Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5. Проблема истины в философии





В гносеологическом смысле, когда речь идет об истине, имеется в виду истинное знание. Знания могут быть как истинными, так и ложными.

Какие знания считать истинными?

Представитель античной философии элеат Парменид различал два пути познания: путь мнения – ошибочный путь чувственного познания и путь истины – верный путь логического мышления. Другой древнегреческий философ Платон утверждал: кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, а тот, кто говорит о них иначе, - лжет.

В истории философии сложился ряд концепций истины: классическая, когерентная, прагматическая, семантическая, диалектико-материалистическая и др.

Классическая, или корреспондентская, концепция истины существует со времен Аристотеля, который считал, что истинность суждения заключается в его соответствии фактическому положению вещей. В этой концепции в качестве истинных принимаются только дескриптивные предложения (т.е.имеющие характер описания). Однако признание того, что истина может соответствовать любой реальности, приводит к логическому противоречию в форме «парадокса лжеца»: можно ли считать истиной высказывание лжеца о том, что он лжет.

Когерентная ( от лат – сцепление, связь)концепция истины связывает истинность знаний с их самосогласованностью, внутренней непротиворечивостью. Эта концепция пытается учитывать сложный характер логических конструкций, их последовательность и системность, однако она не решает проблему когерентности теорий по отношению к самой реальности (американский философ Н.Решер).

Прагматическую (от греч. - дело, действие) концепцию истины развили американские философы Ч.Пирс и У.Джемс, которые подчеркивали роль практической активности в познании: наши убеждения являются зависимыми от нашей практической деятельности. Человек может установить не соответствие знаний действительности, а только их эффективность, практическую полезность. Поэтому полезность и есть основная ценность знаний, именуемая истиной.

Семантическая (от греч. – обозначающий) концепция истины разработана польским логиком и математиком А.Тарским в логическом плане и предъявляет два требования к истине: быть по содержанию адекватной (соответствовать материальной действительности) и быть формально непротиворечивой. Так, предложение «Снег белый» - истинно, если и только если снег бел. По мнению Тарского, избежать парадоксов типа «Лжец» можно не в естественном, а только формализованном языке, где есть строгие правила составления предложений из слов.

Диалектико-материалистическая концепция истины включает в себя представления об объективной истине, абсолютной и относительной истине, о конкретности истины и о практике как критерии истины.

Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от воли и сознания людей и которое адекватно (правильно) отражает предметы и явления действительности, т.е.соответствует им.

Объективная истина включает в себя абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина – это:

1) полное исчерпывающее знание о мире в целом, гносеологический идеал;

2) элементы знания, которые не подлежат уточнению и опровержению в будущем. Например, утверждение, что планета Земля в настоящее время населена людьми, - абсолютная истина.

Относительная истина – это:

1) неполное, неисчерпывающее знание о мире в целом;

2) те элементы знания, которые будут в дальнейшем уточняться и развиваться. Например, утверждение, что вещество состоит из далее неделимых частиц – атомов, - относительная истина.

В знаниях отделить абсолютную истину от относительной истины очень трудно. Диалектика абсолютной и относительной истин: всякая относительная истина включает в себя моменты абсолютной истины, а абсолютная истина складывается из совокупности относительных истин.

В истории философии наблюдался отрыв абсолютной истины от относительной истины в догматизме и релятивизме.

Догматизм – это направление, отрывавшее абсолютную истину от относительной истины и игнорирующее роль последней.

Релятивизм – это направление, отрицающее наличие абсолютной истины в человеческих знаниях.

Разновидностью релятивизма является конвенционализм, согласно которому научные истины – это результат соглашения между учеными.

Конкретность истины означает, что всякое суждение имеет свои временные и пространственные границы.

В качестве высшего критерия истины в марксистской философии называется материальная практика: опыт, эксперимент, промышленность, а в конечном счете – вся общественно-историческая практика людей.

В неопозитивизме и постпозитивизме критерий научной истинности связывается с эмпирической проверкой: основными методологическими средствами определения истины здесь выступает верификация (верифицируемость) и фальсификация (фальсифицируемость).

Верификация (от лат. – доказательство, подтверждение) – процесс установления истинности научных утверждений посредством их соотнесения с реальностью с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. Если утверждение нельзя непосредственно соотнести с фактами (например, идеализированные или абстрактные объекты), тогда из данного утверждения выводят следствие, которое можно эмпирически проверить (наблюдать или измерить). Это косвенная верификация. Верификация используется в методологии неопозитивизма.

Фальсификация (от лат. – ложный) – процедура установления ложности теории или гипотезы в результате ее эмпирической проверки.

В методологии постпозитивизма у Карла Поппера фальсификация используется как критерий научности: всякая научная теория и гипотеза должна допускать возможность своего опровержения. В противном случае она не может прийти в столкновение с фактами, т.е. не говорит ничего о мире, и поэтому является ненаучной.

В герменевтике (от греч. – истолкование, искусство) научное познание признается не единственным и даже не универсальным способом познания мира. Представитель этого направления немецкий философ ХХ века Ханс Гадамер выделяет три основных способа постижения истины: эстетический, исторический и языковой. Причем, понимая язык как особую реальность, он утверждает, что языковая интерпретация текстов позволяет понять мир и действительное бытие людей в мире.

Представитель постмодернизма французский философ ХХ века Жак Деррида центральной познавательной проблемой считает осмысление текста методом деконструкции: разложение структуры текста и восстановление его смысла путем переписывания мысли в другой форме (с отсылкой к другим текстам). При этом критерием «перевода» текста для постмодернистов служит красота слова или наслаждение (французский философ Ролан Барт).

Date: 2015-09-24; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию