Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общность положений системно-субъектного и субъектно-деятельностного подхода





n 1. В фундаментальном положении о психическом как процессе С.Л. Рубинштейна (1989) динамика психики представлена в качестве ее главного имманентного свойства. В то же время само понятие системы по определению включает в себя показатели развития: любой системный объект должен обладать способностью к развитию, а процесс развития предполагает наличие сложной системной организации.

n 2. Любая система образована разнородными элементами, обладающими разными свойствами (Блауберг, Юдин, 1973), но связанными в единое целое. С данным определением системы соотносятся базовые характеристики любого процесса развития, в том числе - психического. Это положение приводит к представлениям о гетерохронном развитии психики и ее функционировании при сохранении ее целостности на всех этапах (Ананьев, 1996).

n Связи между элементами системы динамичны, т.е. изменяются во времени. Интегральные характеристики системы в большей мере зависят от особенностей взаимодействия ее элементов, чем от их отдельных свойств. В таком случае взаимодействие между функциями в процессе развития, а не их отдельные изменения должны иметь приоритетное значение, что может быть сравнимо с идеями сетевой организации.

n Системы различаются по своей сложности и по степени структурированности, которая выражается в уровневой организациисистем разного порядка, объединенных иерархическими связями ( Ломов, 1984). Принцип уровневой организации не исключает, а предполагает целостную психическую организацию всех уровней.

n С.Л.Рубинштейн писал: «…психическое развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого выделяются качественно различные ступени...» (Рубинштейн, 1989, с. 188)

n Соотношение биологического и социального на разных этапах онтогенеза как проблема детерминации рассматривалась и в системном и субъектно-деятельностном подходе.

n Проблема биосоциальной детерминации в системном подходе решается Б.Ф.Ломовым на основе эволюции человека как общественного существа, единстве природы и общества, не сводимой ни к одному из двух источников человеческого развития.

n В рамках субъектно-деятельностного подхода А.В.Брушлинский так раскрывал данную проблему: "...субъект, осуществляющий психическое как процесс - это всегда и во всем неразрывное живое единство природного и социального... в психике человека нет ничего, что было бы только природным, но не социальным, или только социальным, но не природным; вопреки широко распространенной точке зрения, даже на высших этапах духовного развития личности психическое не перестает быть природным и не становится "чисто" социальным. Оно сохраняет в себе их органическое единство, поскольку эти высшие уровни природного возникают и эволюционируют лишь в ходе антропогенеза..." (Брушлинский, 1994, с. 34).

n Полемизируя с положениями культурно-исторической теории развития психики, он обращает внимание на то, что в данном подходе рассматривается лишь одно направление развития от социума к индивиду и не учитывается обратное – от индивида к социуму. Это положение означает, что ребенок является субъектом развития, а не только объектом воздействий взрослых.

n Ключевая характеристика динамической системы - самоорганизация означает достижение новых состояний через собственное функционирование. При непрерывном изменении в одном или более параметрах, новое состояние может появиться спонтанно как функция нелинейных взаимодействий между компонентами системы. Основой теории динамических систем является то, что поведение, его развитие является результатом функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты.

n Развитие понимается, как появление свойств целостной системы и может быть понято только в терминах сложного взаимодействия ее компонентов. Не может быть редукции к одному элементу, структуре или причине. В теории динамических систем (современном варианте системного подхода) (Thelen, Smith, 1994, 1998) важное место занимает идея о нелинейной динамике изменений, сензитивность к начальным условиям и неожиданные трансформации по типу катастроф, объясняющие U-образный характер развития функций, имеющих место после постепенных изменений в определенном количестве параметров.

Date: 2015-09-24; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию