Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Уровни познания действительности





В процессах познания обычно выделяют два основных уровня отражения действительности: чувственную ступень и рациональную ступень познания (живое созерцание и абстрактное мышление).

Поскольку процесс познания есть процесс накопления знания, а знание есть способ существования идеального сознания, то чувственное и рациональное отражение существуют в виде идеальных образов.

Чувственное познание – это улавливание внешних, лежащих на поверхности свойств. Основные формы чувственного отражения – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение есть результат воздействия предметов объективной реальности на органы чувств (их пять). Примеры ощущений: белый, сладкий, шероховатый, громкий, душистый.

Восприятие – это целостный чувственный образ предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Например, образ отдельного человека.

Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше; это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств; эти образы воспроизводятся по памяти. Например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше.

Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но дает лишь поверхностное, неполное знание о предметах, не позволяя познать предмет в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний есть знания, истинность которых устанавливается опосредованно, с помощью других знаний, не опирающихся на показания органов чувств. Эти знания появляются в результате рационального познания, абстрактного мышления.

Основные формы рационального отражения: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений.

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из одних суждений выводятся другие, новые суждения.

Процесс познания сопряжен с творчеством, т.е. созданием нового. В научном и техническом творчестве существенную роль играют воображение и интуиция.

Интуиция – это прямое усмотрение истины без предварительного логического доказательства. За этой способностью стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания.

Воображение – способность человеческого сознания создавать новые чувственные или мысленные образы на основе полученных от

действительности впечатлений. Разновидностью творческого воображения является фантазия.

Фантазия – это нереальное сочетание реальных элементов.

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению а от него – к практике».

Две ступени познания, чувственное и рациональное, находятся в диалектическом единстве:

1) их определяемость со стороны практики;

2) их взаимодополняемость, неизбежность перехода от чувственного к рациональному и обратно как ответ на требование практики;

3) постоянное воспроизводство противоречия между чувственным и рациональным знанием, необходимость постоянного разрешения этого противоречия как внутренний фактор в развитии познания.

Date: 2015-09-24; view: 674; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию