Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора социологической информации





Наблюдение. Этот метод связан с непосредственным восприятием событий и позволяет изучать социальные явления в естественных условиях. Он оказывается главным при изучении скоротечных или редких социальных явлений. Различают включенное и не включенное наблюдение. В первом случае социолог смотрит на протекающее явление как бы со стороны, с позиции стороннего наблюдателя. В другом случае он включен в сам социальный процесс (митинг, забастовку, трудовой коллектив и т. д.), наблюдает его изнутри.

Работа с документами. Этот метод сбора первичной информации является весьма информативным, т. к. документы обычно достаточно полно отражают духовную и материальную жизнь общества. К документам, которые изучают социологи относятся акты государства, материалы переписей населения, статистические сборники, научные и художественные публикации, материалы СМИ, выступления политиков, письма людей и др. Разновидностью данного метода является контент-анализ. Это чисто количественный метод, принципиально отличающийся от традиционного качественного анализа документов. Например, изучение количества каких-либо слов, фраз, контекстов, упоминаний авторов и т. д. позволяет объективно выявлять особенности того или иного социального явления. Контент-анализ позволяет преодолеть неизбежный субъективизм при содержательной интерпретации данных.

Социологический опрос. Цель опроса – получение информации о мнениях и отношении людей по самым разным вопросам. Другими словами, получение данных об общественном сознании. Этот метод широко используется в маркетинговых исследованиях. Опрос имеет две основные формы: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование подразумевает самостоятельное заполнение анкеты (ответов на поставленные в анкете вопросы) респондентом (т.е. опрашиваемым). Разновидностью анкетирования является почтовый опрос. В ходе интервьюирования вопросы респонденту задает и фиксирует ответы интервьюер (человек, который берет интервью), соблюдая заданную процедуру. Опрос является достаточно сложной разновидностью социально-психологического общения. Это связано как с содержанием анкеты, так и с ситуацией, в которой опрос проводится и др.

Специфическими разновидностями интервьюирования являются направленное, фокусированное и глубинное интервью. Их цель – обратить внимание респондента на определенную проблему. В случае глубинного интервью идет свободная беседа, задается лишь общее направление разговора, а ответы фиксируются как можно полнее. Все большее распространение получает телефонное интервью и уличный опрос. Разновидностями анкетирования являются групповое анкетирование, почтовый опрос, интернет-опрос и др.

В ходе опроса задаются два типа вопросов: открытые и закрытые. В открытых вопросах варианты ответов не приводятся, человек вписывает свою формулировку ответа. В закрытых вопросах приводится список альтернативных ответов.

Социологический эксперимент. Это один из самых трудных методов сбора социологической информации. Только эксперимент позволяет необходимое число раз повторить специально созданную экспериментальную ситуацию, проследить особенности действия определенного фактора, направление, величину и продолжительность происшедших изменений. Разработаны различные типы социологического эксперимента.

Методики изучения малых групп (методы социометрии). Например, метод фокус-группы. В данном исследовании члены малой группы опрашиваются не по отдельности, а путем общего обсуждения поставленных вопросов и совместного формулирования даваемых группой ответов. При этом обсуждение проходит по заранее заданному сценарию. Метод фокус-групп позволяет выявлять отношение конкретных групп к различным социальным явлениям.

Метод экспертных оценок. Этот метод чаще всего используется при необходимости прогнозирования развития той или иной социальной ситуации. В данном случае социолога интересует мнение компетентных в соответствующей области людей.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию