Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика органов





специа­лизированного конституционного контроля

Концепция конституции как основного за­кона предполагает необходимость конституционного контроля. В теории и практике утвер­дилось представление, что контроль должен осуществляться особыми орга­нами и в определенных процедурных формах. В России еще не выявлены все плюсы и минусы той формы конституционного контроля, которая принята в России, не проведено в полной мере сопоставление этой формы с другими, существующими в разных государствах мира. Существующая информация в основном ограни­чивается краткими упоминаниями в учебниках по конституционному праву зарубежных государств о специализированных органах консти­туционного контроля. О них лишь упоминается, не раскрывая информацию до достаточного уровня. Следует отметить, что специализированные органы консти­туционного контроля имеют несколько разновидностей, не­одинаковы их процедуры, к тому же, кроме специализированных орга­нов контроль в какой-то мере в иных формах осу­ществляют другие органы.

Не следует отрицать полезность контроля, который осуществляется, например, постоянными комитетами высших пред­ставительных органов в Китае или во Вьетнаме, не смотря на то что в принципе, он не имеет значения в тоталитарных условиях. Однако, все-таки свою роль определенную конституцией, такой орган выполняет. Конститу­ционный самоконтроль осуществляют и должны осуществлять парла­менты демократических государств, их постоянные комиссии, руко­водящие органы, наконец, сами депутаты, голосуя (или не голосуя) за тот или иной проект закона. Конечно, это не лучший вариант, когда какой-то орган контролирует сам себя, но лучше такой контроль, чем никакого. Но, как свидетельствует опыт России, такой самоконтроль не­достаточен.

Президент РФ налагал вето на законы более 100 раз за последние семь лет. В 1997 г., как указано в послании Президента РФ Федеральному Собранию 1998 г., из представленных ему на подпись законов отклонено 86. Это очень высокий процент, не извест­ный другим странам. В США за 200 с лишним лет Президент приме­нял вето 1300 раз, т.е. в среднем шесть-семь раз в год, притом, что в стране иногда принимается более 1000 законов в год (включая так называемые частные законы). Во Франции с 1958 г. Президент в сред­нем использует вето один раз в три с половиной года. Показатели России превосходят эти данные в 10, а то и во много более раз. Ко­нечно, Президент РФ применял вето по разным причинам, но чаще всего из-за несовершенства законов, принятых парламентом, их про­тиворечия другим, уже действующим законам. Таким образом, само­контроль, в том числе конституционный самоконтроль парламента, необходимо повышать.

Наряду с президентским контролем, осуществляемым им в качестве гаранта конституции, существуют и иные формы участия других органов в контроле за соблюдением конституции. Во многих странах это входит в функции уполномоченного парламента по правам чело­века, других уполномоченных (омбудсманов) по равенству языков в Канаде, по охране окружающей среды в Намибии, по контролю за вооруженными сила­ми в Германии и т.д.. В России в соответствии с поправкой 1999 г. к Закону о прокуратуре последняя должна осуществлять контроль не только в отношении законности, но и конституционности.

Регистри­руя политические партии, различные органы такие как:

· избирательная комис­сия в соответствии с законом 2000 г. в Великобритании [1],

· Министер­ство внутренних дел во Франции,

· Столичный суд г. Варшавы в Поль­ше,

· Министерство юстиции в России и т.д.,

все они должны проверять их ус­тавы и программы политических партий на предмет соответствия конституции.

Таким образом, очевидно, что конституционный контроль не ограничивается деятельностью специализированных органов (конститу­ционных судов и др.). Видимо, это общая обязанность всех органов государства, хотя и выполняемая в разных формах. Поэтому пред­ставляется, что соответствующее положение может войти в новую рос­сийскую конституцию.

Однако, главные задачи конституционного контроля выполняют все-таки специализированные органы. Думается, что Россия избрала для себя, закрепив в Конституции, не самую совершенную модель. В настоящее время в мире существует несколько моделей специа­лизированного конституционного контроля. При этом мы не будем принимать в расчет комиссии конституционного контроля, создавае­мые в структуре парламентов некоторых стран. Хотя в их состав вхо­дят не только депутаты, но и определенное количество (до 1/3) спе­циалистов по конституционному праву, они все-таки не являются самостоятельными органами. Не будем выделять также палаты конституционных гарантий, образуемые в составе верховных судов ряда латиноамериканских стран, хотя им и свойственна определенная авто­номия.

Рассмотрим следующие модели, когда специа­лизированный конституционный контроль осуществляется:

· судами общей юрисдикции, как правило, по вопросам о конституционности законов, иных нормативных правовых актов (окончательное решение принимает верховный суд),

· конституцион­ным судом,

· конституционным советом,

· советами (комиссиями) конститу­ционных расследований

· религиозно-конституционными судами.

Эти органы относятся к числу самостоятельных, и во многих конституциях и законах о них говорится, что они не подчиняются никакой другой ветви власти, их решения окончательны, непререкаемы и должны ис­полняться всеми государственными органами, должностными лицами, объединениями, гражданами. Действительно, в каком-то отношении они стоят даже выше парламентов, считающихся верховными выра­зителями суверенной воли народа, ибо могут объявить закон (отдель­ное положение закона) неконституционным и, следовательно, не под­лежащим исполнению, не действующим. Аналогичное право комите­тов конституционных расследований, конституционных судов и кон­ституционных советов в некоторых странах (например, в Румынии, Монголии, Казахстане, Эфиопии) может быть ограничено, но не изъя­то. В силе специализированных органов конституционного контроля заключается слабость конституционной конструкции государственной власти: несостыкованность с положе­нием парламента, исключение органов конституционного контроля из традиционной схемы разделения властей и др. Эти вопросы в будущей российской конституции должны быть особенно тщательно разрабо­таны. Ограничиться фигурой умолчания — не самый лучший способ решения проблемы.

Религиозно-конституционные суды рассматривать не целесообразно, так как эта модель основана на верховенстве Корана над конституцией.

2. Суды общей юрисдикции

– органы, осуществляющие конституционный контроль

Модель конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции, суще­ствует в разных вариантах. Такая модель характерна для США, Австралии, Индии, Канады и Япония. В Японии можно, например, подать иск в Верховный суд, принимающий окончательное решение, в США обыч­но дело поступает в порядке апелляции на решение нижестоящего суда (в том числе Верховного суда штата). Участие судов общей юрис­дикции в конституционном контроле имеет место и в России, но оно носит специфический и ограниченный характер. Суд общей юрисдик­ции, рассматривая дело, в ходе которого возникает вопрос о консти­туционности применяемого закона, приостанавливает рассмотрение дела по существу и обращается в Конституционный Суд РФ с соот­ветствующим запросом (в субъекте Федерации — в конституционный (уставной) суд, если речь идет о законе субъекта РФ). Таким образом, суд общей юрисдикции в России не решает вопрос о конституцион­ности или неконституционности акта. В США он может решать этот вопрос, но окончательное решение остается за Вер­ховным судом США. Впрочем, Верховный суд США, как и Верховный суд Ка­нады, Индии, других стран, рассматривает и непосредственно подан­ные иски. Такая модель в США возникла в резуль­тате судебного творчества, т.к. Конституция этого не предусматри­вала. Впервые право осуществлять подобный контроль было уста­новлено в 1803 г. судьей Верховного суда Д. Маршаллом),

 

 

3. Конституционный суд

– орган, осуществляющий конституционный контроль

Модель, в основе которой лежит деятельность конституционного суда, создана в соответствии с идеями австрийского правоведа-теоретика Г. Кельзена после Первой мировой войны. В унитарном государстве сущест­вует один конституционный суд, в федерациях — федеральный кон­ституционный суд и конституционные суды ее субъектов. Они рас­сматривают дела и споры только по конституционным вопросам (лишь иногда дают заключения о правильности проведения выборов, референдумов и др., принимают решения о запрещении определенных объединений, если их деятельность не соответствует конституции).

И в верховном, и в конституционном суде процесс имеет состяза­тельный характер. Это несомненное достоинство данной модели. Но у нее есть и недостаток: осуществляется только последующий консти­туционный контроль, т.е. контроль после вступления закона в силу. Закон уже действует, и нередко довольно долго, порождая массу юри­дических последствий, а суд затем говорит: закон неконституционный, его действие отменяется. Обычно те отношения, которые он вызвал к жизни, сохраняются, но иногда они могут быть пересмотрены или при­знаны не имеющими силы. Во всех случаях это влечет множество не­удобств. Если прежние отношения сохраняются, то возникает колли­зия между ними и отношениями, которые складываются иначе вслед­ствие признания закона неконституционным или внесения в него из­менений парламентом в соответствии с решением органа конституци­онного контроля. Если они пересматриваются, то нарушаются уже ус­тановившиеся связи. Таким образом, обе названные модели органов конституционного контроля (общие и конституционные суды) не яв­ляются идеальным вариантом, не говоря уже о том, что процедура доведения дела до верховного суда довольно длительная и дорогостоя­щая (надо пройти ряд инстанций), а в конституционном суде из-за длительности процедуры (состязательность сторон) и из-за того, что это единственный орган специализированного конституционного кон­троля в государстве (не считая конституционных и уставных судов в субъектах РФ или конституционных судов в землях федера­тивной Германии), обычно существует большая очередь для рассмот­рения конституционных ходатайств и жалоб.

Date: 2015-09-24; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию