Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по главе II⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 1. Для реализации поставленных цели и задач использовались экспресс - диагностика и метод наблюдения для изучения эмоциональных особенностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. 2. Доказана гипотеза о том, что эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием отличается относительно детей тех же возрастных групп с диагнозами: задержка психического развития и умственная отсталость. 3. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников с нормой развития, задержкой психического развития и умственной отсталостью имеет типологические и возрастные особенности. 4. По прохождению всех заданий, можно сделать вывод, что в группе детей с задержкой психического развития преобладает средний уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях (дошкольники - 40%; младшие школьники - 53%), в группе детей с умственной отсталостью – низкий (дошкольники - 63%; младшие школьники - 57%), а в группе детей с нормой развития - высокий уровень (дошкольники - 54%; младшие школьники - 63%). 5. Сравнивая результаты данного эксперимента, можно сделать вывод о том, что в каждой исследуемой группе, прослеживается положительная возрастная динамика.
Заключение Данная работа посвящена анализу особенностей эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста детей с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. В работе доказана гипотеза, которая гласит, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозами умственная отсталость и задержка психического развития отмечаются количественные и качественные различия в показателях сформированности умений узнавать, понимать, дифференцировать и соотносить разные эмоциональные состояния на различном стимульном материале. Кроме того, в результате наблюдения за детьми с нарушенным развитием в различных естественных для него ситуациях, были выявлены некоторые особенности эмоционального развития, характерные для определённых возрастов и видов дизонтогенеза. В связи с этим развитие эмоционально - личностной сферы и коррекция её недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками). Дети с задержкой психического развития относительно лучше различали основные эмоции, а именно - радость, горе, чем более сложные – испуг и удивление. Они также узнавали выражение обиды. Можно предположить, что дети с ЗПР хуже узнавали удивление, так как редко его испытывают. Эти дети с медленным накоплением опыта и задержкой развития мыслительных операций часто неспособны оценить новизну и необычность факта, и поэтому он не вызывает удивления. Многие дети с умственной отсталостью плохо дифференцировали все базовые эмоции. Нейтральному выражению лица испытуемые с задержкой психического развития и умственной отсталостью чаще всего приписывали чувство грусти. Это может указывать на повышенную тревожность и негативный опыт общения. Умственно отсталые младшие школьники не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, у них снижены возможности в опознании основных эмоциональных состояний по выражению лица относительно учеников массовой школы. У детей с умственной отсталостью имеются более грубые нарушения в овладении невербальным компонентом общения, чем у детей с задержкой психического развития. Умственная отсталость и связанное с ней недоразвитие речи явились главной причиной недостаточного понимания эмоциональных состояний. У детей данной категории имеются затруднения в интерпретации невербального поведения, что свидетельствует о недостаточности знаний и представлений о психических состояниях людей, выражаемых с помощью невербальных знаков, о слабой направленности сознания на познания внутреннего мира личности и особенностей ее эмоциональной сферы. Дети с задержкой психического развития при рассматривании картин плохо отражают выразительные средства, которые воспринимаются ими изолированно, вне связи с эмоциональными состояниями действующих лиц и общим эмоциональным фоном, но, несмотря на это, умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития имеют реальную возможность овладения элементами общения между людьми, понимания невербальных компонентов. Детям дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственна положительная возрастная динамика, относительно особенностей эмоционально - волевого развития. Можно сделать вывод о необходимости специальной коррекционной работы, направленной на расширение и уточнение понятий, обозначающих эмоции и чувства, на развитие способности правильно обозначать и понимать свои и чужие эмоциональные проявления.
Список литературы 1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обучения по степени "Психология". - М.: Смыс. Академия, 2002. -416с. 2.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. -391с. 3.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. -299с. 4.Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. -685с. 5.Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. -496с. 6.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992. -368с. 7.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995.-390с. 8.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М. МГУ, 1987.-175с. 9.Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: дис... канд-та психол. наук: Ярославль, 2005. - 217 с. 10.Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М.: 2000.-208с. 11.Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с. 12.Дмитриева С.А. Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук: Красноярск, 2006.- 180 с. 13.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.: 2005.-368с. 14.Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998. 15.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1996.-512с. 16.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития.- СПб.: 2007.-168с. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.-224с. 18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. -752с. 19. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев: 2002.-416с. 20.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с. 2 1. Капитоненко Н. В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Капитоненко Наталья Владимировна - Москва, 2009.-206с. 22. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.-124с. 23. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002. -225с. 24. Левин В. Психологический анализ понятия душевной болезни / Психол. Журнал. – 1999, № 3. 25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1999.-320с. 26. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: 2006 г.-197с. 27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., 1980. - С. 36-46. 28. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2001, № 6. 15-19 с. 29. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.- 287с. 30. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. -176с. 31. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001,№ 1. – 37с. 32. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 2004, № 3. 33. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1999. -281с. 34. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: 2002.-217с. 35. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2001.-320c. 36.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: “Academia“, 2001.-272с. 37.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.- 416с. 38. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.// Дефектология, №4, 2000.-36с. 39. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. – М.: Педагогика, 2000.-210c. 40. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. – М: Просвещение, 1959 – 156с. 41. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002.-106 с. 42. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. -176с. 43.Романова М.В. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук: Москва, 2006.- 237 с. 44.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамики. – Воронеж, 2000 45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.-712с. 46.Селютина Н.В. Сформированность некоторых аспектов эмоциональной регуляции поведения у детей 6-7 лет с эмоциональными нарушениями // Аутизм и нарушения развития. - М., 2007.- № 1.1-11с. 47. Специальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред.В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.-192с. 48.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990. - 184 с. 49. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: дис. д-ра психол. наук; Н. Новгород, 2006.- 353 с. 50. Шкляр Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта: дис. канд-та психол. наук; Н.Н.2008.-284 с. 51. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М, 1966. - 291с. Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
|