Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пособия для студентов, обучающихсяСтр 1 из 6Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Е.А. Конкина, Л.В. Кулида, О.Н. Нечаева, Л.П. Перетятко
Перинатальная патология
Рекомендовано Учебно-методическим Объединением по медицинскому И фармацевтическому образованию Вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 04200 - «Педиатрия»
Иваново 2004
УДК 616 – 053.2 ББК 52.5 П 26 Перинатальная патология: Учеб. пособие / Е.А. Конкина, Л.В. Кулида, О.Н. Нечаева, Л.П. Перетятко. – Иваново, 2004. – 68 с. ISBN 5 –89085 – 108 – Х Учебное пособие по перинатальной патологии составлено в соответствии с программой по патологической анатомии, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (2002). Учебные материалы отражают современные представления о патологии последа, структурных основах плацентарной недостаточности, патоморфологии наиболее распространённых заболеваний перинатального периода. Впервые в этот раздел патологической анатомии включены вопросы патологии плода и новорождённых при невынашивании беременности. По основным разделам темы приведены типовые ситуационные задачи. Пособие предназначено для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. Рецензенты: зав. кафедрой патологической анатомии РГМУ заслуженный врач РФ, д.м.н. профессор О.Д. Мишнев; профессор кафедры патологической анатомии ГОУ ВПО «ММА им. И.М. Сеченова МЗ РФ», доктор медицинских наук И.Н. Волощук.
ISBN 5 –89085 – 10 © ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Предисловие………………………………………………………… 4 с. 2. Глава 1. Периодизация и закономерности прогенеза и киматоге- неза…………………………………………………………………… 6 с. 3. Глава 2. Патоморфология плацентарной недостаточности……… 8 с. 4. Глава 3. Асфиксические (гипоксические) состояния плода и новорождённого…………………………………………………………… 22 с. 5. Глава 4. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания в неонатологии………………………………………………… 28 с. 6. Глава 5. Современные подходы к анализу перинатальной смертности…………………………………………………………………… 32 с. 7. Глава 6. Морфологическая диагностика структурных нарушений нейроэндокринных, иммунных и дыхательных систем плода и новорождённого при невынашивании беременности ………………… 34 с. 8. Глава 7. Ситуационные задачи ……………………………………. 52 с. 9. Библиографический список…………………………………………63 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ Проблемы пре- и перинатальной патологии охватывают обширный перечень отклонений развития, начиная с этапа оплодотворения, бласто-, эмбрио- и фетогенеза. Без четкого представления о патологии плаценты – основного связующего звена функциональной системы «мать – плацента – плод» – невозможно проведение качественного анализа причин перинатальной заболеваемости и смертности. Изучение патологии последа имеет большое значение для прогнозирования и оптимизации последующей беременности у данной женщины. Особую актуальность приобретает изучение морфологической картины острой и хронической плацентарной недостаточности, являющейся одним из патогенетических механизмов формирования патологии перинатального периода. Особого внимания заслуживают инфекционные заболевания, занимающие ведущее место в структуре причин перинатальной смертности. Углубленное изучение морфогенеза заболеваний, возникающих в перинатальном периоде, необходимо для разработки лечебно-профилактических мероприятий по снижению перинатальной заболеваемости и смертности. Издание учебно-методического пособия по перинатальной патологии необходимо в качестве дополнительного материала к учебнику по патологической анатомии М.А. Пальцева и Н.М. Аничкова, выпущенному в 2001 году. Впервые в учебное издание включены материалы патоморфологического анализа дисхроний развития жизненно важных систем плодов и новорождённых с экстремально низкой массой тела с определением исходных параметров гестационной зрелости и отклонений от них. Предложенные материалы помогут студентам в усвоении сложного раздела патологии плода и новорождённого. Актуальность изучения этого раздела определяется включением российской неонатологии в практическую реализацию программы ВОЗ по выхаживанию новорождённых с низкой и экстремально низкой массой тела. При подготовке настоящего пособия учтён опыт научных исследований и практической работы коллектива лаборатории патоморфологии и электронной микроскопии ГУ «НИИ МиД им. В.Н. Городкова». Пособие составлено в соответствии с программой по патологической анатомии 2002 и предназначено для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов.
Глава 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОГЕНЕЗА И КИМАТОГЕНЕЗА В развитии человека от момента оплодотворения и до рождения выделяют следующие периоды: I. Период прогенеза – период от созревания гамет (яйцеклетки и сперматозоида) до оплодотворения. II. Период киматогенеза, или пренатальный (зародышевый), исчисляется с момента оплодотворения и образования зигот до родов. В нём выделяют три периода: 1. Период бластогенеза продолжается с момента оплодотворения до 15 дня беременности. В этот период происходит дробление яйцеклетки, образование бластоцисты, заканчивается выделение эмбрион- и трофобласта. 2. Период эмбриогенеза охватывает отрезок времени с 16 по 75 день беременности, начинается с формирования гаструлы и заканчивается образованием амниона и хориона. В этот период осуществляется интенсивный органогенез. 3. Фетальный период продолжается с 76 по 280 день, характеризуется интенсивной дифференцировкой, созреванием тканей плода и формированием плаценты. В свою очередь в этом периоде выделяют: а) ранний фетальный (с 76 по 180 день), к концу которого плод становится жизнеспособным; б) поздний фетальный (со 181 по 280 день). В этот период завершается формирование плода, он готовится к родам. Значительное влияние акта родов на дальнейшее развитие новорождённого ребёнка и особенности его адаптации в первые 7 суток после родов явились основой для выделения особого третьего периода в развитии человека – перинатального. Он охватывает отрезок времени от 28 недели беременности, включает роды и заканчивается первой неделей внеутробной жизни. Перинатальный период подразделяется на три подпериода: - антенатальный (с 28 недель до родов); - интранатальный (роды); - постнатальный (от момента рождения до 7 суток жизни). Все виды отклонений от нормального развития человеческого зародыша с момента образования зиготы до начала родов составляют основу патологии пре- и перинатального периода. Пренатальная патология человека по своей значимости в медицине сопоставима с такими широко распространёнными заболеваниями, как болезнь сердца и сосудов, опухоли и инфекции. С этой патологией связана половая стерильность, проблема невынашивания, перинатальная заболеваемость и смертность, а также развитие заболеваемости детей и подростков.
Вопросы к главе 1 1. Дайте определение пренатального периода. 2. Дайте определение перинатального периода. 3. Что такое интранатальный период? 4. Дайте определение критических периодов эмбриогенеза. 5. Дайте определение эмбрио- и фетопатии.
|