Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9.. Проблемы создания цивилизованного рыночного общества в РК и выход на новую модель экономической социализации личности





1.Основные критерии социализации рыночной системы: гуманизация общественно-экономических отношений, "очеловечение" производства и его целей.

2. Глобализация экономики, формирование нового миропорядка. Новые критерии цивилизованности государства.

3. Влияние этнического фактора на экономическую социализацию личности.

До недавнего времени экономическая сфера общества рассматривалась сферой чисто хозяйственной деятельности человека, связанной материальным производством, с удовлетворением материальных потребностей человека. В отличие от западной экономической науки, где долгое время единственной теоретической конструкцией выступала неоклассическая микроэкономика, базировавшаяся на философии утилитаризма, рационалистически-индивидуалистическом подходе, который рассматривал экономику как совокупность совершенно суверенных индивидов, стремящихся достичь максимума своей целевой функции (удовлетворение, удовольствие, полезность и. т.п.) в ходе хозяйственной деятельности, в нашей экономической науке, и вообще в сфере науки господствовала марксистская теория, отличившаяся “экономическим детерминизмом”. В марксистской теории производственная деятельность человека рассматривалась отдельно от нравственной, при этом особо подчеркивалось ее первичность по отношению моральной, культурной, политической и. т.п. деятельности. Сначала хлеб, а нравственность потом, такова была позиция большинства ученых, выступавших за первичность материальных потребностей, материальных побудительных сил и коллективных форм деятельности. Коллективная форма жизнедеятельности людей отрицала индивидуальную свободу личности, а признание первичности материальных потребностей отделила производственную деятельность от моральной, нравственной, культурной деятельности.

Актуальность изучения социализации личности в сфере экономики возникает в связи с модернизацией экономической жизни общества, привлекшие за собой трансформацию ценностных и мотивационных основ экономической деятельности человека. До сих пор существовавшая практика в сфере экономики и политики нашего государства исключили нравственную, этическую обусловленность экономического и политического поведения людей, поскольку эти сферы рассматривались узко функциональной точки зрения, как производственные и идеологические.

Классический рыночный механизм базируется на естественном стремлении к максимизации прибыли как определяющем мотиве производственной деятельности хозяйствующих субъектов. На современном этапе экономического развития указанная цель хотя и продолжает оставаться доминирующей, но отнюдь не единственной: человеческий фактор становится средством функционирования системы и все более отчетливо превращается в ее главную цель.

Экономика является базисной сферой общества, с развитием и ростом которой создается реальный шанс для повышения образовательного, культурного и интеллектуального уровня личности. Сила и мощь экономики обратно пропорциональны ее вкладу в человеческий капитал.

В современных условиях к числу критериев социализации рыночной системы следует отнести гуманизацию общественно-экономических отношений и прежде всего "очеловечение" производства и его целей. Однако процесс перехода к такого рода экономическим отношениям для Казахстана пока не приемлемо, поскольку не до конца решены проблемы, связанные с бедностью и преобладающей мотивацией у населения является вещественно-материальное, а не усовершенствование самой личности.

Глобализация экономики, формирование нового миропорядка, где цивилизованность государства измеряется образованностью, высокой культурой и информированностью его граждан требует не только возможность, но и необходимость перехода от экономических доминант к социологическим. Это проявляется в качественном изменении мотивационной деятельности человека.

Экономическая модель человека станет порождением индустриального общества, использующего его как рабочая сила, но так и не создавшего условий для его духовного и нравственного роста. Используя человека ради собственного развития производство рассматривало его как средство.

Все больше снижение роли материального производства и возрастание значения производства услуг и информации в современных условиях приводит к изменению характера труда, придав ему творческий вид и сопровождается реализацией стремлений человека к самовыражению.

Рациональность, расчетливость, разумность это необходимые, незаменимые качества рыночного человека, формирующихся относительно его материальных потребностей в экономической модели. А социологическая модель является результатом более возвышенных потребностей, проявляется в таких качествах как доброта, порядочность, нравственность и.т.п и служит для гуманизации экономических отношений. Построение экономико-социологической модели служит практическим подтверждением положения интегральной философии, теоретически обосновавшего диалектику материального и идеального в человеческой природе.

Наш восточный менталитет был базирован на ценностных отношениях между людьми, не допускающей узко индивидуальный эгоизм. Принимая все прелести западной цивилизации, не учитывая большую разницу в развитии экономики, также и в менталитете мы впадаем из одной крайностей в другое. Разумное сочетание личных и общественных интересов возможно только в истинно демократическом обществе. Истинно демократическое общество, в нашем понимании должно основываться на цивилизованной форме рыночных отношений, где господствует не только чисто товарно-вещевые ценности, но и гуманные, нравственные отношения между духовно и интеллектуально развитыми личностями. По нашему мнению, западные страны уже подошли к такому рубежу.

Одной из основных характеристик современного человека является радикальное изменение модели его мышления, а следовательно, и коренной, глубинной парадигмы поведенческих актов в социальной и личностной сферах деятельности.

В условиях глобализации формирование международной экономической системы может привести к потерям национальной особенности экономики, национальную культуру, традицию, которые составляют основу национальной самоидентификации, самосознания в сфере экономики. Это положение толкает индивида помимо хозяйственной деятельности, заниматься совершенствованием экономической среды, чтобы она не превратилась в арену, лишенной духовных и моральных регуляторов, где выживает сильнейшие, где конкуренция принимает вид не соревнования, а нездоровое соперничество. Чтобы не допустить этого человек должен заботиться о сохранении национальной культуры, традиции, которые при их правильной увязке с условиями рынка привели бы к созданию национальной модели экономики и желаемой модели личности.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию