Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диссидентское движение





С 1964 г. нача­лось ужесточение идеологического режима, постепенное сведение на нет либеральных начинаний, затухание критики культа лично­сти, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Это вызвало ответную реакцию, породив диссидентское дви­жение («движение инакомыслящих). Правозащитное движение под­креплялось молодежными выступлениями в различных регионах СССР.

Кризис в экономике, идеологии шел параллельно с кризи­сом в духовной сфере. СССР стал терять ранее завоеван­ные позиции, и в том числе в освоении космоса (США осуществи­ли престижный проект высадки на Луне, первыми создали косми­ческий корабль многоразового использования). Подобные процессы шли и в области культуры. Здесь со второй половины 1960-х гг. резко усилился диктат власти с целью сохранения своего господства. В КГБ было создано Пятое главное управление для борьбы с идеологическими диверсиями. Произош­ло ужесточение цензуры.

Существовавшая политическая система сохранила свою преемственность с властными институтами предшествующих де­сятилетий. Важнейшими ее аспектами было отрицание принципа разделения властей, парламентаризма, политический монополизм и превращение партийных структур в государственные на всех уровнях управления обществом. Представительные органы во многом имели декоративное значение.

Исполнительные органы подменяли законодательные, пло­дили бесчисленные инструкции и приказы. Они же фактически командовали и судом.

3.КПСС и общество

Процессы, происходившие в КПСС, во многом определяли общественное развитие. Партия продолжала наращивать свое влияние в обществе. В 70-е годы практически не осталось пред­приятий, строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных за­ведений, в которых не было бы первичных парторганизаций. Чис­ло членов партии выросло с 12,4 млн. в 1966 г. до 19 млн. в 1985 г.

Средством разрешения идеологических трудностей стала концепция «развитого социализма». XXIV съезд КПСС (1971 г.) констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество. XXV съезд КПСС (1976 г.) декларировал, что КПСС стала партией всего на­рода, оставаясь партией рабочего класса. Партаппарат обрастал все но­выми привилегиями, а разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался.

В 1977 г. принята Конституция СССР «развитого социализма». В своей 6-ой статье она закрепила монополь­ное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро ее политической системы. Стало налицо сращиванием многих представителей партийно-государственной номенклатуры с "теневой" экономикой и преступным миром. Обороты подпольных дельцов в 70-е годы становились милли­ардными. Созданный ими подпольный рынок поддерживал развали­вавшуюся экономику. О крайне неблагополучном по­ложении дел с общественной моралью говорили факты возникновения на территории СССР неофашистских групп и организаций. Далека от идеальной была ситуа­ция с межнациональными отношениями: события в Нагорном Карабахе, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Средней Азии, Прибалтике.

С 1967 г. по 1985 г. деревню ежегодно покидало 700 тысяч человек. Усилилась неравномер­ность экономического развития различных регионов СССР, что вело к росту сепаратистских настроений.

Не достигнуто превосходство в экономическом соревновании с капиталистической системой. Единственная область, в которой был достигнут успех ценой ги­гантского напряжения сил была военная. В 70-е гг. СССР добился военно-стратегического паритета с США.

Время правления Л.Брежнева вошло в историю как «за­стойный период».

4.Правление Ю.В. Андропова и К.У.Черненко

По мере нарастания кризисных явлений вызревали силы, способные вступить с ними в борьбу. Наиболее ярким их предста­вителем стал Юрий Владимирович Андропов, пришедший к вла­сти в ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева и начавший борьбу за возрождение ленинской концепции социализма с учетом реалий своего времени с укрепления трудовой и государственной дисциплины, борьбы с коррупцией.

Как личность Ю. В. Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Он был человеком острого и цепкого ума, выделялся ответственным отношением к делу, зная реальную ситуацию в стране и обществе. К данной ха­рактеристике можно добавить высокий уровень культуры, личную скромность и бескорыстие. Одновременно с этим, как политик своего времени он был явным представителем жесткой, силовой манеры действий.

Андропов стремился добиться улучшения дел на всех участ­ках социально-экономического развития страны, используя команд­ные методы. Основная ставка делалась на укрепление управленче­ской, трудовой, партийной дисциплины. За 15 месяцев - с середины ноября 1982 г. до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союз­ных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК КП союзных республик.

Мероприятия по наведению порядка и дисциплины дали определенный эффект, привели в действие ряд резервов, позволи­ли временно заблокировать развитие негативных тенденций. В 1983 г. статистикой были зафиксированы самые высокие темпы развития экономики страны с начала 80-х гг. Если в 1981-1982 гг. они составили 3,1 проц., то в 1983 г. - 4,2 проц.

Как политик Андропов реалистически оценивал социаль­но-политическое положение страны. Им была высказана мысль о значительности исторической дистанции, отделявшей страну от высшей стадии коммунистической формации. Андропов был ини­циатором идеи школьной реформы, выдвигал предложения по кадровой политике, разграничению властных функций партии и Советов, идеологической работе. Его болезнь изменила соотноше­ние сил в пользу консервативного крыла высшего партийного ру­ководства.

С конца сентября 1983 г. функции первого лица стал выполнять К.У. Черненко, Ю.В. Андропов быстро угасал. Смерть наступила в феврале 1984 г. По ряду данных, не исключено, что, проживи он дольше, модернизация советского социума могла бы пойти по китайскому варианту - т. е. постепенно и медленно, но в направлении либерализации общественных отношений.

Приход Константина Устиновича Черненко к власти озна­чал возврат к устоявшимся при Л. И. Брежневе порядкам. Трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. «Он был смертельно больным человеком, - писал бывший член Политбюро ЦК КПСС П. Е. Шелест, - в роли, которую он выпол­нял, на него было жалко смотреть».

Экономические показатели развития страны в 1984 г. резко поползли вниз, обозначая приближение глубокого кризиса. Веро­ятно, именно месяцы правления страной К.У. Черненко сыграли роль последнего довода, убедившего группу партийно-государственных руководителей высшего звена в необходимости крутого поворота.

В 70-80-е годы произошло существенное размывание ха­ризмы политического лидера, прежде всего, в лицах Л. Брежнева и К. Черненко. Этому способствовали как политическая неспособ­ность высших руководителей разрешить проблемы, возникшие в обществе, так и их физическая немощь, порочная страсть к чинам, званиям и наградам.

В целом, в течение четырех последних десятилетий СССР прошел сложный исторический путь: от ужесточения личной власти Сталина, затем либераль­ных начинаний периода «оттепели», их свертывания и стабилиза­ции, укрепления позиций партийно-государственной бюрократии до неуклонного скатывания в состояние экономической стагна­ции, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС стал естественной реакцией здравомыслящих сил в руководстве страны на нарас­тающую угрозу тотального кризиса.

 


Лекция №9

М. С. Горбачев и «Перестройка»

В конце 1970-х гг. продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое от­ставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. В правящей элите постепенно сложилась группа руково­дителей (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе и др.), готовая пойти на опреде­ленные перемены. В марте 1985 г. М.С. Горбачев, став Генераль­ным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, ко­торый впоследствии получил название «перестройка».

На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, большая роль отводилась развитию машиностроения, а также ак­тивизации «человеческого фактора»: определены меры по укреп­лению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т. д. Однако огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. чело­век) глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении ре­форм консервативными силами».

В 1987-1988 гг. в экономической сфере были приняты законы о госпред­приятии и о кооперации. Первый - способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный госу­дарственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вы­звал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, значительный рост заработной платы (в 1987-1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не со­провождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народ­ного хозяйства, усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обо­стрилась ситуация на потребительском рынке, все большее коли­чество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атом­ной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, неже­лание и неумение руководства последовательно идти курсом глу­боких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Борис Николаевич Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на ок­тябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве, последовавшая отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего возвращения Ельцина в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской поли­тической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной пар­тийной конференции в апреле 1988 г., предусматривавшие со­единение с «социалистическими ценностями» некоторых элемен­тов политической доктрины либерализма. Был про­возглашен курс на создание правого государства, внедрение прин­ципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

В 1989-1990 гг. фак­тически социально-политические процессы в стране вышли из-под контроля Горбачева. Происходило неуклонное смещение движущей силы реформационных процессов от центральной власти - на места, от либерально настроенной бюрократии - к массовым движениям, новым партиям. В обществе быстро шло формирование многопар­тийной системы и становление политического плюрализма. В 1988-1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка: «Демократический Союз», «Демо­кратическая партия России», объединение «Демократическая Рос­сия» и др. Социал-демократическое направление было представ­лено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память».

В союзных республиках на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения возникли народные фронты, которые быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных го­сударств: Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Украина, Армения и Грузия. В качестве по­литического противовеса этим движениям с помощью центра возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило пре­имущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою леги­тимность в ходе первых демократических выборов в новые орга­ны представительной власти весной 1989 г. Поли­тическим форумом, где сталкивались общественные силы различ­ной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. На базе Межрегиональной депутатской группы(Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, Г.X.Попов, А.Д.Сахаров) формировались многие политические движе­ния либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной пар­ламентской демократии западного толка. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитиро­ванная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно от­ветить на вызов времени.

Начался массовый выход из партии (в 1989 г. - 140 тысяч человек, в 1990 г. - 2 миллиона 712 тысяч). Из КПСС вышла боль­шая часть компартий - Литвы, Латвии, Эстонии, организовавших самостоятельные партии социал-демократического типа. Фактиче­ски прекратили свое существование компартии Грузии, Армении, Молдовы. Внутри КПСС окончательно оформилось несколько идейно-теоретических течений и платформ: «Демократическая платформа» (Афанасьев, Ельцин, Лысенко, Шостаковский), «Мар­ксистская платформа» (Бузгалин, Калганов, Липицкий) и др. По­сле XXVIII съезда партии (в 1990 г.), который, по замыслу Горба­чева и его окружения, должен был консолидировать центристские силы в КПСС, партию покинули сторонники ее радикального об­новления. КПСС вынуждена была формально отказаться от монополии на власть и конституционного закреп­ления своей «руководящей» роли в обществе.

Однако партийно-бюрократическая номенклатура сохраняла на­дежду восстановить свою власть и влияние.

2.Межнациональные конфликты

Опасным очагом поли­тического и социального напряжения стали межнациональные конфликты: спор между Арменией и Азербайджаном по проблеме Нагорного Кара­баха, сотни людей стали жертвами национальной розни в Фергане (1989 г.) и в Ошской области Киргизии (1990 г.). Конфликт между властями Грузии и грузинскими автономиями (Южная Осетия, Абхазия) вылился в вооруженное противостояние с много­численными жертвами. Резко обострились отношения между Ки­шиневом и Приднестровьем.

Стремясь удержать власть на местах, союзное руководство предпринимало попытки стабилизировать ситуацию с помощью силы. Однако использование войск в Тбилиси (апрель 1989 г.), в Баку (январь 1990 г.), в Вильнюсе (январь 1991 г.) вызвало волну возмущения и лишь усилило политическое противостояние между центром и республиками.

Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением экономического положения страны: увеличивался товарный дефицит, росла инфляция, летом 1989 г. началось забастовочное движение в шахтерских регионах. Была предпринята попытка разработать совместную экономическую программу с учетом предложений «центристов» (Горбачев) и «демократов» (Ельцин). Летом 1990 г. под руководством экономиста Г.Я. Явлинского был подготовлен проект перехода к некоторым эле­ментам рыночной экономики за 500 дней. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Складывавшаяся было коалиция «центристов» и «демократов» была взорвана, а состояние экономики продолжало ухудшаться.

Этап с вес­ны 1990 по август 1991 гг. характеризовался переходом к прези­дентской форме правления (в марте 1990 г. на этот пост Верхов­ным Советом СССР был избран М.С.Горбачев), дальнейшим ухудшением экономического положения и углублением кризиса советской федерации. Проведенный в марте 1991 г. первый в со­ветской истории Всесоюзный референдум о будущем Союза ССР, несмотря на победу сторонников единого государства (76,4 про­цента голосовавших), не изменил ситуацию, т.к. фактически не со­стоялся именно в республиках, стремившихся обрести государственную независимость (Литва, Латвия, Эстония, Молдо­ва, Армения, Грузия).

В апреле 1991 г. начался «новоогаревский» переговорный процесс, в ходе которого слабеющий центр и союзные республи­ки, «национализировавшие» его властные полномочия, попыта­лись найти взаимоприемлемый компромисс и разработать новый союзный договор.

Date: 2015-09-24; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию