Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Говорить о преданных Кришны не просто - это так же сложно, как говорить о Самом Господе





Говорить о преданных Кришны не просто - это так же сложно, как говорить о Самом Господе. Легче сосчитать атомы во вселенной, чем описать величие Верховной Личности Бога и Его преданных. Для обычного человека мы составляем гороскоп, смотрим на линии его руки, и узнаем все о его прошлом, настоящем и будущем. Жизнь карми, как на ладони; согласно закону кармы, здесь расчеты предельно точны, но там, где замешана воля Всевышнего, рассчитать, выразить в астрологических формулах или предсказать по линиям руки невозможно. Все, что связано с Личностью Бога и Его преданными, полно духовных возможностей. За пределами двойственности (ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА) действует сварупа-шакти. Здесь самые противоречивые мнения и точки зрения легко уживаются. Понятия добра и зла, если их рассматривать с абсолютной точки зрения, теряют смысл. В Абсолюте все абсолютно. Для того, кто обрел чистое сознание Кришны и любовь к Господу, все становится абсолютным благом. Поэтому необходимо отказаться от критических замечаний в адрес преданных, принимая все связанное с ними, как саму жизнь. Шри Чайтанья отверг Хридаса (младшего), близкого спутника Господа, за то, что, будучи санньяси, он с пристрастием посмотрел на женщину. Чтобы преподать урок другим, Господь пожертвовал своим преданным. На такую роль «жертвы» способна только великая душа. Любой, кто соприкоснулся с Движением Шри Чайтаньи Махапрабху, достоин высшей награды в этом мире - освобождения и любви к Кришне. Чтобы понять это, мы молим Господа дать нам разум. Ананта Шанти дас - это персонаж из прабхупада-лилы, на чью долю выпала нелегкая судьба. Читайте, размышляйте и анализируйте прочитаное, но не торопитесь с выводами. Как обычный человек, он представляет собой воплощение святости и порока, но как персонаж трансцендентальной истории, надо думать, что он за пределами двойственности. Шанти – это личность, которая ждет своего часа.

 

ЧАС НАСТАЛ

 

Проповедуя, мы идем дальше, оставляя после себя все новых и новых искателей истины или выжженную землю, на которой уже ничего не вырастет.

 

Впервые о сознании Кришны и Харе Кришна мантре я услышал от людей, которые сами не повторяли мантру и, кажется, были далеки от бхакти. Однако, получив от них некоторую информацию, что такое существует, начиная с весны 1980 года, я стал упорно искать первоисточник. Природная любознательность и стремление к высшему идеалу, привели меня в Ригу. Здесь на квартире одного художника я встретился с Махараджем. Все говорили, что он лично встречался с Шрилой Прабхупадой; он - чистый преданный Кришны и получить от него ХАРЕ КРИШНА мантру - все равно, что испить нектар бессмертия из рук Самого Господа.

 

ВСТРЕЧА

 

В Ригу я приехал рано утром. Позвонил на квартиру, где остановился Махарадж. Сонный голос мне ответил, что "они еще спят" (они - это Махарадж и его слуга).

- Хорошо, я позвоню позже - сказал я, и терпеливо стал ждать.

Где-то в 10 - 11 утра я снова позвонил. Тот же голос ответил: "Махарадж встал и сейчас совершает омовение.

- Отлично! Я буду у вас через полчаса.

- Нет, нет! Не спешите, он будет повторять мантру, а потом...

Я не стал дожидаться конца фразы и положил трубку. В любом случае - решил я - приеду, не выгонят. По пути я заехал к Степану, и через час с ним уже стоял под дверью. Позвонил, нам отрыла молодая девушка.

Хозяина звали Виссо, а его жену Анна.

- Посидите в алтарной - сказал Анна. - Махарадж закончит омовение и выйдет.

Мы расположились на полу, скрестив ноги, и стали ждать.

Большая светлая комната; изображение Панчататтвы, гуру-парампара, приятный запах благовоний и тихая музыка, пение Харе Кришна мантры. С изображения на меня в упор смотрел молодой человек в очках.

- Наверное, это их гуру, - подумал я. - А кто те пятеро?

О Чайтанье я читал у Радхакришнана в "Индийской философии", но Панчататтву видел впервые. В то время как я разглядывал алтарь, не заметно для меня появился Махарадж. Он был в чистой, светлой одежде, несколько медлительный, улыбающийся и располагающий к откровенной беседе; с ним парень в джинсах. Перебирая четки, спрятанные в мешочке, они негромко повторяли Харе Кришна мантру. Я прислушался: журчащие звуки Харе Кришна мантры ласкали слух и радовали сердце. Ради этого я, собственно, и приехал. Трансцендентальный звук имени Господа возникает в сердце чистого преданного. Поскольку оно не отлична от Самого Господа, то Его даршан можно получить через ухо и никак иначе. Никто не может проповедовать Харе Кришна, не будучи уполномоченным Господом.

 

Я задал пару несущественных вопросов, принял прасад, который принесла Анна, затем, поблагодарил хозяев и откланялся. У них свои дела, у меня свои. Уже по дороге, сидя в машине, я стал делиться впечатлениями со своим приятелем.

- Ну, как Махарадж? - спросил я.

- Хорош! - ответил он.

- Тебе понравился?

- Да, ты видел у него часы?

- Нет.

- Фирма!

Для меня Шанти был представителем Бога, а для Степана - фарцовщиком с фирменными часами.

 

В другой раз мы встретились с Шанти, когда приехал Шри Вишнупад. Это было в Доме Пионеров, где нас всех арестовали, что и следовало ожидать. Я был созерцателем в жизни, и мне было интересно посмотреть спектакль, в котором сам же участвую. То, что произошло тогда, произвело на меня сильное впечатление, но чтобы дать правильную оценку, понадобилось время. Я смотрел на реакции присутствующих, пропуская все через призму своего сознания. Я следил, переводя взгляд с Махараджа на Вишнупада, потом на Киртираджа и в обратной последовательности, возвращаясь к Махарадже. Каждый из них, хотя сидели вместе, был сам по себе. И если бы не эта встреча, то, спустя годы, что я мог бы вспомнить?

Когда мы посещаем храм Господа и смотрим на Божество, кланяемся, возносим молитвы и прославляем, то возникает вопрос: "Кому же мы кланяемся? Идолу. "Я вижу, говорил Шрила Прабхупада Кришну, а они - камень. В чем дело? Недостаток зрения". В этом случае лучше кланяться тому, кто реально видит Бога, реально общается с Ним. Просто сопереживая его состояние, мы поймем значительно больше в духовном смысле, чем будем пытаться воспринять высшую реальность сами своими незрячими глазами. Духовный мир прекрасен, но, чтобы его таким увидеть, нужны глаза. Поэтому как я понимаю теперь, садху-санга предпочтительнее, чем годы взаперти. Даже мгновение, проведенное в обществе чистого преданного, может коренным образом изменить сознание человека и его жизнь.

Я был художником и смотрел на мир особым, испытующим взглядом, как бы пытаясь запечатлеть происходящее в памяти, а потом перенести увиденное на холст.

 

"ВСЕМ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ!"

 

Вошли какие-то люди в штатском и милиция. Шанти взяли сразу. Вишнупада и Киртираджа увели несколько позже. Всех остальных продержали до глубокой ночи, переписали и отпустили.

Поведение Шанти в той экстремальной ситуации меня поразило больше всего. Лицо Вишнупада выдавало его внутреннее беспокойство, нервозность. Его лицо померкло и улыбка, оставила его уста, но Шанти был молодцом. Шанти - означает спокойный, умиротворенный, невозмутимый, как океан. Имя, которое дал ему Прабхупада, соответствовало его природе. Трудно было угадать в нем движение чувств; либо они были подавлены с помощью интеллекта, либо, соприкоснувшись с вечным, трансцендентальным планом, перестали будоражить его ум. Казалось, что он был безразличен к происходящему.

 

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

 

Я не знаю. По словам преданных, через какое-то время, Харикеша Свами уехал в Швецию, а Шанти остался в Москве. Если говорить об ответственности, то надо думать, что в той ситуации Шанти был крайним. Харикеша был иностранцем, и с него взятки гладки. Самое худшее, что могло бы быть - это запретить въезд в страну. Он ничем не рисковал, но Шанти оставался; бесправный и беззащитный перед законом он остался расхлебывать кашу. В конечном счете, ему были уготованы пять-шесть лет психушки и тюрьма. На какое-то время он стал героем дня, но потом его ожидали годы неприязни, отчуждение и разочарование на закате лет.

После всего, что произошло в Риге, возвращаться в Питер я не торопился. Во избежание неприятностей все лето я провел в Крыму, а по осени поехал в Москву, где снова встретился с Ананта Шанти. Я позвонил Девяткину, и он помог мне встретиться с ним. Встреча произошла в метро "Кировская". Это было не далеко от Садананды, на квартире которого был ашрам. На встречу со мной Шанти приехал с Сатьей, которая держалась с ним на некотором расстоянии. Однако невооруженным глазом было видно, что между ними сложились более чем дружеские отношения.

- Санньяси не должен близко общаться с женщинами и иметь дело с деньгами - подумал я.

На квартире у Садананды меня познакомили еще с несколькими преданными. Они боготворили Шанти, для них он был непреложным и бесспорным авторитетом. Когда я пришел, Равидас готовил рис и массалу с изюмом и морковкой. Неимоверное количество сливочного масла и специй, что бросилось в глаза. В "Бхагавад-гите" позже я прочитал, что пища в саттва-гуне должна быть сладкой, вкусной, маслянистой и приятной сердцу. Шанти служили, как представителю Бога, в первую очередь раздавали прасад, клали больше масла и больше халавы...

Все мои впечатления того времени были основаны на восприятии тех, кто окружал Шанти и тех, кто непосредственно с ним общался. Я был не знаком с вайшнавским этикетом и поэтому держался на некотором расстоянии, просто присматривался. Все, что я видел, было несколько необычным и странноватым.

 

ПРОГРАММА В ДОМЕ УЧЕНЫХ

 

Первая публичная программа, куда меня пригласили, была в Доме ученых. На эту программу пришли человек пять: Санат-кумар с мридангой и шикхой в пол головы, Садананда, Бхарадвадж и еще несколько человек, имена которых я не запомнил. Из всех выделялся Бхарадвадж. Он был одет, как официальное лицо на официальной встрече, но, несмотря на сильное желание выглядеть солидно, за всем этим маскарадом невозможно было скрыть печать человека, только что освободившегося из заключения и "увидевшего свет". Он был не похож ни на борца за права человека, ни на посвятившего себя служителя культа. Он выглядел вороной в павлиньих перьях, однако, правду сказать, это ничуть не умаляло его достоинств. Он был инициированным учеником, повторял мантру Харе Кришна и считался "лучшим из людей". Позже я услышал много смешных историй о нем. Один раз, когда пришли с облавой, он залез под кровать. Всех взяли, а о нем забыли; другой раз, закрылся в туалете и отсиделся на очке. Рассказывали, что на встрече с Вишнупадом, сильно желая показать свою преданность, он бросился делать дандават прямо в лужу и окатил своего гуру грязью с ног до головы. В то время он был слугой Ананта Тиртхи Махараджа. Как и многие другие преданные, Бхарадвадж не отличался особо хорошими манерами, хотя при этом здорово хотел показать совершенство сознания Кришны. Само по себе это было весьма похвально, поэтому покрывало недостаток воспитания и хорошего общения. Они были искренними ребятами, но немного смешными.

 

В Доме Ученых было большое мероприятие - показывали зарубежный боевик с любовной интригой. Это было событием в культурной жизни советской интеллигенции. На такие фильмы имела доступ только элита. Когда с притоком народу, смешавшись с толпой, преданным удалось войти в вестибюль, там они сразу же начали киртан. Администрация попросила их выйти, но, несмотря на это, они продолжали петь. Сказать, что это было приятное зрелище, я не могу, однако люди привлекались. Всем, кто проявлял интерес, мы раздавали небольшие клочки бумаги с Харе Кришна мантрой. Махарадж стоял в стороне и подбадривал: "Давай, давай!" На этой первой моей публичной программе в сознании Кришны я был больше наблюдателем, нежели участником. Мне было просто интересно посмотреть, что они делают. Отметая шелуху, я пытался не упустить рационального зерна, про себя отмечая все позитивное, что могло бы в будущем пригодиться в моей собственной проповеди. Говоря словами одного философа, я считал, что "только дураки учатся на собственном опыте". Я предпочитал учиться на опыте других. Принимая все положительное и, отбросив отрицательное, позже мне удалось избежать многих ошибок, допущенных моими предшественниками, за что я благодарен судьбе.

Когда зрители расселись по своим местам, и в зале потух свет, вместе с Шанти мы зашли и заняли свободные места. Так я просидел весь фильм, не отрывая глаз от Шанти, который не отрывал глаз от экрана. "Какой в этом смысл?" - думал я. Мне это показалось диковатым.

- Сознание Кришны и просмотр кармического фильма - что в этом хорошего?

Отсидев полтора-два часа в душном помещении по окончанию фильма, когда люди высыпали на улицу, преданные стали энергично выдергивать из толпы одного другого и проповедовать. Проповедь была довольно незатейливой, словами не передать, нужно видеть. Кто-то проповедовал, а остальные пели киртан. Хари-нама-санкиртана даже не так слаженная, как бы хотелось, производила сильное впечатление. Несмотря на все несовершенства, милость Кришны была на каждом, кто в ней участвовал.

 

В ДРУГОЙ РАЗ...

 

В другой раз меня пригласили на домашнюю программу, где собрались довольно приличные люди. Здесь Шанти вел себя сообразно ситуации весьма воздержанно, как истинный джентльмен. Под гитару Сатья пела Харе Кришна, а он деликатно подыгрывал на караталах. Киртан был приятным; пение и само поведение Шанти на этот раз, рисовало в моем воображении совершенно иную картину и иной образ. Здесь было видно, что он в своей стихии.

За последние годы я часто думал о нем, возвращаясь к постигшей его судьбе. Натура богатая, противоречивая, привлекала меня.

- Как удивительно, что в одном человеке, Господь воплотил столько совершенства и порока, не делая между ними большого различия. В Кришне все прекрасно и тот, кто занят служением Ему, достигает своего совершенства. Однако когда он начинает имитировать Кришну, выступать в роли наслаждающегося и хозяина положения, тогда внезапно обнаруживаются все его несовершенства. Это становится вопиющим беззаконием, и варварство, вызывающее у окружающих раздражение и гнев, берет верх. Когда однажды, я сказал Шанти об этом, то он обиделся.

- У меня есть крылья, я всегда в полете. - Ответил он.

Другой человек бы стерпел, пропустил мимо уха, но Шанти не такой. И все же, несмотря на кучу его недостатков, я его люблю за то, что мы услышали Харе Кришна мантру и узнали о сознании Кришны от него. А что его амбиции? Это форма защиты от докучливой публики.

 

Пока Шанти представлял идею сознания Кришны, как учил Прабхупада, он был неотразим. Можно было только поражаться его естеству, манере говорить, его голосу, и даже его внешнему облику. Он сиял - излучал свет! Я знал многих, кто с ним общался, распространяя его сияние. Один человек, познакомился с Шанти в психушке. Когда после многих лет я встретился с ним в Бруклинском храме ISKCON, то услышав его голос, невольно вспомнил самого Шанти; манера говорить и интонация голоса этого человека - копия Шанти. Неудивительно, что авторитет и влияние Шанти на развитие сознания Кришны было столь велико.

 

ШАНТИ БЫЛ ХОРОШ!

 

Насколько он был хорош, я смог увидеть позже; говорят: "Лицом к лицу лица не увидать; большое видится на расстоянии". Я много путешествовал по Советскому Союзу и на каждом шагу встречал людей, которые впервые узнали о сознании Кришны именно от Шанти. Я поражался: "Какая грандиозная работа, какой труд был проделан этим человеком". На самом деле, до конца этого никто не понимает. Неофит может сказать: "Вот приехал Шрила Прабхупада, пробыл три дня, и все само собой распространилось по его милости". Но это не так, я никогда не видел Прабхупаду, но я получил его милость через Шанти. Если мы проигнорируем тех, кто непосредственно принимал участие в миссии Прабхупады и не воздадим им честь и хвалу, то очень скоро с таким же успехом мы проигнорируем и самого Прабхупаду. Почему бы не сказать, что все распространилось по милости Бхактисиддханты, который вдохновил его? А лучше - не Бхактисиддханта, а Шесть Госвами, книги, которых мы читаем. Они распространили сознание Кришны. В конце концов, мы все зависим от Чайтаньи Махапрабху, который начал Движение санкиртаны. Он - Юга-аватар Кришны, наиболее милостивое Его воплощение - по его милости мы здесь… Он - Сам Кришна, причина всех причин. Это Кришна распространил Свое собственное движение. Нет никого кроме Кришны - кто будет это оспаривать! Так, приняв эту точку зрения, нам ничего не останется, как отказаться от преданного служения вообще. На самом деле, весь этот мир создан Кришной. Зачем нам знать, кто такие Брахма, Шива, Вишну и другие могущественные полубоги. Зачем нам знать о преданных, читать "Шримад Бхагаватам"? Зачем нам заниматься бхакти, преданным служением, если есть только Кришна, и нет ничего кроме Кришны. Так, отклоняясь мало-помалу от философии сознания Кришны, мы становимся имперсоналистами и приходим к тому, что Кришна и "я" - одно. Будем же наслаждаться результатами своей благочестивой деятельности, удовлетворяя свои похотливые желания. Такой вывод напрашивается сам собой. Но как раз с этим и боролся Бхактисиддханта, Бхактиведанта и другие ачарьи. Это не наша философия. В ней нет места для бхакти, потому что нет ни Верховной личности Бога, ни Его слуги, бхакты. Откуда же взяться любви, если для нее нет достойного объекта? Это то, что мы видим. В обществе сознания Кришны, где все говорят о любви, на самом деле нет любви, потому что отсутствует бхакти. Нет любви, но есть зависть, по причине которой мы игнорируем и тот факт, что сознание Кришны в этой стране распространил Шанти и ваш покорный слуга. Бхакти - означает, что есть Кришна и есть преданный, бхакта. Без этих, двух личностей, не может быть речи ни о каком преданном, любовном служении. ИМПЕРСОНАЛИЗМ - это то, чем в настоящее время страдает ISKCON. Как ржа разъедает железо, так принявший отвратительную форму отчуждения, он разрушает нас изнутри.

Встречая все новых и новых людей, я спрашивал: "Кто вам проповедовал?" И они неизменно отвечали: "Анатолий из Москвы, он приезжал к нам с девушкой (это очевидно была Сатья). Он рассказывал нам о Харе Кришна, показывал слайды, а девушка пела мантру Харе Кришна. Они нам очень понравились, хорошие ребята! Вот вам и диалектика сознания Кришны; не будучи уполномоченным Господом Кришной, никто не может проповедовать ХАРЕ КРИШНА. Кришна шакти вине нахе тара правартана.

 

После, того как программа закончилась и все разошлись и разъехались кто куда, наступил перерыв в шесть-семь лет. Шанти пошел звонить Вишнупаду и его арестовали. Больше мы с ним не виделись. Через полтора года после этого меня инициировали, прислали четки и кантималу. Так я стал МАМУ ТХАКУР ДАСом. Обряд проводил в Ленинграде на квартире Людмилы Вриндаван прабху, о котором стоило бы написать отдельно. Такова российская преемственность духовных учителей - парампара. Будучи вдохновленный ими, я начал свою проповедь сознание Кришны еще до того, как получил официально инициацию, и всем на удивление, констатируя факт, моя проповедь всегда была успешной! В чем дело? Кто мне ответит на этот простой вопрос? Мы можем спекулировать так или иначе, но если судить по факту, то очевидно, что любой, кто представляет интересы Бога и находится под Его покровительством, способен делать чудеса! Для этого не нужно никакой инициации. Бог дал - Бог взял - без милости Кришны никто не может проповедовать Его святое имя (Ч.Ч. Ант. 7.11).

 

МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО, МАВР МОЖЕТ УДАЛИТЬСЯ

 

Я видел уже тогда, что многие преданные заняты интригами против Шанти. Когда же он оставил санньясу и женился, они с радостью в один голос воскликнули: "Ну, вот мы так и знали - это первое, а когда Шанти посадили в психушку - второе, они, злорадствуя, выдохнули: "Так ему и надо!" Я видел, что никто не проявил к его несчастью ни капли сострадания или участия. Ну и преданные! Сами себе они казались трансценденталистами, освобожденными личностями, познавшими себя, но с моей точки зрения, они оставались обычными материалистами, присоединившимися к движению, преследуя свои, довольно низменные интересы. Я отверг их в своем сердце. Многих из них, позже, постигла та же самая участь. Они тоже попали в тюрьмы. Говорят, не желай другому того, что не пожелал бы себе. Этот этический принцип оказался правильным. В сознании Кришны он работает безукоризненно.

 

Прямо скажем, времена были суровые и, пытаясь вероятно стабилизировать свое положение, Шанти женился на Сатье. Жена могла навещать мужа, который находился в тюрьме и поддерживать его связь с внешним миром и другими преданными. Имея, вероятно, такой мотив, он под давлением обстоятельств нарушил обет безбрачия. Я не ищу ему оправдания. Он сам дал повод и навлек на себя проклятия. Шрила Вишванатха Чакраварти говорит, что человек, принявший санньясу, но потом снова вступивший в брак, вынужден будет есть собственную блевотину. Шанти сам себя скомпрометировал, и его имя не сходило с уст его недоброжелателей. Многие плевали ему в лицо, и я помню те невероятные слухи и грязь, с которой смешивали "вероотступника". Все, кто желал какого-то положения, поднялся в собственных глазах, не имея на то никаких оснований, списав собственные неудачи на "козла опущения". Эту травлю возглавил Киртирадж, которого Шанти считал своим другом. Как это было, я опишу чуть позже. Вишнупад написал письмо, из которого помню две строки: "он (Шанти) - мошенник, но он мне очень дорог". Этим он хотел смягчить реакции, которые последовали, напоминая всем: "Не судите, да не судимы будете. Каким судом судите, таким судом и вас будут судить".

По истечению срока, когда все же его реабилитировали, я все также был поражен, тем презрением и открытой ненавистью к этому павшему Преданному, ученику Шрилы Прабхупады. Когда он затравленный попытался огрызнуться, на него стали смотреть, как на сумасшедшего. Со скорбной гримасой на лице говорили: "Да его там кололи и теперь у него не все в порядке с психикой, с дурака какой спрос?" Столько плохого, сколько сказано было в его адрес, я не слышал ни об одном человеке вообще, о последнем грешнике, не говоря уже о преданном Кришны. Лучше ему было бы удавиться, чем жить с подобной репутацией. Его пример - другим наука!

 

После того, как Шанти выпустили из тюрьмы, мы встретились с ним в Ленинграде. Это было где-то в 1987-88 году. Многие преданные-женщины (в том числе Наратаки и Дивья-лила) приглашали Шанти к себе проводить лекции. Тогда на Зины Портновой у меня был ашрам. И вот однажды, мне позвонила Дивья-лила и испуганным голосом попросила срочно приехать. "Что случилось? - спросил я. "Ананта Шанти поносит Вишнупада". Она была примерной ученицей Вишнупада и слушать нечто, что противоречило бы ее пониманию о своем гуру, даже если это было правдой или чисто философской темой разговора, выглядело сущим богохульством. Шанти же относился к Вишнупаду (могу догадаться), как к своему брату в Боге, как равному; он считал своим Гуру Шрилу Прабхупаду. Наверное, отчасти он был прав! Это его личное дело принимать или не принимать Вишнупада в качестве гуру. Но для учеников Вишнупада отношение Шанти к их гуру и его братье в Боге, всегда было болезненным. Они были очень ревностны и фанатично боролись со всеми и даже с теми, кто являлся гуру других членов ISKCON. Люди не были обучены этике и не знали, как следует вести себя с гуру и со своими братьями в Боге, как строить отношения между собой и другими членами общества. Один вид отношений между собой братьев в Боге, но совсем другой между учеником и гуру. Любить одних - это не значит ненавидеть других. Для неофитов это трудно понять, поэтому между собой они часто враждовали (ученики одного гуру с учениками другого гуру). Скандалы, критика, грубая речь были нормой поведения. Но дело обстояло не лучше, где на их месте была лесть и двуличие. Ясно, что это никому не делало чести. Так не сложившиеся отношения между Шанти и Вишнупадом стали причиной крупных столкновений между последователями Вишнупада и Шанти. Последний был обречен на отчуждение и изгнание из общества преданных, в создании которого приложил немало сил. Понимая ситуацию именно так, как я ее выше изложил, мне удалось все же успокоить Дивья-лилу. Через нее я передал приглашение Шанти посетить мой ашрам, и он не заставил себя ждать.

 

АШРАМ САНКИРТАНЫ

 

На программу в ашраме, как всегда, собралось много народу. Сразу после киртана я представил Шанти собравшимся и уступил ему место на вьяса-асане. Заняв его, он начал с того, что немного рассказал о своей встрече с Шрилой Прабхупадой и потом о разном. Говорил он не плохо, но совсем не о том. Начав с Прабхупады, закончил русской классикой (Тургеневым) из школьной программы и воспоминаниями о своем детстве; ни слова о Кришне, ни слова о "Бхагавад-гите" или "Шримад Бхагаватам", как у нас это было заведено. Общие фразы и примеры из жизни, не имеющие прямого отношения к преданному служению Кришне, скоро наскучили, и я намекнул ему, показывая на часы, что пора, мол, закругляться. Но Шанти никак не отреагировал; сев на своего конька, он уже никого не слышал, кроме себя. К нам в ашрам пришло много посторонних людей, и я стал опасаться, что программа может быть сорвана, вместо сознания Кришны будет день воспоминаний. К тому времени я уже поднаторел в философских вопросах Гаудия-вайшнавизма и Движения Шри Чайтаньи Махапрабху. Заметив несостоятельность его болтовни, я мягко прервал его. Поблагодарив Шанти за то, что он пришел и согласился принять участие в нашей программе, я начал киртан, и уже через пять минут все забыли о нем и программа пошла своим ходом. В конце гостям был предложен прасад. Я лично служил Шанти, и он совершенно удовлетворенный не касался тем, связанных с болезненными вопросами личных отношений с Вишнупадом. Лично я никогда не слышал от Шанти ничего предосудительного. В моем присутствии он был довольно корректен, лоялен и к GBC, и к духовным учителям ISKCON, которых потом он стал поносить уже без оглядки. Он не был приспособлен к тому, чтобы сотрудничать или быть "под кем-то" (с его слов), и ситуация сложилась сама собой. Он не нашел себя в новых обстоятельствах и, как медведь, разбуженный посреди зимней спячки, стал ходить, и все портить. Его умонастроение и лекции совершенно не соответствовали стандарту, принятому в ISKCON, и Киртирадж стал проводить тонкую и довольно умелую политику, пытаясь оградить Шанти от преданных, а преданных от Шанти.

 

ИНДИЯ

 

В 1989 году русские последователи Харе Кришна были впервые в Индии, совершая паломничество по святым дхамам (Майяпур, Вриндаване и другие места).

Когда мы были в Майапуре, то Локанатха Свами, который в то время возглавлял комитет по борьбе за права преданных Харе Кришна в CCCP, на своей лекции для русских поднял вопрос о Шанти. Он сказал: "Прабхупада приехал в Москву в 1971 году и посадил семя преданного служения Кришне. Этим семенем был Ананта Шанти". Все, кто при этом присутствовал, пропустили это мимо уха, или сделали вид, что не слышали, потому что перед тем, как поехать в Индию, Киртирадж провел большую "организационную работу", настроив всех против Шанти. Он умышленно не сделал ему приглашение и визу, чтобы тот не начудил. Западные преданные недоумевали: "Почему нет Шанти. Почему его нет в числе паломников?" В тот год было много шуму, красивых слов, много показухи, встреч и подарков, но о Шанти забыли - ни слова, как будто его не существовало. Правда, в Калькутте показали видео с его интервью, которому Киртирадж дал свой комментарий. Поскольку одни не знали русский, а другие английский, то Киртирадж представил все шиворот на выворот, подлив масла в огонь, он все опошлил. Он не пригласил Шанти, и сам правил бал. Шанти - это семя Шрилы Прабхупады. Оно проросло и принесло урожай. Урожай собрали, сделали муку и испекли каравай, потом, взявшись за руки, устроили хоровод: ИСПЕКЛИ МЫ КАРАВАЙ, но главного виновника торжества не пригласили. В конце концов, ПРАБХУПАДА же посадил "семя шанти ". Он - ачарья, поэтому все обязаны Прабхупаде. Против этого трудно возразить. Хотя на войне сражается армия, но победа принадлежит командованию. "Семя шанти " попало между жерновов - с одной стороны его выжигали каленым железом, гноили официальные власти СССР и КГБ, а с другой стороны, свои же устроили психологический террор и тотальный рэкет. Непостижимо: "Где, в каком рождении случилось то, что стало причиной великой скорби?" В поисках ответа я подумал: "Какая же славная жизнь у тех преданных, которые прошли все испытания, сквозь огонь, воду и не сломались!" Они поистине смиренней травинки и терпеливей дерева; они не ждут почестей по отношению к себе и готовы оказать уважение каждому.

Я всегда себя считал очень обязанным Шанти и хотел видеть его в ореоле славы. Даже, когда ему приклеили ярлык "демона", и он стал противником ISKCON, я искал ему оправданье и отстаивал его позицию. Благодаря заслугам перед Прабхупадой и его миссией, неужели на счету у Шанти нет ни цента! Невольно, раздумья наводили на мысль: может быть то, что сейчас мы называем сознание Кришны, не сознание Кришны, а что-то другое?

 

Во Вриндаване Киртирадж попытался создать структуру ятры в РОССИИ. Целыми днями мы проводили у него дома, вырабатывая план действий и распределяя роли и должности.

 

В 1987 году Киртирадж написал мне письмо, в котором однозначно сказал, что Шанти не тот человек, который должен "взять на себя устанавливать там общественную структуру нашего Движения". Я был с ним согласен, но Шанти и не претендовал на это - тщетная предосторожность. Шанти и не думал занимать какую-то должность в ISKCON. Он не собирался занимать место "патриарха всея Руси". В своем письме Киртираджу я написал о своем отношении к Шанти, и ему это не понравилось. Хотя он не подал виду, отписав мне ответ в весьма корректной форме, но уже тогда за связь с Шанти я попал в список неблагонадежных.

 

Во Вриндаване меня рекомендовали на должность казначея ББТ. Я отказался считать деньги. Если деньги у меня в кармане, мне не нужно их считать. Пусть считает деньги тот, в чьем они кармане. После этого меня назначили куратором по распространению книг в СССР. Но, когда мы вернулись в Россию после паломничества, негласно те, же самые люди, которые меня рекомендовали, они, же меня и отстранили. Позже меня перераспределили региональным секретарем от Волги - Урала - Сибири и Дальнего Востока. В то время, там ничего не было - велика честь стать региональным несуществующего региона!

 

Когда организационные вопросы утрясли, Киртирадж все оставшееся время публично обсуждал личную жизни Шанти, его отношения с Сатьей, которая к тому времени уже стала женой Думракеши Прабху. Это была весьма скандальная история, и я говорю о ней лишь потому, что имя Сатьи достаточно фигурирует в истории жизни самого Шанти. Когда Вишнупад послал Думракешу, чтобы тот вывез Сатью в Швецию для работы в BBT, тот не устоял и пал жертвой вожделения, в результате этого у них родилась девочка.

 

Шанти был в тюрьме и, если бы он оставался санньяси, то зачем ему жена? Это служило оправданием тому, что их развели, а Сатью выдали за Думбракешу. Но кто мог предположить, что Думбракеша, который занимался в то время русской программой, не сможет совладать со своими чувствами. Так афера с фиктивным браком закончилась большим скандалом. Шанти обвинил Киртираджа и Вишнупада в том, что они забрали его жену. Сатья же в этой истории осталась "невинной овечкой". На собраниях в святой дхаме, Киртирадж ее охарактеризовал по ее жизни в Швеции так, что на страницах моей книги, я не возьмусь пересказывать.

В то время как все это обсуждали, Думракеша приехал на фестиваль в Бомбей, где мы с ним и встретились. Тогда я по достоинству оценил дальновидную политику Киртираджа, который во избежание конфронтации и грандиозных скандалов, не сделал приглашение Шанти. Вишнупад же под предлогом болезни в этот год сам не приехал, чтобы встречаться со своими "возлюбленными учениками", большинство из которых он никогда не видел в глаза.

 

1989 год был переломным в сознании многих русских преданных. Если до этого они принимали все, что ни говорят и делают Киртирадж и Вишнупад за чистую монету, то столкнувшись с интригами и менталитетом обычных карми, червь сомнения проник и стал поедать их сердцевину. Как говорят, рыба портится с головы. Проблемы начались с того, когда Вишнупад стал зональным ачарьй. Он был слишком слаб для этой должности, и Шанти уже тогда говорил, что в ISKCONе нет настоящих гуру; они падают. Никто не имел реальной информации о том, что там на западе. Услышать об этом было очень болезненно для всех нас. Киртирадж сказал, что после того, как Шрила Прабхупада ушел с нашей планеты, руководство ISKCON захватили демоны, и Шанти тоже попал в их число. Это нашло живой отклик у советских преданных. Еще со сталинских времен в стране прививали гражданам любовь к коммунистической партии и правительству и нелюбовь к врагам отечества. Это сознание глубоко укоренилось в людях того времени, поэтому сразу же сработало. Теперь каждый стал смотреть друг на друга испытующе, не является ли его вчерашний брат в Боге скрытым демоном. В СССР не составляло труда кого угодно объявить врагом народа, шпионом и агентом ЦРУ. Точно также сказав, что в наше совершенное общество сознания Кришны проникли демоны, Киртирадж стал делать свою политику "разделяй и властвуй". Травля одних на других. Ученики одного гуру стали ссорится с учениками других. ISKCON переживал большие внутренние проблемы. И русские, преданные в своей массе единые, не ведавшие подвоха, представляли собой небывалую чистоту. Я помню, что санньяси и даже гуру, желая очиститься, мыли ноги русским и пили нектар их лотосных стоп. Дух, который поддерживал нас в суровых испытаниях под гнетом власти, преследований, гонения и репрессий был значительно выше. Русские преданные того времени, даже неофиты, были духовно выше, чем рафинированные знатоки Вед в руководстве ISKCON.

 

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

 

Постепенно Шанти адоптировался к тому, что все его ненавидят и, закусив удила, пустился во все тяжкие. На западе он еще сохранял свое реноме за счет того, что считался учеником Шрилы Прабхупады, а в России снискал славу человека ненадежного, лишенного преданности Кришне, нарушителя спокойствия.

Я помню в Шереметьево, когда нас провожали в Индию, Шанти искал защиты, сочувствия. Он кланялся преданным и просил у них прощение за случайно или намеренно нанесенные оскорбления, но те его отвергли. Прощения не было. Суровость и отчужденность царила в их сердцах. С каким презрением тот же Васудама глядел на него сверху вниз. Рожденный фискалом он, на минуту забыл, что обязан милостью таким преданным, как Шанти. Его жена не раз рассказывала историю своего мужа, пикантные подробности, которой не делают чести даже последнему проходимцу. Ее муж был опустившимся алкоголиком, лечился и только по милости преданных, подобным Шанти, стал человеком. Теперь вчерашний алкоголик стал президентом ятры, но возгордился…

В тот же день с большим сокрушением и досадой Шанти сказал мне: "Сегодня они гонят меня из ISKCON, а завтра сами будут изгнаны". Эти пророческие слова стали проклятием для ISKCON. Спустя годы, после падение Вишнупада наступило прозрение - большая часть ISKCON осталась вне ISKCONa. Как знать, для кого-то это – проклятие, а для кого-то – благословение.

 

После Индии я больше не встречался с Шанти. Как он жил? Каковы стали его интересы? Я был поглощен проповедью в регионах от Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока и мне было ни до чего дела. Неимоверными усилиями и милостью Кришны на пустом месте скоро стали возникать ятры, одна за другой. Во многих городах Сибири мы провели Радхаятры и фестивали сознания Кришны.

 

ИЗГНАНИЕ

 

Авторитет Шанти все еще оставался большим. Несмотря на все усилия принизить и смешать его с грязью, результат был противоположным. Тогда было проведено несколько совещаний лидеров русского ISKCON совместно с членами GBC. Одно по поводу исключения из членов ISKCON Шалаграма и Ашутоши, другое - Шанти. Я был невольным свидетелем, как исключали Шалаграма. Ашутошу я отстоял, поручившись и взяв его на поруки. С этими двумя у меня были разные отношения. Шанти, наверное, меня уважал, а Ашутоша скорей всего боялся. Два эти человека были несовместимы. Шанти оставался "семенем" Шрилы Прабхупады, а Ашутоша - его "испражнением". Отказавшись от одного, общество выиграло, а от другого - скомпрометировало себя. Не стоит мешать все в одну кучу. На самом деле, не имея квалификации различать уровни преданных, мы невольно совершаем вайшнава-апарадху. Оказывать почтение преданным необходимо согласно их духовной реализации, а не их официального статуса в обществе или по количеству распространенных книг. Так, например, Гаура-кишорадаса бабаджи, который не распространил ни одной, был близким спутником Господа Чайтаньи. Его отношения с Кришной - факт неоспоримый. Он - Великий махаджан, а вчерашний распространитель книг - обусловленная душа. Если человек стремится стать преданным, это еще не факт, что он - предан. О преданности преданных судят по их поступкам. Об Ашутоше было одно суждение, а о Шанти - другое.

Будучи бесспорным лидером по своей природе, я принимал участие во многих собраниях лидеров, выдвиженцев, которые стали таковыми благодаря большинству голосов. Из мухи можно сделать слона, точно так же, благодаря клевете и интригам была попытка из слона сделать муху.

В этот раз собрание было посвящено Шанти. На собрании присутствовали: Прабхавишну Свами, к которому я питал самые нежные чувства, Ямарадж дас, Санньяса дас, Камаламала дас, Васудама и еще один-два бессловесных преданных.

Как на комсомольском или профсоюзном собрании здесь обсуждали поведение Шанти. Обычно он нигде себя не проявлял, но тут пришел сам, думаю, что по специальному приглашению. До того, как собрание началось, в предварительной беседе Прабхавишну Махарадж сказал, что Шанти пользуется авторитетом в Международном GBC и поддерживает с ними переписку. Это ставит под большую угрозу репутацию и положение Харикеши Свами Махраджа, вашего гуру. Прабхавишну Свами в присутствии учеников Харикеши Махараджа, когда сказал последнюю фразу относительно Харикеши, тем самым подлил масла в огонь. Он был опытным в политике и безошибочно рассчитал, что ученики, фанатично верящие, сотрут в порошок любого, кто посмеет оскорбить словом, делом или даже в помыслах их гуру. Надо отдать должное, он не ошибался. Политика, дипломатия - игра майи в его руках. Так одни преданные Харе Кришна встали против других, как во времена Карла 9. История Варфоломеевской ночи могла повториться. В Кали югу религиозные войны, "крестовые походы" и святая инквизиция - дело обычное. Но если говорить о Харе Кришна, то здесь замешаны Высшие силы, Кришна - Верховная личность Бога.

"Посмотрим, что хочет Кришна!"

Из всех преданных на этом собрании Санньяса занимал непреклонную, но мягкую позицию. Камаламала - жесткую, прямолинейную, но более или менее принципиальную. Ямарадж ни то, ни се. Я был больше наблюдателем, чем участником. Позицию наблюдателя считаю наиболее выгодной из всех. Я ничего не имел и ни на что не претендовал; здесь я ничего не оставил, чтобы мне снова сюда возвращаться. Я - по жизни философ, поэтому меня интересует не столько сам факт, как его интерпретация. Я искал Кришну и пытался сознавать Его постоянно. До других, мне не было дела. Подобных собраний и обсуждений насколько возможно я всегда старался избегать. У меня всего было достаточно, и я не хотел тратить время ни на что другое, кроме как только на проповедь.

Сначала выступил Камаламала. Он вспомнил все, что говорил Шанти не лестного о Харикеше. Шанти мягко парировал его доводы, пытаясь доказать, что все им сказанное - сущая правда, а правда - превыше всего. Но его мягкость возбудила в Камаламале дух сопротивления, разжигая страсть. Готовый поднять Шанти на рога, он стал осыпать Шанти разными оскорбительными эпитетами. И когда Шанти проигнорировал и это в присущей ему манере, то на помощь Камаламале пришел Санньяса. Тот пошел другим путем. В более дипломатичной манере он упрекнул Шанти, что он нарушил обет санньяси и ему не стоит искать виновных, пытаясь выгородить себя. Когда речь зашла о Сатье, к разговору подключился Ямарадж. Он всегда был неравнодушен к слабому полу и поэтому очень болезненно воспринимал существующие отношения между преданными мужчинами и женщинами. Отношения между прабху и матаджи было излюбленной темой Ямараджа. Встав в позу, он начал с нравоучений о том, каков вайшнавский этикет. Прабхавишну Свами был безучастен, он только, что начал изучать русский и не понимал в чем сыр-бор. Сцены вызывала у него слабую улыбку, снисходительность к русским. При этом Васудама, которого я упустил из виду, немного сострадал Шанти.

Когда очередь дошла до меня, я попытался всех примирить.

- Если душа пребывает в теле каждого живого существа (демона и праведника), если Сам Кришна как Параматма находится рядом с ней, то неужели мы не способны увидеть никаких достоинств в Шанти. Если мы терпимо относимся к обычным карми и любим животных, неужели нам трудно оказать уважение старшему по возрасту и по положению вайшнаву, от которого большинство из нас узнали о сознании Кришны? Он получил харинаму от Шрилы Прабхупады и начал проповедь сознания Кришны в самые суровые времена. Он - живое воплощение милости Господа и исторический персонаж из "Прабхупада-лиламриты" (я имел в виду книгу Сатсварупа даса Госвами)…

 

Я говорил с присущим мне пафосом, но мне не удалось развить эту мысль до конца. Меня стали перебивать, бросая молнии гневных взглядов в мою сторону, и я замолчал, в глубине души, сокрушаясь по поводу происходящего. Я думал: "Кто дал им право судить того, кто неизмеримо выше?" Но никто так не думал, потому что "герои дня" тоже сидели в тюрьме "за правое дело". Они возомнили себя вечно освобожденными душами, пришедшими с Вайкунтхи, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. Это была глупость, которую поощряли в них лидеры ISKCON (тот же Харикеша Свами). Эти великие печатники и распространители книг Шрилы Прабхупады затмили собой даже таких вайшнавов, как Гаура-Кишорадаса бабаджи, который не распространил ни одной книги. Искусственно, раздувая значимость BBT и принижая личные достоинства и качества других преданных, Санньяса, Камаламала и Ямараджа в ISKCONe правили бал. Где они сейчас? В то время этим людям просто не хватало обычной этики и здравого смысла.

Прабхавишну Свами был, как всегда спокоен и безупречен, как селедка в томатном соусе. Он тактично все устроил и остался хорош в созданной им же ситуации, а все остальные остались в дураках. По окончанию собрания, решили, что Шанти не в своем уме, что долгое пребывание на принудительном лечении повлияло на его психику.

- Нужно быть к нему снисходительным!

После этого собрания я вышел, как оплеванный.

 

ПРИЕЗД ВИШНУПАДА

 

Когда в конце 1988 года общество получило статус религиозной организации, в 1990 году в Москву приехали члены GBC ISKCON и Вишнупад. 10 лет непрерывной аскезы и ожидания, и вот результат. Со всего Союза съехались преданные и друзья Харе Кришна - народу валом. На программах Вишнупада залы ломились от его почитателей. Слов нет, было много прекрасных встреч, лекций и программ. На одну из таких программ пришел и Шанти. Как всегда, он опоздал и зашел в зал, когда уже шла лекция. Каким-то внутренним зрением Вишнупад заметил его появление и, прервав ход мысли, как это принято в американском телешоу, дал announcement. "То, что сейчас мы можем свободно собраться и говорить о Кришне во многом мы обязаны одному человеку..." После этого последовала пауза, и все обернулись посмотреть, кому же мы обязаны, но никого не увидели. Все ждали, что Вишнупад произнесет имя того человека, которому "мы обязаны", но вместо этого он продолжил прерванную лекцию. Так это и осталось загадкой: "Кому же все обязаны?" Американцы - мастера психологических трюков, иллюзий и шоу, умеют создавать ажиотаж - на пустом месте, из воздуха делают деньги, Сайбабе за ними не угнаться. Но, как говорят, свято место не бывает пусто. Бхарадвадж и ему подобные приняли это на свой счет. Тот, кто более благочестив, решили, что это сам Вишнупад. Он - любимый ученик Прабхупады... Но я был совершенно уверен, что этим "человеком", которому все обязаны не только этой встрече, но и многим другим встречам, был Шанти. Он - единственный, кто бесстрашно проповедовал и вдохновлял других, предвосхищая события собственной жизнью.

 

ВРИНДАВАН, МАЙЯПУР И ШАНТИ

 

В 1992-93гг. я был в Индии. Во Вриндаване я встретил Шанти. Его было не узнать. Заросший, с длинными волосами, узлом подвязанными на макушке, с бородой лопатой, он был похож на местного садху. Когда я приехал, он жил в ашраме с ребятами из Челябинска. Они на него жаловались:

- Достал своими разговорами, поносит всех и вся - святую дхаму и ее обитателей.

Ребята были не испорчены, с пониманием, поэтому попросили меня забрать его к себе, а то - не приведи Господи. Святая дхама видела много чего. Здесь на дню Кришна убивал демонов сотнями и тысячами. Ребята сняли мне гостиницу, и во избежание конфликта я взял Шанти к себе; так вдвоем в одноместном номере мы провели несколько дней, после чего я уехал в Дели, а оттуда в Калькутту и Майапур.

В то время Шанти был очень в плохом состоянии духа. С болью в голосе он говорил о своей судьбине, как на исповеди. Я терпеливо выслушивал его историю, чем-то похожую на мою. Руководство ISKCONa пригласило Шанти в Индию, а когда он приехал, оставило его без средств к существованию. Чтобы вернуться в Россию, у него не было денег на билет. Он попросил Гопала Кришну об одолжении, но тот ему отказал. Чтобы Шанти не мутил воду в России, руководство ISKCON заманило его в Индию, потом лишило поддержки и обрекло на борьбу за выживание. Став жертвой политической интриги, довольно распространенной в борьбе с инакомыслящими, два года он бродяжничал по всей Индии. Принял одну инициацию у шиваитов, другую - в Рамануджа-сампрадайе, но не нашел себя ни там, ни там. Святая земля Индии ему осточертела настолько, что из стимулирующей духовную жизнь места паломничества превратилась в место каторги. В завершение ко всему его арестовали как нелегала и посадили в местную тюрьму, откуда его вытаскивали через посольство. Таким образом, от сознания Кришны в человеке не осталось и следа. Любовь к Кришне и жажда духовного знания трансформировалась в жажду чувственных наслаждений, а тоска по Кришне в ностальгию, тоску по России. "Если бы у меня были крылья, я бы полетел…" - это были его слова. Я был поражен таким переменам, и позже уже ничему не удивлялся.

 

В это же самое время во Вриндаване находился Гопала Кришна Госвами Махарадж, с которым у нас были дружеские отношения. Я решил его навестить, засвидетельствовать почтение и заодно получить даршан. В качестве переводчика я пригласил Шанти. Сначала он наотрез отказался, но после моих уговоров согласился. Я знал, что с Гопала Кришной у Шанти были старые отношения. Гопала Кришна отстаивал Шанти, желая ему помочь.

Когда мы поднялись на второй этаж и постучали в номер, Гопала Кришна принял нас радушно, предложил сиденье за небольшим круглым столиком рядом с собой. Шанти сел поодаль. Пока я осматривался, тем временем из храма от Божеств принесли маха-прасад. Ученики Гопала Кришны служили своему гуру безупречно. После того, как мы немного причастились, Гопала Кришна попросил меня без утайки рассказать все, что я знаю и думаю о недавнем московском происшествии. Шри Рама, которого GBC рекомендовало на место президента московской ятры, неизвестные избили так, что тот попал в больницу.

 

"Будь со мной откровенным. Расскажи все, что знаешь и думаешь!" - сказал Гопала Кришна вкрадчиво.

- Махарадж, у меня нет от вас секретов.

И не ожидая подвоха, на дружеской ноте я выложил все, что знал и думал по этому поводу. Шанти исправно переводил…

 

Я мог догадаться, что Гопала Кришна связывал свои личные планы с Ананта Шанти, считая его достойным стать лидером ISKCON в России. Он действовал в пику Киртираджу (а, следовательно, и Харикеше Свами) и не сложившиеся отношения Шанти с Харикеша Свами были как нельзя кстати. Махарадж мечтал стать в Москве GBC, делая на Шанти ставку, но ситуация резко изменилась. Своим неадекватным поведением Шанти скомпрометировал себя.

- Шанти упрям, если бы он меня слушал, то давно бы стал членом GBC, - сказал Гопала Кришна. - Теперь он порочит ISKCON и проповедует против... Что я могу сделать?

 

В 1988 году, когда Гопала Кришна приехал в Ленинград, на собрании преданных у Васудамы, он стал показывать фотографии с выставки ББТ, которую он проводил в Москве в 1976 году. На фото Гопала Кришна и Шанти стояли рядом (Шанти ему помогал). Гопала Кришна попытался представить Шанти наилучшим образом, но все, кто присутствовал при этом, проигнорировали, пропустили мимо уха. Для них Шанти был падшим санньяси и врагом Вишнупада. Эту однажды утвердившуюся репутацию трудно было изменить.

 

После Вриндавана, я год жил в Майяпуре. Там на Гаура-пуриниму мы снова встретились с Шанти. Приехало много преданных из России, и появление Шанти здесь все встретили лютой ненавистью, что разве за исключением Абхиманью и еще нескольких преданных (американского друга Шанти и Адридхараны, которого Шанти называл кармическим именем Аркадий). Как правило, я всегда собирал вокруг себя всех несчастных и отвергнутых; к тому времени я и сам испытывал некоторые трудности. В Индии я жил уже около года, не зная языка, как глухонемой, как отшельник, как бродяга, побираясь там и сям ради того, чтобы поесть. Когда приехали преданные из СССР, то мне собрали немного пожертвований. На эти деньги я устроил пир, угостил Шанти горячим молоком.

 

Теперь по истечению многих лет я с легкостью вспоминаю все эти события, свободный от каких бы то ни было обязательств, свободный говорить, что думаю и молчать, когда считаю нужным. Я получил это благословение и милость Кришны, как часть Его миссии.

С ТЕХ ПОР ПРОШЛО ДЕСЯТЬ ЛЕТ

 

И вот я снова в Москве и снова встречаю Шанти. Теперь его не узнать. Он подурнел и его разговор мне стал напоминать разговор обычного карми. Он говорит о деньгах, о том какое благо для человека хорошая семья и дети. Какая чушь? Семья и дети могут быть в любой форме жизни, но то, что мы рождены людьми, дает нам право непосредственно служить Кришне. Человек не случайно создан по образу и подобию Бога.

Попутно с этим Шанти говорил мне о реабилитации наркоманов и о том, что, если бы мои знакомые немного раскошелились, то это было бы хорошо, он создал бы центр по реабилитации наркозависимых.

- Когда человек оставляет преданное служение, он становится альтруистом или филантропом. Но говоря о милосердии (я вспомнил слова Бхактисиддханты), "в высшей степени милосерден тот, кто избавляет обусловленные души от их порочной привязанности к материальной энергии. И тот, кто вызволит хотя бы одну души из заточения крепости Махамайи, гораздо более милосерден, чем люди, открывающие бесчисленные больницы. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы заниматься строительством. Наша цель - нести людям учение Шри Чайтаньядевы. Мы не будем оставаться в этом мире слишком долго. Мы погрузимся в хари-киртану и, покинув материальное тело, получим высшую награду, доступную в этом мире. Пыль с лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами, исполнившего сокровенное желание Шри Чайтаньядевы, - единственная цель нашей жизни".

 

Все эти возвышенные чувства и мысли, выраженные в этом обращении Шрилы Бхактисиддханты, были чужды Ананта Шанти. Поэтому я не удосужился даже спросить, каков его метод излечения наркоманов. Мне стало скучно, и мы перестали искать встречи друг с другом. Гусь свинье – не товарищ!

Но вот, прошел год, другой и в очередной раз я Москве, позвонил Майтрее. От него я узнал, что Шанти сломал ногу и ищет со мной встречи. Я был не один – со своим учеником. Остановиться нам было негде. Я позвонил Шанти и напросился к нему на ночлег. Он обрадовался. В своем нынешнем положении более всего он страдал от одиночества, поэтому упрашивать не пришлось; он сразу же откликнулся на мою просьбу и пригласил в гости. Отыскав улицу Подбельского, я нашел дом, где жил Шанти. За последние двадцать лет здесь мало что изменилось. Парадная дверь в подъезд была открыта, и мы беспрепятственно вошли и поднялись на этаж. Позвонили в квартиру; какое-то время пришлось ждать; но вот как из-под земли раздался голос:

- Кто там?

- Харе Кришна! Свои.

Прежде, чем Шанти открыл нам дверь, прошло еще пару минут. Испытующе смотрел в глазок.

- Кажется, боится.

Тем не менее, когда открылась дверь, бравируя, скаламбурил: "сломал я ногу - безмерно счастлив, что уцелела голова".

- В этом мире, счастливым может быть только последний глупец, и тот, кто превзошел уровень разума (истинный трансценденталист); все другие где-то между ними. Шанти – это типаж; назвать глупцом его нельзя, но и трансценденталистом тоже. Скорей можно назвать счастливым вола, который нашел пучок травы или червяка в навозе – такова иллюзия, но Шанти - никогда!

Первым делом Шанти рассказал мне, как сломал ногу (шейку бедра), как ему делали операцию и, сколько стоило денег (о его доходах я никогда не спрашивал). Затем рассказал, как за ним ухаживала Гаятри и как он с ней поссорился. Бросив ему ключи от его квартиры, напоследок она сказала: "Ты еще вспомнишь Гайатри!"

 

Date: 2015-09-24; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию