Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 16 международное экономическое право





Становление и источники международного экономического права. Становление международного экономического права происхо­дило в рамках современного международного права на базе его основ­ных принципов.

Большое значение с позиции воплощения новых демократических принципов регулирования межгосударственных экономических отно­шений имели первые международные договоры, заключенные Совет­ским государством в 1920—1924 гг., его предложения на Генуэзской конференции в 1922 г., Международной экономической конференции в Женеве в 1927 г., в Европейской комиссии Лиги Наций в 1931 г. и на Международной экономической и финансовой конференции в Лондоне в 1933 г. об экономическом ненападении, равноправии, отка­зе государств от дискриминации, экономического бойкота и иных по­добных мер.

При учреждении ООН значительное внимание было уделено со­зданию возможностей для решения международных экономических проблем. В Преамбуле ее Устава определена задача содействовать со­циальному прогресс всех народов, и одной из основных целей Орга­низации, как закреплено в ст. 1 Устава, является осуществление меж­дународного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера.

Важное место в системе регулирования международных экономи­ческих отношений занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное 23 государствами в октябре 1947 г. За­ключение его было связано с идеей создания Международной торго­вой организации (МТО), зародившейся еще во время Второй мировой войны, но не реализованной государствами (разработанный Устав МТО в силу не вступил). Основная цель этого Соглашения состояла в создании механизма регулирования экономических отношений между странами-участницами путем некоторых взаимных уступок и компромиссов в области экономической политики. Развивающиеся страны выдвинули концепцию нового международного экономическо­го порядка (НМЭП).

Согласованная концепция НМЭП и комплексная программа его ус­тановления впервые были сформулированы на VI специальной сессии

Генеральной Ассамблеи ООН в апреле 1974 г., в Декларации и програм­ме действий по установлению нового международного экономического порядка, а также принятой в декабре 1974 г. на XXIX сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН Хартии экономических прав и обязанностей госу­дарств. Сущность этой концепции — установить в международных экономических отношениях преференциальный режим для развиваю­щихся государств в том, что касается использования сырья, промыш­ленного экспорта, передачи технологий, кредитных отношений, ограни­чения деятельности транснациональных корпораций (ТНК).

В требованиях развивающихся государств обычно выделяются три группы целей. Во-первых, осуществление таких принципов, как полный и постоянный суверенитет государств над своими природными ресур­сами, суверенное равенство, свобода выбора экономической и социаль­ной системы и недопущение дискриминации на этом основании. Во-вторых, обеспечение развивающимся странам справедливой роли в международном процессе принятия решений (прежде всего повышение их роли в таких организациях, как МВФ, -МБРР, а также в органах ООН). В-третьих, удовлетворение требований этих стран в конкретных сферах экономических взаимосвязей на мировом рынке. СССР неиз­менно поддерживал позицию развивающихся государств. 1 мая 1990 г., на XVIII специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была одоб­рена Декларация о новом глобальном согласии о путях развития меж­дународного экономического сотрудничества в интересах всех госу­дарств. Подчеркнем особо, что речь шла именно о всех государствах.

Один из главных выводов Декларации состоит в признании взаимо­связи позитивных преобразований международных отношений, широ­ких политических и экономических реформ, осуществляемых в различ­ных частях планеты, с растущей интеграцией мирового хозяйства.

Впервые было достигнуто согласие относительно самой концеп­ции внешней помощи: право на ее получение должно сопровождаться обязанностью эффективно использовать ее в интересах подъема эко­номики и улучшения социального положения населения.

В Декларации подчеркивается приоритетность проблемы внешней задолженности развивающихся стран, борьбы с голодом и нищетой, обеспечения экологически устойчивого развития и доступа к соответ­ствующим технологиям, укрепления многосторонней торговой систе­мы, стабилизации рынков сырья, приобщения всех стран к научно-техническому прогресс}'. На итоги спецсессии оказала ощутимое влияние проводившаяся в последние годы в ООН работа над концеп­цией международной экономической безопасности.

Международная экономическая безопасность (МЭБ) — это такое состояние межгосударственных экономических отношений,

когда существуют надежные материальные и правовые гарантии за­щиты экономических интересов каждого государства от неправомер­ного применения экономической силы со стороны других государств, международных организаций и ТНК.

Система МЭБ должна иметь прочный правовой фундамент — со­вокупность универсальных, региональных и двусторонних норм, обес­печивающих эффективное предотвращение и пресечение дискрими­нации и иных негативных проявлений силового подхода к решению международных экономических проблем.

В наше время всемирное хозяйство в значительной мере склады­вается из крупных интегрированных экономических блоков, основа которых — экономические организации и соглашения. Со второй по­ловины XX века преобладающей тенденцией развития мирохозяйст­венных связей стала региональная экономическая интеграция. Так, с 1992 г. государства — члены Европейских сообществ образовали еди­ное экономическое пространство со свободным движением товаров, услуг, капиталов, технологий, рабочей силы, а с 1993 г. на основе Ма­астрихтского договора вступили на путь создания политического, эко­номического и валютного союза с введением единого европейского гражданства и единой денежной единицы. Канадско-американское со­глашение о свободной торговле, вступившее в силу в 1989 г., транс­формируется в самый крупный в мире общий рынок, включающий США, Канаду и Мексику. В 1989 г. образован Азиатско-Тихоокеан­ский экономический совет. В нем на правительственном уровне пред­ставлены США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, а также члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Сингапур и Бруней. Существуют и другие экономические объединения в Евро­пе, в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.

Наиболее активно интеграционные процессы протекают в Европе, где формируется общеевропейское экономическое пространство.

Крупнейшим достижением своего времени было подписание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопаснос­ти и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских государств, США и Канады. Документ содержал существенные прогрессивные положения в области развития общеевропейского экономического со­трудничества.

Принципы международного экономического права. Воспроизведение специальных принципов экономического сотрудничества в многосторонних международных актах, резолюциях международных организаций свидетельствует об активизации процесса преобразова­ния специальных принципов и норм двустороннего и многостороннего локального характера в универсальные принципы международного экономического права.

Весь комплекс основополагающих специальных принципов меж­дународного экономического права можно разделить на две группы. К первой группе относятся получившие широкое признание специ­альные принципы, которые непосредственно вытекают из основных принципов международного права и соблюдение которых обязательно для всех государств. Вторая группа принципов — это договорные принципы, действующие во взаимоотношениях между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные обязательства соблю­дать их в своих двусторонних или многосторонних отношениях.

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатст­вами и естественными ресурсами, он представляет собой конкретиза­цию основного принципа суверенного равенства государств.

В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также де­ятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции.

. Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей тесно связан с более общим принципом — принципом свободы выбора социально-экономической системы. Каждое государство сво­бодно выбирать формы организации своих внешнеэкономических от­ношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения международного экономического сотрудничества. Каждое государст­во несет основную ответственность за содействие экономическому, со­циальному и культурному развитию своего народа, за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресур­сов, осуществление прогрессивных экономических и социальных ре­форм и т.д. Это положение подтверждено и в Заключительном акте Хельсинкского совещания 1975 г.

Принцип экономической недискриминации, вытекающий из принци­па равноправия государств, имеет характер общепризнанной обычной нормы. В соответствии с ним каждое государство обладает правом на предоставление ему в международных экономических отношениях другим государством таких же общих равных условий, какие предо­ставляются этим государством всем прочим странам.

Принцип равенства и взаимной выгоды государств в международ­ных экономических отношениях вытекает непосредственно из прин­ципа суверенного равенства государств. Согласно гл. 1 Хартии эконо­мических прав и обязанностей государств экономические отношения должны строиться на основе взаимной и справедливой выгоды. Дру­гие документы о НМЭП содержат положения о том, что международ-

ная торговля должна быть взаимовыгодной, и в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран.

Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области тор­говли, экономики, науки и техники базируется на основных принци­пах международного права — принципе сотрудничества и принципе суверенного равенства. Обязанность членов ООН укреплять эконо­мическое сотрудничество содержится в Уставе ООН. Государства — участники Совещания в Хельсинки взяли на себя обязательство раз­вивать сотрудничество со всеми государствами во всех областях в со­ответствии с целями и принципами Устава ООН.

Следующие принципы имеют договорный характер.

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно до­говаривающееся государство предоставляет другому договаривающе­муся государству, его юридическим и физическим лицам в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим (права, преимущества, привилегии, льготы), как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем лю­бому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.

Принцип национального режима заключается в том, что иностран­ные граждане, иностранные предприятия и иностранные товары урав­ниваются в правах с собственными гражданами данной страны, наци­ональными предприятиями и национальной продукцией.

Принцип взаимности выражается в предоставлении иностранному государству, его физическим и юридическим лицам определенных прав, привилегий или льгот при условии, что предоставляющее госу­дарство, его физические и юридические лица пользуются аналогичны­ми правами, льготами или привилегиями в данном иностранном государстве. Принцип взаимности может устанавливаться в односто­роннем порядке во внутреннем законодательстве или на основе меж­дународного договора.

Международные экономические договоры.

Основной международно-правовой формой регулирования совре­менных межгосударственных экономических отношений являются дву­сторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.

Торговые договоры (их называют также договорами о торговле и мореплавании, о дружбе и торговле и др.) устанавливают правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении та­моженного обложения, регулирования ввоза и вывоза товаров, торго­вого мореплавания, транспорта, транзита, деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. Постановление о торгово-политическом режиме и, как правило, обязательство сторон содействовать развитию и укреплению экономических отно­шений — центральное положение торгового договора.

Современная тенденция состоит в заключении торговых догово­ров на длительный срок (пять и более лет) и бессрочных.

Основное содержание торговых договоров составляют правила о применении к экономическим отношениям специфических договор­ных принципов регулирования (принципа наибольшего благоприят­ствования, принципа национального режима). В большинстве торго­вых договоров используется метод перечисления частных случаев применения условия наибольшего благоприятствования.

Большое значение для действенности всего механизма наибольше­го благоприятствования имеет закрепление в договоре изъятий из этого режима. В современной практике государств считаются допус­тимыми изъятия, включаемые в торговые договоры, когда режим наи­большего благоприятствования не распространяется на льготы и при­вилегии, предоставляемые соседнему государству для облегчения пограничных торговых сношений и приграничной торговли.

Кредитные соглашения — это международные договоры по кото­рым одни государства (кредиторы) предоставляют другим государст­вам (должникам) определенную сумму денег или же поставляют им товары, а другие — дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных договорами условиях (золотом, иностранной валютой, поставками товаров и др.) и уплатить опреде­ленное вознаграждение за пользование кредитом.

С правовой точки зрения, межправительственное кредитное согла­шение есть обязательство о погашении долга, при заключении кото­рого нередко возникает необходимость прибегать к дополнительным гарантиям. Наиболее распространены в международной практике сле­дующие формы обеспечения погашения кредита: ратификация кре­дитного соглашения; выдача заемщиком правительственных долговых обязательств; выдача заемщиком долговых обязательств казначейства или векселей национального банка.

Соглашения о международных расчетах — межгосударственные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предостав­ленные услуги и прочие торговые и неторговые операции.

Встречаются следующие виды таких соглашений:

— Платежные соглашения, в которых государства дают согласие на то, что платежи между ними будут осуществляться в свободно или ограниченно конвертируемых валютах. Правительство обязуется раз­решать переводы валюты в соответствии с действующим в их странах законодательством.

Клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный зачет
долгов и требований по внешнеторговым и другим операциям между
договаривающимися странами без перевода валюты.

—Платежно-клиринговые соглашения, по которым кредитор
имеет право потребовать от другой стороны оплаты задолженности по
клирингу золотом или путем перевода свободной валюты в части, пре­вышающей определенный, установленный в соглашении лимит.

—Долгосрочные комплексные соглашения об экономическом,
промышленном и научно-техническом сотрудничестве — качественно
новые соглашения, появившиеся в практике государств в 60-е годы,
когда их экономические отношения стали выходить за рамки чисто
торговых связей. Эти соглашения определяют общие перспективы,
новые направления и сферы торгово-экономического, промышленно­
го и научно-технического сотрудничества и указывают организационные формы, призванные содействовать его осуществлению в намеченные сроки.

Международные товарные соглашения заключаются между стра­нами-экспортерами и странами-импортерами сельскохозяйственного и минерального сырья. Международная торговля сырьем является сферой острых противоречий на мировом рынке, она тесно связана с глобальными проблемами современности. Основная цель товарных соглашений — предотвращение резких колебаний цен на такие сырье­вые и продовольственные товары, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, и др.

Международные экономические организации.

В рамках международного экономического права роль межгосу­дарственных организаций определяется тем, что, во-первых, это фору­мы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государст­вам оперативное решение вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров, особенно многосторонних, имею­щих универсальный, региональный или локальный характер. Между­народные организации не имеют самостоятельных экономических ин­тересов, вся их деятельность направлена на развитие экономического сотрудничества государств.

На первом месте среди международных организаций по своему зна­чению стоит Организация Объединенных Наций с ее разветвленной системой органов и организаций. Развитием международного экономи­ческого сотрудничества в ней. занимаются Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассам­блея организует исследования и дает рекомендации государствам для

содействия международному сотрудничеству в экономической, соци­альной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Ее рекомендации в адрес ЭКОСОС имеют обязательную силу (ст. 60 и 66 Устава).

Важным вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН является Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ). Основная ее функция заключается в содействии унификации права международной торговли.

ЭКОСОС как главный орган ООН осуществляет координацию экономической деятельности органов и учреждений системы ООН. Он имеет ряд вспомогательных органов: Комитет по программе и ко­ординации; Комитет по науке и технике в целях развития; Комитет по природным ресурсам; Комитет по планированию развития и т.п.

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных эконо­мических комиссий: для Европы (ЭКЕ), для Азии и Тихого океана (ЭКАТО), для Латинской Америки (ЭКЛА), для Африки (ЭКА) и для Западной Азии (ЭКЗА). Каждая комиссия имеет разветвленную сеть специализированных вспомогательных органов (комитетов).

Одной из важных функций ЭКОСОС является координация дея­тельности специализированных учреждений ООН. Особо это относит­ся к существующим учреждениям: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), получившая в 1985 г. статус специализированного учреждения ООН; Международная продовольст­венная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР); Всемирная организа­ция интеллектуальной собственности (ВОИС); финансовые учрежде­ния - МБРР, МВФ, МФК, MAP; Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), главной задачей которой является определение принципов и политики в сфере международной торговли для ускорения экономического развития, прежде всего развивающихся стран.

Несколько особняком стоят Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — крупнейшие международные валютно-кредитные органи­зации. МВФ и МБРР — специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (1947 г.). Однако в отличие от других соглашений, определяющих принципы и формы взаимодей­ствия между Генеральной Ассамблеей, ЭКОСОС и специализирован­ным учреждением, эти соглашения фиксируют значительную степень независимости МВФ и МБРР от ООН.

По соглашению 1944 г. основные цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и предоставлять им займы (краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные) для урегулирования платежных балансов и поддержа-

ния валютных курсов. Фонд стремится также содействовать междуна­родному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли. Для достижения этих целей Фонд обеспечивает финансирование го­сударств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом, и оказывает им техническую помощь для улучшения методов их хозяй­ствования. Фонд очевидным образом проявил себя как инструмент вмешательства Запада в дела зависимых от него стран.

Нет примеров того, что страны, последовавшие за рекомендация­ми МВФ, преуспели хоть в чем-то. Особенно это заметно в связи с событиями в Аргентине в январе 2002 г. и на примере России.

Главная цель МБРР — содействовать реконструкции и развитию государств-членов путем поощрения капиталовложений для произ­водственных целей. Основная задача МБРР состоит в стимулирова­нии частных иностранных капиталовложений путем предоставления гарантий или путем прямого участия, а также в содействии междуна­родной торговле и в поддержании платежных балансов.

Выполнению таких целей должна способствовать и деятельность специальных валютно-кредитных учреждений Международной фи­нансовой корпорации — МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР) и Международной ассоциации развития — MAP (создана в 1960 г. в качестве филиала МБРР, на 1 января 2001 г. — 157 членов). Обе организации — межправительственного характера.

Согласно учредительным документам, МФК занимается финанси­рованием главным образом многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.

Цели MAP — предоставление беспроцентных кредитов (главным образом развивающимся странам) на более льготных, чем МБРР, условиях. Срок кредитования — 40 лет для наименее развитых стран (по соответствующему официальному списку ООН) и 35 лет для ос­тальных, включая 10-летний льготный период, в течение которого страны-дебиторы не производят никаких платежей. Подписной капи­тал MAP образуется из взносов стран, субсидий МБРР, кредитов и помощи, выделяемых Швейцарией.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — крупней­ший многосторонний торговый договор, на базе которого за прошедшие годы сложился механизм, обладающий чертами международной орга­низации. Всего (в различных формах) в ГАТТ участвуют свыше 150 го­сударств. СССР получил в ГАТТ статус наблюдателя в 1990 г. Ныне ГАТТ преобразована в ВТО (Всемирная торговая организация).

Основные задачи: либерализация внешней торговли, снижение та­моженных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта,

устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе (под диктовку

ВТО).

Основной формой деятельности ВТО является проведение тариф­ных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле (так называемые «раунды» перегово­ров).

Присоединение к ВТО, участники которого контролируют свыше 90% мировой торговли, — одна из важных задач современной внеш­неэкономической политики России. Принятие в эту организацию оз­начает включение России на полноправной основе на равных в широ­комасштабную торговлю на мировом рынке, где наши товары (кроме сырья) совершенно неконкурентоспособны.

Вступление России в ВТО неизбежно приведет к краху ряда от­раслей нашей экономики и к массовой безработице. Каких-либо се­рьезных аргументов в пользу вступления России в эту организацию слышать пока не приходилось. Спросите, зачем же России стремиться в ВТО? Ответ: этого хочет Запад, поскольку именно так можно окон­чательно колонизировать Россию в интересах ТНК.

Вообще, вступление страны в какую-то международную организа­цию, союз или в договор — событие слишком ответственное, влекущее за собой последствия разного рода, часто независимо от желания этой страны. Такой шаг делают, лишь «отмерив семь раз». Не всегда нужно спешить в общий «табун», будь то международная антитеррористи­ческая борьба, членство в ВТО или в пресловутой «семерке». Свои проблемы, в принципе, лучше решать самим, не полагаясь на принцип «заграница нам поможет». Швейцария, к примеру, не только избегает крупных мировых событий, но и сочла за благо не вступать в Евро­пейский Союз, хотя, казалось бы, ей сам Бог велел.

Россия, в отличие от Швейцарии, — по природе своей сильная, великая, богатая, она неизмеримо меньше зависит от внешних обсто­ятельств, но все никак не поймет, что обустроить себя она может толь­ко сама, лишь бы ей не мешали другие. В особенности это относится к тем западным «друзьям», к которым применима поговорка: «Избавь нас Бог от таких друзей, а от врагов мы избавимся сами».

ВТО — это орудие Запада по реализации планов глобализации: сохранения политического и экономического господства США над ос­тальным миром. Сессии ВТО вызывают решительные протесты за­падной общественности.

 


Date: 2015-09-24; view: 2157; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию