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью мышления.

Таким образом, технологическая культура способствует мобилизации познавательных способностей, умственного и коммуникативного потенциала человека, правильному использованию его творческие возможности для продуктивного решения его проблем.

 

Date: 2015-09-24; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию