Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире





Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием цивилизации. Здесь возможны различные подходы. Цивилизация рассматривается: 1) как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин); 2) как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и вар­варства, для которого характерно появление городов, письменнос­ти, сознательная стратификация и формирование национально-го­сударственных образований ( Л. Морган, Ф. Энгельс); 3) как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс); 4)как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер); 5) отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономи­ческих и политических отношений и учреждений, а культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны друг с дру­гом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культу­ры.

В современной философии истории можно выделить два под­хода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. В узком смысле культура трак­туется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным ин­дивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

1) Первый, познавательный, знаково-символический эле­мент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди усваивают это значе­ние знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2). Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­стояние, семья, образование, правопо­рядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжела­тельность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации деятельности и отноше­ний, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная ус­тановка – это своеобразная предваряющая программа дея­тельности и общения, связанная с возможностью выбора вариантов деятельности и общения.

Ценностные установки ориентирует человека в социальной дей­ствительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осозна­ние индивидами содержания ценностных установок, образует мотив деятельности, который позволяет человекусо­относить конкретные ситуации с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Субъект видит в достижении конечной цели смысл своей деятельности, а иногда – и всей жизни.

Для выделения конечных целей из многообразия целей упо­требляется понятие идеал. Он принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общест­венной практики определенных социальных групп, классов, отраже­ние коренных тенденций, закономерностей и возможностей, а с другой – как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде соци­альной нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отно­шениям индивидов, социальных групп, классов и общественных ин­ститутов.В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует требование поступить определенным образом. Одной из важ­ных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и об­щественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписа­ние обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного мнения и кончая государственными институтами.

Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуля­ции деятельности и отношений людей, которая воспроизво­дится в опреде­ленном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут высту­пать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, пере­дающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном со­обществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержа­ние.

Человек осуществляет в мире свое предназначение. В чем состоит это предназначение и как оно ре­ализуется, раскрывается во втором, более широком подходе к куль­туре. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. При таком под­ходе культура истолковывается как сотворен­ная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естест­венной природой. Культура представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, пере­живаний.

Человек, как известно, является био­логиче­ским, природным существом и, одновременно, он в значитель­ной мере пре­одолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и выступает как способ и мера овладения челове­ком естественным и соци­альным мирами. Создавая культурные ценнос­ти, человек выходит за рамки природной и социальной детерминации, выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле куль­тура равнозначна степени ре­ализации человеческой свободы.

В культуре и через культуру проявляется стремление человека пре­одолеть рамки своего временного, биологического существования. Человек как природное, биологическое существо подобно любому жи­вому организму двигается по кругу: рождение – жизнь – смерть. С получением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. Культу­ра – это связующее звено между природой и обществом. Она охватыва­ет духовную и материальную сферу существования общества и высту­пает как форма проявления свободы и творчества, как сред­ство саморе­ализации и основных ценностей человека.

Кризис индустриального общества обострил проблему ценнос­тей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для сторонников сциентизма наука и техника – те ценно­сти, которые имеют абсолютное значение. Наука и техника якобы способны быть средством лечения всех социально-экономи­ческих болезней общества Общество массового потребления – это тот идеал, который достигнут человечеством с помощью науч­ного и тех­нического рационализма.

Противники абсолютизации ценности науки и техники образо­вали лагерь антисциентизма. Они высказывают ряд справедли­вых замечаний в адрес опьяняющего восторга от достижений уче­ных и инженеров. Научно-технический и социально-экономичес­кий про­гресс противоречив. В деятельности людей содержится не только рациональное, но и иррациональное. Вера в безупречность массо­вого производства и техноцентризма иррациональна. Если разра­ботка и использование техники не подчинены гуманитарным ценно­стям, то она способна уничтожить основы человеческого существо­вания. Самые рациональные с точки зрения внутренней логики ре­шения приводят здесь к непредсказуемым и иррацио­нальным эф­фектам.

Кризис индустриального общества это одновременно и кризис его ценностей. И этот кризис не может быть преодолен без безогово­рочного возврата к признанию человека высшей ценностью, опас­ность для которой таится в самом человеке, в его неконтролируемом приумножении своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной сто­роной которых является безудержное потребительство.

 

Date: 2015-09-24; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию