Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального процесса





Процессами мы будем называть относительно одно­родные серии явлений, связанных взаимными причинны­ми или структурно-функциональными зависимостями. На­пример, рост организма — это процесс, так как последую­щие состояния определенным образом обусловлены пре­дыдущими состояниями. Серии явлений, составляющих процесс, в познавательных целях можно вычленить, вы­делить из сложных комплексов явлений, происходящих одновременно. Следовательно, они имеют какую-то «ось», на которую «нанизаны» сопряженные друг с другом яв­ления. В природе и в обществе процессы никогда не вы-

[193]

ступают изолированно; мы обособляем их и рассматрива­ем в отдельности в целях анализа.

Социальными процессами мы называем серию явле­ний взаимодействия людей друг с другом, или серию яв­лений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности. Подобно тому как кажущееся неисчислимым богатство действий людей по отношению друг к другу можно свести к нескольким десяткам основных образцов, постоянно повторяющихся вновь и вновь с небольшими индивидуальными отклоне­ниями, так и совокупность процессов, происходящих в общностях и в общественных отношениях, можно свести к нескольким десяткам основных процессов. Серия соци­альных явлений может быть понята как процесс, если она сохраняет идентичность во времени, позволяющую вы­делить ее из других серий, если предшествующие явле­ния обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления и если они вызывают определенное однородное положение вещей. Например, социализация, о которой мы говорили, рассматривая развитие социальной личности,— это социальный процесс. Ибо она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его вос­питателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемое личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями, и в результате возникает определенное со­стояние его личности, какие-то ее более или менее устой­чивые черты. Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более или менее последовательно нацеленных на форми­рование воспитуемого в желаемом направлении. Развитие любой целевой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, дифференциации институтов, введения новых методов действия и т. д., причем это развитие, то есть составляющие его явления, характеризуются идентич­ностью, непрерывностью, связаны структурно-функцио­нальными зависимостями.

Итак, социальные процессы с необходимостью явля­ются сериями изменений. Их можно классифицировать различными способами. Соответственно системе, в кото-

[194]

рой они происходят, их можно разделить следующим об­разом: 1) внутриличностные процессы, происходящие в личности человека, например процесс самообразования[171];

2) процессы, происходящие в отношении или в отноше­ниях между двумя индивидами; 3) процессы, происходя­щие в отношениях между индивидом и группой; 4) про­цессы, изменяющие организацию и внутреннюю структу­ру общности; 5) процессы, изменяющие отношения меж­ду двумя группами (общностями); 6) процессы, изменя­ющие структуру и организацию глобального общества. Это очень формальная классификация, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере выз­ванных им изменений. Поэтому делались попытки построить классификацию, взяв за основу не масштабы си­стемы, в которой процесс происходит, а само содержание вызываемых изменений.

Леопольд фон Визе предпринял смелую попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в от­ношениях между людьми[172]. Определяя сущность общества как многообразие отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, изменяющие общество, сво­дятся к двум большим категориям: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые он назвал ассоциативными процессами и выделил среди них четыре основных: сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения высту­пают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов, например, в одном лишь сближении Визе вы­делил восемнадцать подпроцессов. Схема процессов, веду­щих от изоляции к сближению, выглядит следующим образом: на начальной стадии мы имеем дело с изолированием, отчуждением, обособлением, враждебностью. Пере­ходной стадией является контакт. Начальной стадией объединения является взаимная терпимость, компромисс, путь от которого может вести к сближению.

Эта попытка классификации процессов в соответствии с их содержанием явно не удалась. Без особого труда

[195]

Г. Зиммель доказал, что именно борьба больше всего «сближает» противников, что для ведения борьбы знание противника более необходимо, чем знание друга для ук­репления дружбы. Ведь государства выделяют гораздо больше денег на изучение противников, чем друзей.

Попробуем провести другую классификацию и на ее основе дать обзор важнейших социальных процессов. Вначале введем следующие определения.

Если в какой-либо системе возникают новые состав­ные элементы или исчезают ранее существовавшие эле­менты, либо если возникают новые отношения между со­ставными элементами системы или исчезают ранее суще­ствовавшие отношения, то мы говорим, что эта система подвергается изменению.

Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается.

Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных эле­ментов или существующих между ними отношений, то мы говорим, что система подвергается регрессу.

Если развитие, происходящее в какой-либо системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом.

Социальные процессы — это единые серии изменений в социальных системах, то есть в отношениях, институ­тах, группах и других видах социальных систем. О про­цессах развития мы будем говорить особо в следующей главе.

Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни — это необходимость удов­летворения потребностей. Стремясь получить средства удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с ана­логичными стремлениями других людей. Это столкнове­ние аналогичных стремлений в определенной историче­ской ситуации, в рамках определенных групп и систем отношений может вызвать различные серии явлений, раз­личные процессы.

Стремления могут быть приспособлены друг к другу, причем это приспособление может принимать различные

[196]

виды. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместного добывания необходимых благ или ценно­стей. Может возникнуть процесс соперничества, конку­ренции, основанный на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Это процессы, возникающие в ходе взаимодействий между людьми. Да­лее выделим процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структу­рах. Мы называем их процессами мобильности. Выделим также процессы, изменяющие социальную организацию общности, и разделим их на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накла­дывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие системы идеологии, религии, нау­ки, техники.

Процессы приспособления проявляются всегда там, где индивид или группа оказываются в новой среде, в кото­рой их до сих пор признаваемые и используемые образ­цы действий и взаимодействий, критерии оценок и моде­ли не приводят к удовлетворению потребностей и не да­ют возможности поддерживать себя и участвовать в обще­ственной жизни. О приспособлении мы говорим, следова­тельно, тогда, когда группа эмигрантов оказывается в чу­жой стране с другой культурой и социальной организаци­ей; когда изменяются условия экономического и политического устройства; когда выпускник приходит из школы на производство; когда крестьянин переходит из сель­ского хозяйства на работу в промышленность и т. д. Про­цесс приспособления содержит несколько элементов: по­знавательный — узнавание новой ситуации, обучение но­вым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям оценок и образцам поведения. Эти эле­менты должны выступать в любом процессе приспособле­ния, но в дальнейшем он может принимать различные

[197]

виды. Выделим разные степени приспособления. Оно мо­жет ограничиться психологической переориентацией: при­способляющийся индивид знает, как он должен действо­вать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей преж­ней. Приспособление может пойти немного далее и оста­новиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляют взаимную терпимость к систе­мам ценностей и к образцам поведения друг друга, при­знавая их равноценность. Наиболее часто встречающим­ся этапом приспособления является аккомодация, возни­кающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на признании и принятии ос­новных систем ценностей новой ситуации при одновре­менном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов. Наконец, выделим полное при­способление, или ассимиляцию, основанную на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном принятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимили­ровались, когда они полностью восприняли язык обычаи, образ жизни, устройство жилищ, одежду и т. п. новой страны. Приспособление иногда называется также адап­тацией, хотя порой мы встречаемся с точкой зрения, что этот термин следует сохранить для обозначения явлений биологического приспособления[173].

Невозможность приспособления к новым условиям влечет за собой много отрицательных явлений. Длитель­ная неприспособленность приводит к дезорганизации лич­ности, а группы или общности, которые не могут при­способиться к новым условиям среды или к переменам в глобальном обществе, к изменениям в культуре, технике и т. д., подвергаются дезорганизации. Поэтому изучение процессов приспособления к разного рода среде и из-

[198]

менениям, условий приспособления, факторов, определяю­щих его ход, степени, времени приспособления в различ­ных типах ситуаций представляет собой важный раздел исследований в отдельных дисциплинах конкретной социологии. Параллельно ведутся также исследования явлений неприспособления и его социальных послед­ствий.

Сотрудничество составляет другой важный комплекс жизненных процессов общности. Оно — явление, сопутст­вующее разделению труда. Оно основывается на согласо­ванной деятельности и выполнении частичных задач в достижении общей цели независимо от того, какова эта цель, идет ли речь о достижении целей политических, экономических, товарищеских или о спасении души. Не углубляясь в конкретные процессы сотрудничества, ис­следованием которых занимаются отдельные разделы кон­кретной социологии, укажем общие условия и факторы, определяющие его ход. Сотрудничество между двумя партнерами (индивидами или группами) предполагает на­личие общих или сходных интересов, осознание возмож­ности разделить реализацию частичных задач для их разрешения, обнаружение аналогичных стремлений у другой стороны, наличие каналов и средств взаимопони­мания, достаточное понимание и достаточное знание друг друга для уверенности в лояльности возможного сотруд­ника, установление средств и правил, страхующих обе стороны. Подчеркнем важность наличия каналов и средств взаимопонимания и знания партнера. Смысл со­трудничества — обоюдная польза, причем она, очевидно, не предполагает равной пользы. Сотрудничество возмож­но на основе взаимного приспособления, а следовательно, всегда на основе отказа от некоторых собственных цен­ностей; это ограничение собственной самостоятельности и определенное ограничение свободы решений, ибо реше­ния, по крайней мере в некоторых вопросах, должны быть согласованы с решениями партнера. Поэтому со­трудничество как система отношений и взаимодействий — это всегда система неустойчивая и изменчивая[174].

[199]

Соперничество возникает на почве противоположности интересов или на почве стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетворить соб­ственные интересы. Соперничество можно определить как противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Роль соперничества в добывании средств существования особенно подчеркивал Мальтус, утверж­дая, что производство средств существования не поспе­вает за ростом населения[175]. От Мальтуса это понятие пе­решло в биологию в виде теории борьбы за существова­ние[176]. Но соперничество не обязательно должно прини­мать форму экономической конкуренции и приводить к конфликту. Может также существовать соперничество между учащимися за получение самого хорошего аттеста­та. Такое соперничество не связано с враждебным воздей­ствием на конкурента. Оно может быть неосознанным, то есть конкуренты, соперничающие за должность, за более высокое положение, могут не знать друг о друге. Подоб­ные процессы неосознанного соперничества могут воз­никать во всех областях общественной жизни.

Конфликт — это социальный процесс, в котором инди­вид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интере­сов) путем устранения, уничтожения или подчинения се­бе другого индивида или группы, стремящихся к сход­ным или идентичным целям. Конфликт может также воз­никать между группами, когда группы стремятся к раз­ным целям, но для их реализации хотят воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в ко­торой противник оценивается через противоречие, суще­ствующее между стремлениями и целями той и другой стороны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего из чувства опасности. Схематично: если А определяет Б таким образом, что Б угрожает ценностям, которыми об-

[200]

ладает А, то у него возникает негативное предубеждение против Б; если, кроме того, А определяет стремление Б как стремление навязать ему ценности Б, тогда рождает­ся антагонизм. Антагонизм по отношению к чужим, на­пример, обычно возникает на почве иррациональных не­гативных предубеждений и трактовки существования чу­жих как угрозы себе[177]. Таким образом, антагонизм — это комплекс негативных установок и оценок, могущих при­вести к действиям, направленным на устранение или под­чинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров.

Конфликт может выступать в разных формах. Борь­ба — это форма конфликта, в которой противники стре­мятся показать свое превосходство, принудив противника признать это превосходство. Борьбой являются спортив­ные соревнования, шахматная партия, но она может при­обретать и другие формы — борьбы политической, эконо­мической. Цель борьбы — принудить противника к капи­туляции путем признания превосходства и принятия ус­ловий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают. Война же — это вооруженная борьба за реализацию политических целей. Поэтому если борь­ба — явление повсеместное во всех обществах и во все исторические периоды, то война появляется лишь с воз­никновением политически организованных государств, и можно представить себе историческую ситуацию, когда войны будут устранены как метод разрешения политиче­ских конфликтов[178].

Конфликты могут возникать повсюду, где имеются противоположные интересы, цели, противоположные оп­ределения систем ценностей, взаимоисключающие образ­цы деятельности и критерии оценок. Известны конфлик­ты классовые, экономические, политические, религиозные, моральные и т. д.

[201]

В рамках любой группы процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта происходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если б рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в таком равновесии, что социальный порядок (как мы его опреде­лили в VI главе), обеспечивающий удовлетворение по­требностей членов и развитие группы, не находится под угрозой, то мы говорим, что эти процессы протекают со­циально организованным образом. Но если допустимый предел неустойчивости этого равновесия превзойден, так что удовлетворению потребностей членов угрожает опас­ность, а система контроля перестает действовать эффек­тивно, то возникает состояние социальной дезорганизации.

Дезорганизация — это совокупность социальных про­цессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оценивае­мые негативно, превышают допустимый оптимум, угро­жая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослабле­нии механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов по­ведения, противоречащих образцам, признанным допусти­мыми. Состояние дезорганизации характеризуется ин­тенсификацией следующих явлений: 1) распространение алкоголизма и наркомании в размерах, угрожающих функционированию общности. Алкоголизм и наркома­ния — это повсеместно существующие явления, но в пе­риоды дезорганизации обнаруживаются их новые формы. Мы различаем алкоголизм церемониальный (выпивка по поводу различного рода торжеств), алкоголизм как раз­влечение, употребление алкоголя для подчеркивания сво­ей значимости или обеспеченности (среди молодых лю­дей, подчеркивающих таким образом, что они уже взрос­лые) и пьянство как бегство от действительности, обус­ловленное чувством бессилия и безнадежности. Периоды дезорганизации знаменуются усилением этого escape drinking. Подобным же образом обстоит дело и с нарко­манией; 2) распространение сексуального поведения, при­знанного нежелательным: проституции, супружеских из­мен. увеличение числа изнасилований, растления мало-

[202]

летних, гомосексуализма и других отношений, признан­ных аномальными, и т. д.; 3) повышение уровня преступ­ности всех видов: гражданских преступлений, грабежей, взломов, убийств, появление организованных банд пре­ступников, коррупция, 'взяточничество, продажность чи­новников, халатное исполнение служебных обязанностей, нарушение закона и т. д.; эти явления усиливают чувство опасности, дезорганизуют отношения между людьми, ослабляют социальную связь; 4) возрастание числа нерв­ных потрясений, психических заболеваний, дезорганиза­ция поведения и дезинтеграция личности.

Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различными комплексами причин: 1) стихий­ными бедствиями например наводнениями, пожарами, землетрясениями, которые резко нарушают течение со­циальной жизни и делают невозможным функционирова­ние институтов; 2) дезорганизация может быть следстви­ем длительной войны, продолжительных политических кризисов, затянувшейся революции, радикального изме­нения системы власти; 3) радикальные изменения в од­ной области культуры, например технике и науке, вызы­вающие нарушение равновесия и согласованности с дру­гими областями и снижение эффективности действий ин­ститутов и форм социального контроля. Например, мас­совое распространение автомобилей в Соединенных Шта­тах вызвало много явлений дезорганизации; 4) массовые миграции и перемещения больших масс населения в но­вые условия, вызывающие длительные периоды неприспо­собленности и дезорганизации; 5) наконец, следует на­звать личные факторы: болезни, умственную неразви­тость, болезненные отклонения, психоневрозы, проявляю­щиеся в количествах, приводящих к перебоям в нормаль­ном функционировании институтов, в особенности когда люди психически неуравновешенные или психически больные имеют возможность принимать участие в обще­ственной деятельности и в решении вопросов коллектив­ной жизни[179].

[203]

Date: 2015-09-22; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию