Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Информационная деятельность человека. Информация. Информационные процессы. Информационное общество





Информация - явление несравненно более древнее, чем сам человек. Уже природа в ходе своей эволюции передавала зако­дированную информацию в растениях и живых организмах. А сколь богат информацией язык животных и птиц. С первых шагов своих люди ищут и находят новые средства передачи и хранения информации. Об этом рассказывают и наскальные рисунки, и ие­роглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и папирусы древних египтян, камешки абака и диски для пересыл­ки секретных сообщений у греков, о чем пишут изучающие вре­мена минувшие.

Однако никогда ранее человечество не накапливало инфор­мацию и знания столь стремительными темпами. Удвоение объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожидают­ся уже в ближайшем будущем, к 2000 году. Все это в известной степени застало людей врасплох. Как справиться с этим бушую­щим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как извлечь из монблана фактов и характеристик единственно верные, дающие ключ к решению проблемы? Как помочь человеку эффективно воспринять и усвоить, обработать и передать все это информа­ционное богатство? Не окажется ли Земля под информационным панцирем столь же недвижна и мертва, как некогда под ледни­ковым панцирем? Что несет человеку "великая эра информати­ки?"

К счастью, создавая проблему, люди, как правило, нахо­дят ее решение. Вплоть до средины XX века "информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) означала сведения. Академик А.Н. Колмогоров расс­матривает ее уже как первооснову новых перспективных отрас­лей науки и техники (кибернетики, теории управления и пр.), Проблема информации считается одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях НТР. В частности она характеризу­ется передачей информационных функций от человека к машинам

в самых широких масштабах. В последние три десятилетия полу­чил распространение и термин "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает термину следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно, но не исключитель­но для поддержания профессиональной и академической деятель­ности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам". Поскольку распространяющаяся информа­ция охватывает сотни миллионов, миллиарды людей, она стано­вится все более заметной материальной силой, воздействующей не только на технический вопрос, но и на экономику, на соци­альную сферу, на характер современного мышления. "Информаци­онная революция представляет собой важное звено "в сложной сети общественных явлений" сегодняшнего дня.

Информа́ция — сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации

За единицу количества информации было предложено принять"количество информации, передаваемое при одном выборе между равновероятными альтернативами". Эта наименьшая единица информации называется бит. Информация в один бит уменьшает неопределённость информационной системы в 2 раза.

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

· По объектам информационного взаимодействия:

· Человек — человек

· Человек — автомат.

· Автомат — автомат.

· Обмен сигналами в животном и растительном мире.

· Передача признаков от клетки к клетке

· Передача признаков от организма к организму

· По способу восприятия:

· Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

· Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

· Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

· Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

· Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

· По форме представления:

· Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

· Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

· Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

· Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

· Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.

· По назначению:

· Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

· Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

· Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

· Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

· По значению:

· Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.

· Достоверная — информация, полученная без искажений.

· Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

· Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

· Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

· По истинности:

· истинная

· ложная

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Основные информационные процессы

Сбор информации целеустремленное нахождение первичной информации(методы: наблюдение, измерение, опросы, анкетирование, тестирование и т.д)
Поиск информации нахождение нужной информации в информационных фондах(каталоги, справочники, поисковые системы и т.д)
Обрабатывание информации исполнение совокупности спланированных действий над имеющейся информацией с целью получения новой
Представление информации превращение информации к форме, наиболее удобной для её использования (методы: сортировка, систематизация, подача в табличной или графической форме)
Хранение информации обеспечение возможности воспользоваться найденной информацией в дальнейшем(носители информации-лазерные диски и т.д)
Передача информации перемещение информации в пространстве-от источника до потребителя(носители информации-звуковые, световые волны и т.д)
Защита информации введение определенных мер с целью предотвращения потери, повреждения или злоумышленного использования информации
Использование информации обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности

 

Date: 2015-09-24; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию