Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по главе II





1. Для реализации поставленных цели и задач использовались экспресс - диагностика и метод наблюдения для изучения эмоциональных особенностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

2. Доказана гипотеза о том, что эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием отличается относительно детей тех же возрастных групп с диагнозами: задержка психического развития и умственная отсталость.

3. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников с нормой развития, задержкой психического развития и умственной отсталостью имеет типологические и возрастные особенности.

4. По прохождению всех заданий, можно сделать вывод, что в группе детей с задержкой психического развития преобладает средний уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях (дошкольники - 40%; младшие школьники - 53%), в группе детей с умственной отсталостью – низкий (дошкольники - 63%; младшие школьники - 57%), а в группе детей с нормой развития - высокий уровень (дошкольники - 54%; младшие школьники - 63%).

5. Сравнивая результаты данного эксперимента, можно сделать вывод о том, что в каждой исследуемой группе, прослеживается положительная возрастная динамика.

 

Заключение

Данная работа посвящена анализу особенностей эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста детей с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

В работе доказана гипотеза, которая гласит, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозами умственная отсталость и задержка психического развития отмечаются количественные и качественные различия в показателях сформированности умений узнавать, понимать, дифференцировать и соотносить разные эмоциональные состояния на различном стимульном материале. Кроме того, в результате наблюдения за детьми с нарушенным развитием в различных естественных для него ситуациях, были выявлены некоторые особенности эмоционального развития, характерные для определённых возрастов и видов дизонтогенеза.

В связи с этим развитие эмоционально - личностной сферы и коррекция её недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

Дети с задержкой психического развития относительно лучше различали основные эмоции, а именно - радость, горе, чем более сложные – испуг и удивление. Они также узнавали выражение обиды. Можно предположить, что дети с ЗПР хуже узнавали удивление, так как редко его испытывают. Эти дети с медленным накоплением опыта и задержкой развития мыслительных операций часто неспособны оценить новизну и необычность факта, и поэтому он не вызывает удивления. Многие дети с умственной отсталостью плохо дифференцировали все базовые эмоции. Нейтральному выражению лица испытуемые с задержкой психического развития и умственной отсталостью чаще всего приписывали чувство грусти. Это может указывать на повышенную тревожность и негативный опыт общения.

Умственно отсталые младшие школьники не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, у них снижены возможности в опознании основных эмоциональных состояний по выражению лица относительно учеников массовой школы.

У детей с умственной отсталостью имеются более грубые нарушения в овладении невербальным компонентом общения, чем у детей с задержкой психического развития. Умственная отсталость и связанное с ней недоразвитие речи явились главной причиной недостаточного понимания эмоциональных состояний. У детей данной категории имеются затруднения в интерпретации невербального поведения, что свидетельствует о недостаточности знаний и представлений о психических состояниях людей, выражаемых с помощью невербальных знаков, о слабой направленности сознания на познания внутреннего мира личности и особенностей ее эмоциональной сферы.

Дети с задержкой психического развития при рассматривании картин плохо отражают выразительные средства, которые воспринимаются ими изолированно, вне связи с эмоциональными состояниями действующих лиц и общим эмоциональным фоном, но, несмотря на это, умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития имеют реальную возможность овладения элементами общения между людьми, понимания невербальных компонентов.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственна положительная возрастная динамика, относительно особенностей эмоционально - волевого развития. Можно сделать вывод о необходимости специальной коррекционной работы, направленной на расширение и уточнение понятий, обозначающих эмоции и чувства, на развитие способности правильно обозначать и понимать свои и чужие эмоциональные проявления.

 

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обучения по степени "Психология". - М.: Смыс. Академия, 2002. -416с.

2.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. -391с.

3.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. -299с.

4.Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. -685с.

5.Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. -496с.

6.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992. -368с.

7.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995.-390с.

8.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М. МГУ, 1987.-175с.

9.Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: дис... канд-та психол. наук: Ярославль, 2005. - 217 с.

10.Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М.: 2000.-208с.

11.Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

12.Дмитриева С.А. Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук: Красноярск, 2006.- 180 с.

13.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.: 2005.-368с.

14.Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998.

15.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1996.-512с.

16.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития.- СПб.: 2007.-168с.

17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.-224с.

18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. -752с.

19. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев: 2002.-416с.

20.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.

2 1. Капитоненко Н. В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Капитоненко Наталья Владимировна - Москва, 2009.-206с.

22. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.-124с.

23. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002. -225с.

24. Левин В. Психологический анализ понятия душевной болезни / Психол. Журнал. – 1999, № 3.

25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1999.-320с.

26. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: 2006 г.-197с.

27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., 1980. - С. 36-46.

28. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2001, № 6. 15-19 с.

29. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.- 287с.

30. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. -176с.

31. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001,№ 1. – 37с.

32. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 2004, № 3.

33. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1999. -281с.

34. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: 2002.-217с.

35. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2001.-320c.

36.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: “Academia“, 2001.-272с.

37.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.- 416с.

38. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.// Дефектология, №4, 2000.-36с.

39. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. – М.: Педагогика, 2000.-210c.

40. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. – М: Просвещение, 1959 – 156с.

41. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002.-106 с.

42. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. -176с.

43.Романова М.В. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук: Москва, 2006.- 237 с.

44.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамики. – Воронеж, 2000

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.-712с.

46.Селютина Н.В. Сформированность некоторых аспектов эмоциональной регуляции поведения у детей 6-7 лет с эмоциональными нарушениями // Аутизм и нарушения развития. - М., 2007.- № 1.1-11с.

47. Специальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред.В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.-192с.

48.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

49. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: дис. д-ра психол. наук; Н. Новгород, 2006.- 353 с.

50. Шкляр Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта: дис. канд-та психол. наук; Н.Н.2008.-284 с.

51. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М, 1966. - 291с.

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

 

Приложение 5

 

 

 

Date: 2015-09-24; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию