Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Модели социализации личности в концепциях классиков мировой социологии : историческая ретроспектива и их связь с современностью





 

1.Модели социализации личности в концепциях мыслителей классического, неклассического, постклассического периода

2.М.Вебер “Идеальные типы”.

 

Классический тип научности, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

О. Конт, как родоначальник социологической науки в своей позитивной философии придерживался антииндивидуалистского подхода и развивал органицистскую теорию, где индивид рассматривался как полностью подчиненный обществу. Позитивизм Конта как “религия человечества” проповедовал полное растворение личности в обществе, отрицая ее самостоятельное существование.

Э. Дюркгейм признавал примата целостности над составляющими ее частями. В данном случае в роли целостности выступают общество, коллектив, которые определяют сознание и действие каждого индивида. Решение проблемы взаимоотношения индивида и общества Дюркгеймом отличалось тем, что он усматривал источники и возможности развития индивидуальности в прогрессирующем разделении труда.

Г. Спенсер был вынужден найти способ примирить свой индивидуализм с органицистским подходом. Он придерживался общего принципа, что “ свойства единиц определяют свойства совокупности”. Соответственно своей индивидуалистической перспективе он рассматривает качество общества как зависящее в значительной степени от качества образующих его индивидов.

Известно, что в классической науке не существовало проблемы познания принципиально ненаблюдаемых, нефиксируемых опытным путем объектов; их - этих объектов - для опытной науки просто не существовало. Проблема представления таких “неосязаемых” объектов с помощью их моделей возникла в неклассической, релятивистской науке. Классическая наука игнорировала активность отдельных индивидов, не рассматривала человека как носителя индивидуальности, располагающего своим собственным взглядом, ценностными и культурными установками, собственным мировоззренческим подходом.

Неклассическая наука, утвердившая принцип релятивизма в познании, не отвергая необходимости сходства модели и моделируемого объекта, внесла коррективы в познавательные нормы. Она допустила возможность неоднозначного воспроизведения познаваемого объекта с помощью моделей. Более того, оказалось, что сама природная реальность зависима от процесса познания и тех средств, которые использует человек, познавая ее.

Неклассический тип научности социологии разработан и Г. Зиммелем, М. Вебером. Их концепция, вплотную занявшегося исследованиями субъективных составляющих социальной реальности с помощью особых методов постижения субъективных смыслов: понимания, проникновения вглубь и толкования - одновременно лишала социальную реальность ее объективной значимости, размывала те наблюдаемые ориентиры, которые были незыблемы в позитивистских и неопозитивистских социологических построениях. “Чистые формы” у Зиммеля, “Идеальные типы” у Вебера как инструменты познания, выступают в роли моделей познаваемой реальности. Они признают активную деятельность индивида, как субъекта познания и по их мнению, именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса и их последователей. И хотя для них характерно утверждение, что “как общество производит человека, так и человек производит общество”, потому что “человек не только объект, но и субъект социального действия”, отсутствие всесторонне разработанной теории личности оставляло наиболее ортодоксальных марксистов за пределами эмпирического, опытного представления социальной реальности, особенно на макроуровне.

Постнеклассический этап развития науки определяет новые ориентиры научного познания. В этом познавательном контексте уже недостаточно учета объективных параметров познаваемого объекта и влияния средств познания, объективирующих установки субъекта познания. Требуется осмысление собственно субъективных характеристик субъекта познания - ценностно-целевых параметров познавательной деятельности. Модельное познание объектов на этом этапе осуществляется участием различных концептуальных подходов в познании одного и того же объекта. Таким образом, расширяется содержание и принципы моделирования за счет включения не только субъект -объектных, как это было в неклассической науке, но и субъект -субъектных корреляций. Основной характеристикой теоретических концепции постнеклассического этапа заключаются в том, что здесь личность рассматривается не сама по себе а в социальном взаимодействии с другими личностями. Этому примером служит концепция “символического интеракционизма” Дж. Мида, в дальнейшем получившие развития в творчестве Г. Блюмера, Э. Гоффмана, также в “феноменологической социологии” А. Шюца и “этнометодологии” Г. Гарфинкеля.и.т.д. Общим для всех них являются то, что они в своих концепциях особо подчеркивают важность общения, роль социального взаимодействия в процессе социализации личности.

 

Date: 2015-09-24; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию